Вводные занятия в школьных мастерских.Технология. 5 – 7 классы.
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Вводные занятия в учебных мастерских имеют целью сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnye_zanyatiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение – средняя

общеобразовательная  школа № 65

               Вводные   занятия

        в   школьных  мастерских.             

                        Технология.

                       5 – 7  классы.

               Выступление  на  РМО.

                              Учитель  технологии

                                  МКОУСОШ  № 65

                          Привокзального  района

               Тяпчев  Анатолий  Иванович  

                              Тула 2012г   

 Вводные  занятия  в  школьных  мастерских. 

Вводные занятия в учебных мастерских имеют целью сформировать устойчивый интерес к изучаемому материалу, подготовить учащихся к успешному усвоению новых знаний в ходе последующих занятий.

Известны следующие разновидности вводных занятий по технологии в начале учебного года:

1. Вводные занятия перед систематическим изучением предмета. По технологии – это первое занятие в V классе.

Оно имеет целью ввести учащихся в круг изучаемых сведений на занятиях в мастерских, познакомить их с характером предстоящих практических работ.

2. Вводные занятия в начале учебного года в каждом классе. Это занятие имеет целью ознакомить учащихся с конкретными знаниями и умениями, которыми они должны овладеть в текущем учебном году.

Занятия по технологии включают два урока по 45 минут. Любая организационная форма занятия определяется его содержанием. Рассмотрим содержание вводных занятий по технологии в начале учебного года.

Каждое вводное занятие по технологии в начале учебного года включает следующие структурные элементы:

1. Знакомство  учителя  с  классом.

2. Расстановка  учащихся  по  рабочим  местам.  

3. Беседа  о  значении  труда  в  жизни  людей.  

4. Знакомство учащихся с оборудованием школьной учебной мастерской.

5. Знакомство  с  рабочим  местом  и  оборудованием.

6.Ознакомление учащихся с инструментами индиви- дуального  и  общего  пользования.

7. Ознакомление учащихся с правилами внутреннего распорядка  в  школьной  мастерской.

8. Ознакомление   учащихся  с  правилами  техники  безопас-

ности.

9. Демонстрация  объектов  труда  учащихся.

10. Информация  о  работе  технических  кружков.

Содержание структурных элементов вводного занятия по технологии в начале учебного года не является постоянным. Оно изменяется и усложняется от класса к классу. Рассмотрим содержание каждого из перечисленных структурных элементов.

1. Знакомство  учителя  с  классом. 

Знакомство с учащимися V класса учитель начинает ещё до начала занятий. Имея список учащихся, он выясняет у школьного врача фамилии детей с недостатками зрения и слуха, так же фамилии тех, кто временно освобождён от занятий в мастерских вообще или от выполнения работ определённого типа.

В беседе с учителем начальной школы учитель технологии выясняет индивидуальные особенности детей примерно по следующим вопросам:

а). Какие предметы вызывают у школьника наибольший интерес?

б)   Каково  его  отношение  к  занятиям  по  технологии?

в)   Какого  характера  работы  ему  особенно  интересны?

г) Изготовляет ли ученик дома, какие – либо поделки (изделия из природных материалов, аппликации и т. д.)?

Личное знакомство с учениками данного класса происходит на вводном занятие, когда учащиеся V класса впервые приходят в школьную учебную мастерскую. Своё знакомство учитель начинает с того,  что  называет  своё  имя,  отчество  и  фамилию.

Учитель делает перекличку учащихся, знакомится с каждым из них, старается их запомнить.

В шестом и последующих классах в содержание этого элемента вводного занятия вносятся соответствующие коррективы, которые зависят от того, какой год работает учитель в данном классе, а так же от изменения состава класса.

2.  Расстановка  учащихся  по  рабочим  местам. 

После знакомства с классом учитель технологии выстраивает учащихся по росту с тем расчётом, чтобы правильно разместить их по рабочим местам: маленьких – впереди, больших – сзади, с недостатками зрения и слуха – впереди и сбоку (чтобы они не мешали другим). Учащихся низкого роста целесообразно всегда закреплять за передними рабочими местами, так как более рослые ученики загораживают от маленьких рабочее место учителя.

Опыт показывает, что целесообразно учащихся, занявших один ряд мастерской (4 – 5 человек) объединять в рабочие звенья. В связи с этим правильно, чтобы учащиеся сами избрали звеньевых. Одновременно они избирают старосту группы.

3.  Беседа  о  значении  труда  в  жизни  людей. 

Обязательным элементом каждого вводного занятия является беседа с учащимися о значении труда в жизни людей.

В ходе беседы учитель рассказывает о том, что подавляющее большинство людей занято тем, создают материальные ценности своими рабочими руками.

Среди разнообразных рабочих профессии основное место занимают профессии слесарей, станочников, электриков. Слесарные, станочные, электротехнические знания и умения лежат в основе многих других профессий (например, шоферов, трактористов, машинистов). Эти знания и умения являются общетрудовыми.

На вводном занятии учащимся следует объяснить, что технические устройства широко проникают в наш быт. В наших домах нас окружают всё большее число различных электротехнических и механических устройств, которые облегчают и украшают нашу жизнь. Знание устройства и правил эксплуатации различных бытовых приборов совершенно необходимо каждому современному человеку.

4.  Знакомство  учащихся  с  оборудованием  школьной учебной   мастерской. 

В V классе целесообразно перечислить основное оборудование мастерской. Это необходимо сделать, чтобы предотвратить вопросы столь любознательных в этом возрасте учащихся. При этом учитель должен рассказать, как называется станок, в каком классе учащиеся на нём работают.

В VI классе такого краткого рассказа уже недостаточно. Надо не только рассказать, как называется этот станок, но и для чего он служит.

В VII классе надо акцентировать внимание учащихся на том, оборудовании мастерской, на котором они будут работать в этом учебном году.

Рассказ учителя следует сопроводить демонстрацией объектов труда учащихся с помощью данного орудия труда.

  1. Знакомство  с  рабочим  местом  и  оборудованием. 

Учитель объясняет учащимся, что называется рабочим местом.  

В V классе учитель рассказывает об устройстве столярного верстака, акцентируя внимание учащихся на назначении зажимных приспособлений. Продемонстрировав приёмы закрепления заготовки, учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить упражнения.

Рассказывая о слесарном рабочем месте, учитель обращает внимание на устройство тисков и приёмы их использования. Затем он демонстрирует приёмы закрепления заготовки в тисках. Учащиеся фронтально выполняют упражнения по закреплению заготовок.

В VI классе учителю, как правило, приходиться повторять этот материал, проработанный в V классе.

Знакомство с рабочим местом в VII и последующих классах связано со станочным оборудованием, изучаемых в этих классах.

6.  Знакомство  учащихся  с  инструментами  индивидуального    и    общего    пользования. 

Учитель демонстрирует основные столярные  и слесарные инструменты, кратко объясняя их назначение.

Более подробно с устройством и назначением инструмента учащиеся ознакомятся в процессе изучения отдельных технологических операций на специальных занятиях.

Для учащихся V классов достаточно знать название инструмента и его назначение.

Для более углублённого ознакомления школьников с инструментами целесообразно, начиная с V класса, давать более подробную информацию об инструментах.

Ещё до начало занятий учитель должен позаботиться о том, чтобы инструменты индивидуального пользования располагались на специальных укладках или готовальнях. На вводном занятии он объясняет учащимся правильность такого хранения инструментов и обращается к ним с просьбой строго поддерживать заведённый порядок.

Во время работы каждый инструмент должен располагаться на определённом месте верстака. Основные правила расположения инструментов сводятся к следующему:

справа от тисков располагаются инструменты, которые берут правой рукой, а слева – те, что берут левой рукой;

острые режущие части инструментов должны быть направлены в сторону от работающего;

инструмент не должен свисать с кромки верстака.

7.  Ознакомление  учащихся  с  правилами  внутреннего  распорядка   в  школьной  мастерской. 

Школьная мастерская значительно отличается от других учебных помещений специфичностью оборудования и организованных форм обучения. Нормальная организация учебного процесса в школьных мастерских возможна только при соблюдении определённых правил внутреннего распорядка.

8.  Ознакомление  учащихся  с  правилами  техники  безопасности. 

Важным элементом вводного занятия является знакомство учащихся с общими правилами техники безопасности.

На вводном занятии учащихся следует предупредить, что несоблюдение правил техники безопасности может привести к травматизму как самого работающего, так и его соседей.

        Кроме общих правил, имеются специальные правила техники безопасности для каждого рабочего места (токарный, сверлильный, другие станки и оборудование), и для каждого вида работ. Со специальными правилами техники безопасности учащиеся будут ознакомлены при изучении соответствующих технологических операций.

Учеников надо предупредить о том, что если во время работы кто – либо получит травму (ушиб, порез, засорения глаз и т. п.), то он должен немедленно сообщить об этом учителю. Учитель окажет пострадавшему помощь или направит его в медицинский пункт.

9  Демонстрация  объектов  труда  учащихся. 

Этот элемент вводного занятия включает демонстрацию образцов изделий, изготовленными учащимися на занятиях в мастерской, и сообщения перечня объектов труда, которые предстоит выполнить учащимися в данном классе.

Для демонстрации отбирают наиболее хорошо выполненные и красочно оформленные технические изделия.

При демонстрации объектов труда надо обязательно называть фамилию, имя и класс ученика, изготовившего данное изделие.

Демонстрацию образцов изделий в любом классе должна завершаться сообщением перечня объектов работы, которые предстоит выполнить учащимися в течении всего учебного года.

10.  Информация  о  работе  технических  кружков. 

Школьные учебные мастерские широко используются для занятий различных технических кружков “резьба по древесине, выжигание, радиотехнический и др.”. Целесообразно на вводном занятии сообщить учащимся, какие технические кружки работают в школе, дни и время работы.

Таковы основные структурные элементы вводного занятия по техническому труду в начале учебного года. Мой опыт работы показывает, что успех последующих занятий в школьных мастерских зависит от качества проведения вводного занятия. Хорошо проведённое вводное занятие обусловливает заинтересованность учащихся в последующих занятиях по трудовому обучению, их стремление к техническим знаниям, к приобретению практических умений.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия по театральному творчеству

Данная разработка представляет конспект самого первого занятия по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству "Постижение". Основная цель данного занятия- заинтересовать ребя...

План-конспект вводного занятия по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина"

Данное занятие является вводным. Оно знакомит детей с целями, задачами, основными видами туристской деятельности обучающихся по программе эколого-оздоровительного туризма "Твоя вершина". Показывает кр...

Занятие №1. «Вводное занятие»

Пояснительная записка        Сборник занятий входит в комплект интегрированного курса  «Математика и физика в сельском хозяйстве» и разработано в по...