Прямая и обратная пропорциональность (конспект урока)
план-конспект урока по математике (6 класс)

Калашникова Юлия Андреевна

Форма проведения урока: лекция

Тип урока: урок открытия нового знания.

Этапы (план урока):

  1. Организационный этап (2 минуты)
  2. Подготовительный этап (до 8 минут)
  3. Основной этап (до 30 минут)
  4. Подведение итогов и рефлексия (3-4 минуты)
  5. Информация о домашнем задании (1 минута)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obratnaya_proportsionanost.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Учебник:  «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.

Класс: 6

Глава 1, параграф 4, пункт 22.

Тема урока: «Прямая и обратная пропорциональность»

Межпредметные связи:

Информатика - понятие алгоритма.

Внутрипредметная связь:

Решение различных задач.

Цели урока:

Образовательные: Обобщить и закрепить ключевые задачи по теме, учить различать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости решать их с помощью пропорций.

Развивающие: Способствовать развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Воспитательные: Создать условия для формирования взаимопонимания между учащимися, умений слушать и слышать товарища, учителя, развить чувство прекрасного в математике.

Задачи урока:

Формирование умения работать с ново информацией по теме (отбирать, выделать, выстраивать в логике, обобщать); освоение знаний по теме.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Уметь ясно и грамотно излагать свои мысли (устно и письменно), используя функциональные понятия и язык (термины, символы, обозначения).

Уметь анализировать, обобщать и делать выводы.

Метапредметные:

Уметь извлекать необходимую информацию из разнообразных источников.

Уметь приводить примеры прямой и обратной пропорциональности как важнейшей математической модели для описания процессов и явлений окружающего мира.

Уметь применять функциональный язык для описания исследования зависимостей между физическими величинами.

Предметные:

Знать понятие пропорции.

Знать определения прямой и обратной пропорциональности.

Уметь применять их на практике в различных математических задачах.

Показатель достижения результатов:

Знать основные понятия по теме «Прямая и обратная пропорциональность».

Понимать какая связь между прямой и обратной пропорциональностью.

Уметь решать задачи при помощи прямой и обратной пропорциональности.

Форма проведения урока: лекция

Тип урока: урок открытия нового знания.

ООД – третьего типа.

Основные используемые методы, технологии обучения: технология коллективного способа обучения.

Ведущие виды и формы деятельности: коллективная.

Оборудования: доска, мел, линейка, учебник, проектор, компьютер.

Этапы (план урока):

  1. Организационный этап (2 минуты)
  2. Подготовительный этап (до 8 минут)
  3. Основной этап (до 30 минут)
  4. Подведение итогов и рефлексия (3-4 минуты)
  5. Информация о домашнем задании (1 минута)

Ход урока

1 этап урока – организационный

Цель этапа: психологически настроить учащихся на предстоящую работу создать для нее благоприятную обстановку.

Содержание: учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих, проверяет готовность учащихся и кабинета к уроку.

Метод: беседа

Форма организации учебной деятельности: коллективная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Здравствуйте, ребята! Садитесь. В классе присутствует староста? Кого сегодня нет в классе?

Запишите в тетради число и оставьте пустую строку, а ниже напишите «Классная работа».  

Ученики приветствуют учителя. Староста сообщает об отсутствующих.

Записывают число, «Классная работа».

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 этап – подготовительный

  1. Актуализация опорных знаний (изучение прямой и обратной пропорциональности);
  2. Мотивация овладения новым знанием (понятие прямой и обратной пропорциональности) и действием (решение задач).

Цель этапа: организовать актуализацию знаний учащихся, подготовить их к усвоению нового.

Содержание: актуализация знаний с помощью устных или письменных упражнений, сообщение темы и формулировка цели урока, постановка проблемы или учебной задачи.

Метод и форма обучения: репродуктивный, беседа.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мы с вами усвоили, что такое пропорция и ее основные свойства. Давайте вспомним определение пропорции.

Внимание на слайд:

Как вы думаете как будет меняться пройденный путь, если время будет увеличиваться, а скорость останется постоянной?

Давайте составим формулу, какие величины рассматриваются?

Как мы можем записать это отношение.

Рассмотрим конкретные значения: при скорости в 60 км/ч каков будет пройденный путь через 1 час, 2 часа и 3 часа?

Теперь мы можем сказать о какой зависимости идет речь?

Такая зависимость называется прямой пропорциональностью.

Обратимся к учебнику и изучим определение на странице 128.  

 Но так же существует обратная пропорциональность, о которой мы узнаем чуть позже на сегодняшнем уроке.

Итак, ребята как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?  Запишите тему урока в тетради. Определите цели урока.

Цели:

- узнать, что такое прямая и обратная пропорциональность.

- научиться решать задачи с их помощью.

Так как это было изучено ранее ученики дают верный ответ. (Это равенство двух отношений)

Делают свои предположения пытаются обосновать свой ответ.

Находят в вопросе величины- путь, скорость, время.

S=vt;

Считают. Получают значения.

Сравнивают полученные значения и делают вывод о том, что при увеличении в несколько раз времени увеличивается в несколько раз и пройденный путь.

Читают определение, сопоставляют его со сделанным ранее выводом.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Осмысливают информацию.

Регулятивные: целеполагание; планирование.

Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 3 этап - основной.

Цель этапа: содержательная – приобретение нового знания (понятие прямой и обратной пропорциональности), деятельностная – формирование умений их применить при выполнении упражнений.

Содержание: организация обучения учащихся математической деятельности.

Метод обучения: продуктивный.

Форма обучения: лекция, беседа.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ребята, а вы знали, что в древности математики, например, древние египтяне, чтобы не ошибиться при строительстве пирамиды, прежде всего, размечали на земле её основание в виде квадрата. Прямые углы такого квадрата они «вертели» с помощью верёвки. Но верёвка была не простая. На ней завязывали узлы, делившие её на 12 равных частей. Верёвку натягивали в виде треугольника со сторонами, отношение между которыми равнялось 3 : 4 : 5. Угол, противоположный самой длинной стороне, всегда назывался прямым. 

 Встречаемся ли мы в жизни с прямой пропорциональностью?

Рассмотрим другую ситуацию:

Пусть путь из города А в город Б поезд со скоростью 40 км/ч проходит за 12 часов. Сколько времени затратит поезд, двигаясь со скоростью 80 км/ч?

В этом случае при увеличении скорости затраченное время увеличивается или сокращается?

Поскольку увеличение одного значения приводит к уменьшению другого, то отношение будет выглядеть так:

80:40 = …

Такие величины называют обратно пропорциональными.

Посмотрим определение 2 на странице 128. Верно ли мы сделали вывод?

Приведите примеры, где мы сталкиваемся с прямой и обратной пропорциональной зависимостью?

 

Для закрепления понятий решим некоторые задачи.

Задача 1. За 3,2 кг товара заплатили 115,2 рубля. Сколько следует заплатить за 1,5 кг этого товара?

Вопросы: Кто не прочитал задачу? О чем эта задача? Какие величины нам даны и в чем они измеряются? Что дано? Что найти?

Для начала запишем краткую запись: (вызываем ученика к доске)

Кол-во

товара

Стоимость

товара

1 покупка

3,2 кг

115,2 р

2 покупка

1,5 кг

Х р

Ребята, какими способами можно решить задачу?  

При помощи какой пропорциональности?

Зависимость между кол-вом товара и стоимостью покупки прямо пропорционально, т.к. если купить товара в несколько раз больше, то и стоимость покупки увеличится во столько же раз. Условно обозначим такую зависимость одинаково направленными стрелками.

Запишем пропорцию:

3,2/1,5=115,2/х

Преобразуем данную пропорцию и решим ее.

Ответ: 54 р.

Задача2. Два прямоугольника имеют одинаковую площадь. Длина первого прямоугольника 3,6 м, а ширина 2,4 м. Длина второго прямоугольника 4,8 м. Найдите ширину второго прямоугольника.

Вопросы: Кто не прочитал задачу? О чем эта задача? Какие величины нам даны и в чем они измеряются? Что дано? Что найти?

Для начала запишем краткую запись: (вызываем ученика к доске)

Длина

Ширина

1 пр.

3,6 м

2,4 м

2 пр.

4,8 м

Х м

Ребята, какими способами можно решить задачу?  

При помощи какой пропорциональности?

Зависимость между шириной и длиной при одном и том же значении площади прямоугольника обратно пропорциональная, т.к. если увеличить длину прямоугольника в несколько раз, то надо ширину во столько же раз уменьшить.

Условно обозначим такую зависимость противоположно

направленными стрелками.

Запишем пропорцию:

3,6/4,8=х/2,4

Преобразуем данную пропорцию и решим ее.

Ответ: 1,8 м.

Ученики высказывают свои предположения.

Анализируют ситуацию.

Отвечают на вопрос.

Время составит 6 часов.

Станет вдвое меньше.

Помогают дописать 12:6

Изучают определение.

Ученики озвучивают свои предположения.

Анализируют задачу.

Отвечают на вопросы.

Ученик у доски пишет краткую запись, а остальные фиксируют в тетрадях.

Отвечают на вопрос (Составить пропорцию)

При помощи прямой пропорциоональ -

ности.

Другой ученик у доски решает задачу, остальные фиксируют в тетрадях.

Анализируют задачу.

Отвечают на вопросы.

Ученик у доски пишет краткую запись, а остальные фиксируют в тетрадях.

Отвечают на вопрос (Составить пропорцию)

При помощи обратной

пропорциоональ -

ности.

Другой ученик у доски решает задачу, остальные фиксируют в тетрадях.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"

Формирование навыков определения вида зависисмости между величинами (прямая/обратная) с помощью известных формул(задач) на умножение....

Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"

Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....

Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

В работе представлен конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" и презентация к нему....

Конспект урока математики для 6 класса "Полет на планету МИФ" по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».

Тип урока: закрепление и проверка ЗУН.Форма урока: урок-соревнование.Цели урока:Отработать умение решать задачи с помощью пропорции.Дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать уравнения,...

Конспект урока "Прямая и обратная пропорциональность" 6 класс

Основная цель: Ознакомить учащихся с  понятиями  прямой и обратной пропорциональной зависимости величин;Задачи:повторить основные понятия и правила по теме «Пропорции»вывест...

Конспект урока математики в 6 классе "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

Конспект урока математики в 6 классе "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"...