Технологическая карта урока по математике по теме "Сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Технологическая карта урока по математике в 5 классе, включая этапы уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_po_matem.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике (5 класс)

Учитель математики: Семяшкина Татьяна Николаевна.

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Цель: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; развивать познавательный интерес к предмету, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, аргументировать свою точку зрения.

 Задачи:

Образовательные: вывести алгоритмы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, ответственность, прививать бесконфликтное общение.

Планируемые результаты:

Предметные: выучить правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров, задач.

Метапредметные:

Познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, самостоятельность мышления.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, обнаруживать и исправлять свои ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний и способов действий.

Оборудование: меловая доска, окружности трёх цветов.

Источники информации:

Для учителя

Для учащихся

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.- 280 с.: ил.

Поурочные разработки по математике. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 448 с.

Математика. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Швацбурда с приложением на электронном носителе. II полугодие / авт. – сост. И. Б. Чаплыгина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 242 с.

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.- 280 с.: ил.

Описание этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1

2

3

4

5

6

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку:

- Вы проверьте – ка ребятки, на столе-то всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Ну, тогда начнём урок, не теряя время, - в срок! На места все тихо сядем, не нарушив тишину, ну а я совместно с вами, наш урок сейчас начну.

Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку

Формирование  точно выражать свои мысли с применением математической символики

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Мотивация к учебной деятельности. Цели:

актуализировать требования к учебникам с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность, устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную  деятельность, устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к называнию шагов учебной деятельности  

Работа с учебником: статья учебника на стр.155, рис. 126

- На сколько частей разрезали хлеб?

- Сколько кусков хлеба положили на тарелку?

- Сколько кусков хлеба лежат возле тарелки?

- Если эти куски хлеба положить на тарелку, сколько их будет?

- Как можно записать то, что изображено на рисунке, с помощью дробей?

- Какое действие мы выполняли?

- Сформулируйте правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

- Как вы думаете каким будет правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями? Приведите примеры.

- Какую тему мы рассмотрим сегодня на уроке?

Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы, цели

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности

Знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной  форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные: проявлять познавательный интерес к новой теме

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения. Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения, зафиксировать во внешней речи его причину

Организует фиксирование индивидуального затруднения, обобщение актуализированных знаний. Помогает выявить место затруднения, фиксировать во внешней речи причины затруднения

- А теперь попробуем использовать полученные знания при решении задач с дробными числами.

- Прежде чем приступить к решению задач, прочитайте вслух и постарайтесь запомнить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также рассмотрите буквенную запись этих правил

  и  

- Ответьте на вопросы учебника? (стр. 156):

1. Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями?

2. Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?

3. Запишите правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями с помощью букв.

Работа с учебником: стр. 156:

№ 1005: Из помидоров массой  сделали салат. Какова масса салата?

№ 1006: Масса станка равна т, а масса его упаковки  т. Найдите массу станка вместе с упаковкой.

№ 1007: В первый день картофель посадили на  участка, а во второй день – на  участка. Какая часть участка была засажена картофелем за эти два дня?

- Что вы делали, чтобы ответить на вопрос конкретной задачи (складывали или отнимали дроби)?

- Как вы это делали?

Выполняют указания учителя, стараются запомнить новые правила, записывают в тетрадь формулы сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Отвечают на вопросы.

Решают задачи

Решение задачи:  (кг)

Ответ: масса салата равна

Решение задачи: (т)

Ответ: масса станка вместе с упаковкой равна т.

Решение задачи:  (часть)

Ответ: картофелем была засажена  частей участка.

Отвечают на вопросы учителя

Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем, решать задачи с дробными числами

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других участников образовательного процесса, оформляют мысли в устной и письменной речи.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение о необходимости выполнения шагов учебной деятельности для решения образовательной задачи

Построение проекта выхода из затруднения. Цели: сформулировать цель урока; организовать составление совместного плана действий; определить пути и средства достижения цели

Физминутка

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постанову

цели урока, составление совместного плана действий

Учитель:

- Ребята, а теперь давайте отдохнём. Наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз.

 А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Работа с учебником: стр. 157, № 1012 (а, в): Найдите значение выражения:

а) , если а =

в) , если с =

- Вспомните тему урока. Какую цель мы должны поставит при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»?

- Составьте план действий, по которому будем изучать тему.

- Какой следующий шаг наметим в своей деятельности?

В сотрудничестве с учителем осуществляют постановку цели урока, составляют и проговаривают план действий по достижению цели

Учащиеся выполняют упражнения для глаз.

Учащиеся выполняют упражнения

Уметь работать с текстом учебника

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что предстоит узнать; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

Реализация построенного проекта.

Цели: реализовывать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подходящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

Работа с учебником: стр. 156, № 1008:  Одна бригада получила  т гвоздей, а вторая – на  т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада?

- Давайте повторим, как надо складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Решение задачи:  (т)

Ответ: вторая бригада получила  т.

Под руководством учителя реализуют составленный план действий. Отвечают на вопросы. Фиксируют новое знание в речи и знаках

Уметь решать задачи, содержащие дроби с одинаковыми знаменателями.

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи 

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа с учебнико3м: стр. 156 № 1010: Цистерна на  заполнена бензином.  часть цистерны перелили в бочку. Какая часть цистерны осталась заполненной бензином?

- Какое правило будете использовать при решении этой задачи?

- Произнесите его ещё раз для лучшего усвоения.

Решение задачи:  (часть)

Ответ:  части цистерны осталась заполненной бензином.

Выполняют задание в тетрадях и на доске с комментированием

Уметь решать задачи, содержащие дроби с одинаковыми знаменателями.

Регулятивные: уметь работать по коллективному плану, проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию. Комментирует, насколько адекватно учащимися определена самооценка учебной деятельности

- Подведём итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли ли её?

- Расскажите, чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке: если вы считаете, что поняли тему урока, то поднимите красную окружность (окружности раздаёт учитель на листочках вначале урока); если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите зелёную окружность; если вы считаете, что не поняли тему, то поднимите жёлтую окружность.

Домашнее задание: п. 26, стр. 155 – 156 читать, № 1039; 1041 (а, г, ж)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали на уроке, что вызвало затруднения. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание в дневник

Уметь анализировать и оценивать свою деятельность

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

презентация к  уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"....

Технологическая карта урока по математике 6 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Технологическая карта урока по математике 6 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...

Технологическая карта урока по математике 5 класса по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Эта разработка урока была представлена на конкурс методических разработок в региональном конкурсе разработок учителей математики Ненецкого автономного округа...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем».

В данном уроке:1.         Закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями 2.        Создавать ...