Рабочие программы, планы уроков
план-конспект урока по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
разработки программ. конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Геометрия в математике | 264.5 КБ |
зачет по теме "Четырехугольники" | 138.69 КБ |
План по теме "Квадратные корни" | 123.86 КБ |
Урок по теме "Тождество" | 191.85 КБ |
Урок по теме "Уравнение " | 98.94 КБ |
Урок по теме "Функция у=х2 и ее график" | 313.09 КБ |
урок по теме "Числовые множества" | 122.39 КБ |
Урок по теме "Квадратные корни" | 187.53 КБ |
Урок по теме "сравнение десятичных дробей" | 131.18 КБ |
урок по теме "Тождественные преобразования" | 164.34 КБ |
Уравнение вида х=а | 98.95 КБ |
Функция и ее график | 115.11 КБ |
Чтение изапись десятичных дробей | 116.33 КБ |
Арифметический квадратный корень | 153.47 КБ |
сложение и вычитание десятичных дробей | 129.95 КБ |
Округление десятичных дробей | 190.38 КБ |
тест. десятичные дроби | 83 КБ |
урок- обобщение по теме "Свойства функции" | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1. Тема: « Углы. Обозначение углов»"
Цель урока:
- Образовательные задачи: содействовать развитию у учащихся навыков построения углов, находить их на чертеже, умения их обозначать и читать.
- Развивающие задачи: развивать творческую сторону мыслительной деятельности; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.
- Воспитательные: способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся; воспитывать познавательную активность учащихся; прививать самостоятельность и любознательность.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация урока.
Встретились как-то два древнегреческих учёных Сократ и Гиппократ
Сократ: Скажи, как, по-твоему, что общего между мореплавателем, открывшим ранее неизвестный остров и художником, составившим новую, никем ранее не виданную краску?
Гиппократ: Скажу, что тот и другой подарили миру то, чего не было до них.
Сократ: А в чём, по-твоему, различие между мореплавателем и художником.
Гиппократ: Мне кажется, что мореплавателя правильнее было бы назвать открывателем: ведь ему удалось обнаружить некий объект (остров), существовавший и прежде, о котором, однако, никто ничего не знал. Художника правильно было бы назвать изобретателем, поскольку он создал нечто такое (краску), о чём никто ничего не знал, и это краска прежде вообще не существовала.
Сократ: Лучшего ответа на мой вопрос и не придумать! Скажи мне теперь, а кем следует считать математика: открывателем или изобретателем?
Гиппократ: Ты задал мне трудный вопрос. И всё же, давай разберёмся. Когда математик выступает как создатель нового понятия, которое исследует, он действует как изобретатель. Когда же он исследует понятие, созданное кем нибудь другим, высказывает об этом какие то новые утверждения или теоремы, то он уже действует как открыватель.
Сократ: Думаю, ты, верно судишь, дорогой Гиппократ, что математика можно считать и открывателем и изобретателем!
Сегодня, мы ребята с вами совершим пусть маленькие, но открытия. Давайте со всеми делиться теми идеями, которые придут нам в голову по ходу занятия. И не бойтесь, что скажите глупость- любая мысль может дать нам новое направление поиска.
3. Актуализация опорных знаний.
Вы имеете представление об «угле», давайте ваше представление об «угле» покажем с помощью тех предметов, которые лежат у вас на столе. И попробуйте объяснить свои построения. (спички, пластилин, вырезанные полоски бумаги, счётные палочки).
Слушаем детей, показывают работы.
Какие геометрические фигуры вам уже известны?
Что такое луч?
4. Изучение нового материала
Попробуйте сформулировать определение «Что такое угол»
Слушаем детей.
- На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой А. Проведите из точки А два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом. Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).
Совершаем совместно 1 открытие: Угол — это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало.
Стороны угла это лучи, образующие угол.
Вершина угла это общее начало лучей, образующих угол.
Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).
- Сколько углов получилось? (Четыре).
- Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).
- На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.
Обозначение угла: угол может быть назван по его вершине — угол М или тремя буквами — угол АМР, при этом буква, обозначающая вершину угла, должна быть в середине.
5. Физкультминутка.
Вы на славу потрудились,
И немного утомились,
Дружно скажем нам пора,
Сделать важные дела.
-Ребята, настало время для гимнастики глаз.
6. Закрепление нового материала.
Выполнить №297, 299, 300, 301.
7. Самостоятельная работа.
№303.
8. Итоги урока.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
-Я узнал…
-Я почувствовал…
-Я увидел…
-Я сначала испугался, а потом…
-Я заметил, что …
-Я сейчас слушаю и думаю…
-Мне интересно следить за…
Д/З: выучить п.11, решить №298, 302, 304, 307.
Подготовить сообщение история возникновения транспортира.
Урок №2. Тема: « Виды углов»
Цель урока:
- обучающая – формирование знаний об углах, различных их видах;
- развивающая – развитие речи, внимания, логического мышления;
- воспитывающая – воспитание аккуратности в построении углов, трудолюбия.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация урока.
В школе вы изучаете интересную и важную науку - математику. Сейчас она проникает почти во все отрасли знаний, являясь языком, на котором говорят другие науки. Раздел математики, где изучаются фигуры и их свойства, называется геометрией. Мы изучили очень важную и необходимую фигуру в геометрии – угол. И сегодня мы познакомимся с различными их видами.
3. Актуализация опорных знаний.
Проверка д/з.
Устный опрос:
1) Какую фигуру называют углом7
2) Назовите углы на рисунке. Назовите стороны и вершину угла.
3) Какие углы называются равными?
4)как называется луч, который делит угол на два равных угла?
4. Изучение нового материала.
Можно ли измерить угол с помощью линейки?
Для этого нам понадобится специальный прибор – транспортир
Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Из истории.
Когда же появился транспортир?. Оказывается эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году.. Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изобретение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.
А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.
Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
В зависимости от градусной меры углы бывают острые, прямые, тупые и развернутые.
Прямой угол - это угол, который по определению содержит 90 градусов.
Для получения модели прямого угла дети используют лист бумаги, сгибая его соответствующим образом.
Острым называется угол, меньший 90 градусов. Тупым называется угол, больший 90 градусов, но меньше 180 градусов. Развернутым углом называется угол, градусная мера которого равна 180 градусов.
5. Историческая пауза.
С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение(градус– от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему древние вавилоняне делили именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятеричная система счисления. Более то, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60(календарь вавилонян включал 360 дней).
Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута (часть градуса) и секунда( часть минуты). Названия “минута ” и “секунда” произошли от partes minutae primae и partes minutae sekundae, что в переводе означает "части меньшие первые" и "части меньшие вторые". В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке
6. Закрепление нового материала.
Выполнить №312, 313, 319.
7. Тест.
Верно или ложно? №326.
Разгадав кроссворд, вы узнаете еще один прибор для измерения углов.
ГРАДУС
ОБЛАСТЬ
ТУПОЙ
РАЗВЁРНУТЫЙ
ОСТРЫЙ
УГОЛ
ПРЯМОЙ
БИССЕКТРИСА
ТРАНСПОРТИР
ПЛАНИМЕТРИЯ
ВОПРОСЫ.
- Единица измерения углов.
- Любой угол разделяет плоскость на две…
- Угол, больше прямого.
- Угол, величина которого равна 180?.
- Угол меньше прямого.
- Геометрическая фигура, которая состоит из точки и двух лучей, исходящих из этой точки.
- Угол, равный 90?.
- Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла.
- Прибор для построения и измерения углов.
- Раздел геометрии, в котором рассматриваются свойства фигур на плоскости.
8. Итоги урока. Д/з.
Выучить п. 12, вопросы №311, решить №314, 320. 328.
Урок №3. Тема урока: «Измерение углов».
Цели:
1. Научить учащихся пользоваться транспортиром для измерения и построения углов;
2. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, воображение учащихся;
3. Воспитывать социальную компетентность
Ход урока.
1. Организационный момент.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2. Мотивация урока.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.
3. Актуализация опорных знаний.
На доске записаны величины углов. На какие группы их можно разбить?
Сосчитайте, сколько на чертеже острых углов? Прямых? Тупых?
Истинно или ложно моё высказывание? (учащиеся поднимают сигнальные карточки)
- все существующие углы прямые (ложно);
- нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить в градусах (ложно);
- смежные углы – это углы, у которых есть общая сторона (истинно);
- угол в 110º – развернутый (ложно);
- все ученики 5 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).
4. Изучение нового материала
Как вы думаете, с помощью какого инструмента можно измерить величину угла?
С помощью транспортира. Единицу величины угла называют градусом.
Практическая работа.
Каждому ученику выдается листок с изображением угла (у всех одинаково)
Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)
— Давайте сравним полученные результаты. Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)
— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).
— А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом:
1) Совместить вершину угла с центром транспортира.
2) Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира ( т. е совместить с 0º).
3) Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона.
4)Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду
5. Закрепление нового материала.
Решить №315, 317, 322.
6. Физкультминутка (учитель демонстрирует карточки с записями, которые должны сопровождаться определенными движениями учеников)
точка – наклоны головы влево-вправо;
развёрнутый угол - руки в стороны;
прямой угол - руки под углом 90;
острый угол - руки в стороны вверх, образуя острый угол;
тупой угол - руки в стороны, образуя тупой угол
7. Практическая работа по изготовлению прямого угла
Наш друг карандаш построил себе домик, но что-то в нем не так. Как вы думаете, ребята?
(Не ровные углы).
Правильно. Во всех домах углы должны быть прямые. Даже есть такая пословица: “Красна изба углами, а обед пирогами”.
Давайте поможем Карандашу исправить эту ошибку. Но как? Ведь у нас нет такого инструмента, которым бы можно было измерить прямой угол. Для этого нужен чертежный прямоугольный треугольник (показываю).
Пока Линеечка сходит за своим другом Треугольником, пройдет много времени. А Карандашу срочно нужен дом. В этом нам поможет обыкновенная газета.
Загните любой угол газеты вот так (показываю). А теперь сложите еще раз так, чтобы части линии сгиба совместились. Вот и получится прямой угол.
А вот и угольник пришел. Давайте проверим, у всех ли получился прямой угол. (Накладываем свои углы на прямоугольный треугольник.)
Исправляем углы дома.
Проверяем их при помощи своих углов и треугольника.
Дом улыбается
8. Итоги урока.
Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?
- Знать, как пользоваться транспортиром
- Составить алгоритм измерения углов.
- Уметь точно определять градусную меру угла.
- Уметь правильно определять вид угла
— А где ты в своей жизни встречаешься с углом?
9. Рефлексия
-Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики?
10. Домашнее задание
Выполнить № 316, 318, 323.
Построй «геометрический этюд» из углов (6-7) и измерь их градусную меру.
К геометрии способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай,
Повторяй, учи, трудись, соображай
С геометрией дружить не забывай.
Урок №4. Тема урока: «Измерение углов».
Цели:
- Образовательная: закрепление и обобщение знаний учащихся об углах, видах углов, развитие практических навыков по измерению углов и вычислению градусной меры углов.
- Развивающая: развитие умения обобщать, развитие интереса к изучаемому предмету.
- Воспитательная: выработать внимание, самостоятельность при работе на уроке.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока.
Как построить, как измерить,
Биссектрису провести,
Как сравнить и как отметить
И в тетрадку занести
Чтоб уметь решать задачи,
Выполнять чертежи,
На десятку не иначе
Всё усвоить вы должны,
Астроном ты иль конструктор,
Архитектор иль портной
Всюду угол очень нужен
Всюду важно знать о том
Где развёрнутый, где острый
Где прямой, а где тупой
Разобраться очень просто
Самому или со мной.
3. Актуализация опорных знаний.
«Верно или ложно?»
Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
- Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры?
- Единицы измерения углов: миллиграммы , килограммы?
- Единицы измерения углов: градусы, минуты?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
- Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°?
- Развёрнутый угол равен 180°?
- Прямой угол равен 160°?
- Прямой угол равен 90?
- Острый угол больше прямого?
- Острый угол равен прямому?
- Острый угол меньше прямого?
- Тупой угол меньше прямого?
- Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
- Угол, меньше 90° называется острым?
- Угол, больше 90° , но меньший 180° , называется тупым углом?
4. Закрепление умения строить углы, определенной градусной меры, и измерение углов.
Решить № 324, 327, 354.
5. Самостоятельная работа.
1)Измерить градусные меры углов.
2) Построить углы, заданной градусной меры. Назвать их вид.
6. Итоги урока. Д/з.
Выполнить № 390, 427.
Построить по одному углу каждого вида и измерить его.
Урок №5. Тема урока: «Многоугольники. Равные фигуры».
Цели:
- Образовательная: изучить понятия многоугольника и равных фигур
- Развивающая: развитие умения обобщать, развитие интереса к изучаемому предмету.
- Воспитательная: выработать внимание, самостоятельность при работе на уроке.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока.
Удивительная страна - Геометрия!
Фигуры и линии в ней живут,
Меряют, чертят и узнают:
Периметр, площадь, длину, ширину,
Диаметр, радиус и высоту.
Скорей собирай своих знаний багаж!
Готовь поскорее простой карандаш!
3. Актуализация опорных знаний.
Устный опрос:
- Как обозначают луч?
- Можно ли измерять длину луча?
- Как получить угол?
- Что называют вершиной угла, сторонами угла?
- Какие углы называются равными?
- Как сравнить два угла?
- Как называется луч, делящий угол пополам?
- Как сгибанием получить биссектрису угла?
- Для чего нужен угольник?
- Какие виды углов вы знаете?
- Где встречается прямой угол?
- Какому углу равна сумма двух прямых углов?
- При помощи каких единиц измерения находят величину угла?
- Что такое транспортир?
- При помощи какого инструмента измеряют углы?
- Какая фигура называется ломаной?
4. Изучение нового материала.
Сегодня нам предстоит познакомиться с новой фигурой – многоугольник.
Работа с учебником.
Что такое многоугольник?
Ответы учеников.
Какие виды многоугольников нам уже известны?
Ты на меня, ты на меня, ты на него-
На всех на нас смотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Он давно знакомый мой:
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны-
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…
Четыре вершины, четыре угла,
У каждого есть своя сторона.
Противоположные стороны
Могут быть равны,
А могут быть и разной длины.
треугольник, квадрат, прямоугольник.
Что нам известно об этих фигурах?
Какие элементы этих фигур?
Вершины, стороны.
Как их правильно назвать?
Выполнить №337, 338.
Что называется периметром многоугольника?
Решить № 339.
Какие фигуры называются равными?
5. Закрепление нового материала.
Выполнить № 341, 343
6. Из истории геометрии.
В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».
Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам предмет – геометрия, который вы будете изучать с 7 класса.
Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон одним из девизов своей школы провозгласил: "Не знающие геометрии не допускаются!". Было это приблизительно 2400 лет назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.
7. Самостоятельная работа.
Выполнить №347, 346.
8. Итоги урока. Д/з.
Выучить п.13.
Решить №340. 342, 344.
Подготовить сообщение «Из истории геометрии».
Урок №6. Тема урока: «Прямоугольник. Квадрат».
Цели урока:
- Образовательные: формирование понятие площади фигур, вывод формул площади прямоугольника и квадрата, понятия равных фигур и изучение их свойств, совершенствование вычислительных и графических навыков;
- Развивающие: развитие логического и творческого мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи;
- Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи воспитание доброжелательных отношений друг к другу, выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, друзья! Садитесь.
Мы урок наш начинаем,
Всем удачи пожелаем.
Вы друг друга поддержите
Постарайтесь, не ленитесь.
На 12 лишь трудитесь.
А дежурных прошу встать,
Кто отсутствует сказать.
2. Мотивация урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Устный счет:
Восстановите цепочку вычислений:
4. Повторение ранее пройденного материала.
Все эти фигуры можно назвать одним словом - многоугольники. А почему? (много углов).
А в чем измеряются углы? Градус в переводе с латинского языка - "ступень, шаг". Температура тела повышается… Стрелки часов идут по угловым градусам. Стрелки в 3 часа образуют угол в 90 градусов.
А какие виды углов вы знаете?
- Прямые
- Тупые
- Острые
В слове многоугольник замените слово "много" на любое число. Получим название геометрической фигуры. Обратите внимание у этих фигур сколько сторон, столько и углов.
Четырехугольники.
А это тоже многоугольники, но как их можно назвать по-другому. Это все четырехугольники. У них четыре угла и четыре стороны. Назовите вершины углов этого четырехугольника. Они называются вершинами четырехугольника. А отрезки, соединяющие две соседние вершины, называют сторонами четырехугольника.
К
М
А как называется отрезок МК? Диагональ. А давайте попробуем дать определение, что такое диагональ? Диагональ- это отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника. Диагональ переводится как "идущая из угла в угол" или " идущая через угол". (Учащиеся заполняют таблицу № 2)
А названия каких четырехугольников вы знаете с самого раннего детства. Какие многоугольники встречаются нам чаще всего в жизни?
5. Изучение нового материала.
Прямоугольник.
Прямоугольник - четырехугольник, у которого все углы прямые. А эта фигура прямоугольник?
Почему? Ведь у нее есть прямой угол? ( необходимо, чтобы все углы были прямые).
Найти прямоугольники вокруг нас.
Давайте исследуем эту фигуру и обнаружим какими свойствами, чем замечательна эта геометрическая фигура? (на столах вырезанные из цветной бумаги прямоугольники, дети опытным путем устанавливают следующие свойства:
- Противоположные стороны равны (объяснить слово противоположные)
- Диагонали равны (измеряют).
- Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам (измеряют).
- Стороны не пересекаются.
Квадрат.
А если у прямоугольника все стороны равны, то какая известная вам геометрическая фигура получится?
Квадрат - это четырехугольник, у которого все углы прямые и все стороны равны.
Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Давайте, обнаружим, какими свойствами, чем замечательна эта геометрическая фигура?
- Диагонали равны.
- Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
- Стороны не пересекаются.
- Разрезав по диагоналям, получим равные треугольники.
- Диагонали пересекаются под прямым углом.
Вспомним формулы для вычисления периметра и площади прямоугольника и квадрата.
Из истории.
В каждом доме есть измерительные приборы: это сантиметровая лента, линейка. Есть и другие измерительные приборы: часы, счетчик, термометр, счетчик электроэнергии и другие. Приборы на щитке автомобиля показывают, сколько в баке бензина, сколько километров автомобиль прошел. В магазине главный измерительный прибор – весы. Огромное количество приборов измерительных можно встретить на заводах, химических предприятиях, фабриках. Сельское хозяйство тоже невозможно без измерений. Агроном должен знать температуру почвы, количество семян, высеянных на участке, количество удобрений и так далее. Измерения – важнейшее дело в современной жизни. Но не всегда было так. Необходимость производить какие-либо измерения появилась позднее, когда люди стали жить большими группами и, когда начался обмен товарами. И, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, храмов и дворцов.
Например, в Англии: фут и дюйм, у нас, в Украине дюйм используется при нарезании резьбы для газовых труб. Это одна из мелких единиц. В переводе дюйм означает сустав большого пальца руки. Вы знаете сказку Андерсена “Дюймовочка” и теперь можете объяснить, откуда девочка получила свое имя.
Но сейчас во всем мире пользуются общепринятыми единицами измерений.
5. Физкультминутка (выполняется сидя на стульях):
Проведём, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так 8 раз –
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево
Стало гибким наше тело.
Ножки вытянем вперёд,
Влево, вправо поворот.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
6. Закрепление нового материала.
Решить № 361. 363, 366.
7. Самостоятельная работа.
Решить №368.
8. Итог урока. Д/з.
Какие утверждения правильны?
- Любой квадрат – прямоугольник.
- Любой прямоугольник – это квадрат.
- Любой четырёхугольник – это многоугольник.
О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата?
Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
Что на уроке было самым сложным, простым?
Д/з: выучить п.14, решить № 362, 364(1), 367.
Урок №7. Тема урока: «Треугольники и их виды».
Цели урока:
- Образовательные: формирование понятие треугольник, вывод формул периметра треугольника, совершенствование вычислительных и графических навыков;
- Развивающие: развитие логического и творческого мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи;
- Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи, воспитание доброжелательных отношений друг к другу.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сегодня проведу
У вас урок такой,
Который будет посвящен
Фигуре геометрической одной.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Все, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте
2. Мотивация урока.
Дорогие ребята! Сегодня у нас очередной урок математики. И я надеюсь, что он у нас пойдет как всегда живо и интересно, т.к. сегодня мы совершим путешествие по стране Геометрия. А о каких фигурах пойдет речь на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание.
3. Актуализация опорных знаний.
Дорогие ребята! Сегодня у нас очередной урок математики. И я надеюсь, что он у нас пойдет как всегда живо и интересно, т.к. сегодня мы совершим путешествие по стране Геометрия. А о каких фигурах пойдет речь на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание.
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день.
-Так, какой геометрической фигуре посвятим наш урок?
Ты на меня, ты на него,
На всех ан нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе, друзья,
Дружнее – не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать
4. Изучение нового материала
Так что такое треугольник?
-Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.
Что называется периметром треугольника?
Значит, что мы должны сделать, чтобы найти периметр? (1. измерить длину сторон; 2. найти их сумму).
Вот так выглядит формула периметра треугольников: Р = а + в +с
По этой формуле можно найти сумму длин сторон любого треугольника.
Сумма длин сторон треугольника называется…
Рассмотреть виды треугольников по величине углов и по количеству равных сторон.
Определить вид треугольников.
5.Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
6. Закрепление нового материала.
Решить №359, 365, 370.
7. Инсценировка.
Сказка «Треугольник и квадрат»
Жили - были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
« Почему ты злишься, брат? »
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя их все четыре ».
Но квадрат ответил: «Брат,
Я же старше, я – квадрат!»
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратом,
А проснёшься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он – нет квадрата…
Онемел…стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
8. Итог урока. Д/з.
Что такое треугольник?
- Назовите виды треугольников в зависимости от величины углов.
- Назовите виды треугольников в зависимости от равенства сторон.
- Назовите элементы треугольника.
- Как вычислить периметр треугольника?
Д/з: выучить п.14, решить № 364 (2), 371, 374.
Урок №8. Тема: « Обобщение и систематизация знаний по теме «Геометрические фигуры»».
Цели:
- Обобщения и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Геометрические фигуры»;
- Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное представление;
- Формирование поликультурной и социальной компетентностей.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация урока.
Я приглашаю вас в Софийский собор, который расположен в столице нашей родины - Киеве. Ведь не зря он признан государственным музеем - заповедником и отнесен к одному из «Семи чудес Украины» за свою красоту и уникальность.
Но чтобы продлить его существование, собор необходимо периодически реставрировать. А поскольку нам уже знакомы азы геометрии, без которой просто не обойтись ни строителю, ни архитектору, то мы смело можем отправляться на реставрацию этого « чуда Украины». И не забудем захватить свои знания о геометрических фигурах.
О, раскачай свой колокол, София!
Как тихо в Божьем храме без огня.
Лишь дышит ночь в ладони стен сухие,
Молитву побелевшую храня.
Да озарятся голоса глухие,
Как взгляд Марии перед Рождеством.
О, раскачай свой колокол, София!
Высоким горлом xлынь, горячий звон
3. Актуализация опорных знаний.
Этот замечательный собор был заложен в 1037 году. Разгадав кроссворд. Вы узнаете, по чьему приказу он был построен. (работа в парах)
| п | р | Я | м | а | я | ||||||
о | т | Р | е | з | о | к | ||||||
л | О | м | а | н | а | я | ||||||
б | и | С | с | е | к | т | р | и | с | а | ||
у | г | о | Л | |||||||||
| г | р | А | д | у | с | ||||||
к | В | а | д | р | а | т |
Вопросы:
1. Линия.
2. Часть прямой линии, ограниченная двумя точками.
3. Фигура, состоящая из нескольких отрезков, таких, что конец одного является началом другого.
4. Луч,проведенный из вершины угла, делящий его пополам.
5.Фигура, состоящая из двух лучей, исходящих из одной точки.
6.Единица измерения угла.
7.Четырехугольник.
Ответ: Ярослав Мудрый.
По его приказу в центре Киева был построен собор Святой Софии.
Хороший реставратор должен иметь хороший глазомер. На рисунках: сколько изображено квадратов, треугольников? (работа самостоятельная).
Ответ: 13 квадратов и 7 треугольников.
4. Выполнение заданий.
1). Реставратору не обойтись без умения выполнять необходимые измерения.
Задание: измерить градусные меры углов и с помощью кода разгадать имя украинского гетмана, который также внес свой вклад в строительство собора.
Каждый ученик получает карточки с углами, градусные меры которых равны 45, 60, 90, 120, 150, 60.
Шифр - код:
П
Е
З
А
М
45 60 90 120 150
Ответ: Мазепа.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
2) Не обойтись реставратору и без вычислений.
Задача: Длина собора без галерей 29м, ширина-28;с галереями: длина-55м, ширина-42м. На сколько площадь собора с галереями больше площади собора без галерей?
(Решение у доски).
Ответ: на 1498 кв. м.
Действительно, собор имеет очень сложную постройку. Первоначально он представлял собой храм с 13 главами. С трех сторон он окружен двухъярусной галереей, а снаружи нее еще более широкой одноярусной.
3). Геометрическая пауза.
Собор имеет пирамидальную композицию, цилиндрические своды, граненую форму апсидов.
Учащиеся подготавливают сообщения о пирамиде, цилиндре, призме, знакомят с их элементами, демонстрируя модели фигур. Сообщения сопровождают показом таблицы «Геометрия вокруг нас».
4).Реставратору также должны быть присущи пунктуальность и аккуратность.
Задание: обведите все линии фигуры, не отрывая карандаша от бумаги.
5). Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик 11 века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает … оттенков.
Узнать, сколько оттенков, мы сможем решив следующую «мозаичную» задачу.
Периметр фигуры 735 см.
Три одинаковые стороны имеют длину 68 см.
Найти длины трех оставшихся сторон, если известно, что они равны.
Ответ: 177см.
Такое количество оттенков насчитывает палитра мозаик собора.
Самая известная мозаика - Богородица «Нерушимая Стена»
5. Рефлексия.
Подведем итоги посещения Софийского собора.
Что вам запомнилось?
Чему научились?
Что нового узнали?
Что повторили?
Что было сложным?
(Ученики делятся впечатлениями по принципу «Микрофон»).
6. Домашнее задание:
Повторить п.11-14. Решить №№ 369, 373, 455.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Урок № 9. Тема: Контрольная работа по теме «Геометрические фигуры».
Цели:
1. Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Геометрические фигуры».
2. Развивать внимание, логическое мышление, письменную математическую речь;
3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация урока.
3. Контрольная работа (см. в разделе «В помощь учителю»)
4. Итоги урока.
Повторить п.11-14.
Урок № 10. Тема: Анализ контрольной работы.
Цели: 1.Формирование познавательных компетентностей;
2. Развивать внимание, умение мыслить нестандартно, память, формирование коммуникативной компетентности;
3.Формировать поликультурную и социальную компетентность.
Оборудование: доска, сборники, тетради для к/р и сигнальные карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация урока.
3. Подведение итогов к/р.
Разбор у доски типичных ошибок.
4. Индивидуальная работа над ошибками
5. Итоги урока
Повторить п.11-14. Решить №375, 531.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Запись десятичных дробей»
Класс: 5 УМК: А.Г. Мерзляк
ЗАДАНИЕ: выберите правильное решение. |
1) сорок пять целых и тридцать восемь сотых A. 54,3 B. 45,038 C. 45,38 D. 45,83 2) триста сорок девять целых и восемьдесят шесть сотых A. 943,86 B. 349,086 C. 943,68 D. 349,86 3) девяносто шесть целых одиннадцать тысячных A. 69,0 B. 96,0011 C. 69,110 D. 96,011 4) двадцать три целых девятьсот тридцать семь тысячных 23,00937 B. 23,739 C. 23,937 D. 32,937 5) шестьдесят семь целых две тысячные A. 76,200 B. 76,002 C. 67,200 D. 67,002 6) тридцать восемь целых сто девяносто шесть тысячных A. 38,0196 B. 38,196 C. 83,19 D. 83,691 7) сто двадцать три целых тридцать пять сотых A. 123,035 B. 321,35 C. 123,35 D. 123,0035 8) сто двадцать семь целых семьдесят семь тысячных A. 721,07 B. 721,0 C. 127,0077 D. 127,077 9) девятьсот двадцать шесть целых семь десятых A. 926,07 B. 926,7 C. 629,7 D. 926,007 10) пятьдесят семь целых девять тысячных A. 57,900 B. 57,9 C. 75,009 D. 57,009 11) четырнадцать целых шестьсот шестьдесят восемь тысячных A. 41,668 B. 14,668 C. 14,866 D. 14,00668 12) сорок одна целая пять десятых A. 14,5 B. 41,005 C. 41,5 D. 41,05 |
13. Какая часть квадрата закрашена? Запишите в виде обыкновенной и десятичной дроби в пустую ячейку таблицы.
14. Запишите соответствие десятичной дроби и равную ей обыкновенной дроби.
1. 2. 3. 4.
А.0,3042 Б.30,42 В. 3,042 Г.304,2
1. C | 8. D |
2. D | 9. B |
3. D | 10. D |
4. C | 11. B |
5. D | 12. C |
6. B | 13. 0,16 0,50 0,25 |
7. C | 14. 1 –Б 2--Г 3 –А 4--В |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Уроки хороших манер" (7-8 классы)
Занятия кружка "Уроки хороших манер", выходящие за рамки обучающих программ, помогут учащимся воспитывать этические нормы поведения. Эти знания позволят учащимся чувствовать себя уверенно в любой ситу...
Рабочая программа факультатива "Уроки словесности"
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берёт за основу знакомство с изобразительными возм...
Рабочая программа для уроков английского языка в 8 классе.
ПРограмма рассчитана на базовый уровень...
Рабочие программы, разработки уроков, презентации
Рабочиая программа по литературе 11 класс...
Рабочая программа по уроку технология (девочки) 5-8 класс
Программа по предмету технология разработана для школ в которых открылись центры "Точка Роста" 2019-2020г...
рабочие программы, конспекты уроков
рабочая программа, технологическая карта, конспект урока...
Рабочие программы, разработка урока
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Русский язык 7 класс" Баранов М.Т., Ладыженская Т.А....