Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность
проект на тему

Рябинина Ольга Ваисовна

 

 

Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном  конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

Д.А. Медведев

 

Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию. В данной ситуации педагог вынужден вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Повышение качества процесса обучения информатике и ИКТ возможно при эффективной организации индивидуальной деятельности школьников в условиях информационно - предметной среды, что достигается при реализации системно - деятельностного подхода в обучении.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т. е. обладать общеучебными компетенциями.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_sdp_o_v_2016.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №45»

Реализация системно – деятельностного подхода через проектную деятельность

Составитель: Рябинина  Ольга Ваисовна

Должность: учитель

Новоуральск, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                        3

  1. Аналитическая часть
  1.  Системно – деятельностный подход в обучении                        7

1.2.  Метод проектов   как основа системно – деятельностного подхода                12

1.3. Анализ результатов деятельности                                                        22

1.4. Организация внеучебной деятельности                                                24

2. Проектная часть                                                                                29

3. Заключение                                                                                34

4. Список литературы                                                                        36

Приложение 1.


Введение

Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном  конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования.

Д.А. Медведев

Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию. В данной ситуации педагог вынужден вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Повышение качества процесса обучения информатике и ИКТ возможно при эффективной организации индивидуальной деятельности школьников в условиях информационно - предметной среды, что достигается при реализации системно - деятельностного подхода в обучении.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т. е. обладать общеучебными компетенциями.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике.

Таким образом, возникает вопрос (проблема) «Как обеспечить соответствующий уровень компетентности выпускника  при обучении информатике и ИКТ?»

Это определило тему самообразования в межаттестационный период: «Использование  системно-деятельностного подхода  на уроках информатики и ИКТ  как средства  развития творческого потенциала и познавательной активности учащихся».

В связи с вышеизложенным мною была определена цель педагогической деятельности:

создание условий для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса, активизации мыслительной, творческой деятельности учащихся и повышения познавательной активности путем использования системно – деятельностного подхода с применением современных проектных  технологий.

Реализации  этой   цели способствовало решение следующих задач:

Использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности в образовательно - воспитательном процессе;

Использование возможностей единого образовательного пространства г. Новоуральска для вовлечения учащихся в активную внеучебную деятельность;

Внедрение в педагогическую практику  проектных технологий;

Формирование навыков самообразования учащихся.

Планируемым результатом деятельности являлось:

Рост  качества знаний учащихся по информатике и ИКТ;

Создание условий для овладения учащимися приемов и способов учебно-познавательной деятельности;

Вовлечение учащихся в активную внеучебную  деятельность;

Создание условий для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся;

Повышение профессиональной компетентности учителя.        

Цель аналитического отчета: самоанализ и самооценка собственной деятельности за прошедший межаттестационный период, определение целей и направлений дальнейшей педагогической деятельности.

Задачи:

  • ??? Выделить наиболее эффективные средства и методики  в обучении для повышения качества учебного процесса, активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся;
  • Рассмотреть использование метода проектов   на уроках информатики, выявить степень его  эффективности;
  • Проанализировать результаты и условия, определившие полученный результат.
  • Определить направления и содержание деятельности на последующий межаттестационный период.

Объект анализа:  процесс обучения информатике и ИКТ  в школе

Предмет анализа: Системно - деятельностный подход как средство развития творческого потенциала и познавательной активности учащихся

Гипотеза: в результате вовлечения учащихся в ситуации, в которых им постоянно приходится решать проблемные вопросы, можно воспитать инициативную, творческую личность.

Поставленные цели и задачи определили методы работы:

  • Изучение научной и методической литературы, нормативных документов;
  • Анализ результатов промежуточного и итогового контроля по предмету;
  • Анализ результатов собственной деятельности;
  • Выявление возникших проблем, противоречий;
  • Определение путей их дальнейшего решения через  создания перспективной программы работы.

  1. Реализация системно – деятельностного подхода через проектную деятельность
  1. Системно – деятельностный подход в обучении

 Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность!

Бернард  Шоу

Деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин[1] в своем исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть,  цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Система операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называется способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий.

Системно - деятельностный подход ко всем компонентам методической системы,  в рамках определенной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на повышение качества обучения. В соответствии с системно - деятельностным подходом повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности обучаемого, в том числе индивидуальной самостоятельной деятельности, и контроль этой деятельности. Построение этих процессов и организация взаимосвязи между ними осуществляется через возможность проектирования информационно - коммуникационных технологий.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Универсальные учебные действия -  это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный;
  • регулятивный;
  • познавательный;
  • коммуникативный.

Личностные универсальные действия  формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные действия формируют умение учащихся организовать их учебную деятельность.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Необходимое условие для создания у обучающихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению, сформировать мотивацию к учебной деятельности.

Важную роль в формировании мотивационной сферы школьников играют используемые технологии, которые я активно использую на своих уроках:

  • обучение в сотрудничестве;
  • игровая технология ( Приложение 1)Урок «Базы данных»);
  • информационно-коммуникационные технологии (Приложение 2)уроки изучения информационных технологий: текстовый редактор, электронные таблицы  и т.д.);
  • здоровьесберегающие технологии (Приложение 3);
  • метод проектов (Приложения 4, 5….).

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.  

1.2. Метод проектов   как основа системно – деятельностного подхода

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Это один из эффективных способов реализации системно-деятельностного подхода к обучению. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Этот метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Е.С.Полат определяет метод проектов, как  способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Это совокупность действий учащихся с целью решения значимой для них проблемы, оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося и  требует от него  применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений:

 запрашивать информацию,

обрабатывать и интерпретировать ее,

 устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы (подведение итогов, закрепление материала), самостоятельно добывая необходимую информацию из различных источников: справочной литературы, материалов СМИ, Интернета.

В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Метод проектов целесообразно применять, если:

Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая).

Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся.

Возможно структурирование (этапность) проекта.

Используются исследовательские методы.

В результате имеем материальный продукт.

Для учащегося в большей степени заинтересованность проектом представляет конечный результата работы, поэтому я стараюсь  правильно подобрать тот тип проекта, который будет интересен ученикам на протяжении всего периода работы и будет формировать у них необходимые предметные знания, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

Метод проектов несёт в себе большой потенциал, необходимый для формирования следующих групп умений у школьников, которые лежат в основе компетенций стандарта второго поколения:

Исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло) ;

Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности) ;

Рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела)

В ходе работы над проектом формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
  • Умение работать в группе, в команде
  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Основные требования, предъявляемые к проекту и этапы проектной деятельности представлены в Приложении …

Структура деятельности учителя и ученика

Таблица    

Учитель

Ученик

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Итак, проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, где есть цель и задача, сформированные самими учащимися, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет определённое прикладное значение и, что важно, интересен для самих открывателей.

Проект для учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

Использование в своей работе метода проектов, позволяет перевести на качественно новый уровень работу с привычными для урока информатики и ИКТ  методами работы.

Организация проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ в школе

Проектную деятельность можно организовать на любом этапе обучения, но с учётом возрастных особенностей учащихся. Проектную деятельность на уроках мы начинаем  с выполнения простых проектов, постепенно увеличивая их степень сложности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов всегда, что называется «осязаемые», т.е. если проблема теоретическая, то результатом является ее решение, если практическая – конкретный план действий, готовый к внедрению.

Индивидуально  выполненный проект является итогом работы учащихся, в которой  они имеют возможность реализовать на практике приобретенные навыки и умения:

  • сформулировать проблему и цель работы, определить конкретные задачи;
  • составить план исследования (освещение состояния этой проблемы, метод работы);
  • провести исследование по плану, представить результаты;
  • сформулировать выводы и обобщения;
  • предложить свои пути решения проблемы;
  • дать советы и рекомендации по проблеме;
  • сделать защиту творческой работы;
  • выполнить оценку полученного результата и самой деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую проекты, как в заключение изучения темы в виде индивидуальной творческой работы, мини – проекта, домашнего проекта, так и в виде групповых проектов.

Проект разрабатывается в течение серии занятий (длительность определяется наличием мотивации учащихся, их возрастом и сложностью проектной задачи) и предполагает выполнение самостоятельной  творческой работы, при которой добываются или актуализируются знания, отрабатываются и демонстрируются практические навыки.

Например: Для обобщения и систематизации основных понятий темы «Информация и информационные процессы» ученики выполняют  мини-проект - создать кроссворд в тетради. А в дальнейшем после изучения темы «Обработка текстовой информации» предлагаю учащимся составить этот кроссворд в текстовом редакторе. Ученики самостоятельно дома подбирают  иллюстрации, продумывают технологию создания кроссворда.

При изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» для закрепления знаний и практического применения материала предлагаю учащимся минигрупповой проект «Компьютер моей мечты», в котором они, исходя из своих интересов и возраста, обосновывают свой выбор наиболее подходящей конфигурации ПК и необходимого им программного обеспечения. Для этого они дома отбирают нужную информацию, а на уроке создают презентацию и демонстрируют ее классу.

Для обобщения и систематизации темы «Обработка графической информации» и повторения темы «Алгоритмы» ученики выполняют парный проект «Алгоритм в картинках» по созданию алгоритмов рисования какого-либо объекта. Ученики должны заранее придумать, что они будут рисовать и какова будет последовательность их действий для создания данного алгоритма на уроке в среде графического редактора. Более подготовленным учащимся можно предложить дополнительно составить логическую задачу.

Значимый воспитательный эффект имеет демонстрация классу лучших работ учащихся. А также можно устроить обсуждение всех работ в специально созданной группе в социальной сети, например в «ВКонтакте». Так как не секрет, что многие подростки предпочитают сегодня общаться через социальные сети. Им будет интересно зайти на страницу, содержащую их работу, они будут получать полезную информацию и видеть оценку своей работы со стороны сверстников.

Результат своей работы учащиеся могут представить  в виде:

 мини проекта – презентации,  8 класс,

Проект – творческая работа (продолжительность работы над проектом 1 – 2 урока)  9 класс,

Создание  электронного учебного пособия (Web – страница, сайт), 2-3 урока плюс работа дома , 10 -11 класс

Исследовательский проект (внеурочная деятельность, 8-10 класс).

Примеры ученических проектов  представлены в аттестационной папке.

Использование метода проектов помогает активизировать все составляющие образованности учащихся: предметную, деятельно-коммуникативную и ценностно-ориентированную.

Проектная деятельность с применением информационных технологий позволяет изменить процесс образования, повысить его качество, поднять на более высокий уровень.

Проекты ребята выполняют не только в урочное  время, но и   внеурочное.  В своей работе я широко использую метод проектов в научно-исследовательской деятельности.  Занятия проходят во внеурочное время это могут быть как индивидуальные исследовательские работы в рамках Городского научного общества, так и групповые работы с выходом на городской  и областной уровень.

Какие результаты я вижу в ходе выполнения проектов?

Проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у школьников. На уроках информатики  в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные и  коммуникативные УУД.

При формировании познавательных УУД у школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций,  примененять ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Раскрытие себя, развитие проектных способностей, понимание значимости результата развивает личностные УУД.

Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии. Этот метод дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своем темпе, формируются универсальные учебные навыки.

 Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".


2.1.  Анализ результатов  педагогической деятельности

Стаж моей трудовой деятельности – 16 лет, из них 11 лет  – педагогический стаж, 16 лет работаю в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45». Предыдущую аттестацию я проходила в 2009 году, аттестовалась на I квалификационную категорию по должности «учитель».

Решение поставленных мною задач было реализовано путем внедрения в педагогическую практику образовательных технологий, развивающих познавательный интерес и мотивацию учащихся, позволило добиться высоких результатов обучения и качества знаний учащихся 8-11 классов по информатике и  ИКТ.

2.1.1. Организация учебной деятельности

Результаты успеваемости и качества знаний учащихся

Таблица 1

Учебный год

Успеваемость

Качество знаний

2010 – 2011

100%

88%

2011 – 2012

100%

89%

2012 – 2013

100%

90%

2013 – 2014

100%

92%

2014 -  2015

100%

92,5%

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Результаты успеваемости учащихся отражены в диаграммах  1-3 и демонстрируют уровень качества знаний при 100% успеваемости за все указанные годы.

Анализируя представленные данные, можно сделать вывод о высоких результатах обученности учащихся, выраженных в традиционной отметке за полугодие и за год. Колебание показателя качества в диаграмме составляет от 86% до 92,5%, что свидетельствует о положительной динамике.


 

Создание тематических заданий по итоговой аттестации и систематическое их применение, позволило учащимся успешно сдавать экзамены.

В 2010 – 2015 учебных годах  Единый Государственный  Экзамен сдавали 15 человек. Все учащиеся по результатам выполнения заданий набрали количество выше минимума, установленного Рособрнадзором.  Средний балл итоговой аттестации по информатике и  ИКТ  в форме ЕГЭ выпускников 11-х классов: в 2012 году – 63,3 балла (по Свердловской области 63 баллов), в 2013 году – 65,4 балла (по Свердловской области 65,3 балла), в 2014 году – 65,8 балла (по Свердловской области  57 баллов).


Результаты сдачи ЕГЭ

Таблица 6

Учебный год

Кол-во участников

средний балл

макс. балл

2011 – 2012

6

63,3

(по Свердловской области 63, по РФ 60)

78

2012 -  2013

1

65,4

(по Свердловской области 65,3, , по РФ 60)

78

2013 -  2014

1

65,8%

(по Свердловской области 57,1

, по РФ 53)

70

В 2008 – 2009 учебном году ? обладателя медали «За особые успехи в учении» подтвердили свои знания сдачей ЕГЭ  по информатике. Результаты сдачи ЕГЭ  представлены в  таблице 6.

В процессе обучения я применяю тестовые технологии для входящего, промежуточного и итогового контроля позволяющие отслеживать уровень образованности и динамику достижений каждого ученика. Содержание работ позволяет проверить знания и умения по пройденным темам в соответствии с требованиями государственного стандарта образования. Результаты проверочных и контрольных работ по каждому классу сводятся в таблицы, по которым можно проанализировать, какие типы заданий выполняются каждым учеником и классом в целом лучше, какие хуже. Исходя из этих данных, в ходе изучения новых тем отрабатываются определенные умения.

Использование современных ИКТ технологий также позволяет осуществлять полноценный мониторинг после выполнения каждой диагностической работы в форме ОГЭ и ЕГЭ. Выявить слабые места, что бы своевременно скорректировать планирование и отработать данные задания. Система заданий помогает в их ликвидации (В приложение №1 представлен мониторинг проведения диагностической работы в форме ОГЭ).


2.2. Результаты  внеучебной деятельности учащихся

Повысилась результативность внеурочной работы по предмету:

Использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности в воспитательно-образовательном процессе позволило выявить наиболее одаренных учащихся, подготовить их к усвоению материала, значительно выходящего за рамки школьной программы. Эти дети показали высокие результаты и стали победителями и призёрами предметных   олимпиад:

2011 год - I, II и III места, 9 класс, Городская неделя информатики, викторина «Информация вокруг нас»;

2012 год -  I и II место, 10 класс,  Городская неделя информатики;

2013 год - II место, 11 класс,  Городская олимпиада по базовому курсу;

2015 год - II место, 9 класс, Городская неделя информатики, конкурс «Логика», личный зачет;

2015 год - III место, 9 класс, Городская неделя информатики, конкурс «Логика», общекомандный  зачет;

2013-2016 годы - 2 победителя и 3 призера, 8-10 классы (муниципальный уровень), Всероссийский конкурс «КИТ»;

2013-2015 годы - 1 победитель, 8 класс (муниципальный уровень),  3 призера, 8-10 классы (региональный уровень), Всероссийский Молодежный чемпионат по информатике;

2011-2014 годы - 7 дипломантов, 8-9 классы, Международная  олимпиада   по основам наук  УРФО.

Использование возможностей образовательного пространства г. Новоуральска,  г. Екатеринбурга и Интернет-ресурсов позволило вовлечь учащихся в активную внеучебную деятельность. Учащиеся 8-11 классов в  2015 году успешно прошли Всероссийский он-лайн чемпионат «Изучи Интернет, управляй им!» (22 участника).  В 2014 – 2015 учебном  году учащиеся приняли  участие  во    Всероссийской дистанционной  олимпиаде  по информатике в рамках проекта «Центр дистанционной сертификации учащихся (ФГОС тест)».


2.3. Результаты работы по проектной деятельности

Проектная и исследовательская деятельность является  одним из приоритетных направлений в преподавании информатики и ИКТ. Мои ученики принимают активное  участие в конкурсах исследовательских проектов.

В 2011 – 2012 учебном году команда МАОУ «СОШ №45» заняла II место в рамках городской школы «Азбука проектов».

В 2012 - 2013  учебном году   ученик 8 класса стал победителем конкурса исследовательских работ  зимней сессии Городского научного общества учащихся с исследовательской работой по теме: «Блог: Общаясь, зарабатываю!?».

В 2013 - 2014 году ученик 9 класса стал победителем  конкурса исследовательских работ  в рамках Городского научного общества учащихся с исследовательской работой по теме: «Windows: навязанная реальность или свобода?!»

В 2013 – 2014 учебном году ученик 9Б класса, Волков Денис,  получил    II премию  в   «Общеевропейской премии «Безопасный контент для детей»» в  г. Брюссель  за работу исследовательскую работу «Блог обычного школьника».  Данный блог успешно функционирует  в настоящее время!  


2.4. Результаты методической деятельности

Принимаю активное участие в работе городского методического объединения учителей. Участвую в творческих группах городского сообщества учителей (Городская олимпиада по базовому курсу, Городская неделя информатики, Подготовка к  ОГЭ).

2.4.1. Проведение открытых уроков  и мастер – классов

Опытом своей работы делюсь с коллегами, проводя открытые уроки на уровне школы и города:

  1. Мастер-класс «Применение интерактивной доски на уроке информатики»  в рамках семинара для учителей информатики, 2011– 2012 учебный год;
  2. Мастер-класс «Некоторые элементы использования интерактивной доски на уроках математики и технологии» в рамках семинара для учителей информатики, 2011 – 2012 учебный год;
  3.  Мастер-класс «Интерактивная доска в работе педагога» в рамках  семинара «Инструменты работы современного учителя» для заместителей директоров образовательных учреждений, 2011-2012 учебный год;
  4.   Мастер-класс «Применение  интерактивной доски  на уроках» в рамках городского  семинара  «Метапредменый подход в обучении», 2012-2013 учебный год;
  5. Мастер – класс «Создание интерактивного учебного пособия», городской  Практический семинар «Современный урок» в рамках сотрудничества с МАОУ «СОШ №57»,  2013 – 2014 учебный год;
  6. Открытый  интегрированный урок математики и информатики «Построение и преобразование квадратичной функции»  в рамках городского  семинара  «Метапредметный подход в обучении»,  2013-2014 учебный год;
  7. Открытый интегрированный урок  истории, музыки, информатики и ИЗО  в рамках Практического семинара для заместителей директоров   «Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС ООО, как часть системы воспитания в школе», 2014-2015 учебный год.


2.4.2. Участие в конкурсах педагогического мастерства

Для профессионального самосовершенствования принимаю участие в конкурсах педагогического мастерства различных уровней:

  1. XII Всероссийский интернет-педсовет  - интегрированный урок по математике и информатике в 8 классе «Построение и преобразование квадратичной функции»,  2012 год.  
  2. Всероссийский конкурс «Лучший урок Smart»,   2011 год;
  3. Областной конкурс по использованию информационных и коммуникационных технологий, интерактивных информационных средств, электронных образовательных ресурсов в образовательной среде в номинации «Современные средства  обучения в образовательном процессе»,  2015 год.

Активно применяю ИКТ технологии в своей профессиональной работе.

В 2012 году принимала участие в конкурсе «1001 идея нестандартного учебного занятия с детьми» в рамках XII  Всероссийского интернет - педсовета. Идея опубликована в сборнике конкурсных материалов по адресу http://sert.alledu.ru за № 10460, а также в печатном сборнике «1001 идея нестандартного занятия с детьми», 2012 год.

Активно использую в своей работе интернет ресурсы: Социальная сеть работников образования nsportal.ru; современный учительский портал.

Регулярно использую для подготовки выпускников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ Интернет-ресурсы: ФИПИ, К.Поляков, Гущин  и т.д.

Являюсь координатором города  в организации Всероссийского конкурса «КИТ. Компьютеры. Информатика. Технология»

Работа в качестве эксперта

В 2014 году являлась членом муниципальной экспертной комиссии по проверке работ, представляемых на конкурс «Мой лучший урок»;

С 2012 по 2015 годы являлась экспертом по проверке работ участников муниципальной  олимпиады по информатике и ИКТ (базовый курс).

Являюсь членом муниципальной экспертной комиссии по проверке городских контрольных работ.

С 2015 года являюсь участником экспертной группы  по проверке работ ОГЭ.

Постоянно работаю над повышением интереса к предмету через элективные и факультативные  курсы для 8 – 10 классов, мною разработаны и ведутся  программы следующих курсов:

  1. Учимся проектировать на компьютере (факультативный  курс, 8 класс, 36 часов),
  2. Компьютерное проектирование (элективный курс, 9 класс, 16 часов)
  3. Основы логики (факультативный курс, 10 класс, 16 часов),
  4. Информационные системы и модели (элективный курс, 9 класс, 16 часов),
  5. Программирование в среде Турбо Паскаль (факультативный курс, 9 класс, 34 часа).

2.4.3.Повышение профессионального мастерства и  квалификации

Реализация поставленных целей и задач и получение результатов осуществлялось в процессе совершенствования собственной профессиональной компетентности следующим образом, за межаттестационный период я прошла обучение на семинарах и курсах повышения квалификации:

 «Механизмы реализации ФГОС на основе системно – деятельностного подхода Л.Г. Петерсон»,  НОУ «Институт системно – деятельностной педагогики», г. Москва, 108 часов, 2014 год;

«Современные технологии дистанционного обучения с использованием ДОТ»,  ГОАУ ДПО СО «ИРО», г. Екатеринбург, 108 часов, 2015 год.

Активно занимаюсь самообразованием, изучая материалы печатных изданий и интернет-ресурсов согласно методической теме: «Системно – деятельностный подход с применением современных проектных  технологий».

  1. Поощрения

Качество моей профессиональной деятельности отмечено благодарностями и почетными грамотами:

 - Почетные  Грамоты Управления образования Новоуральского городского округа, январь, сентябрь, 2011 год;

- Благодарность Управления образования Новоуральского городского округа, сентябрь, 2014 год;

- Благодарственное письмо МОУ «УМЦРО», 2011 год;

- Диплом оргкомитета Всероссийской олимпиады по информатике «КИТ (Компьютеры. Информатика. Технологии)», г. Москва, май, 2014 год;

- Диплом оргкомитета  Всероссийского  «Молодежного  чемпионата по информатике», г. Москва, март, 2014 год;

- Грамоты Дома учителя Уральского федерального округа, г. Москва, 2011 – 2014 годы;

- Благодарность Центра дистанционной сертификации учащихся - ФГОС тест,  г. Москва, 2014 – 2015 годы.

Основными результатами, подтверждающими успешность деятельности за межаттестационный период, считаю следующие:

  • стабильно высокие показатели качества обучения (от 88% до 92,5%) при 100% успеваемости учащихся по информатике;
  • успешную сдачу Единого Государственного Экзамена по информатике  учащимися школы,
  • высокий уровень мотивации учащихся к изучению предмета (участие в конкурсах, олимпиадах), наличие победителей призеров конкурсов;
  • внедрение в педагогическую практику современных  технологий;
  • активное участие в жизни школьного  педагогического сообщества (выступления на семинарах, заседаниях школьных методических объединений, участие в проведении городских  конкурсов);
  • публикация тезисов во всероссийском Интернет - издании.

Результаты работы над методической темой

Результатом работы явилось:

  • Внедрение  технологии проектной деятельности и использование ее в педагогической практике;
  • Повышение моего методического уровня, что создало условия для повышения качества образованности учащихся средней школы;
  • Создание дополнительных условий для расширения и углубления знаний, учащихся в образовательной  области «Информатика и ИКТ»;
  • Повышение познавательной активности учащихся, которая выражается в желании ребят участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и исследовательских проектах.

  1. Анализ условий получения результатов

Результаты моей педагогической деятельности стали возможны благодаря обеспечению следующих условий:

Нормативно-правовые условия – определение приоритетов педагогической деятельности на основании:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. (с изменениями).

Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.

Федерального Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, 2010 год.

Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 №253, с изменениями (приказ от 08.06.2015 №576).

Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 № 78-ОЗ.

Примерная программа по информатике и ИКТ для основного и среднего образования.

Устав МАОУ «СОШ №45».

Программа развития МАОУ «СОШ №45» на период до 2017 года.

Основная образовательная программа основного общего образования на 2014-2019 годы.

Учебный план  МАОУ «СОШ №45» на 2015-2016 учебный год.

Организационные условия – педагогическая деятельность организована на основе функциональных обязанностей учителя информатике и ИКТ.

Учебно-методические условия:

- на основе примерных и авторских программ, допущенных Министерством образования и науки РФ, созданы рабочие программы по информатике  и ИКТ для 8 - 11 классов, которые реализуются в соответствии с учебно-тематическим планом и календарно-тематическим планированием;

- самостоятельно мной приобретены методические пособия по информатике и ИКТ , входящие в учебно-методические комплексы наряду с учебниками, приобретенными школьной библиотекой;

- приобретены и используются контрольно-измерительные материалы, созданные авторами программ и учебников по информатике и ИКТ, созданы собственные контрольно-измерительные материалы;

- в процессе обучения используются материалы для подготовки к Единому государственному экзамену (тренировочные тесты, материалы для тематического контроля в формате Единого государственного экзамена).

Экспертные условия:

- осуществление экспертизы программно-методических материалов учителей информатики и ИКТ  на заседаниях школьного методического объединения;

- взаимопосещение уроков учителями информатики и ИКТ;

- посещение открытых уроков и мастер – классов педагогов школ города.

Материально-технические условия:

На сегодняшний день в школе имеется 1 компьютерный класс, оборудованный 15 ПК,  интерактивной доской, проектором и другой орг.техникой, а также имеется выход в Интернет. Все ПК в школе объединены в локальную сеть. Существует возможность проводить уроки с использованием Интернета, компьютерных приложений, электронных учебников, электронных тестов.  Наличие в кабинете информатики современных программ, проектора, интерактивной доски позволяют вести  уроки на современном уровне, организовать подготовку и презентацию ученических проектов для широкой аудитории.

Все учащиеся обеспечены учебной литературой в соответствии с программой. Тексты контрольно-измерительных материалов имеются  для каждого ученика;

В целом условия можно охарактеризовать как достаточные для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Научно-методические условия

Реализация учебных программ по предмету в соответствии с календарно – тематическим планированием и рабочими программами.

Научно – исследовательские условия

Внедрение  метода проектов.

Кадровые

Организация методического обучения на семинарах, курсах повышения квалификации, самообразование.

Информационные

Подготовка программно – методических материалов, проведение и участие в семинарах.


  1. Проектная часть

В соответствии с государственной образовательной политикой, Программой развития МАОУ «СОШ №45» моя дальнейшая деятельность должна быть направлена на развитие системы работы по реализации ФГОС. Однако, необходимо при этом выделить и сложившиеся в современной педагогической практике противоречия:

•        между высокими  требованиями к результатам обучения и реальными образовательными возможностями, потребностями учащихся;

•        между имеющейся системой оценивания результатов образования (прежде всего в форме ОГЭ и ЕГЭ) и переходом на стандарты второго поколения (в частности, к новой системе мониторинга эффективности и качества образования).

Возникает вопрос: «Каковы мои возможности? В чем я могу быть успешной?  Каковы риски в разрешении данных проблем?» Ответ не может быть однозначным. Во-первых, существуют методы и формы работы, которые необходимо мне не просто освоить, а систематически их использовать на практике. Во-вторых, новые задачи требуют и пересмотра уже сложившейся системы мониторинга эффективности и качества образования (в т.ч. системы оценивания промежуточных результатов образования).

Эти вопросы определили тему самообразования на новый межаттестционный период: «Освоение и внедрение в педагогическую практику системно-деятельностного подхода для формирования УУД  у учащихся 8-9 классов.»

Дальнейшую работу по использованию и внедрению  системно – деятельностного подхода с применением современных проектных  технологий у   учащихся планируется осуществлять, исходя из сформулированных противоречий и проблем.

Выявленные проблемы и противоречия определили цель, задачи и предполагаемое содержание последующей деятельности по формированию информационно – коммуникационной  компетентности учащихся.

Цель работы: создание условий для дальнейшего  использования и  внедрения в педагогическую практику метода проектов для формирования универсальных учебных действий у учащихся 8 – 9 классов

Задачи, определяющие направления работы:

  • продолжить использование проектной деятельности на уроках информатики;
  • расширить сферу применения ИКТ (использовать в работе тестовые оболочки, цифровые образовательные ресурсы,  и т.д.);
  • создать критерии мониторинга УУД у учащихся 8-9 классов;
  • внедрить в педагогическую практику дистанционные образовательные технологии.

Предполагаемый результат: создание перспективной системы работы по внедрению в педагогическую практику метода проектов для формирования универсальных учебных действий у учащихся 8 – 9 классов


Направления деятельности

Содержание деятельности

Планируемый результат

Сроки

1. Дальнейшее использование  метода проектов на уроках информатики

1. Создание банка данных (готовых проектов) по информатике.

2.Обмен опытом работы в рамках ГМО  учителей информатики

3.   Проведение мастер-класса по проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

4 Посещение семинаров, открытых уроков, мастер-классов по исследуемой теме.

Организация и реализация учебных  проектов с учащимися  в урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях (школьный проект, исследовательская работа в рамках ГНОУ, научно - исследовательская деятельность)

2015-2016 гг.

2. Внедрение дистанционных образовательных технологий  в педагогическую практику

1.  Создание учебно – методического комплекса  по СДО (программа, методичка, целеполагание, система контроля)

2. Создание электронных образовательных ресурсов по информатике и ИКТ для учащихся 8- 11 классов

3. Корректировка рабочей программы

Создание условий для функционирования электронной образовательной среды  и обеспечение освоения,  обучающимися,  информатики и ИКТ  в полном объеме независимо от их места нахождения

2015-2016г.г.

2016-2017 г.г.

3. Расширение сферы применения информационных технологий.

1Выявление новых  возможностей применения ИКТ во  внеурочной деятельности

2. Анализ существующих электронных изданий (учебников, энциклопедий, тестовых оболочек, цифровых образовательных ресурсов, СДО) по информатике и ИКТ

4. Подготовка к внедрению стандарта второго поколения (8 класс)

Выявление наиболее эффективных способов применения проектных  технологий на уроках информатики и внедрение  их в практику.

Разработка рабочей программы   по ФГОС ООО.

Готовность к внедрению стандарта второго поколения.

2015 – 2016 гг.

2016 – 2017 гг

4. Внедрение в педагогическую практику  ФГОС ООО

1. Внедрение   ФГОС ООО

2. Применение  на уроках информатики и ИКТ различных технологий

3.Внедрение  метода проектов для формирования УУД у учащихся 8 – 9 классов

8-9 классы работа по ФГОС ООО???

2017-2019 гг.

5. Изучение возможностей Интернет-технологий на уроках информатики

1. Изучение возможностей Интернета в урочной  и внеурочной деятельности

2. Изучение и систематизация образовательных сайтов (для использования учителем и учащимися)

3.  Поиск и реализация  сетевых проектов по информатике

Разнообразное применение Интернета на уроках информатики (сбор информации, участие в сетевых проектах, олимпиадах, использование тестовых оболочек и т.д.)

2017 – 2020гг.


Заключение

В аналитическом отчете рассматривался вопрос создания условий для повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса, активизации мыслительной, творческой деятельности учащихся и повышения познавательной активности путем использования системно – деятельностного подхода с применением современных проектных  технологий.

В соответствии с поставленными целями и задачами изучены теоретические аспекты понятий «системно – деятельностный подход», «универсальные учебные действия»,  «проектные технологии»,  определены способы формирования, выявлена их эффективность. Наиболее оптимальными оказались следующие способы:

- использование системно – деятельностного подхода с применением современных проектных  технологий;

  • использование методов активного и интерактивного взаимодействия;
  • формирование понятийного аппарата и алгоритмического мышления в процессе работы с учебной литературой и ведения собственного справочного материала.

В результате вовлечения учащихся в проблемные ситуации воспитывается инициативная, творческая личность, что подтверждает гипотезу.

Предъявлены и проанализированы результаты деятельности через достижения учащихся и оценку вклада в развитие педагогической теории и практики. Основными достижениями были признаны следующие:

  • стабильно высокие показатели качества обучения от 88% до 92,5% при 100% успеваемости учащихся по информатике;
  • успешные результаты сдачи ЕГЭ по информатике учащимися школы,
  • высокий уровень мотивации учащихся к изучению предмета (участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.), наличие победителей и  призеров конкурсов;
  • активное участие в жизни городского педагогического сообщества (выступления на семинарах, конференциях,   участие в проведении конкурсов);
  •  публикация тезисов в городском сборнике.

Также указаны все условия, обеспечившие достаточно высокий результат деятельности, из которых наиболее существенными считаю нормативно-правовые, научно-методические и возможности профессионально-личностного потенциала.

Выявлены возникшие в процессе анализа деятельности противоречия и проблемы, которые определили дальнейшие направления работы, главным результатом которой станет повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса, активизации мыслительной, творческой деятельности учащихся и широкое внедрение метода проектов в непосредственный педагогический процесс для формирования универсальных учебных действий у учащихся 8-9 классов.

Собственную деятельность оцениваю как достаточно эффективную, обеспечиващую стабильные результаты в учебно – воспитательной работе.  Моя деятельность в межаттестационный период осуществлялась в постоянном сотрудничестве с коллегами (методистами, учителями, работниками администрации). Это позволило осмыслить проделанную работу на каждом этапе деятельности; прогнозировать и проектировать дальнейшую деятельность, делиться накопленными наработками и, что самое главное, обогащаться опытом коллег, которые стремятся совершенствовать свою профессиональную компетентность и повышать качество образования.


Список литературы

  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. (с изменениями).
  2.  Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
  3.  Федерального Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, 2010 год.
  4.  Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
  5.  Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
  6.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  7.  Программа формирования УУД в основной школе.
  8.  Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253, с изменениями (приказ от 08.06.2015 №576).
  9.  Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013 № 78-ОЗ.
  10.  Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М.: 2004.
  11.  Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2010, - 368 с.
  12.  Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика. – Центр «Педагогический поиск», 2009 г.
  13. Абдуразаков М. Развитие профессиональных умений учителя в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды. [Текст].//Информатика и образование.- 2009.-№5.-с.93;
  14. Альшевская  А. Пусть возможности совпадают с желаниями. Исследование проблемы развития ИКТ-компетенции современного учителя. [Текст]. //Управление школой»ПС».-2006.-№20.-с.3;
  15. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
  16. Босова Л.Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. // Педагогическая информатика, 2005, №2
  17. Гусакова Т. М., Кузнецова Н.М. Роль образовательных Интернет-ресурсов в формировании информационной культуры педагога (из опыта Марийского РЦ ФИО)// http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_10.html
  18. Доклад А.В. Хуторского на заседании в Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Центр «Эйдос»// www.eidos.ru/news/compet.htm.
  19. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога: проектно-рефлексивный подход // http://www.bitpro.ru/ito/2003/I/3/I-3-1440.html
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  21. Фалина, И. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике.[Текст].//Информатика»ПС».-2006.-№7.-с.4;
    Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005
  22. Хеннер Е.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения// Информатика и образование. - 2004. - № 12. – с. 5-9.
  23. http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/informatika/inf_proekt.html


[1] Петр Яковлевич Гальперин, выдающийся психолог, заслуженный деятель науки РСФСР(1980). Является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода через исследовательскую деятельность на уроках математики

Государственный стандарт СПО третьего поколения характеризует переход от обучения, как усвоения набора знаний, к обучению, как процессу умственного развития, не только в познавательной деятельнос...

Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "

quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....

Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность на уроках английского языка

Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть наборо...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...