Программа элективного курса для 10 класса «Математика и бизнес»
рабочая программа по математике (10 класс)

Белогуб Светлана Александровна

Данный курс включает в себя широкий перечень практических задач, касающихся бизнес- планирования и предпринимательской практики, который сопровождаются исчерпывающими решениями. Разбор таких задач позволит учащимся не только хорошо сдать ЕГЭ, но и подготовиться к будущей современной жизни.

Целью данного курса является расширение и систематизация знаний учащихся, подготовка их к более осмысленному пониманию теоретических сведений. Курс также имеет образовательное значение, он способствует развитию логического мышления и математической культуры учащихся.

Курс  поможет:

- подготовить школьника к успешному написанию теста ЕГЭ так, чтобы он      самостоятельно сумел набрать максимально возможное  для него количество баллов;

- сформировать у школьника психологическую готовность к тестированию и укреплению чувства уверенности в себе;

- приучить учеников к режиму работы «без перерыва» заниматься математикой с полной отдачей;

- применять свои знания в дальнейшей практической работе и в жизни

Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами и к необходимости анализировать какие-либо функции.

Задачи такого плана включены в содержание ЕГЭ по математике и часто оказывается не по силам учащимся.

Появление таких задач на экзамене далеко не случайно, так как с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умения выстраивать логическую цепочку рассуждений и уровень логического мышления учащихся.

Умения анализировать самые разные, часто незнакомые ученикам функции, одно из универсальных умений, необходимых школьникам в их дальнейшей жизни, а не только при изучении математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_kl._elektiv_.matematika_i_biznes.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для 10 класса

«Математика и бизнес»

                                                                                                                  Белогуб С. А.

Учитель математики  

       

п. Златоруновск


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Математика и бизнес» предназначена для учащихся и рассчитан на 34 часа.

Данный курс составлен на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».  
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  6. Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования от 09 марта 2004 г № 1312)
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологические правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20
  8. Примерная Программа: Сборник нормативных документов. Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованный Министерством образования и науки в РФ, - М,, 2016
  9. Образовательной программой общего образования МБОУ «Златоруновская СОШ им ГСС К.Ф. Белошапкина»
  10. Учебного плана МБОУ «Златоруновская СОШ им ГСС К.Ф. Белошапкина»
  11. Примерной основной образовательной программы ОУ. 

Программа элективного курса по математике предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математике за курс средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.

Курс рассчитан на учеников общеобразовательного класса, желающих основательно подготовиться не только к ЕГЭ, но и подготовиться к поступлению в ВУЗы. В результате изучения этого курса будут использованы приемы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать с математической литературой и выделять главное.

При изучении математики на углубленном уроне предъявляются требования, соответствующие направлению «математика для профессиональной деятельности»; вместе с тем выпускник получает возможность изучить математику на гораздо более высоком уровне, что создаст фундамент для дальнейшего серьезного изучения математики в вузе. Наряду с решением основных задач данный элективный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, интеллектуальное развитие учащихся.

Данный спецкурс поможет учащимся 10 классов расширить круг математических вопросов, не изучаемых в школьном курсе математики и систематизировать свои математические знания по следующим направлениям: «Задачи с экономическим содержанием», тем самым целенаправленно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Раздел «Задачи с экономическим содержанием» ориентирован на развитие у учащихся умений строить математические модели экономических ситуаций, исследовать эти модели, получать и интерпретировать выводы. Особенностью раздела является его нацеленность на формирование финансовой грамотности учащихся, анализ финансовых документов и реальных экономических проблем, практическую значимость результатов получаемых в ходе учебной деятельности, применение математических методов к решению задач реальной экономической практики, задач математических, экономических олимпиад, заданий для подготовки к ЕГЭ.

Формирование государственной системы объективного контроля качества образования является одной из актуальных задач, стоящих перед обществом и государством. К числу важнейших вопросов современной государственной политики в области образования относится обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на образование, прежде всего обеспечение равного доступа молодых людей к полному образованию.

Значительно изменена по сравнению с предыдущими моделями система оценивания заданий с развёрнутым ответом.

В последние годы в КИМах появились задачи, в которых необходимы расчеты, применительно к практической современной жизни. Решать возникающие в бизнес-среде перед предпринимателем задачи позволяют знания математических уравнений и неравенств, правил построения графиков элементарных функций, решения систем уравнений, а также знания из области теории вероятностей, комбинаторики и.т.д.

Данный курс включает в себя широкий перечень практических задач, касающихся бизнес- планирования и предпринимательской практики, который сопровождаются исчерпывающими решениями. Разбор таких задач позволит учащимся не только хорошо сдать ЕГЭ, но и подготовиться к будущей современной жизни.

Целью данного курса является расширение и систематизация знаний учащихся, подготовка их к более осмысленному пониманию теоретических сведений. Курс также имеет образовательное значение, он способствует развитию логического мышления и математической культуры учащихся.

Курс  поможет:

- подготовить школьника к успешному написанию теста ЕГЭ так, чтобы он      самостоятельно сумел набрать максимально возможное  для него количество баллов;

- сформировать у школьника психологическую готовность к тестированию и укреплению чувства уверенности в себе;

- приучить учеников к режиму работы «без перерыва» заниматься математикой с полной отдачей;

- применять свои знания в дальнейшей практической работе и в жизни

Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами и к необходимости анализировать какие-либо функции.

Задачи такого плана включены в содержание ЕГЭ по математике и часто оказывается не по силам учащимся.

Появление таких задач на экзамене далеко не случайно, так как с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умения выстраивать логическую цепочку рассуждений и уровень логического мышления учащихся.

Умения анализировать самые разные, часто незнакомые ученикам функции, одно из универсальных умений, необходимых школьникам в их дальнейшей жизни, а не только при изучении математики.

Формы и методы обучения в данном курсе традиционны для работы со старшеклассниками: это коллективный поиск решения, мозговой штурм, исследование ( при построении и анализе графиков сложных функций), практикумы по решению задач, самостоятельное решение тестовых заданий, групповая, парная и индивидуальная работа по поиску решения.

Результатом прохождения данного курса должны стать новые умения: внимательно изучать условия трудной задачи, анализ исходный положений и поиск решения.

Развитие аналитических способностей у школьников одно из главных условий успешной сдачи ЕГЭ в 11 классе и дальнейших успехов выпускников при обучении в  ВУЗах.

Для контроля усвоения курса предусмотрена система зачетов, самостоятельных  и контрольных работ, а также предполагается решение диагностических работ в системе «РЭШ».

Содержание программы

Тема 1: Как решать задачи из области бизнес-планирования.

Решения, которые принимаются в реальных производственных условиях при распределении различных ресурсов, управлении поставками, организации перевозок, размещении капитала, открытии своего дела и в других сложных ситуациях, связаны с переработкой огромных массивов информации и многовариантны. Таким образом, предприниматель должен обладать некоторыми специфическими чертами интеллекта, которые помогают ему принимать в своей деятельности эффективные решения.

Тема 2: Решение логических задач в предпринимательской практике.

Логичность ума является одной из основных черт интеллекта предпринимателя. Логический анализ является важным атрибутом при переходе от ситуации к прикладной задаче. Но этим не ограничивается роль логического мышления в процессе принятия решений. Существует связь между этой чертой интеллекта и гибкостью мышления.  Решение логических задач на планирование действий, отбор вариантов, нахождение закономерностей подводят человека к процессу моделирования, что и является важнейшей составляющей гибкости ума.

Тема 3: Решение прикладных задач из области теории вероятностей.

Одним из неотъемлемых элементов предпринимательской деятельности является риск. Он возникает в силу ряда причин. Основной среди них является присутствие случайностей во всех областях бизнес-практики. Как же ориентироваться и принимать  соответствующие решения  в мире случайностей? Существенную помощь в этом может оказать наука, занимающаяся изучением случайных событий и случайных величин - теория вероятностей. Она старается находить закономерности в мире случайностей, которые  и помогают человеку принимать эффективные решения в условиях неопределённости.

Тема 4:Решение задач на знание экономических законов и категорий.

В этой лаве рассматриваются основные законы рыночной экономики. А также некоторые вопросы. Связанные с предпринимательством и работой инвестора на фондовом и кредитном рынках. Без этих знаний очень трудно ориентироваться в рыночной ситуации. Принимать эффективные решения в конкретных условиях. Здесь ключевая роль принадлежит практическому использованию теоретического материала экономической науки.

Тема 5: Тесты оценки интеллектуальных способностей индивида.

Решение тестов, оценивающих интеллектуальные способности человека.

Календарно тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема урока

Изменения

1

Вводное занятие. Знакомство с задачами курса.

2

Перевод бизнес-ситуации в прикладную задачу.

3

Решение прикладных задач.

4

Анализ решения прикладных  задач.

5

Рассмотрение логических ситуаций.

6

Решение логических задач

7

Решение заданий ЕГЭ логическими методами.

8

Олимпиадные задания с логическими решениями.

9

Решение прикладных задач.

10

Перевод проблемных ситуаций в прикладную задачу.

11

Построение математических моделей при решении прикладных задач.

12

Уравнения и неравенства при построении моделей.

13

Бизнес-ситуация. Система уравнений для решения.

14

Решение задач на приготовление растворов с различной концентрацией.

15

Моделирование хозяйственной деятельности человека с помощью элементарных функций.

16

Решение задач с помощью функций.

17

Решение прикладных задач с помощью исследования функций.

18

Вероятностные задачи. Теоретические основы решения.

19

Метод оценок рисков в предпринимательской деятельности.

20

Составление математических моделей для решения прикладных задач.

21

Оценочные задания в ЕГЭ.

22

Задания на вероятность в ЕГЭ.( базовый уровень).

23

Задания на вероятность в ЕГЭ.( профильный уровень).

24

Знакомство с основными экономическими законами.

25

Проблема ценообразования  в предпринимательстве.

26

Решение прикладных задач.

27

Основные формы предпринимательской деятельности.

28

Рейтинговые задания в ЕГЭ.

29

Рынок труда и заработная плата.

30

Методика отбора персонала и оценка интеллектуальных способностей соискателей рабочего места.

31

Тесты профессиональных способностей.

32

Интеллектуальные тесты.

33

Психомоторные тесты. Проективные тесты.

34

Итоговое занятие. Рефлексия.

Список литературы:

1.Геометрия 7-11 классы (определения, свойства, методы решения задач в таблицах)Е.П Нелин. Илекса Москва 2015 г.

2. Математика и бизнес. В.Л.Лысенкер, Л.Ш.Лысенкер Москва Илекса 2011 г.

3. Математические тесты 10-11 класс Под ред. Ф.Ф Лысенко Легион Ростов-на –Дону 2008 г.

4. Алгебра 7-11 классы (определения, свойства, методы решения задач в таблицах)Е.П Нелин. Илекса Москва 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Бизнес-курс немецкого языка» для 11 класса

Элективный бизнес курс по немецкому языку предназначен для учащихся 11 класса.         Цель курса – обучить учащихся основам делового общения в устных и письмен...

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела»

Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Элективный курс 9 класс математика

Элективный курс по математике по подготовке к экзамену по алгебре и геометрии...

Рабочая программа учебного курса 9 класса "Математика вокруг нас"

Рабочая прогрпмма по предмету математика для внеурочной деятельности в 9 классе...

Программа по курсам 8 класс "Математика и я"

Программа  внеурочной деятельности по математике. Выбор данного направления в рамках предпрофильной подготовки обучающихся, во-первых, обусловлен тем, что программа имеет целью в н...