ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
методическая разработка по математике
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании школьников с нарушением интеллекта речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений коррекционной педагогики и реализуется во многих образовательных учреждениях страны. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания о явлениях живой и неживой природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_urokah_matematiki_v_spetsialnoy.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Гончарова Светлана Алексеевна
ГКОУ «Котовская школа – интернат»
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании школьников с нарушением интеллекта речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений коррекционной педагогики и реализуется во многих образовательных учреждениях страны. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания о явлениях живой и неживой природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников. Полноценная социальная адаптация детей с умственной отсталостью невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание. Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей.
Связь экологии и математики как науки очевидна. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении, а экология занимается исследованием. Это длина рек, продолжительность жизни животных и растений, скорость полета птиц. А также площадь вырубленного леса, количество погибших за зиму птиц, количество полученного кислорода с 1 гектара леса, масштабы загрязнения водоемов, воздуха, почвы. Математические задания и упражнения с экологическим содержанием получаются познавательными и интересными, а также обеспечивают овладение учащимися с нарушением интеллекта программным материалом.
Однако, математика – это не только инструмент количественных оценок, но и средство для качественного анализа различных явлений действительности. Так, можно долго и настойчиво говорить о вреде курения и не достичь результата отказаться от вредной привычки, но стоит привести цифровой пример, и человек хотя бы обратит внимание или задумается, а вычислив сам, возможно, и оставит эту вредную привычку.
Любое человеческое знание начинается с накопления фактов, затем идёт переработка полученной информации и приведение её в систему, и только после этого человек может использовать на практике эти знания.
Задача учителя математики - раскрыть возможности решения экологических проблем средствами естественно-математических наук, расширить знания о связи математики и экологии, углубить умение анализировать факты, делать выводы.
Экологический компонент в математике может быть реализован при:
- решении задач с экологической тематикой;
- составлении задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды;
- проведении измерительных практических работ;
- проведении уроков с экологической направленностью;
- проведении интегрированных уроков;
- проведении внеклассных занятий по математике.
Математические задачи могут быть направлены на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. Задачи отражают не только положительные, но и отрицательные проявления человека в природе, наиболее типичные недостатки, против которых следует бороться.
После решения таких задач необходимо проводить небольшое обсуждение или дискуссию, в ходе которых у обучающихся формируется экологическое сознание. Каждый курс математики может вносить вклад в формирование экологического сознания. Наиболее благоприятные темы: «Десятичные дроби», «Проценты», «Именованные числа» и т. д. Вот ряд задач экологического содержания для использования на уроках математики.
Задача о вреде курения. (7,8,9 классы)
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько весит новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят и папа, и мама?
Задача, направленная на сохранение природных богатств. (9 класс)
Вычислить, сколько кубических метров воздуха очистят от автомобильных выхлопных газов 25 каштанов, посаженных вдоль дороги, если одно дерево очищает зону длиной 100 м, шириной 12 м, высотой 10 м?
Задача по теме «Загрязнение окружающей среды» (9 класс)
Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс. км “выдыхает” 250 кг углекислого газа, 93 кг углеводорода, 27 кг окислов азота. Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашем районе, учитывая, что в районе 3000 личных автомобилей.
Задача по теме “Водные ресурсы” (9 класс)
Байкал - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитают 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определить количество эндемиков.
Задача по теме “Влияние развития экономики на человечество”(8,9 классы)
В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители села в сутки, в год?
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении детьми общественно-полезной работы по охране природы.
Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера. Экологическое воспитание детей с умственной отсталостью охватывает различные виды деятельности воспитанников, проводится систематически, дает положительные результаты.
Библиографический список
1.Журнал "Современные проблемы науки и образования". – 2015. – № 1
2.Гирусов Э.В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность / Э.В. Гирусов // Библиотечное дело. – 2010. – № 3. – С.6-11.
3.Нефедова Н.Х. Дидактические условия формирования экологической культуры школьников на уроках математики//Журнал "Известия Самарского научного центра Российской академии наук". - 2010. - т.12, №5(3)
4.Акристина Н.М. "Разработка заданий экологического характера, способствующих повышению интереса к экологии, мотивации к учению и познавательных способностей обучающихся в рамках курса математики в 5 классе средней общеобразовательной школы".-2014.-Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на примере урока СБО ...
Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)
Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...
Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"
Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...
Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"
Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...
Системно-деятельностный подход в обучении школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики
В статье рассматриваются особенности построения урока для умственно отсталых школьников с точк зрения технологии деятельностного метода обучения, приводится фрагмент урока математики по теме "Сло...
План работы над темой самообразования "Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта"
quot;Экологическое воспитание детей с нарушениями интеллекта"...
«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»
Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на ур...