Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
методическая разработка по теме
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности. . Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах а также развития индивидуальности каждого ребенка . Цель данного проекта: разработка и апробация модели внедрения метода проектов в практику внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС» | 141 КБ |
vvedenie.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания , обновление содержания образования В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность имеет следующие особенности.
Цели и задачи учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе
3
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
В ходе решения системы проектных задач школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
4
Актуальность проекта
Выпускнику средней школы жизнь предъявляет такие требования, которые заставляют его искать свое место в жизни, конкурируя не только со сверстниками, но и со всем обществом в целом.
• Необходимо обладать достаточным интеллектуальным, нравственным, культурологическим багажом.
• Требуется социально-психологическая подготовка.
• Нужны достаточные навыки для самостоятельного поиска, обработки, анализа, хранения и использования потока информации.
• Необходима способность к самовоспитанию, самоизменению для интеграции в современном обществе.
Педагогическое общество, добиваясь максимальной компетентности ученика, в последнее время ищет новые методики и приемы. Одним из таких является метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграции фактических знаний, но и на применении новых.
Цели новой образовательной области будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоении информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоления является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Таким образом, актуальность темы нашего проекта обусловлена:
• Во-первых, необходимостью поиска нового метода преподавания, диктуемого к требованиям выпускника;
• Во-вторых, методически необходимо различать выше названный метод работы от известной работы в группах.
5
Целью проекта: разработка и апробация модели внедрения метода проектов в практику внеурочной деятельности.
Задачи:
1 .Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта..
2. Экспериментально проверить эффективность условий формирования навыков проектной деятельности учащихся.
3. Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в практике.
Планирование деятельности по реализации проекта.
1Поисковый этап.
1.1 . Поиск и анализ проблемы.
1.2 . Выбор темы проекта.
1.3. Планирование проектной деятельности по этапам.
1.4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
2Конструкторский этап
2.1. поиск оптимального решения задачи проекта.
2.2. Исследование вариантов конструкции с учетом плана.
2.3. Выбор способа реализации.
2.4. Экономическая оценка.
2.5. Культурологическая экспертиза.
2.6. Составление конструкторской и технологической документации.
3.Технологический этап.
3.1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов.
3.2 Выполнение запланированных технологических операций.
3.3. Текущий контроль качества.
3.4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
4Заключительный этап.
4.1. Оценка качества выполнения проекта.
4.2. Анализ результатов выполнения проектов.
4.3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.
Ожидаемые результаты
• Развитие логического мышления и речи учащихся;
• Совершенствование всех видов речевой деятельности;
• Овладение нормами русского литературного языка;
6
• Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
. Обучение самостоятельному анализу используемого материала;
• Написание сочинений литературоведческого характера;
• Учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
• Учиться писать тексты – размышления на разные темы;
• Соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные);
• Сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства
. Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.)
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий по выходу из проблемной ситуации и т.п.)
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
• Выдвижение гипотезы их решения;
• Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);
• Обсуждение способов оформления конечных результатов;
(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.)
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
7
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных
8
учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля
выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути
в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
9
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5- 8 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся
имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
10
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание
данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы
Нормативно-правовое и методологическое обеспечение проекта
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Школьная программа воспитания и социализации обучающихся «Сыны Отечества»
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы .
6 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
11
Ресурсы Проекта
Рабочая группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов проекта, вырабатывает рекомендации на основании результатов проектов. | Директор школы, Заместители директора школ по УВР, Заместитель директора школ по ВР |
Консультативно-методическая | Обеспечивает: предоставление всех материалов, изучение документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям по введению проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. | Заместители директоров школ по УВР, Руководители МО |
Профессиональные сообщества | Выносят решения по результатам проекта в рамках внедрения ФГОС нового поколения | Педагогический совет, Совет школы,ШМО педагогов |
Педагоги школы | Изучают документы ФГОС нового поколения, , организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями | Творческие группы |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, кабинеты оснащёны
12
мультимедийной техникой, компьютером, выходом в Интернет, имеется компьютерный класс, актовый зал, 3 школьных музея , спортивный зал, спортивная площадка, игровая площадка, хоккейная площадка.
Реализация предполагаемых проектов на базе школы.
Направление | Проекты(рабочие) | Формы работы | Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровительное | Спортивный клуб «Олимп» Проект « Береги здоровье смолоду» | Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки. Знакомство с народной игровой культурой, развитие пластичности, развитие музыкальных и художественно-творческих способностей детей, формирование целостного восприятия мира традиционной и художественной культуры; организация активного сотворчества детей, их физического развития. |
Художественно-эстетическое | «Школа рукоделия» Проект «Гармония» | Экскурсии, посещение концертов, создание творческих мини-проектов; занятия лепкой, рисованием, созданием объёмных моделей из папье-маше, работа с пластилином, глиной, тканями, другими материалами,вышивание | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Верхнеуслонского района района. Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки, рисования, конструирования и т.п. |
Научно-познавательное | Клуб «Интеллект» Проект «Я-исследователь» | Викторины,познавательные игры и беседы Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы | Развитие логического мышления, различных видов памяти, внимания, воображения, формирование самостоятельности, развитие самосознания и самоконтроля. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, развивать творческий потенциал учащихся. |
Военно-патриотическое | Клуб «Поиск» «Память» | Образовательные и краеведческие экскурсии Туристические походы Классные часы на изучение правовых норм государства, законов КТД, праздники, викторины, познавательные игры, смотры-конкурсы, исследовательская деятельность, этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ | формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно –нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
Лидерская деятельность | «Клуб «Основы лидерства» «Я-лидер» | Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы лидерской деятельности. Вовлечение в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся и их родителей – и создание таким образом единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности. Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования. | |
Эколого-туристическая | Клуб «Бентос» «Экология школы» | Экологические форумы, благоустройство школы, пришкольной территории ,исследование водной территории села, биоисследование родников | Активный поиск партнеров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов с заинтересованными единомышленниками |
Риски, трудности и проблемы в реализации проекта.
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение внебюджетных средств |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки | мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования, музыкальной школы, МБОУ ДОД «Дома Школьника», «Станция Туриста» |
дефицит учебно-методических пособий | использование ресурсов Интернет-пространства, ЭОР, образовательных сайтов |
недостаточная методическая подготовка педагогов | проведение методических занятий, участие в региональных семинарах и конференциях по вопросам ФГОС, прохождение курсовой подготовки |
15
Внешние связи и партнерство
Общее управление осуществляется Управлением образования Верхнеуслонского муниципального района. Методическую поддержку оказывает Информационно- методический центр Верхнеуслонского муниципального района. К работе в реализации внеурочной деятельности будут привлекаться родители, педагоги дополнительного образования, школьные музеи «Поиск», Вехи»,Педагогической славы», районная и школьная библиотеки,ОО «Отечество» РТ,КГЭУ.
Заключение
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности. . Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах а также развития индивидуальности каждого ребенка .
Список литературы
1.Программа «Обучения здоровью» для 1 – 11 классов, под общ. редакцией Л.Ф.Шатохиной - Москва, 2005, 48 с.
2. Осокина Г.И., Тимофеева Е.А.. Игры и развлечения детей в воздухе. - М. Просвещение, 1983.
3.Обучение здоровью. Пособие для школьных медицинских работников. - М. , 2004, 134 с.
4.Тематические статьи из журналов «Начальная школа», «Народная школа» за 2007 – 2010 годы;
5. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей - «Росмэн», 2003 г.
6. Тихомирова А.Ф. Математика в начальной школе. Творческий центр ,,Сфера”// 2001 г.
7. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. Академия развития. 2002 г.
8. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности – «Аркти», 2002 г. .
9 http://nsc.1september.ru/search.php
16
Приложение 1
Аналитическая справка по организации проектной деятельности в
МБОУ «Шеланговская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ
МБОУ «Шеланговская средняя общеобразовательная школа» является центром общественных инициатив и гражданского образования детей и взрослых.
В школе в настоящее время 11 классов, в которых обучаются 131 учащийся. Кроме детей из села Шеланги обучаются дети из других ближайших деревень: Гребени, Янга-Юл, Кзыл-Байрак. Материально-техническую базу в прошлом году пополнил компьютерный класс.. В течение последних 3 лет получены и функционируют кабинеты химии, математики, английского языка. Успешно в школе функционирует спорткомплекс: спортзал, оборудованная спортплощадка, с гимнастическим городком, кабинет ОБЖ, учебный тир, хоккейная коробка, лыжная база. Школа имеет интернат, где благоприятно проживают 9 детей из Наримана, ЯнгаЮла, Ташевки. Учебно-опытный участок на 80 % обеспечивает школьников овощами, фруктами, витаминной зеленью.
Образовательная программа школы ориентирована на получение качественного образования. Учителя школы большое внимание уделяют вопросам повышения педагогического мастерства и предметных знаний.
Особое внимание педколлектив школы уделяет внедрению проектных и исследовательских технологий. Так ученики 5-11 классов стали обладателями7 призовых мест в районных олимпиадах, 38- активными участниками онлайн-тестирования и интернет -олимпиад по предметам республиканского и всероссийского уровня,10- дипломантами и лауреатами республиканских и районных научно-практических конференций
Предметом деятельности организации « Сыны Отечества» является координация работы клубов «Поиск», «Вехи», Истоки» и созданных на их базе музеев Боевой славы, Педагогической славы, музеев « Этнография» и «Краеведение» ,а также работы кружков эстетическо- художественной направленности , спортивных секций .Основополагающей деятельностью организации является проектная работа учащихся .Во время заседаний штаба организации ребята поднимают различные вопросы жизнедеятельности школы, проводят мастер-классы, занимаются созданием и реализаций проектов. Это совместные проекты детей ,педагогов, родителей «Память», «Вершина успеха» , «Школьный дворик», проекты ,которые ребята сами создали и реализуют в школе: «Законы школы- наши законы», «Я- лидер», «Экология
17
школы» и др. В качестве идейно –нравственной платформы мы адаптировали республиканскую программу гражданско-нравственного воспитания «Алтын юл» (Золотая стезя).
Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Когда в 2010-2011 учебном году создавался клуб «Диапазон», целью его не была отработка проектной деятельности. Но в процессе работы, мы поняли, что для привлечения активной деятельности учащихся, необходимо как-то заинтересовать детей.
Чем же можно заинтересовать современного компьютеризированного ученика в литературно-музыкальном клубе?
Ответ оказался на поверхности, нужно стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и показать, как на практике эти знания применить. Тем более что современные ученики игнорируют литературу вообще, и как предмет в частности. И это не является ни для кого секретом. А ведь обидно же! И мы задались целью: во что бы то ни стало доказать ребятам, что литература важна, что литература нужна, что литература необходима и, что знания, полученные на уроках, пригодятся в жизни.
2010 год – это год 65-летия победы в Великой Отечественной войне.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.
Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии – ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров, на рынках и базарах. И как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
У многих ребят есть еще в живых родственники, которые помнят об этих событиях, являясь очевидцами. И уж тем более, нет у нас такой семьи, в которой кто-нибудь не принимал участие в военных действиях.
18
Итак, проблема, требующая интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения определена : «Война в нашей семье. Чтобы помнили»
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов – очевидна: рассказать о том, что не написано; о своих, родных, близких людях. Да все альбомы поместят в экспозиции школьного Музея Боевой Славы.
У ребят загорелись глаза, так как после беседы о значимости поднятой проблемы в классе, оказалось, что те далекие годы 1941-1945 оказывается, не так уж далеки. Что есть еще люди, которые помнят о тех событиях и могут о них рассказать, каждый из ребят почувствовал себя корреспондентом, определили этапность работы:
1. Сбор материала
2. Систематизация
3. Анализ
4. Написание статьи, репортажа, интервью, эссе.
5. Защита проекта
Для выполнения данного задания ребята вооружились вдохновением и знаниями, направились на поиски информации по своим родственникам. Материал был собран за очень короткое время.
Наступил этап систематизации и анализ материала.
После того, как были написаны, отредактированы и напечатаны тексты, предстоял последний, но очень ответственный этап: защита своих проектов.
Для этого мы организовали научно-практическую конференцию, куда были приглашены участники проектной деятельности, учителя, ученики других классов, родители.
Волнение овладело участниками, но когда пришло время защищать свою работу, волнение улетучилось, а на лицах ребят, появилось воодушевление, чувство гордости за проделанную работу и за своих родственников. Вечер прошел на славу.
Все работы ребят решено было оформить в одной экспозиции «Чтобы помнили», посвященной 65-летиб Великой Победы.
Приложение 2
Методическая разработка «Создание проектов «Летняя кампания»
Работу выполнила ученица 10класса Ледяева Лина
Проект «Летняя кампания»
Здравствуйте , ребята
Вы любите лето!
Вы любите каникулы!
19
Я открываю очередное заседание Школы Лидера , где мы с вами попытаемся создать мини-проект «Летняя кампания»(! Слайд)
И пусть наша встреча пройдет под девизом «Единственная неудача – это когда ты ничего не делаешь. Если у тебя есть цель, иди к ней».(2 слайд) Конечно проект мы с вами будем выполнять в группах . А группы мы разделим по такому принципу (вкусный фрукт в июне-вишня, в июле-яблоко, в августе-груша)(3сл) Прежде чем мы с вами создадим свои проекты , мы с вами потренируемся .Работа в группах не более 1 минуты
Ребята (4сл) вы видите на слайдах программу действий по успешному выполнению проекта. И 1 шаг-это умение поставить цель. Команды –сформулируйте цель, ответив на «Зачем и для кого нужны эти предметы» (часы, телефон, подсвечник вопрос « (5слайд).
2- шаг-твой выбор(6слайд) Мозговой штурм( предложить идеи по проблеме «Как сделать так, чтобы все в школе носили картонные носы?»(надеваешь нос)3 минуты.
3 шаг- планирование действия-)-можете нарисовать Распланируйте свои действия и распределите обязанности в группе по улучшению ванны(7с )
4 шаг-Общая точка зрения-на каком варианте остановимся((8с)Какой вариант ванны очень хороший,а какой плохой(8сл)
Давайте мы с вами посмотрим ,как же вы работали в команде. На слайдах(9с) у вас банк поступков-в первой или во 2 колонке мы с вами работали (Ответы ребят)
Ну, что ж, мы с вами приступаем к проекту «Летняя кампания» (10сл)Представьте , вы все депутаты Государственной думы Фракции «Вишня», «Яблоко», «Груша» должны предложить свои варианты по улучшению летнего отдыха в детских домах при наименьших затратах. Фракция Вишня думает на июнь, Яблоко.июль,груша-август .Чтение притчи
Вы создавайте, а я попытаюсь настроить вас на летний лад(Музыка)(11сл)
Чтобы вы не забыли каким должен быть социальный проект, вы видите его структуру на слайде(12)
Спасибо за работу Вы предложили невероятные фантастические проекты. Мы попытаемся эти проекты внедрить в жизнь И теперь наши друзья из детского дома смогут хорошо отдохнуть
И давайте подведем итоги синквейном, Это стихотворение из 5 строчек, в которых будет отражена наша встреча.(13)
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
21
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
22
Содержание
Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3-
Основные понятия------------------------------------------------------------------------------------------------------- -4
Актуальность проекта---------------------------------------------------------------------------------------------------- 5
Планирование деятельности по реализации проекта-------------------------------------------------------- 6
Основные требования к использованию метода проектов------------------------------------------------- 7
Как обеспечить эффективность проектной деятельности-------------------------------------------------- 9- Нормативно-правовое и методологическое обеспечение проекта -------------------------------------- 11
Ресурсы проекта----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12
Материально-техническое обеспечение-------------------------------------------------------------------------- 12
Реализация предполагаемых проектов на базе школы------------------------------------------------------ 13
Риски, трудности и проблемы в реализации проекта--------------------------------------------------------- 15
Внешние связи и партнерство----------------------------------------------------------------------------------------- 16
Заключение-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------16
Список литературы---------------------------------------------------------------------------------------------------------16
Приложение1-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------17
Приложение2------------------------------------------------------------------------------------------------------------------19
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа на тему:
« Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Работу выполнили:
Переведенцева З.А.,
учитель 1 кв.категории;
Ледяева Л.В.,учитель
высшей категории;
Курамшина Л.И.
учитель1кв.категории;
Максимов Н.В.,
учитель 1 кв . категории
2012г
Предварительный просмотр:
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания , обновление содержания образования В последние годы эту проблему пытаются решать через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность имеет следующие особенности.
Цели и задачи учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе
3
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
В ходе решения системы проектных задач школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
4
Актуальность проекта
Выпускнику средней школы жизнь предъявляет такие требования, которые заставляют его искать свое место в жизни, конкурируя не только со сверстниками, но и со всем обществом в целом.
• Необходимо обладать достаточным интеллектуальным, нравственным, культурологическим багажом.
• Требуется социально-психологическая подготовка.
• Нужны достаточные навыки для самостоятельного поиска, обработки, анализа, хранения и использования потока информации.
• Необходима способность к самовоспитанию, самоизменению для интеграции в современном обществе.
Педагогическое общество, добиваясь максимальной компетентности ученика, в последнее время ищет новые методики и приемы. Одним из таких является метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграции фактических знаний, но и на применении новых.
Цели новой образовательной области будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоении информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоления является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.
Таким образом, актуальность темы нашего проекта обусловлена:
• Во-первых, необходимостью поиска нового метода преподавания, диктуемого к требованиям выпускника;
• Во-вторых, методически необходимо различать выше названный метод работы от известной работы в группах.
5
Целью проекта: разработка и апробация модели внедрения метода проектов в практику внеурочной деятельности.
Задачи:
1 .Изучить психолого-педагогическую, философскую и методическую литературу по теме проекта..
2. Экспериментально проверить эффективность условий формирования навыков проектной деятельности учащихся.
3. Разработать методические рекомендации по применению метода проектов в практике.
Планирование деятельности по реализации проекта.
1Поисковый этап.
1.1 . Поиск и анализ проблемы.
1.2 . Выбор темы проекта.
1.3. Планирование проектной деятельности по этапам.
1.4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
2Конструкторский этап
2.1. поиск оптимального решения задачи проекта.
2.2. Исследование вариантов конструкции с учетом плана.
2.3. Выбор способа реализации.
2.4. Экономическая оценка.
2.5. Культурологическая экспертиза.
2.6. Составление конструкторской и технологической документации.
3.Технологический этап.
3.1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов.
3.2 Выполнение запланированных технологических операций.
3.3. Текущий контроль качества.
3.4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
4Заключительный этап.
4.1. Оценка качества выполнения проекта.
4.2. Анализ результатов выполнения проектов.
4.3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.
Ожидаемые результаты
• Развитие логического мышления и речи учащихся;
• Совершенствование всех видов речевой деятельности;
• Овладение нормами русского литературного языка;
6
• Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
. Обучение самостоятельному анализу используемого материала;
• Написание сочинений литературоведческого характера;
• Учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
• Учиться писать тексты – размышления на разные темы;
• Соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные);
• Сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства
. Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.)
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий по выходу из проблемной ситуации и т.п.)
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
• Выдвижение гипотезы их решения;
• Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных наблюдений и пр.);
• Обсуждение способов оформления конечных результатов;
(презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.)
• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
7
• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных
8
учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля
выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути
в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
9
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
5. Создавать группу не более 5- 8 человек.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся
имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
10
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание
данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы
Нормативно-правовое и методологическое обеспечение проекта
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Школьная программа воспитания и социализации обучающихся «Сыны Отечества»
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы .
6 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
11
Ресурсы Проекта
Рабочая группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов проекта, вырабатывает рекомендации на основании результатов проектов. | Директор школы, Заместители директора школ по УВР, Заместитель директора школ по ВР |
Консультативно-методическая | Обеспечивает: предоставление всех материалов, изучение документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям по введению проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. | Заместители директоров школ по УВР, Руководители МО |
Профессиональные сообщества | Выносят решения по результатам проекта в рамках внедрения ФГОС нового поколения | Педагогический совет, Совет школы,ШМО педагогов |
Педагоги школы | Изучают документы ФГОС нового поколения, , организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями | Творческие группы |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации проекта в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, кабинеты оснащёны
12
мультимедийной техникой, компьютером, выходом в Интернет, имеется компьютерный класс, актовый зал, 3 школьных музея , спортивный зал, спортивная площадка, игровая площадка, хоккейная площадка.
Реализация предполагаемых проектов на базе школы.
Направление | Проекты(рабочие) | Формы работы | Решаемые задачи |
Спортивно-оздоровительное | Спортивный клуб «Олимп» Проект « Береги здоровье смолоду» | Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки. Знакомство с народной игровой культурой, развитие пластичности, развитие музыкальных и художественно-творческих способностей детей, формирование целостного восприятия мира традиционной и художественной культуры; организация активного сотворчества детей, их физического развития. |
Художественно-эстетическое | «Школа рукоделия» Проект «Гармония» | Экскурсии, посещение концертов, создание творческих мини-проектов; занятия лепкой, рисованием, созданием объёмных моделей из папье-маше, работа с пластилином, глиной, тканями, другими материалами,вышивание | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Верхнеуслонского района района. Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки, рисования, конструирования и т.п. |
Научно-познавательное | Клуб «Интеллект» Проект «Я-исследователь» | Викторины,познавательные игры и беседы Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы | Развитие логического мышления, различных видов памяти, внимания, воображения, формирование самостоятельности, развитие самосознания и самоконтроля. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, развивать творческий потенциал учащихся. |
Военно-патриотическое | Клуб «Поиск» «Память» | Образовательные и краеведческие экскурсии Туристические походы Классные часы на изучение правовых норм государства, законов КТД, праздники, викторины, познавательные игры, смотры-конкурсы, исследовательская деятельность, этические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ | формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно –нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
Лидерская деятельность | «Клуб «Основы лидерства» «Я-лидер» | Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы лидерской деятельности. Вовлечение в творческое проектирование новых его членов – обучающих, обучающихся и их родителей – и создание таким образом единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности. Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования. | |
Эколого-туристическая | Клуб «Бентос» «Экология школы» | Экологические форумы, благоустройство школы, пришкольной территории ,исследование водной территории села, биоисследование родников | Активный поиск партнеров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов с заинтересованными единомышленниками |
Риски, трудности и проблемы в реализации проекта.
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение внебюджетных средств |
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки | мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования, музыкальной школы, МБОУ ДОД «Дома Школьника», «Станция Туриста» |
дефицит учебно-методических пособий | использование ресурсов Интернет-пространства, ЭОР, образовательных сайтов |
недостаточная методическая подготовка педагогов | проведение методических занятий, участие в региональных семинарах и конференциях по вопросам ФГОС, прохождение курсовой подготовки |
15
Внешние связи и партнерство
Общее управление осуществляется Управлением образования Верхнеуслонского муниципального района. Методическую поддержку оказывает Информационно- методический центр Верхнеуслонского муниципального района. К работе в реализации внеурочной деятельности будут привлекаться родители, педагоги дополнительного образования, школьные музеи «Поиск», Вехи»,Педагогической славы», районная и школьная библиотеки,ОО «Отечество» РТ,КГЭУ.
Заключение
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности. . Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах а также развития индивидуальности каждого ребенка .
Список литературы
1.Программа «Обучения здоровью» для 1 – 11 классов, под общ. редакцией Л.Ф.Шатохиной - Москва, 2005, 48 с.
2. Осокина Г.И., Тимофеева Е.А.. Игры и развлечения детей в воздухе. - М. Просвещение, 1983.
3.Обучение здоровью. Пособие для школьных медицинских работников. - М. , 2004, 134 с.
4.Тематические статьи из журналов «Начальная школа», «Народная школа» за 2007 – 2010 годы;
5. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей - «Росмэн», 2003 г.
6. Тихомирова А.Ф. Математика в начальной школе. Творческий центр ,,Сфера”// 2001 г.
7. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. Академия развития. 2002 г.
8. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности – «Аркти», 2002 г. .
9 http://nsc.1september.ru/search.php
16
Приложение 1
Аналитическая справка по организации проектной деятельности в
МБОУ «Шеланговская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района РТ
МБОУ «Шеланговская средняя общеобразовательная школа» является центром общественных инициатив и гражданского образования детей и взрослых.
В школе в настоящее время 11 классов, в которых обучаются 131 учащийся. Кроме детей из села Шеланги обучаются дети из других ближайших деревень: Гребени, Янга-Юл, Кзыл-Байрак. Материально-техническую базу в прошлом году пополнил компьютерный класс.. В течение последних 3 лет получены и функционируют кабинеты химии, математики, английского языка. Успешно в школе функционирует спорткомплекс: спортзал, оборудованная спортплощадка, с гимнастическим городком, кабинет ОБЖ, учебный тир, хоккейная коробка, лыжная база. Школа имеет интернат, где благоприятно проживают 9 детей из Наримана, ЯнгаЮла, Ташевки. Учебно-опытный участок на 80 % обеспечивает школьников овощами, фруктами, витаминной зеленью.
Образовательная программа школы ориентирована на получение качественного образования. Учителя школы большое внимание уделяют вопросам повышения педагогического мастерства и предметных знаний.
Особое внимание педколлектив школы уделяет внедрению проектных и исследовательских технологий. Так ученики 5-11 классов стали обладателями7 призовых мест в районных олимпиадах, 38- активными участниками онлайн-тестирования и интернет -олимпиад по предметам республиканского и всероссийского уровня,10- дипломантами и лауреатами республиканских и районных научно-практических конференций
Предметом деятельности организации « Сыны Отечества» является координация работы клубов «Поиск», «Вехи», Истоки» и созданных на их базе музеев Боевой славы, Педагогической славы, музеев « Этнография» и «Краеведение» ,а также работы кружков эстетическо- художественной направленности , спортивных секций .Основополагающей деятельностью организации является проектная работа учащихся .Во время заседаний штаба организации ребята поднимают различные вопросы жизнедеятельности школы, проводят мастер-классы, занимаются созданием и реализаций проектов. Это совместные проекты детей ,педагогов, родителей «Память», «Вершина успеха» , «Школьный дворик», проекты ,которые ребята сами создали и реализуют в школе: «Законы школы- наши законы», «Я- лидер», «Экология
17
школы» и др. В качестве идейно –нравственной платформы мы адаптировали республиканскую программу гражданско-нравственного воспитания «Алтын юл» (Золотая стезя).
Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадежное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Когда в 2010-2011 учебном году создавался клуб «Диапазон», целью его не была отработка проектной деятельности. Но в процессе работы, мы поняли, что для привлечения активной деятельности учащихся, необходимо как-то заинтересовать детей.
Чем же можно заинтересовать современного компьютеризированного ученика в литературно-музыкальном клубе?
Ответ оказался на поверхности, нужно стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и показать, как на практике эти знания применить. Тем более что современные ученики игнорируют литературу вообще, и как предмет в частности. И это не является ни для кого секретом. А ведь обидно же! И мы задались целью: во что бы то ни стало доказать ребятам, что литература важна, что литература нужна, что литература необходима и, что знания, полученные на уроках, пригодятся в жизни.
2010 год – это год 65-летия победы в Великой Отечественной войне.
У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическую жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг.
Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии – ордена и медали, добытые в тяжелых боях. И как больно сейчас видеть эти ордена, политые кровью, в альбомах коллекционеров, на рынках и базарах. И как страшно видеть, с какой легкостью расстаются молодые с военными наградами своих дедов и прадедов, продавая их скупщикам, обменивая на побрякушки. Цена каждой такой награды не имеет денежного выражения. Это цена нашей национальной гордости, чести, достоинства.
У многих ребят есть еще в живых родственники, которые помнят об этих событиях, являясь очевидцами. И уж тем более, нет у нас такой семьи, в которой кто-нибудь не принимал участие в военных действиях.
18
Итак, проблема, требующая интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения определена : «Война в нашей семье. Чтобы помнили»
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов – очевидна: рассказать о том, что не написано; о своих, родных, близких людях. Да все альбомы поместят в экспозиции школьного Музея Боевой Славы.
У ребят загорелись глаза, так как после беседы о значимости поднятой проблемы в классе, оказалось, что те далекие годы 1941-1945 оказывается, не так уж далеки. Что есть еще люди, которые помнят о тех событиях и могут о них рассказать, каждый из ребят почувствовал себя корреспондентом, определили этапность работы:
1. Сбор материала
2. Систематизация
3. Анализ
4. Написание статьи, репортажа, интервью, эссе.
5. Защита проекта
Для выполнения данного задания ребята вооружились вдохновением и знаниями, направились на поиски информации по своим родственникам. Материал был собран за очень короткое время.
Наступил этап систематизации и анализ материала.
После того, как были написаны, отредактированы и напечатаны тексты, предстоял последний, но очень ответственный этап: защита своих проектов.
Для этого мы организовали научно-практическую конференцию, куда были приглашены участники проектной деятельности, учителя, ученики других классов, родители.
Волнение овладело участниками, но когда пришло время защищать свою работу, волнение улетучилось, а на лицах ребят, появилось воодушевление, чувство гордости за проделанную работу и за своих родственников. Вечер прошел на славу.
Все работы ребят решено было оформить в одной экспозиции «Чтобы помнили», посвященной 65-летиб Великой Победы.
Приложение 2
Методическая разработка «Создание проектов «Летняя кампания»
Работу выполнила ученица 10класса Ледяева Лина
Проект «Летняя кампания»
Здравствуйте , ребята
Вы любите лето!
Вы любите каникулы!
19
Я открываю очередное заседание Школы Лидера , где мы с вами попытаемся создать мини-проект «Летняя кампания»(! Слайд)
И пусть наша встреча пройдет под девизом «Единственная неудача – это когда ты ничего не делаешь. Если у тебя есть цель, иди к ней».(2 слайд) Конечно проект мы с вами будем выполнять в группах . А группы мы разделим по такому принципу (вкусный фрукт в июне-вишня, в июле-яблоко, в августе-груша)(3сл) Прежде чем мы с вами создадим свои проекты , мы с вами потренируемся .Работа в группах не более 1 минуты
Ребята (4сл) вы видите на слайдах программу действий по успешному выполнению проекта. И 1 шаг-это умение поставить цель. Команды –сформулируйте цель, ответив на «Зачем и для кого нужны эти предметы» (часы, телефон, подсвечник вопрос « (5слайд).
2- шаг-твой выбор(6слайд) Мозговой штурм( предложить идеи по проблеме «Как сделать так, чтобы все в школе носили картонные носы?»(надеваешь нос)3 минуты.
3 шаг- планирование действия-)-можете нарисовать Распланируйте свои действия и распределите обязанности в группе по улучшению ванны(7с )
4 шаг-Общая точка зрения-на каком варианте остановимся((8с)Какой вариант ванны очень хороший,а какой плохой(8сл)
Давайте мы с вами посмотрим ,как же вы работали в команде. На слайдах(9с) у вас банк поступков-в первой или во 2 колонке мы с вами работали (Ответы ребят)
Ну, что ж, мы с вами приступаем к проекту «Летняя кампания» (10сл)Представьте , вы все депутаты Государственной думы Фракции «Вишня», «Яблоко», «Груша» должны предложить свои варианты по улучшению летнего отдыха в детских домах при наименьших затратах. Фракция Вишня думает на июнь, Яблоко.июль,груша-август .Чтение притчи
Вы создавайте, а я попытаюсь настроить вас на летний лад(Музыка)(11сл)
Чтобы вы не забыли каким должен быть социальный проект, вы видите его структуру на слайде(12)
Спасибо за работу Вы предложили невероятные фантастические проекты. Мы попытаемся эти проекты внедрить в жизнь И теперь наши друзья из детского дома смогут хорошо отдохнуть
И давайте подведем итоги синквейном, Это стихотворение из 5 строчек, в которых будет отражена наша встреча.(13)
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
21
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
22
Содержание
Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3-
Основные понятия------------------------------------------------------------------------------------------------------- -4
Актуальность проекта---------------------------------------------------------------------------------------------------- 5
Планирование деятельности по реализации проекта-------------------------------------------------------- 6
Основные требования к использованию метода проектов------------------------------------------------- 7
Как обеспечить эффективность проектной деятельности-------------------------------------------------- 9- Нормативно-правовое и методологическое обеспечение проекта -------------------------------------- 11
Ресурсы проекта----------------------------------------------------------------------------------------------------------- 12
Материально-техническое обеспечение-------------------------------------------------------------------------- 12
Реализация предполагаемых проектов на базе школы------------------------------------------------------ 13
Риски, трудности и проблемы в реализации проекта--------------------------------------------------------- 15
Внешние связи и партнерство----------------------------------------------------------------------------------------- 16
Заключение-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------16
Список литературы---------------------------------------------------------------------------------------------------------16
Приложение1-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------17
Приложение2------------------------------------------------------------------------------------------------------------------19
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа на тему:
« Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»
Работу выполнили:
Переведенцева З.А.,
учитель 1 кв.категории;
Ледяева Л.В.,учитель
высшей категории;
Курамшина Л.И.
учитель1кв.категории;
Максимов Н.В.,
учитель 1 кв . категории
2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность обучающихся во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС
Новый стандарт образования предусматривает различные творческие занятия во внеурочное время. В данной статье рассматривается проектная деятельность обучающихся на занятиях кружка "Моя малая...
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Нагорнюк Александры Алексеевны
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...
Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО на уроках математики"
Статья на тему: "Проектная деятельность обучающихся 10 классов в рамках требований ФГОС СОО"...
"Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
обобщение опыта ....
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»
laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС»...