Конспект урока математики для 6 класса "Полет на планету МИФ" по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Тип урока: закрепление и проверка ЗУН.
Форма урока: урок-соревнование.
Цели урока:
- Отработать умение решать задачи с помощью пропорции.
- Дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать уравнения, имеющие вид пропорции, умение решать практические и нестандартные задачи.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитать интерес к предмету, расширить математический кругозор и знания о космических достижениях.
- Формировать культуру речи, активность, умение работать в команде, быстро принимать решения; умение само и взаимооценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mif_urok.docx | 98.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Полет на планету МИФ (Математики и Фантастики).
Учитель математики Николаева Галина Васильевна.
Предмет: математика.
Класс: 6 класс.
Тема урока: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Тип урока: закрепление и проверка ЗУН.
Форма урока: урок-соревнование.
Цели урока:
- Отработать умение решать задачи с помощью пропорции.
- Дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать уравнения, имеющие вид пропорции, умение решать практические и нестандартные задачи.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитать интерес к предмету, расширить математический кругозор и знания о космических достижениях.
- Формировать культуру речи, активность, умение работать в команде, быстро принимать решения; умение само и взаимооценивания.
Оборудование и материалы: компьютер, колонки, презентация, аудиозапись, карточки-тесты, оценочный лист (Паспорт полёта), цветные карточки (красные, зеленые, желтые), карточки с буквами (У, Д, А, Ч, А),
ХОД УРОКА.
Вводная часть: Слайд 1 (титульный слайд).
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень интересный и необычный урок: Полет на планету МИФ (Математики и Фантастики). Чтобы запомнить этот исторический момент откроем тетради и запишем число 18.01.2013 г. Тема урока «Полет на планету МИФ». Девиз урока «Через тернии к звездам».
Слайд 2 (Тема и девиз урока).
В полете участвуют три дружных экипажа, которым знания по математике, а именно, умение решать задачи по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»» помогут долететь до планеты МИФ. Цель каждого члена экипажа показать отличные знания по предмету.
Экипажи внимание! Командирам сдать рапорт об итогах выполнения домашней работы и готовности экипажей к полету.
Командиры сдают рапорт (название экипажа, девиз).
Экипажам вручается оценочный лис «Паспорт полёта», в котором командир будет отмечать работу членов экипажа (Приложение №1).
Основная часть.
I.Слайд 3. Проверка работы блока памяти (Проверка знания теории по теме урока).Команды по очереди отвечают на вопросы.
Аудиозапись: «Внимание! Объявляю пятиминутную готовность. Экипажам внимательно слушать и выполнять команды Центра управления полетом». «Начинаем проверку работы блока памяти:
- Что называют отношением двух чисел?
- Как найти процентное отношение двух чисел?
- Что такое пропорция?
- Сформулируйте основное свойство пропорции.
- Какие величины называются прямо пропорциональными?
- Какие величины называются обратно пропорциональными?
- Первый виток вокруг Земли космический корабль делает за 108 минут, а второй за 1 час 48 минут. Как вы это объясните? ( 108 мин=1 ч 48 мин).
- Назовите дату первого полёта человека в космос. (12 апреля 1961 г.)
- Как высоко может подпрыгнуть человек на Марсе, если притяжение на Марсе в 2,5 раза меньше, чем на Земле? (На Марсе человек может подпрыгнуть в 2,5 раза выше, чем на Земле).
Командиры после каждого этапа подводят итоги, внося результаты работы членов экипажа в «Паспорт полета».
II. Слайд 4 Операция компьютер (Проверка вычислительных навыков).
Аудиозапись: «Экипажам приготовиться к операции компьютер. Проверим работу бортового компьютера и всех систем ЭВМ.
Проведём расчеты и узнаем, какой экипаж быстрее всех отправится в путешествие ».
Задание написано на доске. Члены экипажей выходят по одному к доске и выполняют вычисления. Необходимо правильно и быстро решить все задания.
III. Слайд 5 Граница неизвестного (Решение уравнения, имеющего вид пропорции).
Аудиозапись: «Внимание! Экипажи приближаются к границе неизвестного. Отделу космической связи внимательно следить за сообщениями».
Голос дракона: «Стойте! Перед вами двуглавый иксовый дракон. Через мои владения может пролететь только тот, кто умеет решать уравнения».
«Экипажам приготовиться к отражению атаки иксового дракона».
Штурманы решают уравнение на доске.
- 1,3: 3,9= х:0,6 (х= 0,2)
- (у=1,5)
Слайд 6. Проверка правильности решения уравнений.
IV.Слайд 7-8. Решение текстовой задачи по теме «Обратная пропорциональная зависимости.»
Экипажи решают самостоятельно задачу с последующей проверкой. Бортинженеры объясняют решение задачи.
Аудиозапись: «Внимание! Внимание! Говорит астрономическая обсерватория. Кораблю, направляющемуся на планету МИФ, необходимо произвести дополнительные расчеты. Задание высылается по межгалактическому факсу».
Задача 1.
Корабль «Энергия», летящий со скоростью 42 км/с, долетает до планеты МИФ за 40 часов. Сколько часов потребуется кораблю «Молния» для полета на планету МИФ, если он летит со скоростью 67,2 км/с?
Скорость Время 42 км/с - 40 ч. 67,2 км/с - х ч. | Решение. 42: 67,2= х:40 Х = 25 (ч.) |
Слайд 9. Справка. Ученые вычислили, что чтобы преодолеть притяжение Земли космический корабль должен иметь скорость не менее 7,9 км/с. Это первая космическая скорость.
А для полета к Луне и планетам солнечной системы скорость должна быть не менее 11,2 км/с. Это вторая космическая скорость.
Третья космическая скорость (46,9 км/с)— минимальная скорость, которую необходимо придать находящемуся вблизи поверхности Земли телу, чтобы оно могло преодолеть гравитационное притяжение Земли и Солнца и покинуть пределы Солнечной системы.
V. Слайд 10. Решение текстовой задачи по теме «Прямая пропорциональная зависимость».
Экипажи решают самостоятельно задачу с последующей проверкой. Бортинженеры объясняют решение задачи.
Задача 2
За 2 часа полета наш корабль расходует 10,6 тонн топлива. Сколько топлива потребуется для 25 часов полета?
Время Кол-во топлива 2 ч. – 10, 6т 25 ч. – х т | Решение. 2: 25 =10,6 : х Х= 25*10,6 : 2 Х=132,5 |
VI. Слайд 11. Конкурс капитанов.
Аудиозапись: «Внимание! Командирам экипажей срочно явится на командный мостик и установить связь с Центром Управления полетом»
Командиры выходят к доске и встают к ней лицом. У каждого их них в руках по три карточки разного цвета.
Учитель зачитывает задачи, слушая которые командиры должен определить зависимость: прямая необходимо поднять карточку зеленого цвета, обратная – красного цвета, не пропорциональная зависимость – желтого цвета. Если поднимается рука с карточкой правильного цвета, то команда получает одну букву из радиограммы. Собрав все буквы можно сложить слово “УДАЧА”.
1. Зависимость между расстоянием, выполненное космическим кораблём с постоянной скоростью и временем его полета.
2. Числом рабочих, выполняющих с одинаковой производительностью труда загрузку корабля, и временем выполнения этой работы.
3. Площадью квадратной плиты посадочной полосы и длиной его стороны.
4. Возрастом человека и размером его скафандра.
5.Стоимостью оборудования, купленного по одной цене и его количеством.
6. Время, затраченное на уборку корабля, и количеством стюардов.
VII. Слайд 11 Решение теста.
Аудиозапись: «Говорит Центр Управления полетом. Членам экипажа для преодоления звукового барьера необходимо решить тест за 5 минут».
Учащимся предлагается тест.
Тест
1. Какое из выражений является отношением? | |||
а) 8 ∙ 3 | б) 8 - 3 | в) 8 : 3 | г) 8+3 |
2. На планету МИФ летят 19 мальчиков и 23 девочки. Найти отношение числа девочек к числу всех участников полета. | |||
а) 19 : 23 | б) 23 : 19 | в) 42 : 23 | г) 23 : 42 д) 19 : 42 |
3. Какие из чисел являются крайними членами пропорции | |||
а) 3 и 7 | б) 5 и 2 | в) 7 и 5 | г) 3 и 2 |
4. Найдите неизвестный член пропорции 3 : х = 18 : 30 | |||
а) 5 | б) 1, 8 | в) 6 | г) другой ответ |
5. Верно ли высказывание «Высота дерева прямо пропорциональна его возрасту»? 6. Верно ли высказывание «Если при увеличении одной величины в несколько раз другая уменьшается во столько же раз, то эти величины прямо пропорциональны »? 7.решите задачу: «Взлётно-посадочную полосу космодрома отремонтировали: бетонные плиты в 5 метров заменили новыми длиной 7 метров. Сколько понадобилось новых плит для замены 280 старых?» |
Учащиеся вписывают ответы в таблицу.
Ответы
Номер задания | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Ответ |
VII.Слайд 11. Взаимопроверка выполнения теста.
Номер задания | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
Ответ | в | г | г | а | нет | нет | 200 |
VIII.Слайд 12 Подведение итогов.
Аудиозапись: «Уважаемые земляне! Мы рады приветствовать Вас на планете Математики и Фантастики. Просьба предъявить ваши документы - Паспорт полета с оценками и пройти границу планеты под Звездным дождем!»
Члены экипажей снимают с доски звезды-задачи (на обратной стороне звезды написан вопрос) и отвечают на предлагаемые вопросы:
1.Первый выход человека в космос. (18 марта 1965 г., А. Леонов)
2.Первый полет женщины в космос. (Июнь 1963 г., В. Терешкова)
3. Первая высадка человека на поверхность Луны. (20 июля 1969 г, гражданин США).
4. Какую скорость надо развить ракете, чтобы стать спутником Земли? (7,9 км/с).
5. Какую скорость надо развить ракете, чтобы стать спутником Солнца? (11,2 км/с).
6.Какую скорость надо развить ракете, чтобы выйти за пределы солнечной системы? (46,9 км/с).
IX. Домашнее задание.
Посмотрите. Пролетающий самолет сбрасывает нам на парашюте груз.
В конверте лежит письмо.
Уважаемые ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке.
Просим вас дома составить задачу о планетах солнечной системы.
Жители планеты МИФ.
Историческая справка. Идея устройства типа парашюта первому пришла Леонардо да Винчи. Создал же парашют в 1797 году Андре_-Жак Гарнерен.
Сегодня на уроке добраться до планеты МИФ вам помогли знания по математике.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня математика тебе
Посылаем гром аплодисментов!
Аудиозапись: «Наш полет подошел к концу. Благодарим всех за активную работу. Экипажи могут выйти и обследовать планету МИФ, планету математики и фантастики».
Звучит музыка.
Приложение 1
Паспорт полёта экипажа № 1.
Фамилия члена экипажа | Подготовка к полету (дом. задание) | Проверка работы блока памяти | Операция компьютер | Граница неизвестного | Задача 1 | Задача 2 | Тест | Оценка за урок | |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
4. | |||||||||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6-м классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" ( конспект+увлекательная презентация).
Урок +презентация. Физкультминутка....
Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"
Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....
Урок математики в 6 классе по теме: "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
Тема урока: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Тип урока: Урок объяснение новой темы.Цель урока: ввести новые понятия по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимос...
Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
В работе представлен конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" и презентация к нему....
Презентация к уроку "Полет на планету МИФ" по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Презентация к уроку "Полет на планету МИФ" по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости»....
Урок по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"
с использованием дистанционных технлогий...
Урок по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Урок по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»...