Рабочие программы, разработка урока
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Русский язык 7 класс" Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_7.docx | 63.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гурульбинскаяcредняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО _____________ Рук. МО гум.цикла Цыбенова М.Ц. «___» ceнтября 2021г. | Согласовано: __________ Зам. директора по УВР: Бадмаева Д.Ц. «___» сентября 2021 г. | «Утверждаю» ___________ Директор школы: Гармаев Б.В. Приказ №_____ от «___» сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА__
Количество часов 102
Фамилия, имя, отчество педагога (квалификационная категория)
Тудупдашиева Баирма Тумуровна 1 категория
2020/21 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для преподавания предмета «Русский язык» в 7 классе.
Документы, на основании которых составлена программа:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федераци от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Базисный учебный план общеобразовательного учреждения (МОУ «Гурульбинская СОШ» );
- Положение о рабочей программе педагога МОУ «Гурульбинская СОШ»;
- Программы основного общего образования по русскому языку;
- Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др., 2013 г..
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:
- утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом,
- ориентация на планируемые результаты обучения,
- усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе,
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании,
- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Основная задача обучения русскому языку заключается в органическом сочетании, с одной стороны, освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивного развития речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Данная рабочая программа учитывает современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФК ГОС. Поэтому в ее основу положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы:
- личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности.
- культурно-ориентированные принципы:принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой.
- деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, программы развития универсальных учебных действий.
Настоящая программа входит в непрерывный школьный курс «Филология». Изучение предметной области «Филология» – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить: получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
В соответствии с ФК ГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- овладениенавыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоениезнаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка по данной программе сводятся к следующему:
- дать учащимся определенный программой круг знаний по русскому языку, выработать умение применять полученные знания на практике;
- сформировать у школьников прочные пунктуационные навыки и умения (в пределах программных требований);
- сформировать у учащихся умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме; обучить учащихся нормам русского литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учеников.
Данная программа содействует выработке у учащихся навыка осознанного, выразительного чтения. Задания носят характер упражнений, ориентированных на развитие языкового мышления, на усвоение способов лингвистического анализа.
Преподавание ведётся по учебнику Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь: Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс /Е.А. Ефремова. – М.: «Просвещение», 2012. Учебник и рабочая тетрадь прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационныхправил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
- об особенностях склонения причастий;
- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
- действительные и страдательные причастия;
- краткие страдательные причастия;
- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
- порядок морфологического разбора причастий;
- грамматические признаки деепричастия как части речи;
- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастий;
- грамматические признаки наречия как части речи;
- смысловые группы наречий;
- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
- правила употребления предлогов с разными падежами;
- о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
- о сочинительных и подчинительных союзах;
- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
- отличие частиц от самостоятельных частей речи;
- формообразующие и смысловые частицы;
- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
- о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- Орфограммы, изученные в 7 классе:
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
- Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
- Правописание НЕ с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
- Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
- Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
- Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
- Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание производных предлогов;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
- Раздельное и дефисное написание частиц;
- Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
- Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
- Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
- Выделять запятыми причастные обороты, стоящие послеопределяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Формирование ИКТ–компетентности обучающихся:
Коммуникация и социальное взаимодействие
- выступать с аудио-видео поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (видео-аудио, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей
Выпускник получит возможность:
- приобрести опыт игрового и театрального взаимодействия с использованием возможностей Интернета;
- анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Русский язык как развивающееся явление
- Речь диалогическая и монологическая. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст и стили
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, ключевые слова). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Стили, функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Повторение изученного в 5-6 классе. Культура речи
Синтаксис и пунктуация. Знатьизученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.Уметьставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
Лексика и фразеология.Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
Фонетика и орфография.Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
Словообразование и орфография.Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
Морфология и орфография.Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
Морфология. Орфография. Культура речи
Раздел 6.Причастие
Повторение изученного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с постфиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Раздел 7.Деепричастие
Повторение изученного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Раздел 8.Наречие
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Раздел 9.Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния
Служебные части речи
Раздел 10.Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Раздел 11. Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
Раздел 12. Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
Раздел 13. Междометие
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Раздел 14. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. Культура речи
Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; тест; контрольный итоговый диктант, тест.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 15. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Модуль | часы | Виды деятельности учащихся | ||
Всего | Из них к/работ | Из них р/речи | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Составлять план текста. Отвечать на вопросы.Анализировать и комментировать материал учебника по теме.Составлять тезисный план учебной статьиДавать развернутый монологический ответ на вопрос | ||
2 | Повторение изученного в V-VI классах | 8 | 1 | 1 | Повторять разделы науки о языке Осуществлять комплексный анализ разностилевых текстов. Производить разные виды разборов. Повторять изученное, выполняя задания творческого и занимательного характера в микрогруппах, в парах, индивидуально, на компьютерных тренажёрах. |
3 | Тексты и стили | 2 | 2 | Делить текст на абзацы, определять микро и макротемутекстаОпределять стилевую принадлежность текста.Работать с текстами разных стилейНаходить различия в разностилевыхтекстахСоздавать памятки, таблицы, подсказки по стилям речиАнализировать и создавать, работая в микрогруппах, тексты публицистического стиляПублицистический стиль речи. | |
Морфология и орфография. Культура речи: | |||||
4 | Причастие | 25 | 3 | 3 | Самостоятельно работать с учебником, составляя таблицы, схемы, кластеры, выполнять задания опережающего характера, подбирать дидактический материал из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы Повторять пройденное о глаголе в ходе выполнения практических заданий, работая в парах, микро-группах и индивидуально Находить причастия в предложении Различать причастия и имена прилагательные, знать морфологические признаки причастий. Разрабатывать карточки для проведения проверочных работ в микрогруппах и индивидуальноПравильно склонять причастия, правильно писать суффиксы и окончания причастий и прилагательных.Устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота, выделять причастные обороты запятыми. |
6 | Деепричастие | 9 | 1 | 1 | Морфологические признаки деепричастий. Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающее заданиеСоставлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку потемеРазграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот и выделять его запятыми. Различать деепричастие и личные формы глагола и причастий, производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями, выделять знаками препинания деепричастный оборот. |
Наречие | 19 | 3 | 3 | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие заданияСоставлять обобщающую таблицу, опорный конспект, карточку-подсказку, кластер потемеНаходить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложенииОпределять смысловую группу наречийСамостоятельно, в парах или группах подбирать дидактический материал по теме из художественной литературыСоздавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их Выполнять практические задания тренировочного и проверочного характера (тесты, выборочный, комментированный, взаимо-диктанты, орфографическое лото, грамматические задачи, восстановление деформированного текста)Производить морфологический разбор наречия, выполняя комплексный анализ текста, работая в группах | |
7 | Категория состояния | 3 | 1 | Находить слова категории состояния в тексте, определять, к каким группам по значению они относятся, определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложенииРазличать наречия, краткие прилагательные, слова состояния, проводить морфологический разбор слов категории состояния. | |
8 | Служебные части речи | 1 | Составлять схемы, таблицы, кластеры, опоры на основе теоретического материала учебника и дополнительного, собранного обучающимися или предложенного учителем, а также с опорой на личный опыт обучающихся | ||
9 | Предлог | 7 | 1 | 1 | Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие заданияОтличать предлог от омонимичных приставок, определять роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.Правильно употреблять предлоги в письменной и устной речи в разных речевых ситуацияхОтличать производные предлоги от омонимичных частей речи Производить морфологический разбор предлогов.Подбирать дидактический материал по изучаемой теме из художественной литературыСоздавать мини-проекты по отдельно изученной теме и защищать их |
10 | Союз | 13 | 2 | 2 | Осмысленно читать материал учебника, самостоятельно находить дополнительную информацию по теме;выразительно читать тексты разных стилей и типов речи, формулировать вопросы по ним; отвечать на вопросы. Определять роль союзов, ставить знаки препинания при них. Сочинительные и подчинительные союзы. |
9 | Частица | 15 | 1 | 1 | Отличать частицы от других неизменяемых частей речи, распознавать морфологические признаки частицы.Сопоставлять, сравнивать тексты с частицами НЕ и НИ Различать и правильно писать не, ни – частицу, союз, приставку. |
10 | Междометие | 1 | Создавать мини-тексты с включением в них междометий, учиться отличать междометия от других частей речи, знакомится с правилами дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.Выделять междометия знаками препинания, составлять диалог, включающий междометия. | ||
Повторение и систематизация изученного в V-VII классах | 4 | 1 | 1 | Определять изученные части речи; различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи; опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме; правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях;проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | |
11 | Резерв | 2 | |||
Итого | 102 | 13 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
№ | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | ||
Повторение изученного в V-VI классах | ||||
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | ||
3. | Лексика и фразеология | 1 | ||
4. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | ||
5. | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | ||
6- 7. | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 2 | ||
8. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | ||
9. | Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» | 1 | ||
Тексты и стили | ||||
11. | Текст | 1 | ||
12. | Стили литературного языка. Публицистический стиль | 1 | ||
Морфология и орфография. Культура речи | ||||
Причастие | ||||
13- | Причастие как часть речи | 1 | ||
14. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | ||
15- 16. | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 2 | ||
17. | Описание внешности человека | 1 | ||
18. | Действительные и страдательные причастия | 1 | ||
19. | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | ||
20. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | ||
21. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | ||
22. | Изложение с творческим заданием | 1 | ||
23. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | ||
24. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | ||
25. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | ||
26. | Контрольный диктант по теме «Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия» | 1 | ||
27- 28. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | 2 | ||
29. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | ||
31. | Изложение по учебнику (по упражнению 151) | 1 | ||
32. | Морфологический разбор причастия | 1 | ||
33- 34. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | ||
35. | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | ||
36. | Повторение и обобщение по теме «Причастие» | 1 | ||
37. | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | ||
38. | Работа над ошибками | 1 | ||
Деепричастие | ||||
39. | Деепричастие как часть речи | 1 | ||
40- 41. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 | ||
42. | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | ||
43. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | ||
44. | Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь» | 1 | ||
45. | Морфологический разбор деепричастия | 1 | ||
46. | Повторение | 1 | ||
47. | Контрольный работа по теме «Деепричастие» | 1 | ||
Наречие | ||||
48. | Наречие как часть речи | 1 | ||
49. | Разряды наречий | 1 | ||
50. | Подготовка к домашнему сочинению по картине И.А. Попова «Первый снег» | 1 | ||
51. | Степени сравнения наречий | 1 | ||
52. | Морфологический разбор наречий | 1 | ||
53. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е | 1 | ||
54. | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 1 | ||
55. | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и -Е | 1 | ||
56. | Контрольный диктант и его анализ | 1 | ||
57. | Описание действий | 1 | ||
58. | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | ||
59. | Буквы О и А на конце наречий | 1 | ||
60. | Контрольный тест | 1 | ||
61. | Подготовка к домашнему сочинению по картине Е.Н. Широкова «Друзья» | 1 | ||
62. | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | ||
63. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | ||
64. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | ||
65. | Повторение и обобщение по теме «Наречие» | 1 | ||
66. | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | ||
Категория состояния | ||||
67. | Категория состояния как часть речи | 1 | ||
68. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | ||
69. | Сжатое изложение | 1 | ||
Служебные части речи | ||||
70. | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | ||
Предлог | ||||
71. | Предлог как часть речи. Употребление предлогов | 1 | ||
72. | Непроизводные и производные предлоги | 1 | ||
73. | Простые и составные предлоги | 1 | ||
74. | Морфологический разбор предлогов | 1 | ||
75. | Подготовка к домашнему сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | ||
76. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | ||
77. | Контрольный диктант по теме «Предлог» | 1 | ||
Союз | ||||
78. | Союз как часть речи. Простые и составные союзы | 1 | ||
79. | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | ||
80. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | |||
81. | Изложение | 1 | ||
85. | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ | 1 | ||
86. | Контрольный диктант по теме «Союз» | 1 | ||
87. | Повторение сведений о предлогах и союзах | 1 | ||
88. | Контрольный тест | 1 | ||
Частица | ||||
89. | Частица как часть речи | 1 | ||
90. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | ||
91. | Смыслоразличительные частицы | 1 | ||
92. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | ||
93. | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | ||
94. | Морфологический разбор частицы | 1 | ||
95. | Отрицательные частицы НЕ и НИ.Различение частицы НЕ и приставки НЕ | 1 | ||
96. | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ… НИ | 1 | ||
97. | Повторение и обобщение по теме «Частица» | 1 | ||
98. | Контрольный диктант по теме «Написание частиц» | 1 | ||
Междометие | ||||
99. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | ||
Повторение и систематизация изученного | ||||
100-101. | Повторение и обобщение по пройденным темам | 2 | ||
102 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | ||
103-104 | Резерв | 2 |
V. ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Для учителя
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педа-гогика, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцо-ва Л.А. и др. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
- Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О.М. Безымянная, С.А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка / Г.А. Богданова. – М.: «Просвещение», 1989
- Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка / Ю.И. Гац – М.: Дрофа, 2003
- Концепция Федеральных государственных об- разовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвеще-ние, 2008.
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.
- Михайлова С.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы / С.Ю. Михайлова, О.Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
- При составлении РП использованы РПЕреминой Ольги Владимировны; Иштокиной Т.Д. http://educ.admtyumen.ru/edu/org/edunet/51184/more.htm?id=11129431@cmsArticle
- Трошин В.В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. / В.В. Трошин – Волгоград: Учитель, 2006.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Для учащихся
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 7 класс / Л.А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
- Русский язык в таблицах. 5-11 класс: Справочное пособие /З.Д. Гольдин, В.Н.Светлышева – М.: Дрофа, 2002
- 20 универсальных грамматических таблиц по русскому языку для достижения абсолютной орфографической грамотности: 5-11 кл. – М.:АСТ:Астрель, 2009
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс – М.: ТЦ Сфера, 2004
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994
- ТекучеваИ.В. Тесты по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс» / И.В. Текучева. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Дополнительная учебная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2001.
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб., 1998
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1989
- Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.
- Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000.
- Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. - М.: Просвещение, 1986.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
- Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
- Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
- Шапиро Н.А. учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
Ресурсы ИКТ
- Диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс».
- Диск «Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5-11 классы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Уроки хороших манер" (7-8 классы)
Занятия кружка "Уроки хороших манер", выходящие за рамки обучающих программ, помогут учащимся воспитывать этические нормы поведения. Эти знания позволят учащимся чувствовать себя уверенно в любой ситу...
Рабочая программа «Разработка систем управления базами данных»
Рабочая программа «Разработка систем управления базами данных» для специальности Информационные системы по отраслям...
Рабочие программы, разработки уроков, презентации
Рабочиая программа по литературе 11 класс...
Мои материалы (программы, разработки уроков, презентации
Программы по руссскому языку...
Рабочая программа "Разработка и администрирование баз данных"
Рабочая программа...
Рабочая программа "Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем"
РП...
Рабочие программы, разработки уроков по математике, английскому языку.
Данный раздел содержит рабочие программы, разработки уроков по математике, полезные ссылки...