Конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Формирование навыков определения вида зависисмости между величинами (прямая/обратная) с помощью известных формул(задач) на умножение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka-prop4.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Конспект урока

    на тему «Прямая и обратная пропорциональная зависимость»

  Цели урока:

 -образовательные - актуализировать понятие «зависимость» между величинами;

 -развивающие – через решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся;

- способность к «видению проблемы»;

 -самостоятельность;

- навыки самооценки;

- воспитательные - воспитывать интерес к математике как к части общечеловеческой культуры.

Оборудование урока: учебная таблица «Пропорция», компьютер, мультимедийный проектор,

 плакат  «Алгоритм  решения задач на пропорцию».

                                                       Ход урока

  1. Организация начала урока (2 мин.)

   Постановка целей, задачи урока.

  1. Актуализация знаний (6 мин.)

  1. (Устно) Проверьте двумя способами истинность пропорции:

            0,38 : 0,01 =7,6 : 0,2

          2) (Письменно) Решите уравнение:

           1⅓ : 3 = 2х : 0,7 (В ходе решения уравнения повторяется правило нахождения неизвестного среднего ( крайнего) члена пропорции, записывается выражение для его вычисления).

           3) Вопрос: а) как увеличить произведение в 3 раза?

                              б) как уменьшить произведение в 3 раза?

                              в) как изменить множители, чтобы произведение осталось прежним?

Приведите свои примеры.

3.  Изучение нового материала (15 мин.)

Учитель: Ребята, какие слова из темы урока, записанной на доске, вам знакомы? (зависимость)

Учитель: В каких математических ситуациях оно употребляется? (зависимость между величинами).

Учитель: Приведите примеры величин и единицы их измерения. (Длина, скорость, время, цена, объем, площадь и др.)

Учитель: Что такое величина? (учащиеся затрудняются ответить).

Учитель: Те свойства предметов, которые поддаются числовому измерению, считаются ВЕЛИЧИНАМИ.

 Учитель: Величины бывают ОДНОРОДНЫЕ и НЕОДНОРОДНЫЕ. Величины, которые приводятся к одному наименованию, называются однородными. Например, 2см, 3дм, 1 м.

Учитель: Выпишите однородные величины отдельными группами: 40 см, 100 руб., 4 кг, 5г, 42 коп, 56 мм, 47 км/ч, 20 т.

Учитель: Какую форму записи выражения зависимости между величинами вы знаете? (Формулой).

Учитель: Ребята, давайте вспомним изученные формулы (одновременно формулы

роецируются с помощью компьютера и проектора на доску)

таблицы со

 

Учитель: Что объединяет эти формулы? (Произведение). Выберите из них те, в которых увеличение (уменьшение ) множителя влечет за собой увеличение (уменьшение ) произведения во столько же раз. (Это формулы 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11    )

Учитель формулирует определение прямо пропорциональных величин.

Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, задание из устной работы, выполняя которое мы пришли к выводу, что произведение остается неизменным, если один множитель увеличить,  а другой уменьшить во столько же раз. Так вот, это дает нам возможность сформулировать определение обратно пропорциональных величин (учащиеся пытаются сами сформулировать).

Учитель: Вывод: Изученные ранее формулы пригодились в очередной раз и будут использоваться как подсказка в определении вида зависимости между величинами. Запишем в тетради: 1) произведение и один из множителей находятся в прямой зависимости, если другой множитель не изменялся.

2) 2 множителя находятся в обратной зависимости, если произведение есть постоянная величина.

Учитель: А как быть с остальными формулами? Формулы 5 и 7 выделяем как факт прямой зависимости C(R), P(a), а формулы 6,9,10,12 -как не представляющие ни один из 2-х случаев зависимостей (Почему?)

4. Первичное закрепление.

№1. Вопрос: Является ли зависимость пропорциональной, и если да, то какого вида?

а) между площадью прямоугольника и длиной его стороны, если длина другой стороны не меняется.

б) между скоростью движения и временем прохождения одного и того же расстояния.

в) между числом людей в кинотеатре и продолжительностью сеанса.

г) между объемом куба и длиной его ребра.

д) между площадью круга и квадратом радиуса и т. п.

№2. Учитель показывает алгоритм решения задачи с помощью пропорции: (следует отметить, что 3 следующие задачи можно решить «по-старому», арифметическим путем).

 Решите задачу:«Лыжник прошел 44 км за 4 часа. За сколько часов он пройдет 33 км при той же скорости?

                                     Алгоритм решения задачи на пропорцию

  1. Составляем схему (определяем величины, входящие в задачу).
  2. Определяем вид зависимости между ними (выбираем формулу-подсказку).
  3. Составляем пропорцию.
  4. Решаем уравнение.
  5. Проверяем решение при помощи сопоставления результата с отдельными частями условия задачи или исследования результата на правдоподобность.

Итак, решение:

Путь км           Время, ч

  1. 4

33                        Х

44/33=4/Х

Х=(33∙4)/ 44

  Х=3              Ответ:3 часа

№3. Решите задачу: «Для перевозки угля потребовалось 5 автомашин грузоподъемностью 12 тонн. Сколько автомашин грузоподъемностью 15 тонн потребуется для перевозки этого угля?»

              Число машин                   Грузопод-ть, т

                         5                                    12

                         Х                                   15              

   

                          5/Х    =15/12

                           Х= (5∙ 12 )/15  

                               Х=4                                     Ответ:  4 автомобиля

   

№ 4   Учитель: Можно решить пропорцией  задачу   и на проценты, т.к. в данной теме таких задач большое количество, но! Следует ребят предупредить, что решение задач на %-ты не нуждаются в применении пропорции.

  Задача: « Из 200 семян взошло 170. Определите % всхожести семян».

Учитель: Задачи, которые можно решить только пропорцией, будут рассмотрены на следующих уроках.

5. Подведение итогов урока (3 мин):

1) Какие величины называются прямо пропорциональными?

2) Какие величины называются обратно пропорциональными?

3) По какому алгоритму решаются задачи на пропорцию?

6. Задание на дом, рекомендации по выполнению (2 мин):

       п.22, №811, №812, №801 (сильным)

                                         Используемая литература

1.Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Москва, «Просвещение», 2008г.

2.Учебники «Математика» за 5 и 6 классы под ред. И.И.Зубаревой, Москва, издательство «Мнемозина», 2006г. и 2007 г

3. Учебники «Математика» за 5 и  6 классы под ред. Н.Я. Виленкина, Москва, издательство Мнемозина», 2006г.

4.Учебник «Арифметика-6 класс», под ред. Никольского, Москва, «Просвещение», 2002 г.

5.Сборник примеров и задач по математике 5-6 классы, под ред. Н.А.Терешина, Москва, «Аквариум», 1997г.

6. Обучение математике в 5-6 классах, В.И.Жохов, Москва, «РОСМЭН»,2004г.

7.Математика, 5-6 классы, тесты. Москва, издательский дом «Дрофа», 1998г.

8.Математика-6класс. Самостоятельные работы. И.И. Зубарева Москва, издательство Мнемозина», 2006г.

9. Текстовые задачи в школьном курсе математики, лекции 1-4. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2006г.

10.Математика-6 класс. Задания для обучения и развития учащихся, Москва, «Интеллект-Центр», 2005г.

11.Контрольные и проверочные работы по математике 5 и 6 классов, П.И.Алтынов, Москва, издательский дом «Дрофа», 2001г.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений

Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник  Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...

Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.

Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....

Урок в 6 классе. Тема "Прямая и обратная пропорциональность"

Разработка урока с использованием презентации....

Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Взаимно обратные числа"

В презентации представлены задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала....

Схема-конспект урока №1 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"

Схема-конспект урока №1 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"...

Схема-конспект урока №2 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"

Схема-конспект урока №2 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"...