Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа по математике
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа 2Шахматы" | 73.45 КБ |
Конспект урока геометрии в 9 классе | 175.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление по вопросам образования и молодежной политики Медвенского района»
«Фестиваль внеурочной деятельности»
Районный конкурс программ внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы»
Номинация: «Обще интеллектуальное направление»
Автор: Коренева Н.Н.-учитель МОКУ «Гостомлянская СОШ»
1-я Гостомля
2021г
Пояснительная записка
Модифицированная рабочая программа внеурочной деятельности обще- интеллектуального направления - курса «Шахматы - составлена в соответствии со следующими документами:
- ФГОС начального общего образования ( утвержден Приказом №373 Минобрнауки России от 6 октября 2009года).
- ФГОС начального общего образования (утвержден Приказом №286 Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года ).
- Основная образовательная программа НОО.
- Программа «Шахматы – школе» под редакцией И.Г. Сухина.
- Программа «Шахматы в школе». Учебное пособие для общеобразовательных организаций авторов Е.А Прудниковой, Е.И. Волковой.
Актуальность
Программа «Шахматы» позволяет сделать обучение радостным, поддерживать у детей устойчивый интерес к знаниям. Здесь присутствует деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Программа позволяет широко использовать занимательный материал, включать в занятия игровые ситуации, предполагает чтение дидактических сказок и т. д.
Обучаясь игре в шахматы с самого раннего возраста, дети имеют возможность не отстать в развитии от своих сверстников. У детей расширяется круг общения, появляется возможность полноценного самовыражения, что позволяет им преодолеть замкнутость и закомплексованность.
Шахматы - это, прежде всего, игра. Каждый ребенок, с начала обучения, воспринимает их именно как игру. В современном мире шахматы стали профессиональным видом спорта, об этом говорят детские соревнования. Значит, развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Несомненно, в этом случае вырабатываются у детей необходимые качества: целеустремленность, воля, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы вырабатывают в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Для формирования этих качеств нужна мотивация, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию для выработки у себя определенных свойств характера.
Велика социальная значимость шахмат, об этом можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, которые популяризируют и пропагандируют шахматы, проводят всемирные шахматные олимпиады и многочисленные международные соревнования. Шахматы становятся серьезным занятием большого количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гaрмоничному развитию личности.
Шахматы это не просто игра, доставляющая детям радость и удовольствие, но и эффективное средство для их умственного развития, формирования способности действовать в уме.
Игра в шахматы способствует развитию наглядно-образного мышления, зарождает логическое мышление, воспитывает у ребенка усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, начинает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Специально проводившийся эксперимент подтвердил, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, у них совершенствуются такие качества, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, развиваются творческие способности. Недаром древние мудрецы так сформулировали суть шахмат : «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры по праву считаются одним из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена как на организацию содержательного досуга учащихся, так и на удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена следующими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Известно, что в центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Несомненно, всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Это еще раз подтверждают изменения в ФГОС 3-го поколения. Предполагается, что «Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.»
Каждому человеку в жизни приходится отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И все эти действия и качества требуются и в шахматах. Эта прекрасная игра обладает огромным эмоциональным потенциалом, дарит «упоение в борьбе», но и одновременно требует умения концентрировать внимание, дорожить временем, сохранять выдержку, различать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры способствует гармоничному развитию личности ребенка. Кроме этого, шахматы - огромная школа творчества для детей, это замечательный инструмент развития их творческого мышления.
Цель программы: создать условия для личностного и интеллектуального развития младших школьников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы .
Задачи программы:
- развивать у младших школьников логическое и образное мышление, память, выдержку, терпение, внимание, усидчивость, творческое воображение;
- обучать детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами
шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;
- включать учащихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах;
- прививать любовь и интерес к шахматам и обучению в целом;
- формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;
- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения, культуру шахматной этики, культуру общения и поведения в коллективе;
- формировать смелость в отстаивании своих взглядов, мнений.
Педагогическая идея: сделать обучение игре в шaхматы радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на 4 года и, согласно учебного плана школы, предполагает проведение занятий -1 час в неделю, итого:
Класс | Количество часов |
1 класс | 33часа |
2 класс | 34 часа |
3 класс | 34 часа |
4 класс | 34 часа |
Всего | 135 часов |
Продолжительность каждого занятия- 40 мин. Занятия проводятся в учебном кабинете со специально оборудованным уголком внеурочной деятельности, содержащим необходимое оборудование для занятий.
Основой работы с учащимися 1-4 классов в данной программе является система принципов:
Методических:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в действие игровое , а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
Дидактических:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресса образующих факторов учебного процесса;
- принцип минимакса - обеспечение возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрытие его взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - формирование у школьников умения осуществлять собственный выбор и предоставление им возможности выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Основные методы обучения:
В начале обучения игре в шахматы ребенок повторяет известные алгоритмы и схемы, затем применяет знания на практике. Так происходит формирование шахматного мышления у ребенка. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Значимую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом является продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске задуманное, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Эффективным является изучение дебютной теории в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
Позднее в обучении применяется творческий метод, он применяется для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения используется в разборе партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Применение этих методов , прежде всего, обеспечивает самостоятельность детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
Третий – четвертый год обучения предполагают обучению решения шахматных задач.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Содержание практического раздела программы
Первый год обучения (33 часа из расчета 1 час в неделю)
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
- "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
- "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
- "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
- "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
- "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
- "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
- "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
- "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
- "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
- "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
- "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
- "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра "на уничтожение". Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
- "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
- "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
- "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
- "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
- "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
- "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
- "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
- "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
- "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
- "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
- "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
- "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
- "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
- "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
- "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
- "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
- "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
- "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
- "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
- "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
- "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Второй год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)
1. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
2. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
- “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
- “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
- “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
- “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
- “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
- “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
3. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
- “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
- “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
- “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
- “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
4. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания
- “Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
- “Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
- “Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
- “На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
- “В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
- “Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
5. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
- “Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
- “Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
6. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания
- “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
- “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
Третий год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)
1. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
- “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
- “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
- “Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
- “Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
- “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.
- “Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
- “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
- “Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
- “Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
- “Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
- “В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
- “Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
- “Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термин- дебют.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
Четвертый год обучения (34 часа из расчета 1 час в неделю)
1.Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания
- “Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
- “Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.
- “Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
2.Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания
- “Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”.
- “Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
- “Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.
- “Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.
- “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
- “Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания.
Учебно – тематический план
1-й год обучения
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Шахматная доска | 3 |
2 | Шахматные фигуры | 20 |
3 | Шах | 2 |
4 | Мат | 5 |
5 | Шахматная партия | 3 |
Всего | 33 |
2-й год обучения
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Повторение | 2 |
2 | Краткая история шахмат | 1 |
3 | Шахматная нотация | 3 |
4 | Ценность шахматных фигур | 4 |
5 | Техника матования одинокого короля | 4 |
6 | Достижение мата без жертвы материала | 4 |
7 | Шахматная комбинация | 15 |
8 | Повторение | 1 |
Всего | 34 |
3-й год обучения
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Повторение и закрепление | 17 |
2 | Основы дебюта | 17 |
Всего | 34 |
4-й год обучения
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Основы миттельшпиля | 30 |
2 | Основы эндшпиля | 2 |
3 | Повторение | 2 |
Всего | 34 |
Учебно-календарный план
1 год обучения (33 часа)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов часов |
Шахматная доска (3ч) | |||
1 | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля | 1 | |
2 | Расположение доски между партнерами. Горизонтали и вертикали | 1 | |
3 | Диагональ. Большие и короткие диагонали | 1 | |
Шахматные фигуры (20ч) | |||
4 | Белые и черные фигуры | 1 | |
5 | Виды шахматных фигур | 1 | |
6 | Начальное положение | 1 | |
7 | Ладья. Место ладьи в начальном положении | 1 | |
8 | Ход ладьи | 1 | |
9 | Слон. Место слона в начальном положении | 1 | |
10 | Ход слона | 1 | |
11 | Ладья против слона | 1 | |
12 | Ферзь. Место ферзя в начальном положении | 1 | |
13 | Ход ферзя | 1 | |
14 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | |
15 | Конь. Место коня в начальном положении | 1 | |
16 | Ход коня | 1 | |
17 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | |
18 | Пешка. Место пешки в начальном положении | 1 | |
19 | Ход пешки | 1 | |
20 | Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня | 1 | |
21 | Король. Место короля в начальном положении | 1 | |
22 | Ход короля | 1 | |
23 | Король против других фигур | 1 | |
Шах (2ч) | |||
24 | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха | 1 | |
25 | Открытый шах. Двойной шах | 1 | |
Мат (5ч) | |||
26 | Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 | |
27 | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | 1 | |
28 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | 1 | |
29 | Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей | 1 | |
30 | Рокировка. Длинная и короткая рокировка | 1 | |
Шахматная партия (4ч) | |||
31 | Игра всеми фигурами из начального положения | 1 | |
32 | Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | 1 | |
33 | Демонстрация коротких партий. Повторение программного
прпрограммного материала | 1 |
2 год обучения (34 часа)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение (2ч) | |||
1 | Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. | 1 | |
2 | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. | 1 | |
Краткая история шахмат (1ч) | |||
3 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | |
Шахматная нотация (3ч) | |||
4 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | 1 | |
5 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | 1 | |
6 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. | 1 | |
Ценность шахматных фигур (4ч) | |||
7 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | |
8 | Достижение материального перевеса | 1 | |
9 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 | |
10 | Защита. | 1 | |
Техника матования одинокого короля (4ч) | |||
11 | Две ладьи против короля. | 1 | |
12 | Ферзь и ладья против короля. | 1 | |
13 | Ферзь и король против короля. | 1 | |
14 | Ладья и король против короля. | 1 | |
Достижение мата без жертвы материала (4ч) | |||
15 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | |
16 | Цугцванг. | 1 | |
17 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | |
18 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | |
Шахматная комбинация (15ч) | |||
19 | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 | |
20 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | |
21 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | |
22 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | |
23 | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 | |
24 | Другие темы комбинаций и сочетание тематических прие. приемов. | 1 | |
25 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 | |
26 | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | |
27 | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 | |
28 | Тема превращения пешки. | 1 | |
29 | Сочетание тактических приемов. | 1 | |
30 | Патовые комбинации. | 1 | |
31 | Комбинации на вечный шах. | 1 | |
32 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | |
33 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 | |
Повторение (1ч) | |||
34 | Повторение программного материала .Игровая практика практика | 1 | |
3 год обучения (34 часа)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение и закрепление (17ч) | |||
1 | Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | 1 | |
2 | Ходы фигур, взятие. | 1 | |
3 | Рокировка | 1 | |
4 | Превращение пешки. Взятие на проходе. | 1 | |
5 | Шах, мат, пат. | 1 | |
6 | Начальное положение. | 1 | |
7 | Игровая практика. | 1 | |
8 | Шахматная нотация. | 1 | |
9 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 | |
10 | Обозначение шахматных фигур и терминов. | ||
11 | Запись начального положения. | 1 | |
12 | Краткая и полная шахматная нотация. | 1 | |
13 | Запись шахматной партии. | 1 | |
14 | Ценность шахматных фигур. | 1 | |
15 | Пример матования одинокого короля. | 1 | |
16 | Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала | 1 | |
17 | Практика матования одинокого короля (игра в парах). Игровая практика с записью шахматной партии. | 1 | |
Основы дебюта (18ч) | |||
18 | Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. | 1 | |
19 | Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая практика. | 1 | |
20 | Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. | 1 | |
21 | Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Игровая практика. | 1 | |
22 | Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. | 1 | |
23 | Решение заданий. Игровая практика | 1 | |
24 | Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. | 1 | |
25 | “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. | 1 | |
26 | Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. | 1 | |
27 | Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. | 1 | |
28 | Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. | 1 | |
29 | Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. | 1 | |
30 | Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. | 1 | |
31 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка. | 1 | |
32 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
33 | Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. | 1 | |
34 | Игровая практика. Повторение изученного о дебюте | 1 |
4 год обучения (34 часа)
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
Основы миттельшпиля (30ч) | |||
1 | Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле | 1 | |
2 | Связка в миттельшпиле. Двойной удар | 1 | |
3 | Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | 1 | |
4 | Решение задания “Выигрыш материала”. Игровая практика | 1 | |
6 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 1 | |
7 | Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты | 1 | |
8 | Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 1 | |
9 | Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | 1 | |
10 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
11 | Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах | 1 | |
12 | Решение задания “Сделай ничью”. Игровая практика | 1 | |
13 | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | 1 | |
14 | Игровая практика | 1 | |
15 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи) | 1 | |
16 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
17 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи) | 1 | |
18 | Решение заданий. Игровая практика | 1 | |
19 | Матование двумя слонами (простые случаи). | 1 | |
20 | Матование слоном и конем (простые случаи) | 1 | |
21 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
22 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата” | 1 | |
23 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
24 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция | 1 | |
Решение заданий. Игровая практика. | |||
25 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой | 1 | |
26 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
27 | Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля | 1 | |
28 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
29 | Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля | 1 | |
30 | Решение заданий. Игровая практика. | 1 | |
Основы эндшпиля (2ч) | |||
31 | Общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле | 1 | |
32 | Игровая практика | 1 | |
Повторение (2ч) | |||
33 | Повторение программного материала | 1 | |
34 | Игровая практика | 1 |
Перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендованная литература
Материально-техническое обеспечение
- шахматные доски с набором шахматных фигур
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
- шахматные часы
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»
Учебно – методическое обеспечение
- Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Список литературы по программе
- Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. -1990.
- В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
- Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
- Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
- Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
- Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. -1990.
- Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
- В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
- В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
- О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса плюс» Днепропетровск. – 1996.
- И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
- Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока геометрии в 9 классе
Дата: 6.02.24
Учитель: Коренева Надежда Николаевна
Тема: Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник
Цель: формирование прочных знаний по теме «Правильные многоугольники»
Образовательная: повторить понятие окружности, описанной около многоугольника и окружности, вписанной в многоугольник;
Развивающая: развивать навык решения задач, связанных с понятием описанной и вписанной окружностей;
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к учебе на основе значимости решаемых задач.
Ход урока:
- Организационный этап
- Актуализация опорных знаний:
- Какой многоугольник называется правильным? (выпуклый, углы равны, стороны равны)
- Назовите примеры правильных многоугольников. (равносторонний треугольник, квадрат и др.)
- По какой формуле вычисляется угол правильного многоугольника?
Решить устно
Найти углы правильного многоугольника, если
А) n = 3 = ((n-2) 180):n = 60º
Б) n = 6 = 120º
В) n = 10 = 144º
Г) n = 18 = 160º
ⅠIⅠ. Открытие нового знания.
Учащиеся записывают тему, определяют задачи.
1.Учитель предлагает найти в учебнике (с. 270) информацию об окружности, описанной около правильного многоугольника
2.Учитель предлагает найти информацию о том, около любого ли многоугольника можно описать окружность.( Ответ: около любого правильного) Доказывает теорему (с.271)
3. Учащиеся вспоминают из 8 кл, где лежит центр описанной окружности.
4.Учащиеся изображают окружность, описанную около квадрата и окружность, описанную около правильного шестиугольника (пользуются шаблоном шестиугольника).
5.Учащиеся ищут в тексте параграфа (с.271) информацию о том, какая окружность называется вписанной в правильный многоугольник
6. Учащиеся ищут информацию о том, в любой ли многоугольник можно вписать окружность (Ответ: в любой правильный). Знакомство со второй теоремой (без доказательства).
7.Учащиеся изучают следствия из теорем ( с 272-273)
8. Учащиеся приводят примеры, где в окружающей обстановке можно увидеть вписанную и описанную окружности (в настенных или напольных часах, ювелирных украшениях, в некоторых кухонных принадлежностях и др.)
9. Учащиеся изображают окружность, вписанную в правильный многоугольник.
Проводится физминута
ⅠV. Первичное закрепление.
Решение задач ОГЭ.
Тип 16. №1 ( совместное обсуждение)
В окружность вписан равносторонний восьмиугольник. Найдите величину угла ABC.
Решение.
На рисунке- окружность, описанная около правильного восьмиугольника. Найдем угол АВС. Он является вписанным углом и равен половине соответствующего центрального угла. Проведем радиусы ОА и ОС. Угол АВС равен половине угла АОС. Угол АОС опирается на дугу АС и равен ей. Найдем градусную меру дуги АС. 360 : 8 = 45º, значит, угол АОС равен 45º, а угол АВС равен 22,5 º.
Ответ: 22,5º
Тип 16. №2 ( работа в паре)
В окружность вписан равносторонний восьмиугольник. Найдите величину угла ABC.
Решение.
Найдем угол АВС. Он является вписанным и опирается на диаметр АС. Как известно из 8 кл, вписанные углы, опирающиеся на диаметр- прямые. Значит, угол АВС равен 90º.
Ответ: 90º
Тип 16. №3 (самостоятельная работа)
Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 4. Угол при вершине, противолежащий основанию, равен 120°. Найдите диаметр окружности, описанной около этого треугольника.
Решение. Воспользуемся теоремой косинусов:
(здесь a и b — боковые стороны равнобедренного треугольника, c — основание.
Диаметр описанной окружности найдем по обобщенной теореме син
Ответ: 8.
V. Подведение итогов.
VⅠ.Рефлексия.
Учитель предлагает закончить предложение
Сегодня я узнал…
Оказывается, …
Мне понравилось…
Я плохо понял…
VⅠⅠ. Постановка домашнего задания.
§111-112. №4-№6 тип 16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...