№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Вводно-мотивационная часть урока(5 мин) |
1 | Организационный момент. (1мин) Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Озвучивает тему и цель урока - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)
Натуральные числа Десятичные дроби Запись Запись, перевод Сравнение Сравнение
Сравнение
Сложение Сложение Сложение Вычитание Вычитание
Вычитание Умножение ? |
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями и натуральными числами? (Умножение дес. дробей на натуральное число) - Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм умножения десятичных дробей натуральное число) - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)
| Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
2 | Актуализация знаний.(4мин) Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: умножение десятичных дробей на натуральные числа.
| Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Начнем с устной работы. Задание 1. -Запишите в тетради натуральные числа: 1) двадцать пять;2) триста семь -Выполните умножение натуральных чисел. -Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски) -Сформулируйте умножения натуральных чисел | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. |
|
| Основная часть урока (операционная) (25 мин) |
3 | Изучение нового материала.(15 мин) Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
| - Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его. Задание 2. Мама купила 2,7 кг яблок, а бананов в 3раза больше. Сколько кг бананов купила мама? - Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин. ПЛАН: Яб. – 2,7 кг Бан. – ? в 3 раза больше, чем яблок 2,7 х 3 = ? - Проблема: как умножить десятичную дробь на натуральное число? - Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(умножение натуральных чисел) - В чем сложность? - Каким другим действием можно заменить это произведение (сложением трёх слагаемых равных 2,7) - Хорошо! Откройте учебник на с.204. - Найдите и прочитайте алгоритм умножения десятичных дробей. - Расскажите алгоритм друг другу. - Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)
Задание 3. 3,7 х 25 = ? 1) перемножить числа , не обращая внимание на запятую; 3,7 25 185 74_ 925 2)в полученном произведении отделить справа столько знаков, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. 3,7 25 185 74_ 92,5 Теперь мы можем ответить на вопрос задачи 2: 2,7 х 3= 8,1(кг) бананов купила мама. Ответ:8,1 кг. Задание 4 8,75х100= 875 Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100, 1000 и т.д. надо перенести запятую на столько знаков вправо сколько нулей стоит в множителе после единицы. 95,37 х 10=953,7 13,509 х 1000 = 13509, =13509 13,7 х 100 = 1370, = 1370
| Читают текст задачи. Обсуждают.
Составляют план.
Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действие в тетради. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. Составляют схему действий.
Комментируют выполнение задания. | Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
|
4 | Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. (8 мин) Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
| - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. № 1308 - Прочитайте условие задачи. Перескажите. - Составим модель задачи на доске и в тетради. - Решим задачу с комментированием (по алгоритму). Сторона шест.- 9,76 см Периметр -? см Решение: 9,76 х 6 = 58,56(см) – периметр. Ответ: 58,56 см. № 1306 (б,г, е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) - Прочитайте задание. - Выполните умножение десятичных дробей на натуральное число по алгоритму. Б) 3,75 х12=45 Г) 10,45 х 42 = 43,9 Е) 25,85 х 98 = 2533,3
№ 1307
(два ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание. - Запишите сумму в виде произведения. - Выполните умножение десятичных дробей на натуральное число по алгоритму. А) 3,69+3,69+3,69+3,69+3,69 = 3,69 х 5 = 18,45
Б) 18,04+18,04+18,04+18,04+18,04+18,04 = 18,4 х 6 = =108,24
| Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
| Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
|
Физпауза (2мин) |
Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
|
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
|
|
|
Задание 5. (устно) - Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске. - Вразброс даны части алгоритма умножению десятичных дробей на натуральное число. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам и удалите неверные части алгоритма. Алгоритм 1.В полученном произведении отделить справа столько знаков, сколько их отделено запятой в десятичной . 2.Уравнять количество знаков после запятой. 3.Перемножить числа , не обращая внимание на запятую;
4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
|
Ответ:3,1 и неверные 2,4 |
Работа в парах по восстановлению алгоритма.
|
|
5 | Самостоятельная работа. Самопроверка. (5 мин) Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.
- Какое задание необходимо выполнить? - Заполните таблицы самостоятельно.
1 вариант 2 вариант Х | 0,8 | 1,2 | 0,45 |
| х | 0,2 | 1,5 | 0,04 | 12 |
|
|
| 18 |
|
|
| 10 |
|
|
| 100 |
|
|
|
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя. | Осуществляют самопроверку.
Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. | Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму. |
6 | Домашнее задание. (2 мин) Цель – обсудить и записать домашнее задание.
| Домашнее задание. - Запишите задание: №1330(а,б),№1333(а,г,ж). Даёт комментарии к домашнему заданию
| Записывают домашнее задание. |
|
| Итог урока (рефлексивно-оценочная) (3 мин) |
| Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
| Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу.
(раздаются карточки рефлексии)
- Мне понятно, как умножать десятичные дроби на натуральное число ________________________
- Я смогу применить алгоритм умножения десятичных дробей на натуральное число ______________
- Мне понятно, как умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д.__________________________
- Я смогу применить алгоритм умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.______________
|
| Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения |