Программа внеурочной деятельности "Математика на 5"
рабочая программа по математике (9 класс)

Мезенева Радмила Матвеевна

Программа внеурочной деятельности "Математика на 5" рассчитана на учеников 9 класса. Рассмотрены вопросы 2 части экзаменационного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВД, 9 класс, 2 часть219.78 КБ

Предварительный просмотр:

      E:\МРМ.jpeg                                       

   

Программа предназначена для работы с учащимися 9 класса с целью повышения эффективности обучения их математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы и к дальнейшему математическому образованию. Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Содержание программы соответствует по тематическому содержанию программе по математике для 5-9 классов общеобразовательных школ.

Данный курс "Математика на 5» в 9 классе представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «Практико-ориентированные задания», «Уравнения, системы уравнений и неравенства», «Текстовые задачи», «Функции и графики»,  «Решение задач по геометрии». Курс рассчитан на обучающихся, желающих отлично подготовиться к ОГЭ и к дальнейшему изучению математики в школе или колледжах.

В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов.

Цели курса:

  • Коррекция конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в форме и по материалам ОГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задачи курса:

  • Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и геометрии.
  • Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета.
  • Формирование поисково-исследовательского метода.
  • Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий.
  • Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий.
  • Получение школьниками дополнительных знаний по математике.
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Планируемые результаты освоения программы курса

Личностные результаты:

  • Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни.
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к нравственным поступкам.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.
  • Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД

  • определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;
  • формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;
  • определять пути достижения целей и взвешивать  возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;
  • выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);
  • самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;
  • уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи;
  • уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;
  • умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;
  • умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями;

Познавательные УУД

  • умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
  • умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
  • умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
  • умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
  • умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений  на математическом языке;
  • умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;
  • умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления;
  • умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;
  • умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
  • умение строить доказательство методом от противного;
  • умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства;
  • уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
  • умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;

Коммуникативные УУД

  • умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;
  • умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;
  • умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;
  • корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контраргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;
  • умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели;
  • уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;
  • уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы.

Содержание курса

«Практико-ориентированные задания» Отработка задач № 4-5 КИМ ОГЭ.

Табличное и графическое представление данных, план и схема, извлечение нужной информации. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Вычисления и преобразование величин. Исследование простейших математических моделей. Проценты.

«Уравнения, системы уравнений и неравенства» Отработка задач № 20 КИМ ОГЭ

Квадратные уравнения. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Различные методы решений уравнений. Методы решения систем уравнений. Методы решения неравенств.

«Текстовые задачи»  Отработка задач № 21 КИМ ОГЭ

Решение задач на нахождение  средней скорости движения. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами. Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам.  Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью. Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу. Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов. Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание. Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.

«Функции и графики». Отработка задач № 22 КИМ ОГЭ.

Построение графиков функций (кусочных, рациональных, содержащих модуль). Исследование функции по ее графику. Выполнение заданий, содержащих параметр.

«Геометрические фигуры» Отработка задач № 23 КИМ ОГЭ.

Треугольники и углы. Четырехугольники. Окружности.

«Геометрическая задача на доказательство»

 Треугольники. Четырехугольники. Окружности

Тематическое планирование курса

Основные  виды внеурочной деятельности обучающихся: познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.

№ урока

Тема занятия

(№ задания в КИМ)

Основные виды деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

план

факт

Текстовые задачи -18 часов

1-2

Практико-ориентированные задачи

Составляют математические модели задач. Выполняют арифметические вычисления

2

9.09-16.09

3-4

Уравнения

Решают рациональные  уравнения различными способами

2

23.09-30.09

5-6

Системы уравнений

Решают системы  уравнений различными способами

2

7.10-14.10

7-8

Неравенства

Решают рациональные  неравенства различными способами

2

21.10-28.10

9

Задачи на нахождение  средней скорости движения

Составляют математические модели задач. Работают с моделью. Выполняют арифметические вычисления. Проводят анализ полученных результатов.

1

11.11

10-12

Задачи на движение

3

18.11-2.12

13-14

Задачи на совместную работу.

2

9.12-16.12

15-16

Задачи на проценты

2

23.12-13.01

17-18

Задачи на смеси и сплавы.

2

20.01-27.01

Функции и графики-10

19

Линейные функции

Строят графики различный функций, читают графики функций, описывают с помощью функций различные зависимости между величинами, интерпретируют графики зависимостей

1

3.02

20

Квадратичные функции

1

10.02

21

Гипербола

1

17.02

22

Кусочные функции

2

24.02-3.03

23-24

Дробно-рациональные функции

2

10.03-17.03

25-28

Функции, содержащие знак модуля

3

24.03-14.04

Геометрические задачи -6 часов

29-32

Геометрические фигуры.

Выполняет действия с геометрическими фигурами, решают планиметрические задачи на нахождение геометрических величин

4

21.04-12.05

33-34

Геометрические фигуры. Задачи на доказательство

Решают задачи на доказательство. Знакомятся с методами решения задач на доказательство.

2

19.05-26.05

Итого

34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Список литературы

  • ОГЭ 2019. Математика. Готовимся к итоговой аттестации.
  • ОГЭ 2019. Математика. Диагностические работы.Под ред. Ященко И.В.
  • Математика. Подготовка к ОГЭ 2019. Методические рекомендации. Ященко И.В. и др.
  • Математика. Подготовка к ОГЭ 2019. Модульный курс. Алгебра. Ященко И.В. и др.
  • ОГЭ 2019. Математика. Типовые тестовые задания. 50 вариантов заданий. Под. ред. Ященко И.В

Информационные ресурсы интернет

  • http://fipi.ru/ . Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ по математике.
  • http://reshuоge.ru/ . Сайт для подготовки учащихся к ОГЭ и проведения он-лайн тестирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...