"Практико-ориентированный подход в проектной деятельности обучающихся"
проект по математике

Очиртарова Маргарита Анатольевна

Применение различных технологий для развития творческих способностей обучающихся. 

Диплом за 3 место в Межрегиональной научно-практической конференции "Шаг в профессию" среди обучающихся и педагогических работников ПОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НПК 202230.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия Бурятский республиканский хореографический колледж имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева.

 

«Практико-ориентированный подход в проектной деятельности обучающихся».

                                                 Очиртарова Маргарита Анатольевна,                                             преподаватель математики.

2022 г.

«Там, где красота, там действуют законы математики»  

                                                                                                       Г.Н. Харди.

С самых древнейших времен в жизни человека присутствует танец. У первобытных людей любовь, труд и обряды воплощаются в танцевальных движениях. Каждый из нас хоть раз танцевал или смотрел на исполнение танца, многие связали с ним всю свою жизнь. Не зря говорят: «Танец – это тайный язык  души». А кто-нибудь задумывался, сколько в этом тайном языке математики?(1).

Все, кто занимался хореографией, знают, что танец имеет много общего с математикой: ритм, темп и фигуры танца подчиняются определенным математическим законам и понятиям. Народная артистка РСФСР, преподаватель нашего колледжа  Екатерина Балдановна Самбуева говорит, что ее любимым предметом во время учебы была математика. Может, поэтому она достигла таких успехов в балете.

Актуальность

Четвертый год, преподавания  математики, алгебры, геометрии детям, которые каждый день занимаются уроками классического танца, историко-бытовым танцем, гимнастикой, музыкой, изменили мой угол зрения на  предмет, заставили искать точки соприкосновения. К  удивлению, таких точек соприкосновения много: линии, треугольники, углы,  алгоритмы, пропорция, движения есть и в искусстве балета.

Гипотеза

Некоторые комбинации легче запомнить и воспроизвести, зная их математическую  составляющую. Освоить профессию «Артист балета» и быть в ней успешным поможет хорошее знание математики.

Для развития творчества необходимы методы формирования активности , инициативы обучающихся. Методы, развивающие исследовательские  навыки, нацеленные на развитие познавательного интереса обучающихся и реализующие связь обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов занимает сегодня метод проектов.

Виды проектов:

  1. В зависимости от преобладающей деятельности участников проекта:
  • Практико-ориентированные;
  • Исследовательские;
  • Информационные;
  • Творческие;
  • Ролевые.
  1. В зависимости от продолжительности:
  • Мини-проект;
  • Краткосрочный;
  • Среднесрочный;
  • Долгосрочный.
  1. В зависимости от количества участников:
  • Индивидуальный;
  • Парный;
  • Групповой.

4. В зависимости от конечного продукта:

  • Теоретический (доклад, буклет, словарь, журнал…)
  • Практический (спектакль, макет …)

В проектной деятельности активно задействованы все четыре механизма развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия (2).

Внешний результат проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

А внутренний опыт деятельности над проектом становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Всегда старалась работать с детьми, понимая  девиз « Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню,  вовлеки меня – и я научусь!».  Сейчас , когда образование стало обращать на воспитательную составляющую большее внимание, которое когда-то было отодвинуто на второй план, это стало еще актуальнее. Многие события, происходящие в обществе и в мире , показывают , что воспитательная работа в образовательных учреждениях, в семье должна выходить на первое место.

Цель внедрения проектного метода в учебно-воспитательный процесс: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности.

Задачи:

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать условия, необходимые для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • формировать нравственное самосознание, ответственность;
  • предоставлять возможности для самореализации и развития подростков средствами участия в проектировании дел.

Большая часть проектов, которые реализовали ученики, это информационные мини-проекты. Дети находят информацию, обрабатывают, готовят презентации, выступают с защитой, задают вопросы.

Обучающиеся 8 класса при изучении геометрии приготовили следующие работы:

Кузнецова Вероника «Пифагор и его исследование «музыкальных рядов»».

Гвозденская Варя «Архимед. Точка опоры при поддержке партнера».

Зангеева Вика «Евклид и его знаменитая книга «Начала»».

Практико-ориентированные проекты приготовили ученики 8 класса (2020-2021 учебный год). Защита и представление этих проектов была на открытом уроке по геометрии.

Доржиева Аяна  «Шьем юбку-клеш». В своей работе она находила площадь ткани, имеющей форму трапеции, сделала расчеты, показала, как подбирать ткань.  Аяна сшила юбку для историко-бытового танца.

Ирматов Павел, Нерадовский Егор «Новый интерьер моей ванной комнаты». Они рассчитали: сколько понадобится плитки для их ванной комнаты, каких размеров плитку лучше подобрать. У Егора был ремонт дома, и он сделал все нужные расчеты, используя различные акции при покупке материалов в магазинах, при этом решая задачи на проценты.

Булчун Аюш, Цыремпилов Дугар «Замена напольного покрытия в колледже». Их работа состояла в определении  суммы для замены покрытия в коридоре колледжа – оно из плитки, что травмоопасно для наших учеников на ламинат или линолеум. Ребята все посчитали и свои расчеты передали заведующему хозяйственной частью колледжа.

Ничепуркова Нина «Я – дизайнер своей комнаты». Нина решала задачу по замене обоев своей комнаты. Сделала вывод, что в жизни такую задачу ей придется решать и она теперь знает, как это делать.

Ученики 9 класса (2019-2020 учебный год) при изучении темы «Движения» на геометрии, приготовили такие проекты:

1.Гомбожапов Бимба, Монгуш Чингис, Дабаев Лубсан «Симметрия».

2.Иванова Юлия, Очирова Дарима, Васильева Настя «Поворот».

3. Оюн Алекса, Оюн Вивияна, Юдина Таня «Параллельный перенос».

В своих работах они раскрыли виды движений и показали их в искусстве балета. На основе их работ мною была представлена методическая разработка урока геометрии в 9 классе «Геометрия движения» на НПК «Хореографическое образование: диалог времен» в 2020-2021 учебном .году и была отмечена «Лучший доклад»  среди преподавателей.

Можно назвать работу студентки 2 курса Оюн Алексы « Тайны Египетских пирамид», Корчугановой Насти ученицы 9 класса «Легенда создания шахмат». Эти работы носили познавательный характер, но такие темы как «Объем пирамиды», «Геометрическая прогрессия» вызывают с их помощью  большую заинтересованность.

В прошлом учебном году студенты 2 курса завершили изучение предмета «Математика и информатика». Они приготовили проектные работы,  показывающие  связь своей будущей профессии с разными областями математики. Например, студенты выбрали такие темы: Очирова Дарима «Задачи на проценты для сбалансированного питания артиста балета», Оюн Вивияна «Геометрическая составляющая классического танца», Юдина Таня «Математическая модель работоспособности обучающегося», Иванова Юлия «Музыкальные ряды», Дабаев Лубсан «Математическая статистика обучающихся колледжа» и другие.

Обучающиеся класса, в котором я являюсь классным руководителем, тоже активно привлекаются к разным творческим проектам.

С пятого класса ученики выступают на классных часах по темам:

  • «Мой любимый фильм»;
  • «Моя любимая книга»;
  • «Мой домашний питомец» (представление в ЗУМе);
  • «Моя малая Родина»;
  • «Лучшие качества личности моего одноклассника» и др.

Например, сочинение на тему «Лучшие качества личности моего одноклассника» дети писали в 5 классе после конфликта между ребятами (обзывали друг друга). Они должны были найти и описать самые хорошие качества друг друга. Потом провели чтение, обсуждение, сделали выводы.

Тема «Моя малая Родина» появилась, когда в класс прибыли девочки из Иркутска, КНР. После выступления Ани - Пань Яин и Юли- Ян Юйцзэ, так мы в колледже называем девочек из КНР, все просто мечтают побывать у них в гостях.  Очень понравилось представление Солнцевой Софией ее родного города Находка. Жамбалова Адислана показала и рассказала о неповторимых местах Окинского района, Прушенова Дарима пригласила своим выступлением еще раз насладится особенностями Тункинского района. Чувство патриотизма, т.е. любовь к своей стране начинается с того, что дети любят и ценят свою Малую Родину.

Много интересного узнали во время классного часа «Мой домашний питомец». Будаева Бальжина рассказала и показала всем домашнего попугая. Ей пришлось отвечать на многочисленные вопросы, а она очень малоразговорчивая. Узнали, что Агбанова Оэлун нашла и приютила у себя кошку. Это тоже позволило всем увидеть ее умение сострадать и любить слабое животное. Намжилова Янжима много внимания уделяет своей черепахе.

Проекты, представленные на НПК «Хореографическое образование диалог времен» учениками моего 6 класса в 2021 году. Прушенова Дарима «Вдохновение в семье из века в век». Дарима написала о семейной династии своего преподавателя по классическому танцу Даниловой Марии Батоевне. Мама Марии Батоевны Лира Данриевна Хилтухина  работает концертмейстером в колледже со дня его основания. А дедушка Марии Батоевны – член союза писателей Хилтухин Данри Данилович.

Дамдинов Александр «Геометрия бурятского орнамента в сценическом костюме». Во время работы над проектом, Саша проявил много хороших качеств, упорство и настойчивость. Изучал орнаменты костюмов нашей гардеробной, в которой очень большой выбор,  костюмы  театра «Байкал» и БГАТОиБ. Изучил творчество театрального художника Тимина А.И.

Раднаева Туя «Математические пропорции и гармония в балете». Туя побеседовала с преподавателями классического танца и по их рекомендации отобрала обучающихся из разных классов. Затем она провела различные измерения, вычисления. Сделала вывод, что есть математические пропорции артистов балета, но очень многое зависит от его собственных усилий.

В 2021-2022 учебном году подобное исследование провел обучающийся 6 класса Нерадовский Кирилл. Его работа называлась «Золотое сечение в строении тела будущих артистов балета». Весь его класс помогал ему в исследовании и с нетерпением ждал выводов. Темы «Отношения» и «Пропорция» для ребят получили наглядное представление.

Иванова Юлия выступала на конференции с темой «Музыкальные ряды». Из ее выступления многие узнали, что Пифагор – это не только знаменитый математик, но и «исследователь» музыки.

Также в 2021-2022 учебном году Прушенова Дарима и Солнцева София (староста класса и помощник старосты) провели исследования в классе по определению типов личности. Результатом их исследования стала работа «Психологические особенности личности и создание команды», с которой они будут выступать на конференции. Самое главное, что это поможет в дальнейшей работе с классом.

Эти работы учеников были написаны под моим руководством и занимали призовые места на конференциях.

Для обучающихся 5 класса провожу, разработанное мной мероприятие «Музыкальная пауза», где ребята совершают путешествие по нотному ряду, выполняя различные задания. Например: «ре» - разминка, «фа»-исторические факты, «ми»-музыкальная пауза.

 «Путь к успеху: виват, талант!».

 Два года мы с учениками и родителями выезжаем на туристическую базу отдыха колледжа , которая находится на Байкале в п. Гремячинск. Директор колледжа Дугаржапов Д.В. предложил нам в этом году провести летнюю Байкальскую школу «Путь к успеху: виват, талант!». Этот проект разрабатывается совместно с родителями и руководством колледжа. Пожелание Доржо Васильевича: не просто отдохнуть, а провести отдых активно и полезно.

Цель проекта: создание условий для отдыха, выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Организация деятельности учащихся во время каникул;
  • Организация условий для детского творчества;
  • Воспитание здорового образа жизни.

Следующие направления деятельности: риторика и сценическая речь, актерское мастерство, эстрадный вокал, английский язык.

Экскурсии к природному памятнику «Черепаха», на маяк и смотровую площадку, прогулка на катере по Байкалу.

Проведение мастер-класса по «здоровому питанию», умению готовить полезные блюда.

Утренняя гимнастика под музыку, разучивание песен у костра, дискотека, концерт, не оставят равнодушными ни ребят, ни их родителей и будут способствовать дальнейшему развитию творчества каждого ребенка и классного коллектива.  

Воспитательная работа это сложный и многогранный процесс, в котором важную роль занимают все. Сотрудничество с родителями, с преподавателями, администрацией колледжа, общественными организациями должно идти непрерывно.

Использование в своей работе проектного метода, особенно при решении практико-ориентированных задач, способствует развитию интереса к предмету, творческой реализации личности обучающегося, помогает применять полученные знания.

Невозможно одной математикой измерить красоту и гармонию танца. Но именно математика помогает танцорам найти совершенные фигуры и разнообразить рисунок танца(3). А это значит, что освоить профессию «артист балета» и быть в ней успешным поможет хорошее знание математики.

Литература:

1. Смирнова И.М. Геометрические задачи с практическим содержанием/- М: Московский центр непрерывного математического образования,2015 - 581с

2. Бурлакова И.В. Семинар-практикум по составлению и использованию организационной модели проектно-исследовательской деятельности  обучающихся//Методист. -2016 - №3- с. 25-28

3. http://www.geometry2006.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Деятельностный подход в проектной деятельности на уроках технологии.

Данная работа была использована при проведении мастер-класса с педагогами в школе. Учителям было предложено выступить в роли учеников и, работая в группах, пройти все этапы работы над проектом, выполн...

Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность

Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...

Статья "Практико-ориентированные задания на уроках математики для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)".

Статья "Практико-ориентированные задания на уроках математики для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)"....