Рабочая программа факультативного курса по математике 5 класс "Математика для любознательных"
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativ_matematika_5_klass.docx | 39.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс по математике
"Математика для любознательных"
- Пояснительная записка
Рабочая программа факультативному курса по математике составлена в соответствии с требованиями
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации
является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по математике для основной школы (автор Н. Я. Виленкин).
Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление реализуется на базе изучения некоторых тем, учитывающих перспективы создания новых стандартов школьного математического образования.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Занимательная математика» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Обязательным элементом будет являться работа со справочным материалом, дополнительной литературой.
1.1.Цели реализации программы:
- приобретении учащимися опыта самостоятельного решения задач в ситуации, когда им заранее об этом решении нечиге не известно и когда каждая задача допускает различные решения.
1.2.Задачами реализации программы учебного предмета являются:
- создание оптимальных условий для проявления учащимися индивидуальных подходов к решению математических задач;
- развитие самостоятельного мышления на основе сопоставления учащимися различных способов решения этих задач.
- Общая характеристика факультативного курса.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
В ходе освоения содержания курса математики в 5 классе учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность.
На каждом занятии учащимся предлагается последовательность задач, решение которых может проводиться различными способами и не предлагает никакого иного умения, кроме счета. Их особенностью должна быть возможность различного подхода к решению и, в том числе, возможность бесхитростного решения с помощью прямого подсчета. Задачи должны быть достаточно разнообразны, но при этом так взаимосвязаны друг с другом, чтобы при решении последующей задачи можно было использовать идею решения или же результаты предыдущих.
- Место факультативного курса в учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение факультативного курса «Математика для любознательных» в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч в неделю.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
4.1.Личностные и метапредметные результаты.
4.1.1. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств.
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
- понимание роли математических действий в жизни человека;
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- понимание причин успеха в учебе;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.
.
4.1.2. Метапредметным результатом изучения предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
Ученик научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- выполнять действия в устной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
Познавательные:
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
- использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
- на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
- строить небольшие математические сообщения в устной форме;
- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
- выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.
Коммуникативные:
Ученик научится:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- допускать существование различных точек зрения;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
4.2.Предметные результаты.
Ученик научится:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
- Содержание факультативного курса.
Техника устного счета. (6 часов)
Умножение чисел в уме. Признаки делимости чисел. Деление чисел с остатком в уме. Приемы умножения и деления. Некоторые особые случаи счета.
Суммирование арифметических прогрессий. (4 часа)
Понятие арифметической прогрессии. Суммирование арифметических прогрессий.
Комбинаторные задачи. Принцип Дирихле. (18 часов)
Сочетания из n по 2, из n по m. Принцип умножения. Перестановки. Треугольник Паскаля. Задачи на взвешивание, переливание, движение, пересечение и объединение множеств. Задачи, решаемые с конца. Принцип Дирихле. Старинные задачи.
Логические задачи. (7 часов)
Правда или ложь? Математические игры, выигрышные ситуации. Задачи со спичками, на разрезание, на перекраивание. Лабиринты, Математические ребусы. Литературные задачи.
- Тематическое планирование.
Тема | Кол-во часов |
Техника устного счета | 6 |
Суммирование арифметических прогрессий | 4 |
Комбинаторные задачи. Принцип Дирихле | 18 |
Логические задачи | 7 |
Общее количество часов | 35 |
Календарные сроки | № урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | |
Освоение предметных знаний | Универсальные предметные действия | ||||
1 | Умножение чисел в уме. | Умножают натуральные числа; прогнозируют результат вычислений. | (Р)– работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. (П) – передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К)– умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами | Устный опрос, выполнение практических заданий из УМК, работа в парах по различным источникам. | |
2 | Признаки делимости чисел | Делят натуральные числа, использую признаки делимости. | (Р) – определяют цель учебной деят-ти; работают по составленному плану. (П) – передают сод-е в развёрнутом или сжатом виде. (К) – умеют принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
3 | Деление чисел с остатком в уме. | Выполнение деления натуральных чисел с остатком в уме. | (Р) – понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. (П)– передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К)– умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения | Разбор нерешенных задач, фронтальный опрос, выполнение проблемных и практических заданий из УМК. | |
4-5 | Приемы умножения и деления. | Умножают и делят натуральные числа; прогнозируют результат вычислений. | (Р) – работают по составленному плану. (П) – записывают выводы «если… то…». (К) – умеют высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Фронтальный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий. | |
6 | Некоторые особые случаи счета | Складывают и вычитают, умножают и делят натуральные числа в уме; прогнозируют результат вычислений, новые приемы | (Р) – составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П)– делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи. (К) – умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
7 | Понятие арифметической прогрессии. | Отрабатываю понятие арифметическое прогрессии. | (Р) – понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. (П)– передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К)– умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения | Выполнение практических заданий из УМК. | |
8-10 | Суммирование арифметических прогрессий. | Знать правило нахождения суммы n членов арифметической прогрессии. | (Р) – составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П)– делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи. (К) – умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
11 | Сочетание из n по 2.
| Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | Фронтальный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий. | |
12 | Сочетания из n по m. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | Фронтальный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий. | |
13 | Принцип умножения. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. | (Р) – понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. (П)– передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К)– умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения | Фронтальный опрос, построение алгоритма действий, выполнение практических заданий. | |
14-15 | Перестановки. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. | (Р) – составляют план выполнения заданий; обнаруживают и формулируют проблему; (П) – выводы «если… то…». (К) – умеют принимать точку зрения другого | Построение алгоритма действий, выполнение практических заданий. | |
16 | Треугольник Паскаля. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. | (Р) – обнаруживают и формулируют проблему вместе с учителем. (П) – делают предположение об инф-ции, необходимой для решения задачи. (К) – умеют принимать точку зрения других, договариваться | Разбор нерешенных задач, фронтальный опрос, выполнение проблемных и практических заданий из УМК. | |
17-18 | Задачи на взвешивание. | Составляют буквенное выражение по условиям, заданным словесно, рисунком, таблицей | (Р) – обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения | Разбор нерешенных задач, фронтальный опрос, выполнение проблемных и практических заданий из УМК. | |
19-20 | Задачи на «переливание». | Составляют и записывают буквенные выражения; | (Р) – обнаруживают и формулируют проблему вместе с учителем. (П) – делают предположение об инф-ции, необходимой для решения задачи. (К) – умеют принимать точку зрения других, договариваться | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
21-22 | Задачи на "движение" | Вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных буквенных значениях | (Р)– составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П) – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) – умеют принимать точку зрения другого, слушать друг друга | Разбор нерешенных задач, фронтальный опрос, выполнение проблемных и практических заданий из УМК, работа в парах. | |
23 | Задачи на пересечение и объединение множеств. | Составляют выражение по условиям, заданным словесно, рисунком, таблицей | (Р) – обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. (П) – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) – умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
24-25 | Задачи, решаемые с конца. | Решают задачи, двигаясь от конца к началу. | (Р)– составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П) – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. (К) – умеют принимать точку зрения другого, слушать друг друга | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК, разбор нерешенных задач. | |
26-27 | Принцип Дирихле. | Решают задачи, использую принцип Дирихле. | (Р)– работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации. (П)– передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.(К)– умеют отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждать фактами | Разбор нерешенных задач, фронтальный опрос, выполнение проблемных и практических заданий из УМК. | |
28 | Старинные задачи. | Рассматривают решение старинных задач. | (Р) – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К)– умеют понимать точку зрения другого | Разбор нерешенных задач, фронтальный опрос. | |
29 | Правда или ложь? | Решают задачи на основе зависимостей между компонентами. | (Р) – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. (П) – передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. (К)– умеют понимать точку зрения другого | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
30 | Математические игры, выигрышные ситуации. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. | (Р) – понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. (П)– передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К)– умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
31 | Задачи со спичками. | Делать равенство верным, используя перекладывание спичек. | К. формулировать собственное мнение и позицию Р. принимать и сохранять учебную задачу П. владеть общим приемом решения задач | Разбор нерешенных задач, выполнение практических заданий из УМК. | |
32 | Задачи на разрезание. | Научиться из данной фигуры, разрезав её на части, сложить другую фигуру. | К. формулировать собственное мнение и позицию Р. принимать и сохранять учебную задачу П. владеть общим приемом решения задач | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
33 | Задачи на перекраивание. | Научиться из данной фигуры, разрезав её на части, сложить другую фигуру. | К. формулировать собственное мнение и позицию Р. принимать и сохранять учебную задачу П. владеть общим приемом решения задач | Выполнение практических заданий. | |
34 | Лабиринты, математические ребусы. | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки на практике. | (Р) – понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. (П)– передают содержание в сжатом или развернутом виде. (К)– умеют слушать других, принимать другую точку зрения, изменять свою точку зрения | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. | |
35 | Литературные задачи. | Решать задачи из литературных произведений, устанавливая их достоверность. | (Р) – составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. (П)– делают предположения об информации, которая нужна для решения предметной учебной задачи. (К) – умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций | Работа в парах, выполнение практических заданий из УМК. |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
7.1.Учебно-методическое обеспечение.
- http://www.alleng.ru
- http://www.fipi.ru
- http://www.infourok.ru
- http://www.Interneturok.ru
- http://www.statgrad.org
- http://www.uchportal.ru/
- http://www.uztest.ru
- http://www.sdamgia.ru
7.2.Материально-техническое обеспечение
7.2.1.Учебное оборудование и компьютерная техника
1. Компьютер с соответствующим программным обеспечением
2. Мультимедийный проектор
3. Экран (монитор, интерактивная доска)
- Планируемые результаты изучения учебного курса.
Учащиеся, посещающие факультативный курс "Математика для любознательных", в конце учебного года должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по математике по теме: «Уравнения с параметрами» для учащихся 9 класса.
Программа составлена для учащихся 9 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7, 8 классах велось преподавание по общеобразовательной программе. Занятие организуются с испол...
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс
Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...
Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса
Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...
Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »
Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...
Рабочая программа факультативного курса по математике для 5 класса "Занимательная математика"
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 к...
Рабочая программа факультативного курса по математике для 7 класса "Клуб любителей математики"
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.Предлагаемые факультативные занятия разработа...
Рабочая программа факультативного курса по математике для 6 класса "Занимательная математика"
Рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного ...