Рабочая программа факультативного курса ,, За страницами учебника математики'' для 6 класса
рабочая программа по математике (6 класс)
Данная программа содержит разделы: Планируемые результаты освоения курса. Содержание курса. Тематическое планирование. Календарно- тематическое плпнирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa_za_stranitsami_uchebnika_matematiki6klass.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
,,Чистиковская школа''
Рассмотрена Утверждаю __________
на заседании педагогического директор МБОУ ,,Чистиковская
совета школы протокол №_1___ школа’’ В.А. Соловьева
от __28.08_______2017____г. приказ №129б _от_28.08_2017___г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по факультативному курсу
,, За страницами учебника математики’’
_6__ класс
( на 1 год )
Составитель: учитель математики Антипова З.В.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в 6 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
- в личностном направлении:
- умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- умение распознавать логически некорректные высказывания;
- креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
- в метапредметном направлении:
- первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
- умение находить в различных источниках информацию;
- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
- умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
- в предметном направлении:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;
- умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.
Для естественно-математического образования приоритетным можно считать:
- развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
– в плане это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Обучающиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач: формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии.
Реализация программы курса обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:
- создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;
- создание условий для плодотворного участия в работе в группе, развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, материалами.
Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута.
Содержание
I. Путешествие в историю математики ( 8ч )
1.Вводное занятие (1ч)
Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики.
2. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. (1ч)
Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Презентация «Эти удивительные числа».
3.Системы счисления. История нуля. (1ч)
Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.
4. Правила и приемы быстрого счета. (2ч)
Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета.
5. История математических знаков. История циркуля, транспортира. (1ч)
История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.
Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».
6. Великие математики древности. Женщины математики. (2ч)
Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия».
Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.
Их жизнь и вклад в развитие математики.
II. Знакомство с геометрией ( 6ч )
1. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. (1ч)
История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры, решить задачи. Презентация « История геометрических терминов».
2.Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах. (1ч)
Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях. Презентация о геометрических фигурах.
3. Треугольник. Египетский треугольник. (1ч)
Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников. Стихи и загадки. Египетский треугольник.
4. Параллелограмм.(1ч)
Определение, его свойства. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь.
5. Прямоугольник. Квадрат. (1ч)
Определение, их свойства. Периметр и площадь.
6. Пять правильных многогранников. (1ч)
Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания.
III. Решение различных задач ( 7ч )
1. Готовимся к олимпиаде. (3ч)
Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. Варианты олимпиадных заданий.
2. Конкурс «Кенгуру» (2ч)
Решение задач конкурса «Кенгуру».
3. Старинные задачи по математике. (2ч)
Презентация «Старинные задачи по математике». Решение различных старинных задач.
IV. Математические игры и головоломки ( 5ч )
1. Координатная плоскость. (2ч)
Рисуем животных на координатной плоскости. В поисках клада.
2. Головоломки со спичками (1ч)
Решение различных задач со спичками.
3.Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки. (2ч)
Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.
V. Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей ( 5ч )
Круги Эйлера. Комбинации. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности.
Практика. Решение задач по комбинаторике и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.
VI . Заключительное занятие ( 3 ч)
Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ ,,За страницами учебника математики”
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов |
I. | Путешествие в историю математики | 8 |
II . | Знакомство с геометрией | 6 |
III. | Решение различных задач | 7 |
IV. | Математические игры и головоломки | 5 |
V. | Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей | 5 |
VI. | Заключительное занятие | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ ,,За страницами учебника математики”
6класс (1ч в неделю, всего 34ч)
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
I. | Путешествие в историю математики | 8 | |
1. | Вводное занятие | 1 | |
2. | История возникновения цифр и чисел. Числа великаны | 1 | |
3. | Системы счисления. История нуля | 1 | |
4. | Правила и приемы быстрого счета | 1 | |
5. | Секреты быстрого счета | 1 | |
6. | История математических знаков. История циркуля, транспортира | 1 | |
7. | Великие математики древности | 1 | |
8. | Женщины математики | 1 | |
II. | Знакомство с геометрией | 6 | |
9. | История возникновения геометрии(повторение,углубление) Геометрические термины в жизни | 1 | |
10. | Геометрические фигуры .Сказки о геометрических фигурах | 1 | |
11. | Треугольник. Египетский треугольник | 1 | |
12. | Параллелограмм. | 1 | |
13. | Прямоугольник. Квадрат | 1 | |
14. | Пять правильных многогранников | 1 | |
III. | Решение различных задач | 7 | |
15. | Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел | 1 | |
16. | Задачи на принцип Дирихле, на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. | 1 | |
17. | Варианты олимпиадных заданий | 1 | |
18. | Решение задач конкурса «Кенгуру» | 1 | |
19. | Решение задач конкурса «Кенгуру» | 1 | |
20. | Старинные задачи по математике | 1 | |
21. | Решение различных старинных задач | 1 | |
IV | Математические игры и головоломки | 5 | |
22. | Рисуем животных на координатной плоскости. | 1 | |
23. | В поисках клада | 1 | |
24. | Решение различных задач со спичками | 1 | |
25. | Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. | 1 | |
26. | Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы. | 1 | |
V | Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей | 5 | |
27. | Круги Эйлера | 1 | |
28. | Решение логических задач с использованием кругов Эйлера. | 1 | |
29. | Комбинации. Дерево возможных вариантов | 1 | |
30. | Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности. | 1 | |
31. | Решение задач по комбинаторике и теории вероятности | 1 | |
VI | Заключительное занятие | 3 | |
32. | Представление и защита творческих работ учащихся | 1 | |
33. | Представление и защита творческих работ учащихся | 1 | |
34. | Подведение итогов | 1 | |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает тематическое планирование и материал для контроля знаний по каждой теме....
программа факультативного курса "За страницами учебника математики"
рабочая программа, тематическое планирование факультативного курса по математике 6 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»
Программа курса «За страницами учебника математики» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...
Программа факультативного курса « За страницами учебника математики» 8 класс
Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Данный курс направлен на коррекцию знаний учащихся за курс 7 и 8 классов, пов...
Рабочая программа факультативного курса "Изучение избранных вопросов математики" 8 класс
Материал представляет собой рабочую программу факультативного курса по математике 8 класса...
рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс
При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...
рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника математики"
Рабочая программа по факультативному курсу по математике "За страницами учебника математики". Позволяет расширить знания обучающихся по данному предмету во внеурочное время...