Технологическая карта урока по математике по теме « Прямоугольный параллелепипед».
материал по математике (5 класс)

Создание педагогических условий для формирования  положительной мотивации к учению, умения вести диалог, аккуратности.,формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_pryamougolnyy_parallelepiped.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Новикова Валентина Васильевна

Школа: Мерлинская школа

Класс: 5

Предмет: Математика

Тема: « Прямоугольный параллелепипед».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся положительной мотивации к учению, умения вести диалог, аккуратности.

Метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

Предметные: уметь определять понятие прямоугольного параллелепипеда

Задачи:

Развивающие:

  • развивать навыки работы с источником информации;
  • активизировать внимание;
  • формировать приёмы умственной деятельности;
  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и изучаемый материал.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения;
  • уважительное отношение друг к другу;
  • чувство сотрудничества.

Оборудование: комплект многогранников, кубики (сторительный конструктор), мяч, ваза, спичечный коробок, мультимедиа проектор, ноутбук, таблицы.

Методические приемы:  Словесные (беседа, работа с текстом); Наглядные (иллюстрации, комплект наглядных материалов); Практические (практическая работа).

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Основные этапы урока:

- организационный этап;

- этап включения учащихся в активную деятельность;

- актуализация знаний, умений и навыков;

- физкультминутка;

- этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала;

- этап информации о домашнем задании;

- рефлексия

- итог урока.

План урока:

  • Вводное слово учителя.
  • Разминка. Устный счет.
  • Актуализация знаний учащихся. Вопросы теории.
  • Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.
  • Физкультминутка.
  • Самостоятельная работа.
  • Рефлексия.
  • Информация учащихся о домашнем задании.
  • Подведение итогов урока.

Учебник: Н.Я.Виленкин Математика 5 «Мнемозина» 2009г.

Ход урока:

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность школьника

Методы  

обучения

Формы  

организации познавательной деятельности

Реальный  

результат

Стадия  вызова

1. Организационный момент

Положительный, эмоциональный настрой учащихся на урок.

Концентрация внимания, воли, положительный настрой на работу. Организация рабочего места.

Словесный

Общеклассная

Готовность обучающихся к уроку.

Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами. Давайте проверим, всё ли готово к уроку.

2. Целеполагание

и мотивация (вызов)

Учитель организует работу учащихся, помогает с формулировкой темы и цели урока.

Устно выполняют задание.

Устно формулируют тему урока.

Открывают тетради и записывают тему. Формулируют цель урока.

Наглядный, практичес-кий

Фронтальная, индивидуальная

Учащиеся включаются в   активную деятельность.

- Ребята, сегодня мы откроем новое понятие. А чтобы узнать тему урока, вам придется выполнить следующее задание:

Устно найдите значения выражений и в соответствии с выбранной буквой расположите ответы в прямоугольник: (выдать учащимся карточки с прямоугольником)

23 + 3               (А)

7

11

16

11

12

12

24

12

24

7

6

7

24

10

п

а

р

а

л

л

е

л

е

п

и

п

е

д

 (33 +3)/3          (Д)

36 : 6 + 6        (Л)

 -             (Е)

(7 - 3) ²            (Р) 

22   +2            (И)

2² + 3²             (П)

(в таблице спрятано слово “параллелепипед”)

- Итак, в нашем прямоугольнике получилось слово параллелепипед, значит, на этом уроке мы будем знакомится с понятием прямоугольного параллелепипеда.

- Как вы думаете, ребята, какая цель урока сегодня перед нами стоит?

Обучающиеся формулируют цель.

- А в конце урока вы попробуете сами определить, смогли ли мы добиться поставленной цели.

Стадия осмысления

3. Актуализация

Направляет работу учащихся.

Предлагает задание, по которому следует заполнить таблицу «Инсерт».

Обучающиеся с места   отвечают на поставленные вопросы по поднятию руки.

Работа с текстом.

Индивидуально заполняют таблицу.

Словесный, практичес-кий,

наглядный, репродук-тивный

Фронтальная, индивидуальная, парная

Получение новой информации, систематизация ее в таблицу. Представление окружающих предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

- Ребята, посмотрите на карточки. . Давайте рассмотрим рисунки. Посмотрите, как можно одним словом назвать эти геометрические тела ? (многогранники).

- Что вы понимаете под словом «многогранник»? 

Скорее всего, ученики скажут, что это какое-то геометрическое тело, у которого много граней.

- Тогда что же такое грань? 

Ответ скорее всего будет таким: грань – это квадрат, прямоугольник или треугольник.

- То есть, подведя итог, грань - это многоугольник.

- Теперь давайте выясним, о каких поверхностях (плоских или кривых) идет речь.

Учитель демонстрирует предметы, у которых только кривая поверхность (мяч, шар), кривая и плоская поверхность (ваза) и только плоская поверхность (коробка конфет, спичечный коробок).

- А теперь в парах обсудите, какие геометрические тела на рисунке  на карточке вам уже знакомы, вы знаете их название? (обычно из предложенных дети смогут назвать куб, пирамида).

- Итак, как мы ранее отметили, что все эти тела – многогранники.  Среди них имеются прямоугольные параллелепипеды. Рассмотрим подробно прямоугольный параллелепипед. Слайд 1 Презентации

Предлагаю вам небольшой текст о прямоугольных параллелепипедах. (Текст дается каждому ученику. Приложение )№2 .

 - Читаем текст и делаем пометки в тексте.

Рядом ставим обозначения:

          V -  уже знал,

          + -  новое,

         — - думал иначе,

          ?  -  не понял, есть вопросы.

- Читая второй раз, заполняем заранее приготовленную таблицу. Записи делаем краткие, используя ключевые фразы и слова.

Уже знал (V)

Новое

(+)

Думал иначе (-)

Есть вопросы

(?)

Ученики в парах знакомят друг друга с содержанием своих записей. 2-3 ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о многогранниках всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения. Рассмотрим презентацию Мультиприложение №1

- Итак, мы узнали что такое прямоугольный параллелепипед, и какие элементы у прямоугольного параллелепипеда

 Решим  №709  

4. Физкульт-минутка

Учитель помогает ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой, снять напряжение для концентрации на уроке.

Фронтальная работа

Выполняют разминку.

- Ребята, давайте перед следующим этапом работы сделаем разминку. Встаем.

          Раз – подняться на носки и улыбнуться.

          Два – согнуться, разогнуться.

          Три – в ладоши три хлопка,

          головою три кивка.

          На четыре – руки шире.

          Пять – руками помахать.

          Шесть – за парту тихо сесть.

5. Обсуждение, дополнение, составленных алгоритмов

Координирует работу учащихся.

Предлагает использовать прием “составления кластера” (т.е. систематизация материала с помощью схемы).

Коллективная работа.

Обсуждение, оформление схемы.

Практический

Фронтальная,

- Давайте в тетради запишем нашу тему «прямоугольный параллелепипед». Вокруг нее заполним крупные смысловые единицы. Из каких элементов он состоит? и сколько этих элементов Приложение.№3

- Укажите в нашей схеме, сколько вершин в прямоугольном параллелепипеде, сколько ребер и граней. 

Ответьте на вопросы:

Сколько вершин?

Сколько рёбер?

Сколько граней?

Проверим по слайду Мультиприложение №2

6. Практическая часть урока.

Создание проблемной ситуации.

Контроль выполнения работы.

Учащиеся выполняют практические задания учителя и записывают свое решение в тетрадь.

Практический

Индивидуальная, фронтальная

Проверка полученных знаний и навыков при решении задач

- Можно ли используя кубики (строительный конструктор) сложить разные прямоугольные параллелепипеды?

(несколько учеников подходят к столу учителя и предлагают свои варианты)

- Согласны ли вы, что все полученные фигуры – являются прямоугольными параллелепипедами? В чем их отличие? (высота, ширина, длина – т.е. измерения).

- Давайте разберём  № 792 далее решим самостоятельно №791 а), Фронтально проверяем ответы.

7.  Информация о домашнем задании

Учитель предлагает на дом учащимся задания по выбору уровня сложности.

Учащиеся самостоятельно выбирают себе уровень и по желанию могут сделать не только тот уровень, который выбрали, но и уровень выше.

- Ребята, давайте откроем дневники и запишем домашнее задание:

на оценку  “3” –

на оценку “4” - №792 б) №813;, сделать развертку прямоугольного параллелепипеда;

на оценку “5” – все задания+№811 №812

Стадия рефлексии

8. Подведение

итогов урока

Обращается к  ученикам с вопросами, побуждает к обобщению материала.

Отвечают на вопросы, поставленные на уроке.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог урока.

- Какая цель стояла перед нами? Достигли ли вы этой цели?

- Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали

9. Рефлексия

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке.

Учащиеся заполняют свои оценочные карты.

Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, мысли.

- Теперь я прошу вас оценить себя. На оценочных картах напишите пожалуйста два предложения, которые начинаются так: “Сегодня я узнал, что…”, “Я научился…”

Оцените свою работу на уроке и поставьте в вашей карте символ, который соответствует вашей оценке:

 - со всеми заданиями справился, все было понятно;

😐 – активно работал на уроке, но остались некоторые вопросы;

 – ничего не понимаю, зачем мне это нужно.

Всем спасибо за работу.  Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда».

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме « Прямоугольный параллелепипед. Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда» по учебнику Виленкина Н.я и др...

Технологическая карта урока по математике на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"...

Технологическая карта урока по математике по теме "Сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями"

Технологическая карта урока по математике в 5 классе, включая этапы уроков....

Технологическая карта урока по математике по теме: Числовые и буквенные выражения.

Технологическая карта урока по математикеКласс: 5 класс.    Предмет: Математика.   Тема урока: Числовые и буквенные выражения.  Учитель: Мосенкова Л.А.Цели (задачи) ...

План-конспект урока по математике. 5кл. Тема "Прямоугольный параллелепипед" Мерзляк

План урока математики в 5кл. Тема "Прямоугольный параллелепипед"...

Технологическая карта урока. Решение задач по теме "Прямоугольный треугольник". Геометрия 7 класс.

Технологическая карта урока. Решение задач по теме "Прямоугольный треугольник". Геометрия 7 класс....