ПРОГРАММА внеурочной деятельности Малая Школьная Академия. Английский язык. 5 класс
рабочая программа (5 класс)
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
Малая Школьная Академия. Английский язык.
для обучающихся 5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
msha_angl.yaz_._balaban.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО На заседании МО Протокол № ____ от «____»________________20 Руководитель МО____________ подпись ______________________ Расшифровка | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ ___ _____________________ Приказ № ______ От «_____» __________20 |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
Малая Школьная Академия. Английский язык.
для обучающихся 5 классов
Составитель:
Балабан Е.Г.
Томск 2016
Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Программа «Малая Школьная академия» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок реализации программы 2016-2021 уч.г. Данная программа является логическим продолжением программы общеинтеллектуального развития, реализуемой в МАОУ СОШ № 32 г. Томска в рамках ФГОС НОО. Составители программы: педагогический коллектив образовательного учреждения. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.
Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.
Задачи программы:
- Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию. Обучать приемам доказательства.
- Продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
- Способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
- Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
- Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.
- Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.
Реализация связи с урочной деятельностью: содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
1 уровень 5-6 класс | 2 уровень 7-8 класс | 3 уровень 9 класс |
Учащиеся приобретают знания:
| У обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности:
| Приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности:
темы исследовательской работы или проекта;
|
II. Содержание обучения.
Основные понятия исследовательской деятельности: аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт.
Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость).
Основы библиотечно-библиографической грамотности (источник и историография, оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать, достоверность, объективность и важность источников и историографии).
Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план).
Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации).
Практические работы – обоснование актуальности, формулировка целей и задач исследования; подбор литературы.
Этапы работы над исследованием, проектом
Обоснование темы и составление плана работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение). Работа над содержанием работы и проведение опытов и экспериментов. Обработка результатов проведенного исследования.
Практическая работа – сбор и систематизация информации, работа над основной частью работы, обработка результатов).
Структура содержания исследовательской, проектной работ (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников).
Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения) -
Практические работы – оформление основной части работы, введения и заключения работы, списка используемой литературы и источников, редактирование сносок)
Представление результатов
Использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы, таблицы, карты). Культура выступления и ведения дискуссии.
Подготовка и оформление презентации и доклада
Практические работы – подготовка презентации и доклада для конференции.
Планируемые результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. | • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. |
- Тематический план
№ | Разделы программы, количество часов на каждый учебный год | Основные темы | Количество часов по классам всего; из них теория/практика |
5 класс | |||
1 | Исследовательская и проектная деятельность школьников 30 часов | Введение Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ, их сходства и различия. | 1/2 |
Методология исследовательской и проектной работ Основные понятия исследовательской, проектной деятельности. | 1/2 | ||
Выбор темы. | 1/1 | ||
Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. | 1/2 | ||
Этапы работы над исследованием, проектом Структура содержания исследовательской, проектной работ. | 1/3 | ||
Правила оформления текста. | 1/2 | ||
Представление результатов Старт в науку (октябрь) | -/4 | ||
Участие во всероссийской олимпиаде | -/1 | ||
Участие во дистанционном конкурсе | -/1 | ||
Подготовка и оформление презентация и доклада. | 1/2 | ||
Участие в «Дне Науки» ( март) | 3 | ||
5 | Конференции по итогам года 4 часа | Итоговое представление итогов внеурочной деятельности Областная конференция « Язык – как коммуникативная сфера общения» | -/4 |
Всего | 34 |
Приложение I . Характеристика программы.
Диагностичность
Диагностичность реализации программы обеспечивается:
- Системой тестовых диагностик, отслеживаением динамики развития обучающихся по мере реализации программы.
- Процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результатами участия обучающихся в ученических конференциях разного уровня.
- Динамикой участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
- Фиксированием всех результатов в портфолио обучающихся.
Реалистичность реализации программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся; педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности.
Использование технологий
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:
- ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
- ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:
- На развитие личностных универсальных учебных действий:
- на личностное самоопределение;
- на развитие Я-концепции;
- на смыслообразование;
- на мотивацию;
- на нравственно-этическое оценивание.
- На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
- на учёт позиции партнёра;
- на организацию и осуществление сотрудничества;
- на передачу информации и отображению предметного содержания;
- тренинги коммуникативных навыков;
- ролевые игры;
- групповые игры.
- На развитие познавательных универсальных учебных действий:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
- задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
- задачи на смысловое чтение.
- На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
- на планирование;
- на рефлексию;
- на ориентировку в ситуации;
- на прогнозирование;
- на целеполагание;
- на оценивание;
- на принятие решения;
- на самоконтроль;
- на коррекцию.
При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии: ТРКМ на основе чтения и письма, технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.
Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.
Приложение II. Формируемые УУД
В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Класс | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
5 класс | 1. Ценить и принимать базовые ценности. 2. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 3. Понимать смысл и цель самообразования. 4. Давать нравственно-этические оценки. | 1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений | 1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
6 класс |
|
|
|
|
7 класс |
|
|
|
|
8 класс |
|
|
|
|
9 класс |
|
|
|
|
Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:
- глубокое знание учебных предметов основного общего образования; умение интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину мира;
- высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
- информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.
Литература для учителя
Литература
- Амосов, Н. М. Страна детства: сборник / Н. М. Амосов, Л. А. Никитина, Д. Д. Воронцов.- М.: Знание, 1990. – 288 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
- Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип / Е. И. Бондарчук. - МАУП, 2002. — 168 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. проф. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
- Детская психология / Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 234с.
- Зюбин, Л. М. Психология воспитания: методическое пособие / Л. М. Зюбин . - Высшая школа, 1991. – 96 с.
- Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 375 с. (Психологический практикум)
- http://www.didaskal.ru/deloN3221 - _ednref1Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И. Ю. Кулагина.- М.: Издательство во Университета Российской академии образования, 1998. - 215с.
- Лихачев, Б. Т. Простые истины воспитания / Б. Т. Лихачев.- М.: Педагогика, 1983. – 192 с.
- Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебник для вузов / А. Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2007. – 583с.
- Матвеева, Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты / Л. Г. Матвеева.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996. – 320 с.
- Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип / В. С. Мухина.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
- Психологическая диагностика. Учебное пособие. Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. – 315с.
- Психология. Республиканские межведомственные научные сборники. Выпуск 4. Психология общения. Мн.: Народная асвета, 1984. – 112 с.
- Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. -286с.
- С чего начинается личность. Под общ. ред. Р.И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. – 238 с.
- Сборник психологических тестов. Часть 3. Пособие. Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 120 с.
- Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир / Е. В. Субботский.- М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
- Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина.- М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Чеховский.- М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП для программы внеурочной деятельности "Театр на английском языке" 1-й год обучения (5 класс)
Планирование составлено на основе программы «Театр на английском языке» для учащихся 5-х классов, 1ч в неделю....
КТП для программы внеурочной деятельности "Театр на английском языке" 2-й год обучения (6 класс)
Планирование составлено на основе программы «Театр на английском языке» для учащихся 6-х классов, 1ч в неделю....
Программа внеурочной деятельности “Путешествуем с английским языком” (9 класс)
Программа “Путешествуем с английским языком” имеет социокультурнуюнаправленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 9-ых классов.Педагогиче...
Программа внеурочной деятельности «I LoveEnglish» Английский язык 5-8 класс, основная школа, базовый уровень
Программа внеурочной деятельности «I LoveEnglish»Английский язык 5-8 класс, основная школа, базовый уровень...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке" для 2-5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке" относится к программам общекультурной направленности, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможно...
Программа внеурочной деятельности "В мире английского языка" для 5-6 классов
Данная программа рассчитана на изучение курса в объеме 34 часа...