Внеурочные занятия по школьному проекту "Загадки математики" для 6-8 классы
учебно-методический материал по математике (6 класс)
Теория для занятий
- Математика.
- Определения математики [1]
Математика - это наука, которая изучает структуру, пространство, количество и изменение. Она использует логические методы для анализа и изучения паттернов и отношений между числами, формами и объектами.
- Определения математики [1]
Математика - это система знаний, которая включает в себя изучение чисел, форм, структур и теорий. Она также использует символы, абстракции и логические рассуждения для решения проблем и предсказания результатов.
Математика - это наука, которая изучает связи, свойства и закономерности в различных областях, таких как алгебра, геометрия, тригонометрия, анализ и теория вероятностей.
Математика - это инструмент для моделирования и анализа явлений в природе, технике, экономике и других областях знания. Она помогает формулировать гипотезы, делать прогнозы и принимать решения на основе данных и фактов.
Математика - это язык, который используется для описания и изучения структур и отношений в различных областях, а также для разработки методов и моделей для решения задач и оптимизации процессов.
- Число π
- История числа π
Впервые обозначением этого числа греческой буквой π воспользовался британский математик Уильям Джонс в 1706 году, а общепринятым оно стало после работ Леонарда Эйлера в 1737 году. Это обозначение происходит от начальной буквы греческих слов περιφέρεια [periféreia] — окружность, периферия и περίμετρος [perímetros] — периметр. [2]
Определить то, что значение π больше трёх, но меньше четырёх очень просто. Для этого необходимо в единичную окружность вписать шестиугольник с длиной стороны 1. Диаметр круга составит 2, а периметр шестиугольника 6, а длина окружности больше шести, а значит π больше чем 6/2 (длина окружности делить на диаметр), то есть больше трёх. Опишем около окружности квадрат со стороной 2, его периметр равен 8, а значит π больше чем 8/2, то есть меньше четырёх. [3]
В 250 году до н.э. Архимед высчитал промежуток, в котором находится число π, с помощью вписанного и описанного 12-ти угольников, 24-х угольников, 48-ми угольников и 96-ти угольников. Его результатом стал промежуток от 3,1408 до 3,1429, чего уже было достаточно и для практических применений в современном мире. [4]
В конце VI века Франсуа Виет для расчётов взял правильный многоугольник, у которого было 393 216 сторон. Чуть позже его обошёл нидерландский математик Людольф Ван Селен. Он использовал многоугольник с количеством сторон 262 – это 4 квинтиллиона 611 квадриллионов 686 триллионов 18 миллиардов 427 миллионов 387 тысяч 904 стороны. Он получил 35 цифр после запятой. [5]
Во время бубонной чумы сер Исаак Ньютон вывел формулу, которая во много раз упростила нахождение числа π с любой необходимой точностью. [6]
2.2. Метод проведения эксперимента по вычислению числа π
С помощью нитки и линейки ученики измеряют и записывают в Таблицу №2 длину окружности и диаметр, затем, с помощью формулы высчитывают число π для каждого круга, затем высчитать среднее значение числа π и сделать вывод, можно ли достаточно точно вычислить число π таким способом.
3. Лента Мёбиуса
3.1. Определение петли Мёбиуса
Лента Мёбиуса – простейшая неориентируемая поверхность, которая является односторонней в трёхмерном пространстве. [7]
3.2. История петли Мёбиуса
Считается, что лента Мёбиуса была открыта независимо немецкими математиками Августом Фердинандом Мёбиусом и Иоганном Бенедиктом Листингом в 1858 году, однако та же фигура была изображена на римской мозаике III века н.э.[8]
Согласно легенде, немецкий астроном, математик и механик Август Фердинанд Мёбиус открыл этот объект после того, как служанка, работающая в его доме, сшила тканевую ленту в кольцо, перевернув по невнимательности один из ее концов. Увидев результат, вместо того, чтобы отругать незадачливую девушку Мёбиус произнес: «Ай да, Марта! Девочка не так уж глупа. Ведь это же односторонняя кольцевая поверхность. У ленточки нет изнанки!». [9]
Если ленту разрезать вдоль посередине, то в таком случае получается всего одна петля, хотя логика говорит о том, что их должно быть две, а если разрезать, отступив от края на треть ширины ленты, то получится уже два кольца сцепленных вместе - маленькое и большое. Сделав затем продольный разрез малого кольца посередине, в итоге, получим два переплетенных кольца одинаковых в размере, но разных по ширине.[10]
3.3. Практическое применение петли Мёбиуса
Уже сегодня существует ряд изобретений, использующих свойства этой необычной топологической фигуры. К примеру, в матричных принтерах красящая лента, свернутая в форме петли Мёбиуса, имеет более продолжительный срок службы из-за равномерного износа по всей поверхности. Кроме того, кухонные миксеры и бетоносмесители с лопастями, свернутыми в форме этой геометрической фигуры, позволяют снизить энергозатраты на двадцать процентов, при этом качество получаемой смеси улучшается.
В науке существует предположение, что молекула ДНК, которая представляет собой двойную спираль, может быть фрагментом петли Мёбиуса. Возможно, именно по этой причине так трудно расшифровать и понять код ДНК.
Некоторые ученые утверждают, что оптические явления основаны на свойствах данного математического парадоксального объекта. Отражение в зеркале – это лишь частный случай одного из свойств петли Мебиуса.
Еще одно предположение, связанное с этой математической фигурой, заключается в том, что наша Вселенная может быть заключена в форму петли Мёбиуса с зеркальной копией. Если двигаться в одном и том же направлении по петле Мёбиуса, то можно предположить, что Вселенная может существовать в такой форме.
4. Простые числа
Простые числа — это такие натуральные числа, которые делятся только на единицу и на самих себя (имеют только два натуральных делителя делителя). Все остальные натуральные числа, которые имеют более двух делителей, называются составными. Единицу не относят ни к простым, ни к составным числам, т. к. у неё только один делитель — единица.[11]
Неизвестно, когда было определено понятие простого числа, однако первые свидетельства относят к верхнему палеолиту, что подтверждается костью Ишанго[12]. Учёные спорят о предназначении этого древнего инструмента, поэтому однозначно сказать знали ли люди того времени о простых числах нельзя. Предположительное время создания — эпоха верхнего палеолита. По одним данным, предмет изготовлен от 9 до 6,5 тысяч лет назад, по другим — более 20 тысяч лет назад.[13]
В сохранившихся записях древнеегипетских математиков есть намёки на то, что у них были некоторые представления о простых числах: например, папирус Райнда, относящийся ко второму тысячелетию до нашей эры. Опубликованные в приблизительно трёхсотом году до нашей эры «Начала» Евклида содержат важные теоремы о простых числах, включая бесконечность их множества. Позднее, математики искали простые числа всё больших размеров и пытались найти закономерность для их нахождения, но до сих пор никому это не удалось.[14]
За нахождение простых чисел из более чем 100 000 000 и 1 000 000 000 десятичных цифр Фонд электронных рубежей назначил денежные призы соответственно в 150 000 и 250 000 долларов США.
Большие простые числа используют в системах шифрования информации.
[2] Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Пи_(число)#История
[4] Источник «Journey through genius : the great theorems of mathematics» Вильяма Дунхама
[5] Источник «Journey through genius : the great theorems of mathematics» Вильяма Дунхама
[6] Источник «Journey through genius : the great theorems of mathematics» Вильяма Дунхама
[7] Источник https://dzen.ru/a/XAzKjUTHNQCuk5ZV
[8] Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Лента_Мёбиуса
[9] Источник https://dzen.ru/a/XAzKjUTHNQCuk5ZV
[10] Источник https://dzen.ru/a/XAzKjUTHNQCuk5ZV
[11] Источник https://dzen.ru/a/XuslpX2hWyElvLiu
[12] Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Простое_число#История
[13] Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Кость_Ишанго
[14] Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Простое_число#История
Планы занятий
Занятие 1 «Число π и его особенности»
Этапы занятия | Пояснение к этапу | Действия учеников |
Приветствие учеников |
| Ученики здороваются с учителем |
Краткий экскурс в темы занятий | На основе теории интересно рассказать про разные определения математики, тему первого и последующих занятий | Ученики слушают и задают вопросы |
Рассказ о числе π: что это, как оно применяется, интересные особенности и способы его измерения | Рассказать понятно, не заострять внимание на теории, больше рассказать интересных фактов | Ученики слушают и задают вопросы |
Эксперимент с измерением числа π | Измерение происходит с помощью нитки, линейки, нескольких кругов разных размеров и таблицы №2 | Обучающиеся участвуют в эксперименте: измеряют длину окружности и диаметр с помощью нити и линейки, записывают полученные данные в таблицу и высчитывают число π по формуле:
|
Сравнение результатов эксперимента с реальным значением числа π | ≈ 3,14 |
|
Вывод из проделанного эксперимента |
|
|
Завершение занятия |
|
|
Занятие 2 «Лента Мёбиуса – загадочная фигура»
Этапы занятия | Пояснение к этапу | Действия учеников |
Приветствие учеников |
| Ученики здороваются с учителем |
Рассказ о ленте Мёбиуса: история открытия, как и где применяется | Рассказать понятно, не заострять внимание на теории, больше рассказать интересных фактов | Ученики слушают и задают вопросы |
Эксперимент с лентой Мёбиуса | Эксперимент заключается в демонстрации единой поверхности у петли, невозможности разрезать петлю вдоль | Обучающиеся участвуют в эксперименте |
Вывод из проделанного эксперимента |
|
|
Завершение занятия |
|
|
Занятие 3 «Простые числа и их скрытая красота»
Этапы занятия | Пояснение к этапу | Действия учеников |
Приветствие учеников |
| Ученики здороваются с учителем |
Рассказ о простых числах: что это такое, история их открытия, методы нахождения и скрытая красота простых чисел внутри единичной окружности | Рассказать понятно, не заострять внимание на теории, больше рассказать интересных фактов | Ученики слушают и задают вопросы |
Тренировка с нахождением простых чисел | С помощью проводящего занятие, ученики пробуют найти простые числа в таблице с числами от одного до ста | Обучающиеся ищут простые числа от одного до ста |
Завершение занятия |
|
|
Приложения
Таблица №1
Таблица №2
№ эксперимента | Длина окружности l, см | Длина радиуса r, см | Значение числа π | Среднее значение числа π |
№1 |
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
Также, прикреплены сопроводительные материалы в виде презентаций к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие 1 «Число π и его особенности» | 2.78 МБ |
Занятие 2 «Лента Мёбиуса – загадочная фигура» | 1.99 МБ |
Занятие 3 «Простые числа и их скрытая красота» | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводные занятия в школьных мастерских.Технология. 5 – 7 классы.
Вводные занятия в учебных мастерских имеют целью сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу....
Внеурочное занятие по предмету музыка «Музыкальные инструменты»-1 класс
Представлены фотографии о проведённом открытом внеурочном занятии с учащимися 1 класса...
Внеурочное занятие по программе "Чистая вода"для 5 класса
В данной работе представлены материалы к внеурочному занятию по программе "Чистая вода" для учащихся 5 класса по теме "Молекула воды - какая ты?", а именно:пояснительная записка;технологич...
Система семинарских занятий по школьному курсу «Литература» в 11 классе. Методическая разработка
Эффективной формой организации в старших классах являются семинарские занятия, которые предусматривают самостоятельную работу над содержанием тем, проблем и задач по курсу «Литература». Методиче...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности Малая Школьная Академия. Английский язык. 5 класс
ПРОГРАММАвнеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Малая Школьная Академия. Английский язык.для обучающихся 5 классов...
Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"
Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...
Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие
Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....