Внеурочное занятие по программе "Чистая вода"для 5 класса
план-конспект занятия по экологии (5 класс) на тему

Мисакян Гаянэ Александровна

В данной работе представлены материалы к внеурочному занятию по программе "Чистая вода" для учащихся 5 класса по  теме  "Молекула воды - какая ты?", а именно:

  • пояснительная записка;
  • технологическая карта занятия;
  • заключение;
  • приложения;

Продукт урока - видео - ролики, которые создают учащиеся  процессе работы над темой (в материалах не представлены).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

по программе «Чистая вода» для 5 класса

Тема: Молекула воды – какая ты?

Выполнила: Мисакян Гаянэ Александровна, учитель химии  МОУ-СОШ№13 г. Клин

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. № 19707), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Это очень важно сегодня, когда от ученика школы требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. А значит  задача педагога на сегодня – создание условий для овладения школьниками универсальными способами познания мира, формирование готовности к диалогу и сотрудничеству. На мой взгляд, наиболее успешно эта задача решается в рамках внеурочной деятельности. Именно здесь я, как учитель, чувствую себя творцом, практиком, хозяином своей педагогической лаборатории. И именно деятельностный  подход позволяет успешно достигнуть поставленных мною целей.

 Представленная здесь технологическая карта первого занятия во второй теме программы «Чистая вода» для учащихся 5 классов является продолжением внеурочных занятий в четвертом  классе по теме «Водными тропинками Клинского края». 

Современный человек должен быть экологически грамотным. Одной из глобальных проблем остается проблема сохранения чистоты водных ресурсов. Особое значение в её решении  приобретает не только образование самих школьников, но и воспитание родительской общественности. Это становится возможным через обучение детей в этом направлении.

Программа особенно актуальна и востребована в Год  охраны  окружающей среды. (Указ Президента РФ о проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды от 10.08.2012 г. № 1157). Она стала завершающим  этапом  целенаправленной работы в Клинском муниципальном районе в рамках Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от  07.12.2011 № 416/ФЗ, Всероссийского Урока Чистой воды, районной акции «Чистая вода» и создана при спонсорской поддержке ЗАО «Водоканал».

 Отличительной особенностью программы является практическая направленность и водоохранная деятельность

Технологическая карта занятия

Тема занятия: Молекула воды – какая ты?

Возраст обучающихся: 5 класс

Название программы: Чистая вода

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Форма занятия : Занятие -презентация, индивидуальная работа и работа в парах (моделирование), творческая работа в группах  (создание видеоролика «Что теперь я знаю о воде»).

Вид внеурочной деятельности:  познавательная

Цель занятия: Способствовать формированию представлений о строении вещества  и агрегатных состояниях на примере воды.

Проблемные вопросы, решаемые обучающимися:

  • Как выглядит молекула воды и откуда она возникает?
  • Чем отличаются газообразное, жидкое и твердое состояния воды с точки зрения строения вещества?

Планируемые результаты:

регулятивные УУД : определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы и осуществлять действия по реализации плана, выдвигать версии решения проблемы, оценивать полученный результат.

познавательные УУД: Объяснять  строение молекулы воды, характеризовать и моделировать взаимодействие молекул воды в различных агрегатных состояниях. Прослеживать причинно – следственные связи. Отвечать на вопросы. Представлять информацию в виде текста.

коммуникативные УУД: Обсуждать полученные знания, приводить доводы и доказательства, принимать другое мнение, допускать существование разных точек зрения, слаженно работать в группе, распределять обязанности, определять свое место (роль) в группе.

личностные результаты: Мотивация к познанию, умение объективно оценивать себя, уважительное отношение к иному мнению, принятие и освоение определенной роли в социуме.

Оборудование и материалы: Презентация к уроку, ПК учителя, мультимедийное оборудование, фотокамера с режимом видео, ножницы, клей, цветные карандаши, бумага, текст для рефлексии.

Этапы  занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

1.

Мотивация к деятельности (орг. момент)

Слайд 6

Мотивирует учащихся на начало урока, предлагая совместно сформулировать тему урока

Вступают в диалог с учителем по изображениям атомов и молекул различных веществ, представленным на слайде

Фронтальная

2.

Актуализация знаний

Беседа «Атом и молекула – что мы о них знаем?». Используется игровой метод – «ответы без слов»

Учащиеся делятся на команды по рядам и отвечают на вопросы учителя «без слов», используя принцип игры «Крокодил»

Фронтальная, групповая

3.

Постановка задач

 Предлагает проанализировать видеоматериал демонстрируется без звука) о строении молекулы воды, поведении молекул в твердых, жидких и газообразных веществах

Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез.

Работают в парах, предлагают свои объяснения увиденного.

Парная

4.

Построение проекта решения задач (организация взаимодействия с учащимися по теме урока)

Слайды 7

- эвристическая беседа

Слайды 8-13

Организует обмен мнениями по вопросам: «В каких трех состояниях встречается вода на Земле?»  «Вода жидкая, газообразная и твердая – чем отличается?»,  «В чем причина отличий?»,

«Каковы свойства воды в различных состояниях?»

Демонстрирует  получение кислорода, водорода, их свойства. Ставит вопрос «Откуда в опыте горения водорода возникла вода?»

 

Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Делают вывод о том, что вода молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Вода пребывает на Земле одновременно в трех состояниях. В твердом состоянии она имеет форму и объем, в жидком – только объем, в газообразном – не имеет собственной формы и объема. Причина заключается в притяжении между молекулами и расстоянии между ними.

Комментируют и объясняют увиденное. Приходят к выводу : Водород + кислород = вода

Фронтальная

Актуализация знаний

Слайд 14

- работа в

группах

Приложение 1

Актуализирует полученные знания через создание моделей атомов и молекул, их поведения в различных агрегатных состояниях. Обеспечивает инструкционные карты по созданию сценария видеоролика.

Организует работу в группах

Выполняют модели атомов и молекул из бумаги. Создают  сценарий на основании инструкционной карты.

Выполняют работу в группах по созданию видеоролика .

Групповая

5.

Первичное закрепление

Организует съемку видеосюжета по теме урока.

Снимают видеоролик

Групповая

6.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Слайд 15

Организует обсуждение

Обсуждают видеоролики, высказывают мнение, подводят итоги

Фронтальная

Заключение

Данное занятие  предназначено для учащихся 5 класса, которые  уже владеют элементами основных универсальных учебных действий и имеют общие представления о водных ресурсах, поэтому данное занятие  обобщает, углубляет и систематизирует знания воспитанников. Занятие  построено на достаточно высоком  научном уровне, а самостоятельная или управляемая практическая (и мини -  проектная деятельность) школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах, пусть пока краткосрочных.

Целью программы, в рамках которой реализовано данное занятие, является  формирование у учащихся представления о месте и роли воды в целостной картине мира, стимулирование  развития творческого потенциала, исследовательской деятельности. Педагогические методы и приемы, формы взаимодействия сторон образовательного процесса, реализованные в рамках занятия, в полной мере позволяют достигнуть желаемого а также  выстроить систему межпредметных связей между курсом и другими предметами.

Литература,  интернет - источники

  1. Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей Серия: Моя первая книга. Издательство: Белый город, М.: 2009 г.
  2. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  3. http://www.youtube.com/watch?v=7l3X8_89gOo – Почемучка «Три состояния вещества»
  4. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 
  5. http://sitewater.ru/ - Всё о воде.
  6. http://water.dolotov.net/subdmn/water/detyam-o-vode/ - Вода жизни. Детям о воде.
  7. http://www.solnet.ee/school/chemistry.html - «Необычайные приключения Пробиркина в Стране химических элементов», Наталья Иванова.

Приложение 1

Инструкционная карта по созданию сценария видеоролика

Стартовая сцена: (что мы видим на экране?) __________________________________________________________________

Кадры (сопровождаются текстом диктора за кадром)

Дополните текст необходимыми словами. Каждая фраза – отдельный кадр:

  • Мир вокруг нас состоит из _____________– мельчайших частиц.
  • Они вот такие.
  • Или такие.
  • __________ могут соединяться в молекулы.
  • Это __________ – газ, которым мы дышим.
  • Это  __________– газ, из которого сделано Солнце.
  • А это ВОДА.
  • Её на планете много.
  • ___________, как и __________ очень малы и все время движутся.
  • Силы притяжения заставляют их слипаться. Поэтому жидкая вода движется так – слой скользит по слою.
  • Если воду нагреть, то __________ будут двигаться ____________
  • и в конце концов оторвутся друг от друга.
  • И разлетятся. Вода станет __________.
  • Если же воду охлаждать, то ___________ будут двигаться ____________,
  • снова притянутся
  • и построятся в определенном порядке.
  • Получится кристаллик льда.

Автор говорит в камеру: «А теперь, если вы всё поняли, ответьте на вопрос: _________________________________________________________________?»

Все хором: А мы уже  знаем!!! ( камера показывает лица всех участников процесса).

Приложение 2

Дополнительный материал

Наталья Иванова «Необычайные приключения Пробиркина в Стране химических элементов» http://www.solnet.ee/school/chemistry.html 

ВОДОРОД

 Пробиркин оказался в первой клеточке таблицы. Там сидел маленький, круглый, легкий и подвижный Водород.

– Ой! Привет, а ты кто такой? Вот я как легко попал в твою клеточку, а ты сидишь на одном месте!

– Я – первый элемент в таблице Менделеева, Водород! Да, мы тут все сидим в своих клеточках, потому что в других клетках мы потеряем свои свойства. Но  прыгать я могу и легче тебя, ведь я легче всех, я самый лёгкий химический элемент! Это потому что у меня самый малюсенький атом, его масса всего одна атомная единичка, меньше не бывает!

Понимаешь ли, человечек Пробиркин, химический элемент – это такая штука... Сложная для тебя штука. В общем, у всех атомов, из которых состоит вещество, есть своя масса – атомная масса, и свой заряд ядра. Ты ведь, наверное, знаешь, что все атомы состоят из положительно заряженного ядра и электронов (заряженных отрицательно), находящихся на орбитах вокруг ядра.

Если бы ты мог стать ещё меньше, чем сейчас, Пробиркин (это уже не просто сказка, а сказка внутри сказки), то ты мог бы поставить для атомов ма-аленькие весы и взвешивать их, или ма-аленькими приборчиками измерять заряды их ядер. А потом ты бы мог отбирать атомы с одинаковым зарядом ядра (плюс один, например) в одну кучку, и  в этой кучке ты бы собрал определённый химический элемент. В другой кучке с другим зарядом ядра (плюс два или там плюс восемь) – другой элемент. Ну как будто ты перебираешь смесь гороха и грецких орехов: маленькие шарики – туда, большие сюда. Понял? Химический элемент – это совокупность (кучка, горка)  атомов с одинаковым зарядом ядра. Так вот, я, Водород – это совокупность самых лёгких атомов или атомов с самым маленьким зарядом ядра, я первый! Масса моего атома принята за единицу, и заряд моего ядра тоже равен +1.                                    

Раз я самый лёгкий, то я всегда стремлюсь улететь куда-нибудь повыше в небо или даже в космос. Поэтому, чем ближе к облакам, тем газа Водорода больше в атмосфере. Зато в виде соединений меня очень много на поверхности Земли, конечно же, в воде океанов, морей, рек, озёр, болот, луж... всех водоёмов, да и в земной коре. По количеству атомов на Земле я занимаю первое место среди всех элементов, и на Солнце я самый распространённый элемент, меня на светиле не меньше половины его массы. Я почти везде первый, я чемпион!

Я очень активный, это значит, что если всё-таки впихнуть меня в клетки к элементам-соседям, я со многими из них начну химически реагировать. Знаешь, как это – химически реагировать? Это означает, что мы будем отбирать друг у друга или давать друг другу электрончики из своих атомов. У меня этот электрончик всего один, я могу его отдать, а могу и прихватить чужой электрон, тогда у меня их станет два. Реагировать с другими атомами  мне  очень интересно, ведь получаются новые вещества, а иногда реакция идёт очень красиво! Нередко даже взрыв получается!

Есть у меня  не очень дальний сосед по таблице – Кислород, с которым мне бы лучше не сталкиваться, если кто-то вздумает нас вместе поджечь – будет взрыв – это дядька Кислород отберёт у двух моих атомов их единственные электроны и присоединит их к своему одному атому! Вот какой жадина, обижает малыша! Впрочем, он в таблице не один такой... ну, я уже говорил. Тот, кто отбирает электроны, называется окислителем (теперь понятно, Пробиркин, что дядька Кислород – окислитель?), а тот, кто их безропотно отдаёт – восстановитель. В реакции с Кислородом я, Водород, – восстановитель.

Зато после нашего с Кислородом взрывчика образуется водичка – моя дочка, которой я горжусь! В молекуле Воды два моих атома и один – этого жадины Кислорода. А раз меня обозначают латинской буквой Н, а Кислородище – О, то формулу воды записывают как Н2О. Дочка моя – Вода покрывает большую часть поверхности Земли, и без неё жизнь невозможна! Меня и назвал-то Водородом – «рождающим воду» – знаменитый французский химик Антуан Лавуазье. Я уже говорил, что я горжусь своей Водой! У водички масса замечательных свойств, благодаря которым существует всё живое! Впрочем, об этом тебе ещё расскажут в школе на уроках биологии.

Ещё я очень горжусь своим положением в таблице элементов – ведь я самый первый и ни на кого не похож! В таблице мы все стоим «по росту» – в порядке увеличения заряда ядра и массы атома. В каждой клеточке дано латинское обозначение элемента, ещё его название, а сверху от латинского значка – заряд ядра, снизу – атомная масса в моих, водородных единицах! То есть именно моя масса атома принята за единицу, я эталон для всех элементов, хоть я и особый!  

Даже мой ближайший сосед – Гелий – совсем другой по характеру, он очень пассивный и самый инертный (то есть ленивый и спокойный) из всех братьев-элементов, он от всех отворачивается и ни с кем никогда не играет, не реагирует – своих электронов не отдаёт и чужих не хочет отнимать! Я не пойму, как он не умирает от скуки, бедняга. Сближает нас с соседом-Гелием  то, что он тоже очень лёгкий, чуть тяжелее меня, мы с ним два легчайших газа, и оба любим улетать как можно выше.  Ещё у нас с ним общее то, что мы два самых распространённых элемента на Солнце и во Вселенной, правда, и тут я его опережаю! Впрочем, ты можешь и сам поговорить с Гелием, он  живет в соседней квартире!

– Ой, очень хочется увидеть твоего соседа Гелия! До свидания, Водород, веди себя хорошо, лучше не взрывайся, а я перепрыгиваю в клетку номер два!

– До свидания, Пробиркин! А напоследок вот тебе стишок про меня!  

 Не шутите с Водородом!

 Он горит, рождая воду,

 В смеси с Кислородом-братом

 Он взрывается, ребята!

 Вам скажу на всякий случай –

 Эту смесь зовут гремучей.

 А еще хочу сейчас

 Объяснить я всем ребятам:

 Водород – легчайший газ,

 У него мельчайший атом.

 Водород на первом месте

 В Менделеевской системе.

 Это очень много чести –

 Находиться перед всеми.

 Может Водород гордиться

 Положением в таблице!

КИСЛОРОД

 «Да, в восьмой квартире действительно очень легко дышать, даже пахнет чем-то свежим, как после грозы» – подумал Пробиркин.

 – Ты прав, уважаемый Химиша, как следует отдышаться тебе удастся только у меня, Кислорода. Мой следующий сосед – Фтор, у него не то что дышать, к его клетке нельзя даже близко подходить. А вот я – единственный газ, который поддерживает дыхание и горение. Название мое означает «рождающий кислоты», потому что, когда меня только открыли, считалось, что я обязательно вхожу в состав кислот. Представь себе, что это название, как и у Азота, тоже оказалось неточным – существуют кислоты, в молекулах которых нет кислорода, например, соляная кислота! Но название прилипло ко мне на века.

 Я, Кислород, активный окислитель. Малыш Водород тебе уже жаловался на меня, он всегда обижается после взрыва гремучей смеси. Конечно, жалко отдавать единственный электрон! Но я всегда стараюсь убедить Водорода, что эта жертва не напрасна, в результате нашей реакции рождается прекрасное вещество – Вода!

 В воздухе меня меньше, чем приятеля Азота, всего около 21% по объему, но это оказывается самым подходящим количеством для дыхания. Если меня меньше, воздухом дышать трудно, это бывает на высоте, в горах (правда, по другой причине, из-за низкого атмосферного давления). Когда в воздухе много Кислорода, это тоже ни к чему: мною, чистым, можно обжечь дыхательные пути, всё же я сильный окислитель! Иногда больным дают подышать чистым Кислородом из кислородной подушки, но только ненадолго!

Кислород, которым ты дышишь, Пробиркин, состоит из двухатомных молекул. Тебе понятно из названия, что в одной молекуле кислорода два атома кислорода и моя формула О2? Но есть ещё одно интересное вещество, состоящее только из Кислорода, молекулы которого трёхатомны, т.е. в них три моих атома! Это Озон, его формула О3. Чувствуешь, здесь у меня легкий запах, как будто после грозы? Это запах Озона, он образуется из двухатомного Кислорода при разряде молний.

Озон – очень важный газ для поддержания жизни во всей биосфере Земли. Он имеет способность задерживать ультрафиолетовое солнечное излучение, которое губительно для живого. Озон присутствует в верхних слоях атмосферы, на высоте 20-25 километров над Землёй, и удерживает доходящие до нас ультрафиолетовые лучи на безопасном уровне. Слышал про озоновые дыры? Это опасная штука, образуется в атмосфере в результате некоторых вредных выбросов различных производств. В последние десятилетия люди очень обеспокоены ростом озоновых дыр.

Хоть Озон и необходим высоко в небе, сам по себе в чистом виде он очень ядовит, в нашей части атмосферы без него гораздо безопаснее! Когда в помещении на кубометр воздуха один миллиграмм Озона, уже можно отравиться, обжечь глаза и дыхательные пути! Озон используют в медицине, потому что и для микробов он ядовит. Кстати, чистый Озон синего цвета…

 – Кислород, ты так много знаешь! Я слушаю тебя, затаив дыхание, которое ты поддерживаешь!

 – А еще я поддерживаю горение! Знай, что когда горит костёр, спичка, газ в кухне, происходит реакция дерева или газа со мной, Кислородом! Больше ни один газ из воздуха не поддерживает такое горение. Я – окислитель, в реакции горения я отбираю у других элементов или веществ электроны. Я почти самый сильный окислитель из всех элементов, занимаю второе место после Фтора. Фтор – мой сосед, ты к нему не заходи, а послушай его из-за тефлоновой двери.

 – Про тефлон я что-то слышал, эта такая пластмасса! А почему Фтор сидит за тефлоновой дверью?

 – Это длинная история, целый детектив! Думаю, Фтор успеет рассказать тебе не очень много, только главное из захватывающей истории своего открытия и покорения, потому что долго находиться даже за дверью злодея Фтора опасно! Желаю, чтобы эта встреча прошла для тебя, Пробиркин, гладко! До свидания, маленький любознательный человечек!

 – До свидания, дыхательный и зажигательный Кислород!  

 Гордый важный Кислород

 Говорит: «Живой народ –

 Птицы, ящерки и звери –

 Дышат мною, кислородом.

 Открывайте окна, двери,

 Дайте воздуху свободу!

 И растениям зелёным,

 Кактусам, цветам и клёнам

 Тоже очень нужен я

 Для дыхания, друзья!

 А ещё не загорятся

 Без меня костёр и газ!

 Всем теперь понятно, братцы,

 Как стараюсь я для вас?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие, смотр знаний в начальных классах

Разработка, позволяющая провести смотр знаний в начальной школе силами старшеклассников. В работе используется интерактивная доска и ПО "Smartnotebook", включающая приложение для проверки  вычисл...

Внеурочное занятие по биологии в 5 классе "Растения первоцветы"

Занятие в игровой форме знакомит учащихся с растениями первоцветами....

Внеурочное занятие по ИЗО в 1 классе по теме : "Все имеет свое строение"

Занятие включает в себя элементы анализа о сравнения учащимися различных изображений, работу по схемам: как получить из прямоугольника различные геометрические фигуры. творческую работу в виде апплика...

Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС

Образовательные: ·         Сформировать знания о глобусе как модели Земли.·         Расширить представления детей о глоб...

Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"

Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...

Внеурочное занятие по информатике для 3 класса «Путешествие в компьютерную долину»

Цель занятия: обобщить и закрепить знания обучающихся по темам «Устройство компьютера», «Текстовый редактор  Office Word», «Графический редактор Paint»....

Презентация к внеурочному занятию по математике в 5 классе "Среднее арифметическое"

Разработка внеурочного занятия по ФГОС для учащихся 5-го класса  «Среднее арифметическое»...