Технологическая карта
методическая разработка по математике (5 класс)

Нужная Елена Григорьевна

Тема «Действия с натуральными числами»

Класс. 5 класс  от 17.10.2022

Учебник.Математика. Г.В. Дорофеев,  И.Ф.Шарыгин С.Б. Суворова  и др.

Учитель. Нужная Елена Григорьевна

Школа. МОАУ ООШ№22 города Райчихинска

 

Технологическая карта

 

Предмет

Математика

Класс

5

УМК

Г.В. Дорофеев,  И.Ф.Шарыгин ,С.Б. Суворова, и др.

Тип урока

Обобщение и закрепление ранее изучаемого материала

Технология построения урока

Практический, проблемный методы, работа  в группах

Тема

Действия с натурадьными числами

Цель

Дидактическая:

Систематизация и обобщение знаний и умений по данной  теме.

Задачи: Повторить и закрепить материал по теме «Натуральные числа. Действия с натуральными числами»

Развивающая:

Способствовать развитию творческого потенциала, повышению интереса к математике.

Задачи: Развить умения системно мыслить; способствовать развитию творческой активности учащихся; обобщать изученный материал и делать вывод.

Воспитательная:

Воспитать ответственное отношение к выполняемому заданию.

Задачи: Воспитать аккуратность и точность в расчетах;

воспитать чувство товарищества и сотрудничества при работе в группах ;

воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, требовательное отношение к себе и своей работе.

 

Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать графики зависимостей реальных величин;

-определять наибольшую и наименьшую величину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему урока;

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

 - проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Здравствуйте, ребята!  Я рада Вас видеть на нашем уроке.

 

Как вы думаете, для чего  надо изучать математику

 

Слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости.

 

Я хотела бы  ,чтобы сегодня каждый из вас показал на этом уроке  насколько он сведущ в математике.

 

Листы самооценки у вас на столах (приложение № 1).

Инструкция по работе с карточками самооценки

У каждого из вас на столе лежит карточка самооценивания. Подпишите ее.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.

По окончанию урока , вы должны оценить свою работу.

 

Пожелаем друг другу успеха!

 

Приветствуют учителя.

 

Высказывают свое мнение.

Мотивация учебной деятельности

В начале урока  мы  проведем маленькую  разминку. Приготовьте, пожалуйста, «сигнальные карточки»

Инструкция по работе с «Сигнальной карточкой»

  У каждого из вас на столе лежит «сигнальная карточка» - с одной стороны красного цвета, с другой – зеленого.

  Отвечая на вопросы утвердительно, т.е.,  оценивая высказывание как «верное» вы поднимаете карточку зеленым цветом, в случае не согласия с высказыванием – красным.

  Внимание! Приготовились отвечать на вопросы поднятием «сигнальной карточки»              

Устная разминка:

  1. Верно ли утверждение  «28 сентября наступает после 27 сентября»?
  2. Верно ли, что «наибольшее трехзначное  натуральное число 990»?
  3. Верно ли, что «0 не является натуральным числом»?
  4. Верно ли, что «всегда можно найти сумму и разность натуральных чисел»?
  5. Верно ли, что «мы пользуемся непозиционной системой записи натуральных чисел»?

Спасибо. Молодцы.

 

Ученики поднимают соответствующие карточки

Постановка  цели и задач урока

   Ребята, какой вопрос разминки   вызвал у многих из вас сомнения.

Мы сегодня неоднократно будем обращать внимание на особенности записей многозначных  натуральных чисел, в том числе, и при выполнении над ними арифметических действий.  У кого есть предложения по формулировке темы урока.

 

Открываем тетради. Записываем число и тему урока; «Действия  с натуральными числами».

 

А какие цели и задачи нашего урока?

 

 А сейчас  давайте разрешим возникшие сомнения и дадим слово ребятам, которые подготовили небольшие сообщения.

Высказывания учеников

«            Верно ли, что «мы пользуемся непозиционной системой записи натуральных чисел»?

 

 

 

 

Запись в тетрадях

 

 

Высказывания учеников

 

Обогащение знаний

  1. Слушаем  первое сообщение «Система счисления в Древнем Египте»
  2. Слушаем сообщение о системе счисления в Древней Греции 

 

-Ребята, какова особенность представленных систем счисления?

-Верно.

 

  1.  Слушаем сообщение «Индийская система счисления» 

 

-Какой делаем вывод? Возвращаемся к 5 вопросу нашей разминки.

- Молодцы.

Сообщения учеников

 

 

Не позиционная

 

 

 

 

Мы пользуемся позиционной записью чисел

Закрепление и коррекция полученных ранее знаний

Учитель:  Ребята, мы сегодня будем вести  разговор о системах счисления и записи чисел. Сейчас вы в этом убедитесь.

 

Открываем учебники на стр.62. Рассмотрите внимательно № 224

 

Как записываются числа при сложении и вычитании натуральных чисел?

Открываем учебник на стр.55.Рассмотрите внимательно№187

 

Как записать числа при умножении натуральных чисел, одно из которых круглое?

 

- Выполните,  пожалуйста, предложенные действия с  натуральными числами.  Выполняем действие и проговариваем, что делаем.  Работаем по цепочке. Начинаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разряд под разрядом

 

Ноль оставляем справа, под ним ничего не пишем.

 

Выполняют предложенные действия с  натуральными числами в тетрадях, проговаривая действие по цепочке

Физкультминутка

Давайте отдохнем, расслабимся.

 

 

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление и коррекция полученных ранее знаний

Отдохнули. Продолжаем работать.

 

  1. Расскажите, как найти неизвестные компоненты при сложении, вычитании, умножении и делении?

Вычислить:

         

Вычислить

Вычислить

Вычислить

Вычислить

Вычислить

1)  х +24 = 36

2)  12 + х = 55

3)  х + 31 = 84

4)  53 + х = 72

 

1)  х - 13 = 46

2)  х - 32 = 54

3)  х - 41 = 62

4)  х - 73 = 92            

 

1)  27 - х = 14

2)  45 - х = 21

3)  53 - х = 34

4)  76 - х = 37

1)  х ∙ 6 = 72

2)  14 ∙ х = 56

3)  х ∙ 5 = 85

4)  30 ∙ х = 360

 

1)х : 5 = 14

2)  х : 6 = 13

3)  х : 12 = 7

4)  х : 22 = 9

           

 

 

- Кто закончил проверьте решение.

 

- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность решения по образцу на экране.

 

Кто не допустил ошибок при вычислениях – молодцы, а тем кого были допущены ошибки необходимо быть более внимательными!

  1. А сейчас поработаем в группах. Разбейтесь, пожалуйста, на группы.

Вам необходимо упорядочить порядок этих действий. На  столах у каждой группы есть карточки с примерами для каждого из вас. Правильно решенный пример оценивается в 5 баллов .

 

39*58-9720:27+33

57*38-8640:24+66

 

 

 

Работаем по цепочке, решаем свой вариант

 

 

 

Ответы учеников

  1. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
  2. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
  3. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность
  4. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
  5. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель

 

Решают номера  в своих тетрадях самостоятельно

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют порядок действий при вычислениях значения числового выражения.

 

Один ученик из группы проговаривает правило

 

Решение выражения по действиям (у доски и в тетрадях)

 

 

      2.У вас на столах есть листы самооценки. - Отметили?.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  А теперь прочитайте слово, которое получится, если числа  заменить на соответствующие им русские буквы.

 

.

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Подводим итоги урока.

Не забываем делать пометки в листе самооценки, оцените свою  деятельность в группах  .

 

 

 

Мы познакомились сегодня с древними системами счисления,  закрепили навыки выполнения действий сложения и вычитания, умножения и деления многозначных натуральных чисел.

 

 

 

 

 

Ф.И. ученика

Этап урока, выполняемая задача

Самооценка выполнения задач

/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Действия с натуральными числами»

Класс. 5 класс  от 17.10.2022

Учебник.Математика. Г.В. Дорофеев,  И.Ф.Шарыгин С.Б. Суворова  и др.

Учитель. Нужная Елена Григорьевна

Школа. МОАУ ООШ№22 города Райчихинска

Технологическая карта

Предмет

Математика

Класс

5

УМК

Г.В. Дорофеев,  И.Ф.Шарыгин ,С.Б. Суворова, и др.

Тип урока

Обобщение и закрепление ранее изучаемого материала

Технология построения урока

Практический, проблемный методы, работа  в группах

Тема

Действия с натурадьными числами

Цель

Дидактическая:

Систематизация и обобщение знаний и умений по данной  теме.

Задачи: Повторить и закрепить материал по теме «Натуральные числа. Действия с натуральными числами»

Развивающая:

Способствовать развитию творческого потенциала, повышению интереса к математике.

Задачи: Развить умения системно мыслить; способствовать развитию творческой активности учащихся; обобщать изученный материал и делать вывод.

Воспитательная:

Воспитать ответственное отношение к выполняемому заданию.

Задачи: Воспитать аккуратность и точность в расчетах;

воспитать чувство товарищества и сотрудничества при работе в группах ;

воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, требовательное отношение к себе и своей работе.

Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать графики зависимостей реальных величин;

-определять наибольшую и наименьшую величину.

 Личностные УУД:

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему урока;

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

 - проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Здравствуйте, ребята!  Я рада Вас видеть на нашем уроке.

Как вы думаете, для чего  надо изучать математику

Слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости.

Я хотела бы  ,чтобы сегодня каждый из вас показал на этом уроке  насколько он сведущ в математике.

Листы самооценки у вас на столах (приложение № 1).

Инструкция по работе с карточками самооценки

У каждого из вас на столе лежит карточка самооценивания. Подпишите ее.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.

По окончанию урока , вы должны оценить свою работу.

Пожелаем друг другу успеха!

Приветствуют учителя.

Высказывают свое мнение.

Мотивация учебной деятельности

В начале урока  мы  проведем маленькую  разминку. Приготовьте, пожалуйста, «сигнальные карточки»

Инструкция по работе с «Сигнальной карточкой»

  У каждого из вас на столе лежит «сигнальная карточка» - с одной стороны красного цвета, с другой – зеленого.

  Отвечая на вопросы утвердительно, т.е.,  оценивая высказывание как «верное» вы поднимаете карточку зеленым цветом, в случае не согласия с высказыванием – красным.

  Внимание! Приготовились отвечать на вопросы поднятием «сигнальной карточки»              

Устная разминка:

  1. Верно ли утверждение  «28 сентября наступает после 27 сентября»?
  2. Верно ли, что «наибольшее трехзначное  натуральное число 990»?
  3. Верно ли, что «0 не является натуральным числом»?
  4. Верно ли, что «всегда можно найти сумму и разность натуральных чисел»?
  5. Верно ли, что «мы пользуемся непозиционной системой записи натуральных чисел»?

Спасибо. Молодцы.

Ученики поднимают соответствующие карточки

Постановка  цели и задач урока

   Ребята, какой вопрос разминки   вызвал у многих из вас сомнения.

Мы сегодня неоднократно будем обращать внимание на особенности записей многозначных  натуральных чисел, в том числе, и при выполнении над ними арифметических действий.  У кого есть предложения по формулировке темы урока.

Открываем тетради. Записываем число и тему урока; «Действия  с натуральными числами».

А какие цели и задачи нашего урока?

 А сейчас  давайте разрешим возникшие сомнения и дадим слово ребятам, которые подготовили небольшие сообщения.

Высказывания учеников

«        Верно ли, что «мы пользуемся непозиционной системой записи натуральных чисел»?

Запись в тетрадях

Высказывания учеников

Обогащение знаний

  1. Слушаем  первое сообщение «Система счисления в Древнем Египте»
  2. Слушаем сообщение о системе счисления в Древней Греции  

-Ребята, какова особенность представленных систем счисления?

-Верно.

  1.  Слушаем сообщение «Индийская система счисления»  

-Какой делаем вывод? Возвращаемся к 5 вопросу нашей разминки.

- Молодцы.

Сообщения учеников

Не позиционная

Мы пользуемся позиционной записью чисел

Закрепление и коррекция полученных ранее знаний

Учитель:  Ребята, мы сегодня будем вести  разговор о системах счисления и записи чисел. Сейчас вы в этом убедитесь.

Открываем учебники на стр.62. Рассмотрите внимательно № 224

Как записываются числа при сложении и вычитании натуральных чисел?

Открываем учебник на стр.55.Рассмотрите внимательно№187

Как записать числа при умножении натуральных чисел, одно из которых круглое?

- Выполните,  пожалуйста, предложенные действия с  натуральными числами.  Выполняем действие и проговариваем, что делаем.  Работаем по цепочке. Начинаем.

 

Разряд под разрядом

Ноль оставляем справа, под ним ничего не пишем.

Выполняют предложенные действия с  натуральными числами в тетрадях, проговаривая действие по цепочке

Физкультминутка

Давайте отдохнем, расслабимся. https://fs.znanio.ru/methodology/images/88/89/8889b62329ce044f1478d2cbe9c2ec14524a6d1b.jpg

Выполняют физминутку

Закрепление и коррекция полученных ранее знаний

Отдохнули. Продолжаем работать.

  1. Расскажите, как найти неизвестные компоненты при сложении, вычитании, умножении и делении?

Вычислить:

         

Вычислить

Вычислить

Вычислить

Вычислить

Вычислить

1)  х +24 = 36

2)  12 + х = 55

3)  х + 31 = 84

4)  53 + х = 72

1)  х - 13 = 46

2)  х - 32 = 54

3)  х - 41 = 62

4)  х - 73 = 92            

1)  27 - х = 14

2)  45 - х = 21

3)  53 - х = 34

4)  76 - х = 37

1)  х ∙ 6 = 72

2)  14 ∙ х = 56

3)  х ∙ 5 = 85

4)  30 ∙ х = 360

1)х : 5 = 14

2)  х : 6 = 13

3)  х : 12 = 7

4)  х : 22 = 9

           

- Кто закончил проверьте решение.

- А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность решения по образцу на экране.

Кто не допустил ошибок при вычислениях – молодцы, а тем кого были допущены ошибки необходимо быть более внимательными!

  1. А сейчас поработаем в группах. Разбейтесь, пожалуйста, на группы.

Вам необходимо упорядочить порядок этих действий. На  столах у каждой группы есть карточки с примерами для каждого из вас. Правильно решенный пример оценивается в 5 баллов .

39*58-9720:27+33

57*38-8640:24+66

Работаем по цепочке, решаем свой вариант

Ответы учеников

  1. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
  2. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
  3. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность
  4. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
  5. Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель

Решают номера  в своих тетрадях самостоятельно

Взаимопроверка

Составляют порядок действий при вычислениях значения числового выражения.

Один ученик из группы проговаривает правило

Решение выражения по действиям (у доски и в тетрадях)

      2.У вас на столах есть листы самооценки. - Отметили?.

C:\Users\margo\Downloads\Формирующее оценивание.jpg

  1.  А теперь прочитайте слово, которое получится, если числа  заменить на соответствующие им русские буквы.

.

Рефлексия

Подводим итоги урока.

Не забываем делать пометки в листе самооценки, оцените свою  деятельность в группах  .

Мы познакомились сегодня с древними системами счисления,  закрепили навыки выполнения действий сложения и вычитания, умножения и деления многозначных натуральных чисел.

Ф.И. ученика

Этап урока, выполняемая задача

Самооценка выполнения задач

/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...