Конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональность"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Формирование навыков определения вида зависисмости между величинами (прямая/обратная) с помощью известных формул(задач) на умножение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-prop4.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
на тему «Прямая и обратная пропорциональная зависимость»
Цели урока:
-образовательные - актуализировать понятие «зависимость» между величинами;
-развивающие – через решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся;
- способность к «видению проблемы»;
-самостоятельность;
- навыки самооценки;
- воспитательные - воспитывать интерес к математике как к части общечеловеческой культуры.
Оборудование урока: учебная таблица «Пропорция», компьютер, мультимедийный проектор,
плакат «Алгоритм решения задач на пропорцию».
Ход урока
- Организация начала урока (2 мин.)
Постановка целей, задачи урока.
- Актуализация знаний (6 мин.)
- (Устно) Проверьте двумя способами истинность пропорции:
0,38 : 0,01 =7,6 : 0,2
2) (Письменно) Решите уравнение:
1⅓ : 3 = 2х : 0,7 (В ходе решения уравнения повторяется правило нахождения неизвестного среднего ( крайнего) члена пропорции, записывается выражение для его вычисления).
3) Вопрос: а) как увеличить произведение в 3 раза?
б) как уменьшить произведение в 3 раза?
в) как изменить множители, чтобы произведение осталось прежним?
Приведите свои примеры.
3. Изучение нового материала (15 мин.)
Учитель: Ребята, какие слова из темы урока, записанной на доске, вам знакомы? (зависимость)
Учитель: В каких математических ситуациях оно употребляется? (зависимость между величинами).
Учитель: Приведите примеры величин и единицы их измерения. (Длина, скорость, время, цена, объем, площадь и др.)
Учитель: Что такое величина? (учащиеся затрудняются ответить).
Учитель: Те свойства предметов, которые поддаются числовому измерению, считаются ВЕЛИЧИНАМИ.
Учитель: Величины бывают ОДНОРОДНЫЕ и НЕОДНОРОДНЫЕ. Величины, которые приводятся к одному наименованию, называются однородными. Например, 2см, 3дм, 1 м.
Учитель: Выпишите однородные величины отдельными группами: 40 см, 100 руб., 4 кг, 5г, 42 коп, 56 мм, 47 км/ч, 20 т.
Учитель: Какую форму записи выражения зависимости между величинами вы знаете? (Формулой).
Учитель: Ребята, давайте вспомним изученные формулы (одновременно формулы
роецируются с помощью компьютера и проектора на доску)
таблицы со
Учитель: Что объединяет эти формулы? (Произведение). Выберите из них те, в которых увеличение (уменьшение ) множителя влечет за собой увеличение (уменьшение ) произведения во столько же раз. (Это формулы 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11 )
Учитель формулирует определение прямо пропорциональных величин.
Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, задание из устной работы, выполняя которое мы пришли к выводу, что произведение остается неизменным, если один множитель увеличить, а другой уменьшить во столько же раз. Так вот, это дает нам возможность сформулировать определение обратно пропорциональных величин (учащиеся пытаются сами сформулировать).
Учитель: Вывод: Изученные ранее формулы пригодились в очередной раз и будут использоваться как подсказка в определении вида зависимости между величинами. Запишем в тетради: 1) произведение и один из множителей находятся в прямой зависимости, если другой множитель не изменялся.
2) 2 множителя находятся в обратной зависимости, если произведение есть постоянная величина.
Учитель: А как быть с остальными формулами? Формулы 5 и 7 выделяем как факт прямой зависимости C(R), P(a), а формулы 6,9,10,12 -как не представляющие ни один из 2-х случаев зависимостей (Почему?)
4. Первичное закрепление.
№1. Вопрос: Является ли зависимость пропорциональной, и если да, то какого вида?
а) между площадью прямоугольника и длиной его стороны, если длина другой стороны не меняется.
б) между скоростью движения и временем прохождения одного и того же расстояния.
в) между числом людей в кинотеатре и продолжительностью сеанса.
г) между объемом куба и длиной его ребра.
д) между площадью круга и квадратом радиуса и т. п.
№2. Учитель показывает алгоритм решения задачи с помощью пропорции: (следует отметить, что 3 следующие задачи можно решить «по-старому», арифметическим путем).
Решите задачу:«Лыжник прошел 44 км за 4 часа. За сколько часов он пройдет 33 км при той же скорости?
Алгоритм решения задачи на пропорцию
- Составляем схему (определяем величины, входящие в задачу).
- Определяем вид зависимости между ними (выбираем формулу-подсказку).
- Составляем пропорцию.
- Решаем уравнение.
- Проверяем решение при помощи сопоставления результата с отдельными частями условия задачи или исследования результата на правдоподобность.
Итак, решение:
Путь км Время, ч
- 4
33 Х
44/33=4/Х
Х=(33∙4)/ 44
Х=3 Ответ:3 часа
№3. Решите задачу: «Для перевозки угля потребовалось 5 автомашин грузоподъемностью 12 тонн. Сколько автомашин грузоподъемностью 15 тонн потребуется для перевозки этого угля?»
Число машин Грузопод-ть, т
5 12
Х 15
5/Х =15/12
Х= (5∙ 12 )/15
Х=4 Ответ: 4 автомобиля
№ 4 Учитель: Можно решить пропорцией задачу и на проценты, т.к. в данной теме таких задач большое количество, но! Следует ребят предупредить, что решение задач на %-ты не нуждаются в применении пропорции.
Задача: « Из 200 семян взошло 170. Определите % всхожести семян».
Учитель: Задачи, которые можно решить только пропорцией, будут рассмотрены на следующих уроках.
5. Подведение итогов урока (3 мин):
1) Какие величины называются прямо пропорциональными?
2) Какие величины называются обратно пропорциональными?
3) По какому алгоритму решаются задачи на пропорцию?
6. Задание на дом, рекомендации по выполнению (2 мин):
п.22, №811, №812, №801 (сильным)
Используемая литература
1.Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы. Москва, «Просвещение», 2008г.
2.Учебники «Математика» за 5 и 6 классы под ред. И.И.Зубаревой, Москва, издательство «Мнемозина», 2006г. и 2007 г
3. Учебники «Математика» за 5 и 6 классы под ред. Н.Я. Виленкина, Москва, издательство Мнемозина», 2006г.
4.Учебник «Арифметика-6 класс», под ред. Никольского, Москва, «Просвещение», 2002 г.
5.Сборник примеров и задач по математике 5-6 классы, под ред. Н.А.Терешина, Москва, «Аквариум», 1997г.
6. Обучение математике в 5-6 классах, В.И.Жохов, Москва, «РОСМЭН»,2004г.
7.Математика, 5-6 классы, тесты. Москва, издательский дом «Дрофа», 1998г.
8.Математика-6класс. Самостоятельные работы. И.И. Зубарева Москва, издательство Мнемозина», 2006г.
9. Текстовые задачи в школьном курсе математики, лекции 1-4. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2006г.
10.Математика-6 класс. Задания для обучения и развития учащихся, Москва, «Интеллект-Центр», 2005г.
11.Контрольные и проверочные работы по математике 5 и 6 классов, П.И.Алтынов, Москва, издательский дом «Дрофа», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложений
Конспект урока математики, 5 класс. Тема: Равносильность предложенийУчебник Дорофеева и Петерсон "Математика,5"Программа "Школа 2000"...
Конспект урока математики. 1 класс. Тема: Закрепление полученных знаний;примеры вида:□+-2. Нахождение суммы в пределах 10.
Программа «Школа России». Для детей, обучающихся по программе V вида.Тип урока: закрепление знаний....
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Урок в 6 классе. Тема "Прямая и обратная пропорциональность"
Разработка урока с использованием презентации....
Презентация к уроку математики 6 класс по теме "Взаимно обратные числа"
В презентации представлены задания для подготовки учащихся к восприятию нового материала....
Схема-конспект урока №1 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"
Схема-конспект урока №1 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"...
Схема-конспект урока №2 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"
Схема-конспект урока №2 по теме: "Графики прямой и обратной пропорциональностей"...