Технологическая карта урока по математике по теме "Сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по математике в 5 классе, включая этапы уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_po_matem.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по математике (5 класс)
Учитель математики: Семяшкина Татьяна Николаевна.
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Цель: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; развивать познавательный интерес к предмету, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:
Образовательные: вывести алгоритмы по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями.
Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, ответственность, прививать бесконфликтное общение.
Планируемые результаты:
Предметные: выучить правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров, задач.
Метапредметные:
Познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, самостоятельность мышления.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, обнаруживать и исправлять свои ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.
Оборудование: меловая доска, окружности трёх цветов.
Источники информации:
Для учителя | Для учащихся |
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.- 280 с.: ил. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 448 с. Математика. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Швацбурда с приложением на электронном носителе. II полугодие / авт. – сост. И. Б. Чаплыгина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 242 с. | Учебник: Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.- 280 с.: ил. |
Описание этапов урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: - Вы проверьте – ка ребятки, на столе-то всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Ну, тогда начнём урок, не теряя время, - в срок! На места все тихо сядем, не нарушив тишину, ну а я совместно с вами, наш урок сейчас начну. | Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку | Формирование точно выражать свои мысли с применением математической символики | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. | |
Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к учебникам с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность, устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Организует актуализацию требований к ученикам с позиций учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности во включении в учебную деятельность, устанавливает тематические рамки, организует уточнение типа урока, побуждает к называнию шагов учебной деятельности | Работа с учебником: статья учебника на стр.155, рис. 126 - На сколько частей разрезали хлеб? - Сколько кусков хлеба положили на тарелку? - Сколько кусков хлеба лежат возле тарелки? - Если эти куски хлеба положить на тарелку, сколько их будет? - Как можно записать то, что изображено на рисунке, с помощью дробей? - Какое действие мы выполняли? - Сформулируйте правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями. - Как вы думаете каким будет правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями? Приведите примеры. - Какую тему мы рассмотрим сегодня на уроке? | Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы, цели Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности | Знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные: проявлять познавательный интерес к новой теме |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения. Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения, зафиксировать во внешней речи его причину | Организует фиксирование индивидуального затруднения, обобщение актуализированных знаний. Помогает выявить место затруднения, фиксировать во внешней речи причины затруднения | - А теперь попробуем использовать полученные знания при решении задач с дробными числами. - Прежде чем приступить к решению задач, прочитайте вслух и постарайтесь запомнить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а также рассмотрите буквенную запись этих правил и - Ответьте на вопросы учебника? (стр. 156): 1. Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? 2. Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями? 3. Запишите правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями с помощью букв. Работа с учебником: стр. 156: № 1005: Из помидоров массой сделали салат. Какова масса салата? № 1006: Масса станка равна т, а масса его упаковки т. Найдите массу станка вместе с упаковкой. № 1007: В первый день картофель посадили на участка, а во второй день – на участка. Какая часть участка была засажена картофелем за эти два дня? - Что вы делали, чтобы ответить на вопрос конкретной задачи (складывали или отнимали дроби)? - Как вы это делали? | Выполняют указания учителя, стараются запомнить новые правила, записывают в тетрадь формулы сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Отвечают на вопросы. Решают задачи Решение задачи: (кг) Ответ: масса салата равна Решение задачи: (т) Ответ: масса станка вместе с упаковкой равна т. Решение задачи: (часть) Ответ: картофелем была засажена частей участка. Отвечают на вопросы учителя | Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем, решать задачи с дробными числами | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других участников образовательного процесса, оформляют мысли в устной и письменной речи. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение о необходимости выполнения шагов учебной деятельности для решения образовательной задачи |
Построение проекта выхода из затруднения. Цели: сформулировать цель урока; организовать составление совместного плана действий; определить пути и средства достижения цели Физминутка | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постанову цели урока, составление совместного плана действий Учитель: - Ребята, а теперь давайте отдохнём. Наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Работа с учебником: стр. 157, № 1012 (а, в): Найдите значение выражения: а) , если а = в) , если с = - Вспомните тему урока. Какую цель мы должны поставит при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»? - Составьте план действий, по которому будем изучать тему. - Какой следующий шаг наметим в своей деятельности? | В сотрудничестве с учителем осуществляют постановку цели урока, составляют и проговаривают план действий по достижению цели Учащиеся выполняют упражнения для глаз. Учащиеся выполняют упражнения | Уметь работать с текстом учебника | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что предстоит узнать; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата |
Реализация построенного проекта. Цели: реализовывать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подходящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках | Работа с учебником: стр. 156, № 1008: Одна бригада получила т гвоздей, а вторая – на т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада? - Давайте повторим, как надо складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. | Решение задачи: (т) Ответ: вторая бригада получила т. Под руководством учителя реализуют составленный план действий. Отвечают на вопросы. Фиксируют новое знание в речи и знаках | Уметь решать задачи, содержащие дроби с одинаковыми знаменателями. | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи | Работа с учебнико3м: стр. 156 № 1010: Цистерна на заполнена бензином. часть цистерны перелили в бочку. Какая часть цистерны осталась заполненной бензином? - Какое правило будете использовать при решении этой задачи? - Произнесите его ещё раз для лучшего усвоения. | Решение задачи: (часть) Ответ: части цистерны осталась заполненной бензином. Выполняют задание в тетрадях и на доске с комментированием | Уметь решать задачи, содержащие дроби с одинаковыми знаменателями. | Регулятивные: уметь работать по коллективному плану, проговаривать последовательность действий. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. |
Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию. Комментирует, насколько адекватно учащимися определена самооценка учебной деятельности | - Подведём итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли ли её? - Расскажите, чему научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке: если вы считаете, что поняли тему урока, то поднимите красную окружность (окружности раздаёт учитель на листочках вначале урока); если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите зелёную окружность; если вы считаете, что не поняли тему, то поднимите жёлтую окружность. Домашнее задание: п. 26, стр. 155 – 156 читать, № 1039; 1041 (а, г, ж) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали на уроке, что вызвало затруднения. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание в дневник | Уметь анализировать и оценивать свою деятельность | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
презентация к уроку по математике на тему: "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"....
Технологическая карта урока по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" 5 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока по математике 6 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"
Технологическая карта урока по математике 6 класс "Сложение и вычитание смешанных чисел"...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"
Методическая разработка. Технологическая карта урока по математике 6 класса на тему "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"...
Технологическая карта урока по математике 5 класса по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"
Эта разработка урока была представлена на конкурс методических разработок в региональном конкурсе разработок учителей математики Ненецкого автономного округа...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем».
В данном уроке:1. Закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями 2. Создавать ...