Рабочая программа факультативного курса по математике для 6 класса "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (6 класс)
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для работы в 6-х классах общеобразовательной школы на 1 год обучения (1 час в неделю, 34 ч).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» |
от «30» августа 2022 г. | Приказ от «30» августа 2022 г. № -од |
Факультативный курс по математике
«Занимательная математика»
Наименование учебного предмета: МАТЕМАТИКА
Класс: 6
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Воробьева Оксана Юрьевна
Срок реализации программы, учебный год: 2022-2023
Количество часов по учебному плану: 34 ч; I полугодие – 16 ч, II полугодие – 18 ч, всего за год – 34 ч.
Составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерной программы по математике.
Рабочую программу составила: ___________________ ________Воробьева О.Ю._______
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для работы в 6-х классах общеобразовательной школы на 1 год обучения (1 час в неделю, 34 ч).
Цели факультатива:
- ознакомление с простейшими принципами и методами математики;
- формирование представления о математике, как общекультурной ценности и возможности использования математических знаний в различных сферах деятельности человека;
- создание среды, способствующей раскрытию способностей и побуждение школьников к самостоятельным занятиям;
- развитие математического образа мышления;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- определение группы учащихся, способных в дальнейшем серьезно заниматься математикой.
Задачи факультатива:
• расширить кругозор учащихся;
• убедить в необходимости владения законами, алгоритмами и правилами математики;
• расширить область математических знаний учащихся.
Основным результатом освоения содержания данного факультатива учащимися, станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников для дальнейшего изучения математики.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате изучения факультативных занятий «Математика: новые понятия» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Личностным результатом изучения курса является
- формирование независимости и критичности мышления;
- формирование настойчивости в достижении цели;
- приобретение опыта публичного выступления по проблемным вопросам;
- приобретение опыта организации совместной деятельности;
- формирование ценностного отношения школьника к знаниям, науке и исследовательской деятельности.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Содержание учебного материала
1. Как люди научились считать
– арифметика каменного века;
– числа начинают получать имена;
– великолепная семёрка;
– живая счётная машина;
– операции над числами;
– системы счисления;
– первые цифры;
– древнегреческая, древнеримская и другие нумерации;
– как в древности выполняли арифметические действия;
– как решали задачи в древности.
2. Развитие арифметики и алгебры
– наука уходит на Восток;
– открытие нуля;
– что такое квадриллион?
– о бесконечности ряда натуральных чисел;
– Мухаммед из Хорезма диктует правила;
– пропорции;
– кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны?
– зарождение алгебры.
3. Из науки о числах
– как математика стала настоящей наукой?
– числа правят миром;
– проблема Гольдбаха;
– решето Эратосфена;
– признаки делимости;
– НОД;
– любопытные свойства натуральных чисел;
– некоторые приёмы быстрого счёта.
– юные математики.
4. Математические игры. Математика и шифры
– “ Битва чисел” и “Ним”;
– игра в 15;
– каким должен быть шифр;
– шифры и арифметика остатков;
– шифрование решёткой.
5. Рассказы о геометрии
– как возникла геометрия;
– натягиватели верёвок;
– как Фалес посрамил гарпедонаптов;
– сотни фигур из семи частей;
– Эратосфен измеряет Землю;
– Архимед применяет геометрию для обороны;
– геометрические узоры; правильные фигуры;
– из Вавилона в Грецию;
– геометрия вокруг нас;
– геометрические проблемы.
6. Комбинации и расположения
– катание на карусели;
– футбольное первенство;
– комбинаторика на шахматной доске;
– дерево выбора; Кенигсбергские мосты;
– блуждание по лабиринтам;
– магические квадраты.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Как люди научились считать | 5 | |
1.1 | Великолепная семёрка. Живая счётная машина. Операции над числами. Системы счисления | 1 | |
1.2 | Государству нужны писцы. Египет. Вавилон. Как в древности выполняли арифметические действия | 1 | |
1.3 | Как решали задачи в древности? | 1 | |
1.4 | Решение задач. Урок-аукцион | 2 | |
2 | Развитие арифметики и алгебры | 5 | |
2.1 | Всегда ли дважды два – четыре? Удивительные разновески | 1 | |
2.2. | Пропорции | 1 | |
2.3 | Кто придумал отрицательные числа и зачем они нужны? Зарождение алгебры | 1 | |
2.4 | Решение задач. Урок - викторина | 2 | |
3 | Математические игры. Математика и шифры | 6 | |
3.2 | «Битва чисел» и «Ним». Игра в 15. | 1 | |
3.2 | Решение задач | 1 | |
3.3 | Тарабарская грамота | 1 | |
3.4 | Шифры и арифметика остатков. Подсчёт частот. | 1 | |
3.5 | Шифрование решёткой. Урок - практикум | 2 | |
4 | Рассказы о геометрии | 8 | |
4.1 | Как возникла геометрия. Натягиватели верёвок | 1 | |
4.2 | Как Фалес посрамил гарпедонаптов. Сотни фигур из семи частей | 1 | |
4.3 | Эратосфен измеряет Землю. Архимед применяет геометрию для обороны | 1 | |
4.4 | О названиях геометрических фигур. Геометрические узоры. Правильные фигуры | 1 | |
4.5 | Из Вавилона в Грецию. Удивительные луночки | 1 | |
4.6 | Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы | 1 | |
4.7 | Решение задач. Урок «Защита рефератов» | 2 | |
5 | Комбинации и расположения | 7 | |
5.1 | Сколькими способами? Катание на карусели | 1 | |
5.2 | Футбольное первенство. Комбинаторика на шахматной доске | 2 | |
5.3 | Дерево выбора. Кенигсбергские мосты | 1 | |
5.4 | Кругосветное путешествие. Блуждания по лабиринтам | 1 | |
5.5 | Магические квадраты. Решение задач | 2 | |
5.7 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | |
5.8 | Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-167045-1357745496.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379489-1389372378.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/17/picture-623724-1502962735.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по математике 5 класс "Математика для любознательных"
Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя задания, как углубляющего, так и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/18/picture-726976-1450411052.jpg)
Рабочая программа факультативного курса "Изучение избранных вопросов математики" 8 класс
Материал представляет собой рабочую программу факультативного курса по математике 8 класса...
Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »
Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...
рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа по факультативному курсу по математике "За страницами учебника математики". Позволяет расширить знания обучающихся по данному предмету во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1188319-1573737607.jpg)
Рабочая программа факультативного курса ,, За страницами учебника математики\'\' для 6 класса
Данная программа содержит разделы: Планируемые результаты освоения курса. Содержание курса. Тематическое планирование. Календарно- тематическое плпнирование курса....