Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа по математике (9 класс)
Особенность данного курса состоит в том, что задания
- предназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA.
- представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Решение практико-ориентированных задач»
(название)
для обучающихся 9 класса
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Жукова Наталья Николаевна, учитель математики высшей категории
\
г.Саратов , 2023 г
Раздел №1. Комплекс основных характеристик ДООП
- Пояснительная записка
Направленность ДООП.
В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую. Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ, поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Один из главных выводов этих исследований подчёркивает значимость школьного курса математики: существует прямая зависимость между склонностью к точным наукам в школьные годы и карьерными успехами во взрослой жизни. «Ответственные решения должны приниматься не интуитивно, а на основе предварительных прикидок, математических расчётов» (Е.С. Вентцель, советский математик).
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Функциональная грамотность – это умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых дети могут оказаться в реальной жизни. Задания помогут ученикам учиться ориентироваться в таких ситуациях, находить и сравнивать варианты решения возникающих проблем и их последствия.
Задачи, которые мы решаем на уроках – редко встречаются в жизни. Учебные задания – это математические модели, которые отражают определённые закономерности, отношения, связывающие объекты окружающего мира.
Задания этого курса – необычны: в них нужно использовать знания для поиска решения в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут ребятам встретиться уже сегодня или в ближайшем будущем. Это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со здоровьем, финансами, проверкой достоверности информации и многие другие.
Обучающиеся будут учиться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни.
Чтобы понять, как применять математические знания, детям надо будет внимательно читать текст, разбирать рисунки, схемы, таблицы, извлекать из них информацию и анализировать её. Для этого необходимо рассуждать, стоить гипотезы, делать выводы и умозаключения, распознавать неверные утверждения, находить ошибку в решении, подвергать сомнению высказанное суждение, достоверность информации.
Ученикам предлагаются задания из 1 части ОГЭ по математике, связанные с событиями реальной жизни.
Использование материалов итоговой аттестации в работе со школьниками 7-8 классов снимет беспокойство обучающихся при первом знакомстве с тестами ОГЭ в 9 классе, а процесс подготовки к ОГЭ будет восприниматься ими как продолжение уже привычной учебной деятельности. Такой подход к обучению может способствовать разрушению психологических барьеров учеников перед экзаменом, формируя их чувство уверенности в своих силах.
Новизна данного курса состоит в том, что задания
- предназначены для формирования и оценки всех аспектов математической грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA.
- представляют комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. К заданиям приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания.
Оригинальность программы состоит в том, что
- Решение практико–ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
На занятиях используются материалы сайтов https://fipi.ru/, Распечатай и реши https://www.time4math.ru/oge.
Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Объем учебной нагрузки составляет 34 часа, по 1 часу в неделю для 9 классов. Уровень образования: основное общее образование. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности.
1.2. Цель и задачи ДООП:
Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 5- 9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи курса:
1) распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
2) формулировать эти проблемы на языке математики;
3) решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
4) анализировать использованные методы решения;
5) интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Программа предполагает развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности в зависимости. При этом учитывается возрастные особенности учащихся. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8, 9 классах школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, интерактивные методы (взаимодействие в процессе общения, диалог, работа в группе и т.д.).
Типы занятий: практические работы.
Основные формы контроля и оценки: итоговая работа.
1.3. Содержание ДООП:
№ п/п | Перечень и название раздела и тем курса | Формы организации учебных занятий, виды учебной деятельности | Формы промежуточной аттестации/ контроля |
1. | Лист бумаги | Групповая работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
2 | Маркировка шин | Фронтальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
3. | ОСАГО | Фронтальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
4. | Тарифы | Индивидуальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
5. | Квартира | Групповая работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
6. | Участок | Групповая работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
7. | Теплица | Индивидуальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
8. | Печь для бани | Фронтальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
9. | План местности | Индивидуальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
10. | Земледельческие террасы | Фронтальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
11. | Зонт | Фронтальная работа | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
1.4. Планируемые результаты
В результате изучения данного курса обучающийся научится:
- использовать приобретенные в процессе обучения знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;
- проводить рассуждения, используя продвинутое математическое мышление.
Обучающийся получит возможность использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- осмысливать, обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе исследования и моделирования сложных проблемных ситуаций, и смогут использовать свои знания в нетипичных контекстах;
- связывать и использовать информацию из разных источников, представленную в различной форме, свободно преобразовывать и переходить от одной формы к другой;
- применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий к разрешению новых проблемных ситуаций;
- размышлять над своими действиями, формулировать и точно и ясно комментировать свои действия и размышления относительно своих находок, интерпретации и аргументов, объяснять, почему они были использованы в данной ситуации;
- распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в чётко определённых ситуациях.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
- находить и извлекать математическую информацию в различном контексте.
- оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулировать собственную позицию по отношению к прочитанному;
- объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
- оценивать действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-2 | Сентябрь | 09 16 | 14.15 | Групповая работа | 2 | Лист бумаги | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
3-6 | Сентябрь Октябрь | 23 30 7 14 | 14.15 | Фронтальная работа | 4 | Маркировка шин | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
7-10 | Октябрь Ноябрь | 21 28 11 18 | 14.15 | Фронтальная работа | 4 | ОСАГО | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
11-12 | Ноябрь Декабрь | 25 02 | 14.15 | Индивидуальная работа | 2 | Тарифы | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
12-13 | Декабрь | 9 16 | 14.15 | Групповая работа | 2 | Квартира | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
14-16 | Декабрь
| 11 18 23 | 14.15 | Групповая работа | 3 | Участок | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
17-19 | Январь | 15 22 29 | 14.15 | Индивидуальная работа | 3 | Теплица | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
20-22 | Февраль | 5 12 19 | 14.15 | Фронтальная работа | 3 | Печь для бани | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
23-25 | Март | 1 15 22 | 14.15 | Индивидуальная работа | 3 | План местности | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
26-28 | Апрель
| 1 8 15 | 14.15 | Фронтальная работа | 3 | Земледельческие террасы | Каб №81 | Выполне-ние КИМ ОГЭ-2023 |
29-32 | Май | 6 13 20 | 14.15 | Фронтальная работа | 3 | Зонт | Каб №81 | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
33 | Май | 27 | 14.15 | Фронтальная работа | 1 | Промежуточная аттестация | Каб №81 | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
34 | Май | 31 | 14.15 | Фронтальная работа | 1 | Итоговое занятие | Каб №81 | Выполнение КИМ ОГЭ-2023 |
2.2. Условия реализации ДООП – реальная и доступная совокупность условий реализации ДООП (материально - техническое обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение).
2.3. Формы аттестации отражают достижение цели и задач, специфичны для каждой ДООП, соответствуют формам, указанным в учебном плане. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется в нормативном локальном акте учреждения дополнительного образования, образовательной организации Республики Тыва, реализующей ДООП.
2.4. Оценочные материалы – комплект контрольно-измерительных материалов, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (ФЗ ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5).
2.5. Методические материалы – методическое обеспечение ДООП (ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п. 5):
- методы обучения;
- педагогические технологии;
- формы организации учебного занятия;
- алгоритм учебного занятия;
- дидактические материалы.
№ п/п | Перечень и название раздела и тем курса | Формы организации учебных занятий, виды учебной деятельности |
1. | Лист бумаги | Групповая работа |
2 | Маркировка шин | Фронтальная работа |
3. | ОСАГО | Фронтальная работа |
4. | Тарифы | Индивидуальная работа |
5. | Квартира | Групповая работа |
6. | Участок | Групповая работа |
7. | Теплица | Индивидуальная работа |
8. | Печь для бани | Фронтальная работа |
9. | План местности | Индивидуальная работа |
10. | Земледельческие террасы | Фронтальная работа |
11. | Зонт | Фронтальная работа |
2.6. Рабочие программы (далее - РП) курсов, дисциплин, модулей - описание цели, содержания, планируемых результатов каждого курса, модуля, предмета, входящего в РП.
РП составляются для модульных, комплексных, конвергентных ДООП. В них входят:
- название курса, предмета, модуля;
- учебная задача курса, предмета, модуля;
- тематическое планирование с указанием часов на каждую тему;
- планируемые результаты по предмету, курсу, модулю (исходя из учебной задачи);
- формы контроля / аттестации обучающихся;
- календарный учебный график (на каждую группу).
2.7. Рабочая программа воспитания – раскрывает основные направления, виды, формы и содержание воспитательной деятельности. В структуре РП могут быть следующие элементы:
- цель и особенности организуемого воспитательного процесса в образовательной организации Республики Тыва, реализующей ДООП;
- виды, формы и содержание деятельности;
- планируемые результаты.
3. Список литературы
Материально-техническое обеспечение, интернет-ресурсы
1. Компьютер, ноутбуки, интерактивная доска.
2. Тренинг Яндекс - ОГЭ http://ege.yandex.ru/mathematics-gia/,
модули специализированных уроков по алгебре;
3. Тесты и тренинги на uztest.ru;
4. Открытый банк заданий по математике http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html
5. Генератор вариантов ОГЭ-2022 и ОГЭ-2023 http://alexlarin.net/
6. Видеоуроки по математике Кирилла и Мифодия.
Сайты для подготовки к ОГЭ по математике.
http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия
http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки
http://www.egetrener.ru - видеоуроки
http://www.mathege.ru - открытый банк заданий
http://live.mephist.ru/?mid=1255348015#comments - Открытый банк
Видео-уроки по математике.
http://egefun.ru/test-po-matematike
http://www.youtube.com/user/wanttoknowru канал с разборами всех заданий
http://www.pm298.ru/ справочник математических формул
http://www.slideboom.com/people/lsvirina презентации по темам
http://www.ph4s.ru/book_ab_mat_zad.html книги
http://uniquation.ru/ru/ формулы
http://www.mathnet.spb.ru/texts.htm методические материалы.
Литература
- И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ -2023: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2023г.
- Жохов В. И., Крайнева Л. Б. Уроки алгебры 9 класс. – М.: Просвещение, 2021г.
- Жохов В. И., Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Дидактические материалы по алгебре, 9 класс. – М.: Просвещение, 2020.
- Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7-9 классах. –М.: Просвещение, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...