Открытый урок математики в 6 классе по теме "Разложение числа на простые множители"
план-конспект урока по математике (6 класс)
1.Тема урока: «Разложение числа на простые множители»
2.Учебник : «Математика» 6 класс (базовый уровень) ,в двух частях, авторы В.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др., Москва «Просвещение»,2023 г.
3.Цель: организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению первичных знаний разложения на простые множители.
4.Задачи:
Образовательная: сформировать умение и навыки использования признаков делимости при разложении чисел на простые множители.
Развивающая: обеспечить развитие практического умения и навыков применения признаков делимости при разложении чисел на простые множители, при решении текстовых задач, активной познавательной деятельности.
Воспитательная: пробудить у обучающихся любознательность и интерес к самостоятельному решению задач, активной деятельности, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_matematiki_6_klass_po_teme_razlozhenie_chisla_na_prostye_mnozhiteli.docx | 481.03 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 234.93 КБ |
otzyv_po_otkrytomu_uroku.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Разложение числа на простые множители"
ФИО автора методической разработки:
Учанова Елена Юнионовна
учитель математики
20.10.2023
1.Тема урока: «Разложение числа на простые множители»
2.Учебник : «Математика» 6 класс (базовый уровень) ,в двух частях, авторы В.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др., Москва «Просвещение»,2023 г.
3.Цель: организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению первичных знаний разложения на простые множители.
4.Задачи:
Образовательная: сформировать умение и навыки использования признаков делимости при разложении чисел на простые множители.
Развивающая: обеспечить развитие практического умения и навыков применения признаков делимости при разложении чисел на простые множители, при решении текстовых задач, активной познавательной деятельности.
Воспитательная: пробудить у обучающихся любознательность и интерес к самостоятельному решению задач, активной деятельности, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Планируемые результаты:
Личностные:
- повышение потребности у обучающихся быть активными участниками образовательного процесса;
-развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
Регулятивные УУД:
-умение формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения проблемы;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группе, оказывать взаимопомощь при решении поставленной задачи.
- формулировать и аргументировать своё мнение.
Тип урока – открытие новых знаний.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.
Образовательная технология: проблемное обучение.
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь, листы самооценки.
Условные обозначения: М –метод обучения ;С – средство обучения; Ф – форма обучения.
№ п/п | Этапы урока, время | Приемы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
1. | Организацион-ный момент.
2 мин. | М: словесный С: слово Ф:фронтальная | Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Предлагаю разделиться на 2 группы. Девизом нашего урока будут слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». (слайд) Как вы понимаете это высказывание? Раздает Листы самоконтроля, объясняет как в них работать | Учащиеся отвечают на приветствие, включаются в деловую атмосферу урока. Делятся на 2 группы. Высказывают свою точку зрения, рассуждают. | Знакомятся с Листами самоконтроля, записывают ФИ. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: создание доброжелательной атмосферы. |
2. | Актуализация знаний. I.Постановка проблемы
3 мин. | М: словесный, наглядно - иллюстративн ый С: вопросы на экране Ф: групповая | 1) Задает вопросы на повторение с использованием тренировочных заданий из РЭШ (урок № 41) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7749/train/313646/ а) Какое из чисел простое? Выбери правильный ответ. (43,45,42,41) б) Какую из цифр нужно подставить в число 2 - вместо пропуска, чтобы получить простое число? Выберите верный ответ. в) Определи из данных чисел: 2,11,3,13 простые делители числа а. I группа а=22 II группа а=39 г) Рассортируйте 7,11,31,15,21 на простые и составные числа. 2) Предлагает задание на затруднение: Найдите все простые делители числа 126 за ограниченное время. Какое задание вы должны были выполнить? (За ограниченное время найти все простые делители числа 126.) Какой способ вы использовали при выполнении задания? (Способ полного перебора.) Вы, справились с заданием и если нет, то почему? (Нет не справились, не хватило времени) | Отвечают на вопросы после обсуждения. Заполняют Лист самооценки Вызывает затруднение | Представитель из каждой группы на экране отмечает свой вариант ответа. Обсуждают в группе и находят простые делители числа 126. Высказывают свои затруднения. Записывают в Лист самооценки. | Личностные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
3. | Мотивацион-ный. II. Постановка учебной задачи. 3 мин. | М: словесный, частично - поисковый С: слово Ф:фронтальна я | Как вы думаете, какая цель сегодня стоит перед нами? (Найти способ разложения чисел на простые множители.) Сформулируйте тему урока. (откорректировать): «Представление числа в виде произведения простых множителей» или «Разложение чисел на простые множители».) Уточнение термина «разложение на множители». | Формулируют тему урока и цели . Отвечают на вопросы: Я хочу узнать… Я хочу научиться… Я хочу понять. | Записывают в Лист самооценки. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование. Познавательные: Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
4. | Открытие новых знаний. Совместное исследование проблемы. Мозговой штурм. Выход из затруднения
III. Поиск решения. (20 мин.) | М: наглядный, частично-поисковый, проблемное изложение С: Ф:фронталь- ная, групповая. | Можно ли представить число 126 в виде каких-нибудь множителей? (Можно, 126 делится на 2, оно чётное.) Сколько получится в частном? (63). А можно ли разделить это число на какое-нибудь простое число? (Можно, сумма цифр 9, значит, делится на 3.) - Сколько в частном? (21). - А это число, на сколько делится? (на 3) - Ответ? (7), а 7-простое число. Значит, разложение надо проделать постепенно. - Можно ли таким же образом разложить на простые множители любое другое число?(Да) Работа в группах Задание : наклеить шаги в нужном порядке. Проговаривание алгоритма разложения числа на простые множители.Объяснение правильного нахождения и верной записи в тетрадь. | Рассуждают и предлагают свои варианты множителей Числа 126 Решают , результат записывают в Лист самооценки Формулируют вывод. | Представители групп на доске записывают множители числа 126=2∙ 63=2∙ 3∙ 21= 2∙ 3∙ 7∙ 3∙ Сравнивают варианты и делают вывод. Видим, что при любом способе получилось одно и тоже разложение Составляют алгоритм разложения числа на простые множители: 1.Проверяем, не является ли предложенное число простым. 2.Если нет, то подбираем делитель из простых чисел, начиная с наименьшего (2, 3, 5 …). 3.Повторяем это действие до тех пор, пока частное не окажется простым числом. . | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. | Физминутка. 2 мин. | М: словесный Ф:самостоя-тельная С:слайд | Выполните гимнастику для глаз. | Выполняют гимнастику для глаз. | ||
6. | Первичная проверка понимания. IV. Выражение решения. 4 мин | М: словесный С: самост. Ф: работа в парах | Работаем в парах. Задание из учебника № 2.14 а)I гр. , б) II гр. | Работают в парах Первичное закрепление с проговариванием и проверкой. | Выполнение заданий в парах с использованием эталона. Взаимопроверка. Проверка всем классом. | Познавательные УУД: самостоятельный поиск новых знаний, структурировать учебный материал, выделять главное; Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке; регулятивные УУД: Умение организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы п результатам работы |
7. | Первичное закрепление изученного материала. V. Решение проблемы.
5 мин | М: словесный С: слайд Ф:фронталь- ная, групповая | Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока: слова Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Как вы его сегодня применили на уроке? Предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой в группах.(слайд) | Выполнение заданий самостоятельно с использованием эталона. Самопроверка. | Познавательное УУД: умение структурировать знание, осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: формулировать мысль, принимать решение. Умение выполнять взаимопроверку. | |
8. | Инструктаж по домашнему заданию. 1 мин. | М: словесный С: беседа Ф:фронтальная | Демонстрирует дифференцированное домашнее задание. | Слушают, записывают домашнее задание | I гр.(мотивированные) составить тест и варианты ответов по данной теме. IIгр.(низко мотивированные) № 2.14 (в), повторить признаки делимости | Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию слух, внимательность |
9. | Подведение итогов. Рефлексия. 2 мин. | М: словесный С: беседа Ф:фронталь- ная | Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты по Листу само Достигли мы цели урока? | Учащиеся самостоятель-но подводят итоги, дают самооценку своей деятельности на уроке, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. | Оценивают свою работу на уроке и подсчитывают баллы в Листе самооценки. | Личностные: самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать мысли, оценивать качества своей и общей учебной деятельности. Познавательные УУД: Рефлексия. Контроль и оценка процесса результатов деятельности. |
Приложение 1
Лист самооценки
Вид задания | Ответ, способ решения | Шкала баллов | Суммарный балл за задание |
Устные ответы на вопросы (1б. за ответ на 1 вопрос) | 4 | ||
Найдите простые делители числа 126 | 3 | ||
Формулировка темы урока и цели урока | 3 | ||
Составление алгоритма разложения числа на простые множители | 3 | ||
Работа в парах , результаты взаимопроверки | 2 | ||
Самостоятельная работа | 5 | ||
Суммарный балл за работу | 20 |
Критерии отметок: 20-18 б. -"5"; 17- 15 б. - "4"; 14- 10 б. – "3"; меньше 9 .б- "2".
Приложение 2
Приложение 3
Алгоритм разложения составных чисел на простые множители
- Проверяем, не является ли предложенное число простым.
- Если нет, то подбираем делитель из простых чисел, начиная с наименьшего (2, 3, 5 …).
- Повторяем это действие до тех пор, пока частное не окажется простым числом.
Приложение 4
Приложение 5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Простые числа – это числа, … Составные числа – это числа, … Число b называют делителем числа a , если … Число 1 имеет только один делитель, поэтому… Тест: Числа, которые перемножают, называют… 1) слагаемыми; 2) множителями; Закончить предложение:
Результат умножения чисел называется… 1) частным; 2) произведением. Запись 5 4 =5+5+5+5 является… 1) истинной; 2) ложной. Запись 5 4 =5∙5∙5∙5 является… 1) ложной; 2) истинной. Выражение, вида a n , называется… 1) сумма; 2) частное; 3) степень. Закончить предложение:
Верные ответы: 2; 2∙2∙2∙2∙3=48 2; 2; 2; 3. Задание 1: Найти произведение чисел, характеризующих верные ответы на тестовые вопросы. Задание 2: Представить число 48 в виде произведения множителей.
Задание группам: За ограниченное время найти все простые делители числа 126 и представить его в виде произведения.
Задание группам. – Какое задание вы должны были выполнить? – Какой способ вы использовали при выполнении задания? – Вы справились с заданием? Если нет, то почему? – Как вы думаете, какая цель сегодня стоит перед вами?
Разложение чисел на простые множители
Всякое составное число можно представить в виде произведения простых чисел, или, как говорят, разложить на простые множители
Работа в группах Наклеить шаги в нужном порядке. Число является простым Подбираем делитель из простых чисел, начиная с наименьшего (2, 3, 5 …) Частное является простым числом Процесс разложения на простые множители завершается ДА ДА НЕТ НЕТ
Эталон «Разложение числа на простые множители» 84 2 42 2 21 3 7 7 1
Разложить число 756 на простые множители: 756 2 378 2 189 3 63 3 1 21 3 7 7
Физминутка
Работаем в парах Задание из учебника № 2.14 а) I гр. , б) II гр.
Самостоятельная работа
Домашнее задание I группа составить тест и варианты ответов по данной теме. Ii группа № 2.14 (в), повторить признаки делимости
Рефлексия Закончите предложения: -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ...
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Отзыв по открытому уроку.
ФИО, давшего открытый урок: Учанова Елена Юнионовна
Должность: учитель математики.
Дата проведения урока: 20.10.2023
Класс: 6
Предмет: математика
Тема урока: Разложение числа на простые множители
Тип урока: открытие новых знаний
Используемые образовательные технологии и методики: проблемное обучение, методы-наглядный , частично-поисковый, деятельностный.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая и работа в парах.
ФИО специалиста, давшего отзыв: Тищенко Зинаида Петровна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе.
Урок математики в 6 классе по теме «Разложение числа на простые множители» соответствует требованиям ФГОС.
В структуре урока соблюдались этапы проблемного обучения:
- Постановка учебной проблемы
- Постановка учебной задачи
- Поиск решения
- Реализация проблемы
На этапе поиска и создания учебной проблемы применялся метод эвристической беседы и проблемно – диалоговый метод, учитель организовал поисковую учебную деятельность учащихся ,что вызвало затруднение с , у учащихся возник вопрос: «Почему не получается и почему быстро не смогли найти простые делители данного числа?», то есть не хватает умений.
При постановке учебной задачи учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока и его задачи.
В ходе поиска решения проблемы организован частично – поисковый метод, а задание по работе с кейсом: наклеить шаги в нужном порядке, всё это позволило учащимся самостоятельно сформулировать алгоритм разложения числа на простые множители.
На этапе реализации проблемы организована работа по формированию навыков применения данного алгоритма на практике. Для активизации познавательной деятельности была организована работа с учебником , работая в парах учащиеся выполнили взаимопроверку.
На этапе решения проблемы было организовано первичное закрепление изученного материала через самостоятельную работу. Учащиеся выполняли предложенные задания в группах , оценивали друг друга , сравнивали с решением на доске, проводили самооценку.
Домашнее задание представлено в доступной форме, прокомментировано, носит разноуровневый характер. Предложено задание творческого характера-составить тест на изученную тему.
На этапе рефлексии учащиеся выполнили самоанализ своей деятельности по предложенным фразам, которые надо было завершить. Далее по Листам самооценки подсчитали баллы за работу на уроке и по предложенным критериям провели самооценку.
На протяжение всего урока соблюдались здоровьесбережение учащихся. В середине урока проведена физминутка для снятия напряжения в глазах.
В ходе урока Елена Юнионовна показала высокий уровень культуры общения , эмоциональную речь, педагогический такт, что безусловно положительно повлияло на активную познавательную деятельность учащихся. Она сумела настроить класс на учебную работу с первых минут урока. Учитель предусмотрел чередование смены деятельности всех учащихся через активные формы работы : парную,групповую, самостоятельную.
Работа в группах сопровождалась как индивидуальным поиском, так и обменом идей (работа с кейсом). Структура проблемного урока выдержана, соответствует основной дидактической задачи.
В процессе урока формировались следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные и коммуникативные. Поставленные задачи урока реализованы, этапы урока выдержаны по структуре и соответствуют во времени.
Вывод:
Место и роль данного урока определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Основным в уроке был этап открытия новых знаний. На уроке использовалась технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации ,организация поиска решения проблемы, сопоставление открытия знания с научной формулировкой учебника. Высокая работостоспособность на уроке обеспечивалась сменой видов деятельности , формой организации работы. Изложение нового материала давалось учащимся не в готовом виде, предлагалось самим сформулировать тему урока, определить цель. Учащиеся самостоятельно ориентируются в системе знаний , хорошо отличают новое от уже известного, умеют добывать новые знания. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать друг друга, считаться с мнением других, обосновывать свои ответы. На протяжении всего урока учитель работал над развитием логического мышления, умственных способностей, образного мышления. В результате такой эффективной работы учащиеся усвоили новую информацию, воспроизвели пройденный материал. Использовались ЭОР при актуализации знаний ,задания из урока 41 (РЭШ) были разнообразными и позволили активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать темой с первых минут урока. Урок цели достиг.
Заместитель директора по УВР Тищенко З.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 1КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЧИСЛО И ЦИФРА 0»
Урок изучения нового материала по математике в 1 классе коррекционной школе...
простые программы из школьного курса математики на языке PascalABC Разложение числа на простые множители
Программа на языке программирования PascalABC для получения разложения на простые множители...
Открытый урок математики 5 класс "Задачи на совместную работу"
Урок в 5 классе к учебнику Г,В. Дорофеева...
Открытый урок математики в классе "Доли. Обыкновенные дроби"
Данный урок - изучение нового материала. к уроку прилагается презентация, приложения с тестами....
открытый урок математики 5 класс
Предмет: МатематикаКласс: 5Тип урока: урок изучения нового материала.Тема урока: Деление.Основные понятия: делимое, делитель, частное.Цели: Предметные: сформировать навыки дел...
Открытый урок математика 6 класс. Тема: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние".
В данном материале описано проведение открытого урока по математике для учеников 6 класса. Обобщающий материал на тему: "Прямые на плоскости и в пространстве. Расстояние"....
Разработка урока математика 5 класс Тема: "Натуральные числа"
Разработка составлена с учетом современных технологий, с применением сайта https://uchi.ru, для обучающихся с нарушением зрения....