Главные вкладки
Нужная Елена Григорьевна
Сайт учителя математики и физики
Профессия: Учитель математики и физики
Профессиональные интересы: нет
Увлечения: нет
Страна: Россия
Регион: Амурская область
Населенный пункт: Райчихинск
Место работы: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение основная общеобразовательная школа № 22 городского округа города Райчихинска Амурской области
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/olesya-petrova85О себе
Моё портфолио
Использование современных образовательных технологий.
Занимаясь педагогической деятельностью, я выявила ряд противоречий в практике работы с обучающимися:
- Преобладание в системе образования традиционных репродуктивных форм обучения и ориентированность современной школы на внедрение системно-деятельностного подхода.
- Способность большинства учащихся легко овладевать определённой суммой знаний репродуктивно и их неумение добывать эти знания самостоятельно.
- Ориентированность традиционных методов обучения на “среднего” (овладение базовым уровнем знаний) ученика и невозможность развития в таких условиях одаренного “сильного” ученика.
Таким образом, я пришла к выводу, что деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения.
В меж аттестационный период мною были изучены и используются в процессе педагогической деятельности, следующие современные образовательные технологии:
- технология разноуровневой дифференциации (создание разнообразных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
- технология проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению);
- технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧиП) (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития);
Данные технологии способствуют формированию и развитию информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.
I. Технология разноуровневой дифференциации (В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития).
Наша школа обучает детей с разным уровнем развития. Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Система работы технологии разноуровневой дифференциации включает в себя различные ступени:
• выявление отставаний в ЗУН;
• ликвидацию их пробелов;
• устранение причин неуспеваемости;
• формирование интереса и мотивация к учебе;
• дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ребёнка.
Основная цель использования дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому обучающему возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Для разноуровневого обучения используются:
• карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи;
• задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
- изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа;
- учет знаний на уроке;
- текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы;
- организация работы над ошибками;
- уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делится по уровням:
1-я группа, обучающие с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач).
2-я группа - обучающие со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом.
3-я группа - обучающие с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса. В результате применения данной технологии:
• обучающиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
• стали ощущать себя успешными и уверенными;
- возросла степень их психологического комфорта на уроках.
Дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
II.Использование технологии проблемного обучения
Цель использования технологии: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение универсальными учебными действиями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.
В процессе достижения данной цели я решила следующие задачи:
- Изучила и проанализировала психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по данной теме
- Познакомилась с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс (работы ученых и практиков:Д. Дьюи, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова);
- Обеспечила формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями.
- Разработала проблемные задания с различными способами подачи нового материала, уроки с элементами проблемного обучения.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, научно-методическую литературу, на уроках я стала использовать определенную последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.
Я узнала, что полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
- доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблем.
Данный цикл используется мной практически на каждом уроке математики и физики. При этом я использую следующие приемы создания проблемной ситуации (ПС):
- подвожу обучающихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- сталкиваю противоречия в практической деятельности;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
- определяю проблемные теоретические и практические задания.
Например создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.Для примера возьмём урок математики в 5 классе.
Тема урока: Периметр прямоугольника.
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать, сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Сразу же начинается обсуждение задачи: Какой Дима? На какой улице его дом? Диме нужно помочь. Но как? Возникает затруднение. Придётся нам решать эту проблему. Проблемная ситуация создана.
Для её решения высказываются ребятами различные предположения (может, сходим на место и попробуем прикладывать по всей длине огорода рейки, но это очень долго; можно спросить у старших дома; может, сами попробуем найти в учебнике какое-то решение и т.д.). Вместе выдвигаем и формулируем основную гипотезу: «нужно найти периметр прямоугольника, он и будет длиной изгороди». Записываем формулу, используем её на практике. Затем делаем вывод: формула периметра прямоугольника нужна. Доводим решение задачи до конца: Диме помогли!
Благодаря проблемному обучению у учащихся развиваются пять универсальных компетентностей:
- способность к исследованию;
- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
- способность принимать решения;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
3.3.3.Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧиП)
Над данной темой я работаю давно. В разных источниках мной было найдено много материала , он у меня вызвал большой интерес и был взят за основу в преподавании. Работая с применением данной технологии мне помогло добиться главного – понимания учащихся в практической направленности математики в ежедневной жизни.
Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский
Технология РКМ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы ему было интересно учиться, а педагогу интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать ребенка счастливым!
«Кто не владеет техникой какого-нибудь
искусства, науки, ремесла, тот никогда не будет
способен создать что-нибудь выдающееся»
/И.В.Мичурин/
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.
Цель педагогической деятельности:
Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках математики и физики , осуществить апробацию, выявить эффективность данной технологии.
Основные задачи:
- изучить теоретический материал по технологии РКМЧП;
- овладеть способами проведения уроков в рамках технологии;
- спланировать работу по внедрению технологии развития критического мышления;
- провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии;
- разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии;
- выявить преимущества данной технологии.
Эта технология представляет опыт практической реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе занятий сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. В основу технологии были положены идеи развивающего обучения великих психологов и педагогов от Жана Пиаже, Лоуренса Колберга до Льва Выготского. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Задачи, которые решает технология РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД.
В результате данной работы будут формироваться такие УУД:
1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
3. Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
4. Коммуникативные УУД: осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе; понимать зависимость характера речи от ситуации общения.
Отличительные черты технологии РКМЧП:
- надпредметный характер;
- технологичность;
- усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
- применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
- Приемы развития критического мышления:
- Посредством использования ТРКМ на уроках математики создаю условия для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для практической деятельности; формирую умение самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Несколько приемов, которые я эффективно использую при обучении математики и физики.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты