Технологическая карта открытого урока Объем шара и его частей
план-конспект урока по математике (11 класс)
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- распознавать понятия «сфера» и «шар», прослеживать взаимосвязь между ними, использовать их свойства и методы расчёта для решения задач;
- решать задачи с использованием формул для расчёта основных параметров шара;
- представлять информацию в образной и символической формах;
- применять графические представления для исследования решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- овладеть специальными приёмами решения задач в формате ЕГЭ; уверенно применять изученные методы для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования решения задач, связанных с другими объёмными телами.
Метапредметные результаты:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты:
- самостоятельно оценивать результат своих действий, развивать инициативу;
- ясно и грамотно излагать свои мысли (устно и письменно);
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
- анализировать, обобщать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obem_shara_tehnologicheskaya_karta.docx | 76.67 КБ |
obem_shara_prezentatsiya.ppt | 363 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
Школа: МОУ Нагорьевская средняя школа
Дата:07.03.2019
Предмет: математика (геометрия)
Тема урока: Объем шара и его частей
Класс: 11
Учитель: Лапушкина Л.Н.
Тип урока: Урок по изучению и первичному закреплению нового материала
Цель урока:
Образовательная:
- вывести формулу для вычисления объёма шара, применять формулу объёма шара при решении задач, готовить обучающихся к ГИА
Развивающая:
- познавательные - анализировать, сравнивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- регулятивные – развивать умение обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем, принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- коммуникативные – Формировать умения развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;
Воспитательная:
- воспитывать творческую активность, культуру общения;
- нравственные качества (аккуратность, самостоятельность, ответственность);
положительный интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- распознавать понятия «сфера» и «шар», прослеживать взаимосвязь между ними, использовать их свойства и методы расчёта для решения задач;
- решать задачи с использованием формул для расчёта основных параметров шара;
- представлять информацию в образной и символической формах;
- применять графические представления для исследования решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- овладеть специальными приёмами решения задач в формате ЕГЭ; уверенно применять изученные методы для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования решения задач, связанных с другими объёмными телами.
Метапредметные результаты:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Личностные результаты:
- самостоятельно оценивать результат своих действий, развивать инициативу;
- ясно и грамотно излагать свои мысли (устно и письменно);
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;
- анализировать, обобщать и делать выводы.
Оборудование:
- Учебник Геометрия 10-11 кл, учебник для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др., М.: Просвещение, 2018 г.
- Компьютер, проектор, экран
- Презентация Microsoft Power Point.
Структура урока
Время (мин.) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Задачи: подготовка учащихся к работе на уроке; психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. | |||
1 мин. | Добрый день, ребята! Я надеюсь, вы все в хорошем настроении? Знаете, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам при сдаче экзамена. Проверьте свою готовность к уроку. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на урок. | Регулятивные УУД: умение организоваться к работе. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения. |
Задачи: - установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися; - выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; - устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. | |||
3 мин. | - Дать определение шара, его радиуса, диаметра. - Записать формулу площади поверхности шар - Давайте вспомним и запишем под каждой фигурой уже известные нам формулы объемов. (Показать модели пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, прямоугольного параллелепипеда) | Дают определение шара, его радиуса, диаметра. Учащиеся записывают на доске формулы объёмов | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Личностные: действие смыслообразования. |
Задачи: - обеспечение мотивации учения обучающихся, принятие ими целей урока. - актуализация субъектного опыта обучающихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | |||
7 мин. | - Учитель предлагает учащимся задачу прикладного характера с тем, чтобы вернуться к ней позже: «Масса чугунного шара составляет 10 кг. Найти диаметр шара, если плотность чугуна равна 7,2 г/см2 ». - Можем мы ответить на вопрос задачи? Почему? - Значит тема нашего урока. Запишите тему в тетрадях. - Сформулируйте цель урока, используя опорные слова: Повторить Применить Закрепить. - Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Объём шара». -Учитель проводит вывод формулы объёма шара: Объем шара равен Доказательство: Мы уже знаем, что можно вычислять объёмы тел с помощью интегральной формулы. V= Давайте посмотрим, как это можно сделать для вывода формулы объема шара. Рассмотрим шар радиуса R с центром в точке О и выберем ось ОХ произвольным образом. Сечение шара плоскостью, перпендикулярной к оси ОХ и проходящий через точку М этой оси, является кругом с центом в точке М.. Обозначим радиус этого круга через r, а его площадь через S(х), где х абсцисса точки М. Выразим S(х) через х и R. Из прямоугольного треугольника ОМС находим Так как Заметим, что эта формула верна для любого положения точки М на диаметре АВ, т.е. для всех х, удовлетворяющих условию Применяя основную формулу для вычисления объемов тел при а= -R, b=R, получим Теорема доказана. _ Предлагаю вам самостоятельно вывести формулу объёма с использованием диаметра шара | Из курса физики мы знаем, что m = V*p (записать на доске). -Мы не знаем, как найти объём шара). - Объём шара. Формулируют цели урока. Обучающиеся слушают учителя и записывают доказательство теоремы в тетради Обучающиеся выводят формулу | Познавательные: выделение и осмысление понятий, терминов; Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, постановка учебной задачи; Коммуникативные: умение слушать и отвечать на вопросы, умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнера; Личностные: интерес к учебному материалу и способам деятельности, способность к самооценке. |
4. Этап применения изученного Задачи: - обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. - обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | |||
25 мин. | - Теперь мы знаем формулу по которой можно найти объём шара и можем решить задачу(оформление на доске) - Предлагаю решить задания, из открытого банка заданий ЕГЭ №1 Во сколько раз увеличится объём шара, если его радиус увеличить в три раза? №2 Радиусы трех шаров равны 6, 8 и 10. Найдите радиус шара, объём которого равен сумме их объёмов? №3 Объём шара равен 288П. Найдите площадь его поверхности, деленную на П? - Ребята, предлагаю решить №711, №712 (учебник) в парах. | Один ученик решает задачу у доски, остальные самостоятельно в тетрадях. Решение: Поскольку m = Vρ (где V — объём чугунного шара, m — масса, ρ — плотность чугуна), то Vшара = m ρ ≈ 1388,9 см3 . Так как Vшара = 4 3 πR3 , то R3 ≈ 332 см3 , R ≈ 7 см. Следовательно, диаметр шара приблизительно равен 14 см. Ответ: ≈ 14 см. Решают задачи у доски. №1 Ответ: в 27 раз №2 Ответ: 12 №3 Ответ: 144 Выполняют работу в парах. Проверяют решение | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка цели учебной задачи, синтез. Регулятивные УУД: умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятийные для собеседника высказывания, вступать в диалог. Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения. |
5. Этап контроля и самоконтроля Задачи: - выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий; - выявление недостатков в знаниях и способах действий обучающихся; - установление причины выявленных недостатков; - обеспечение развития у обучающихся способности к оценочным действиям. | |||
5 мин. | -Предлагаю решить такую задачу: ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА: При уличной торговле арбузами весы отсутствовали. Однако выход был найден: арбуз диаметром 3 дм приравнивали по стоимости к трём арбузам диаметром 1 дм. Что вы возьмете? Правы ли были продавцы? | Обучающиеся рассуждают что выберут. Решение: V1=4/3 ПR3=4/3 П*27=36 П 3*V2=3*4/3 ПR3=3*4/3 П*13=4 П, отсюда V1>3*V2 в 9 раз | Познавательные УУД: применять теоретический материал по теме «Объем шара» при решении задач; уметь осуществлять анализ выполненных заданий. Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение; слушать собеседника. Личностные УУД: ориентация в межличностных отношениях. |
6. Этап информации о домашнем задании Задачи: - обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | |||
2 мин. | - Задание обязательного содержания: 1.Повторить теоретический материал п.82, стр. 174 2.Выполнить письменно: №710 (в), 713 - Задание по выбору: 1. Подобрать две задачи с практическим содержанием по теме «Объём шара» | Записывают задание в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | Коммуникативные УУД: умение слушать. |
7. Этап подведения итогов учебного занятия Задачи: - дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | |||
2 мин. | Беседа. 1. Во сколько раз необходимо увеличить радиус шара, чтобы его объём увеличился в 8 раз? 2. Во сколько раз уменьшится объём шара, если радиус уменьшить в три раза? 3. Найдите объём шара радиусом 3 см. Учитель подводит итоги работы класса и отдельных обучающихся, выставляет оценки | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: оценка результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение; слушать собеседника. |
8. Этап рефлексии Задачи: - инициировать и интенсифицировать рефлексию обучающихся по поводу своего психо - эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | |||
1 мин. | Беседа по следующим вопросам: - Что было интересного сегодня на уроке? - Что вызвало трудности? - Какие умения приобрели сегодня? - Где могут пригодиться эти умения? | Учащиеся отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД: оценка результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение; слушать собеседника. |
Список литературы:
- Геометрия: 10-11 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 2018.
- ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ по математика базовый [ https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege]
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сфера (шар) О А R C F Шар – множество точек пространства, находящихся на расстоянии не большем R от данной точки. Фигура, полученная в результате вращения полукруга вокруг диаметра, называется шаром . B Шар и его части
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ Масса чугунного шара составляет 10 кг. Найти диаметр шара, если плотность чугуна равна 7,2 г/см 2
ТЕОРЕМА: ОБЪЕМ ШАРА РАВЕН А В о с м х х r = √ ОС ² -ОМ ² = √ R ² -x ² S ( x )=п r ² S ( x )=п( R ² - x ² ).
ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ ЕГЭ №1 ВО СКОЛЬКО РАЗ УВЕЛИЧИТСЯ ОБЪЁМ ШАРА, ЕСЛИ ЕГО РАДИУС УВЕЛИЧИТЬ В ТРИ РАЗА? №2 РАДИУСЫ ТРЕХ ШАРОВ РАВНЫ 6, 8 И 10. НАЙДИТЕ РАДИУС ШАРА, ОБЪЁМ КОТОРОГО РАВЕН СУММЕ ИХ ОБЪЁМОВ? №3 ОБЪЁМ ШАРА РАВЕН 288 П. НАЙДИТЕ ПЛОЩАДЬ ЕГО ПОВЕРХНОСТИ, ДЕЛЕННУЮ НА П ?
ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА При уличной торговле арбузами весы отсутствовали. Однако, выход был найден: арбуз диаметром 3 дм приравнивали по стоимости к трём арбузам диаметром 1 дм. Что вы возьмете? Правы ли были продавцы? = + +
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: 1.Повторить теоретический материал п.82, стр. 174 2.Выполнить письменно: № 710 (в), 713 - Задание по выбору: 1. Подобрать две задачи с практическим содержанием по теме «Объём шара»
ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: 1. Во сколько раз необходимо увеличить радиус шара, чтобы его объём увеличился в 8 раз? 2. Во сколько раз уменьшится объём шара, если радиус уменьшить в три раза? 3. Найдите объём шара радиусом 3 см.
РЕФЛЕКСИЯ : - Что было интересного сегодня на уроке? - Что вызвало трудности? - Какие умения приобрели сегодня? - Где могут пригодиться эти умения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел....
Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"
Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...
Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"
Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...
Технологическая карта открытого урока по геометрии в 11 классе на тему «Объем цилиндра и конуса»
Технологическая карта открытого урока по геометрии в 11 классе на тему «Объем цилиндра и конуса»...
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...
Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс
Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....
Технологическая карта открытого урока Объем прямой призмы.
Планируемые результаты:Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучен...