Технологическая карта и презентация на обобщение и систематизация знаний по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
презентация урока для интерактивной доски по математике (5 класс)

Монгуш Чокпак Артуровна

План-конспект урока

 

1. 

ФИО (полностью)

Монгуш Чокпак Артуровна

2. 

Место работы

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л. Б. Чадамба» Тоджинского района РТ

3. 

Должность

Учитель математики

4. 

Предмет

Математика

5. 

Класс

5 «В», 16 обучающихся

6. 

Тема урока

Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями

7. 

Базовый учебник

Математика: 5 класс: учебник / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир

8. 

Цели урока:

Образовательная: повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями», определить уровень усвоения знаний по данной теме.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, математической речи, вычислительных навыков.

Воспитательная: способствовать  стремление достижения поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

9. 

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

10. 

Планируемые результаты:

Предметные:

ü систематизировать приобретенные знания, умения, навыки по теме «Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями».

Метапредметные:

ü Познавательные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

ü Регулятивные  - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

ü Коммуникативные – развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

Личностные:

ü совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач.

 

11. 

Методы:

Дидактическая игра

12. 

Формы работы учащихся:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

13. 

Организация деятельности учащихся на уроке:

l Самостоятельно определяют проблему и решают ее

l Самостоятельно решают примеры и задачи

l Отвечают на вопросы

l Оценивают себя и друг друга

l Работают в группе

l Рефлектируют

14. 

Необходимое техническое оборудование и раздаточный материал:

интерактивная доска, презентация, индивидуально, учебник для 5 класса по математике А. Г. Мерзляка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_i_vychitanie_drobey.pptx1.71 МБ
Файл teh._karta_drobi.docx299.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - путешествие

Слайд 2

Индия

Слайд 3

Путь путешественника Покупка билета Тоора-Хем - Кызыл Кызыл - Москва Пересадка Москва - Индия Отдых

Слайд 4

Покупка билета Перевести в смешанную дробь: Перевести в неправильную дробь: Сравните дроби: ; ;

Слайд 5

Покупка билета Выпо лните действия: 1) 2) 3) 4)

Слайд 6

Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями Тема урока: Цель урока: повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями”, определить уровень усвоения знаний по данной теме.

Слайд 8

Тоора-Хем - Кызыл ?

Слайд 9

Тоора-Хем - Кызыл

Слайд 10

Тоора-Хем - Кызыл

Слайд 11

Кызыл - Москва Задача. Пятиклассники решают полететь в Индию и для того, чтобы полететь туда, дорога должна занять 3 суток. Их маршрут таков: из Тоора-Хема до Кызыла - суток, из Кызыла до Москвы - ч, из Москвы до Индии с пересадкой 1 ч. На сколько раньше пятиклассники прилетят, чем должны были?

Слайд 12

Кызыл - Москва Ответ : на ч раньше

Слайд 13

Пересадка Ссылка на физкультминутку

Слайд 14

Москва - Индия Р ешит е уравнени я:

Слайд 15

Рефлексия - Как складываются и вычитываются обыкновенные дроби? - Как складываются и вычитываются смешанные дроби? - Как переводим неправильную дробь в смешанную? - Как смешанную дробь переводим в неправильную? - Какие трудности были? - Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Слайд 17

Отдых Домашнее задание: №785, 787(2) стр. 200 Дополнительно: повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока

ФИО (полностью)

Монгуш Чокпак Артуровна

Место работы

МБОУ «СОШ с. Тоора-Хем им. Л. Б. Чадамба» Тоджинского района РТ

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

5 «В», 16 обучающихся

Тема урока

Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями

Базовый учебник

Математика: 5 класс: учебник / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир

Цели урока:

Образовательная: повторить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями», определить уровень усвоения знаний по данной теме.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, математической речи, вычислительных навыков.

Воспитательная: способствовать  стремление достижения поставленных целей, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

  • систематизировать приобретенные знания, умения, навыки по теме «Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями».

Метапредметные:

  • Познавательные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
  • Регулятивные  - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные – развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.

Личностные:

  • совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач.

Методы:

Дидактическая игра

Формы работы учащихся:

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • Самостоятельно определяют проблему и решают ее
  • Самостоятельно решают примеры и задачи
  • Отвечают на вопросы
  • Оценивают себя и друг друга
  • Работают в группе
  • Рефлектируют

Необходимое техническое оборудование и раздаточный материал:

интерактивная доска, презентация, индивидуально, учебник для 5 класса по математике А. Г. Мерзляка.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познава-тельные

Регулятив-ные

Коммуника-тивные

Личност-ные

1

Организационный момент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

2

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Включение каждого ученика в учебную деятельность

2

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

5

Организует деятельность учащихся по воспроизведению имеющихся знаний по изучаемой теме.

Проводит устную и   фронтальную проверку.

Предлагает оценить свои знания.

Фронтальная беседа,       ответы на вопросы..

Дают определение дроби: правильной и неправильной, смешанной дроби;.

Сравнение, сложение и вычитание дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями, сокращение.

Заполняют лист самооценки.

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач

3

Постановка целей, задач урока,

мотивационная деятельность учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

2

Вместе с учениками определяет тему и цель урока.

Объясняет, как заполнять листы самооценки.

Напоминает правила групповой работы.

Формулируют учебную проблему и тему урока.

Делают записи в тетрадях.

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Этап проверки принятой гипотезы.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

8

Проводит параллель с раннее изученным материалом, подобрав задания таким образом, чтобы учащиеся повторили операции, которые им предстоит выполнять при сложении и вычитании дробей и смешанных чисел.

По окончании работ организует взаимопроверку

Составление карты путешествия:

решают примеры, по последнему числу в «цепочке»решают примеры.

Проверяют друг друга.

Оценивают свою работу, заполняют листы самооценки.

Умение ориентироваться в своей системе знаний.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция

Умение точно и последовательно выражать свою мысль

Развитие самооценки

5

Обобщение и систематизация знаний.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

5

Организовывает работу в группах.

По окончании работ организует самопроверку.

Выполняют задание в группах. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы группы.

 Заполняют листы самооценки.

Логический анализ объектов с целью выделения признаков

Планирование, прогнозирование

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения

Совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач

6

Физ.минутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

2

Организует проведение физкультминутки.

Включает видеофайл.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу.

Эмоциональная и физическая разгрузка учащихся.

7

Обобщение и систематизация знаний (продолжение)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатко

6

Организовывает работу на доске.

По окончании работ организует самопроверку.

Решают примеры (в тоже время работа у доски с последующей проверкой), записывают в тетрадь.

Решают задачу алгебраическим способом в группе.  Составляют опорную схему к задаче, применяют знаково-символическое моделирование.

Осуществляют взаимоконтроль.

Заполняют лист самооценки.

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Планирование, прогнозирование

Формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач

8

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоцио-нального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

3

Предлагает учащимся подсчитать итог в листах самооценки.

Организует рефлексию: задает вопросы.

Подсчитывают итоговую оценку, как среднее арифметическое, выставляют её в листах самооценки.

Отвечают на вопросы.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самоопределение

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

2

Называет задания для домашней работы.

Благодарит за работу на уроке.

Определяют для себя задания, записывают его в дневники, подают дневники для оценок.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнера

Самоопределение


Ход урока

  1.  Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ребята, вы любите путешествия? Наш урок будет в формате путешествия. (Слайд 1)

Давайте полетим на самолете куда-нибудь от всей этой школьной суеты? Куда бы вы хотели полететь? Давайте я вам помогу определиться. Вы знаете кто придумали цифры? (Индийцы) Поэтому давайте полетим в Индию, встрану где люди изобрели впервые цифры. А кто знает столицу Индии? (Нью-Дели).  Для того, чтобы попасть в Нью-Дели, нужно составить план поездки (Слайд 2):

- купить билет

- поехать в Кызыл

- полететь сначала в Москву

- пересадка (прямого рейса с Кызыла до Индии нет)

- полететь в Индию

- релакс

  1.  Актуализация знаний (4 мин)

В первую очередь нам нужно купить билет. Для того, чтобы купить билет давайте вспомнить, что мы изучали на последних уроках? (Сложение и вычитание дробей). Вспомним как складывать и вычитывать дроби с одинаковыми знаменателями, но перед этим вспомним определение правильных дробей и неправильных. У правильной дроби? У неправильной? Как сравниваем дроби с одинаковыми знаменателями? С разными знаменателями? Как перевести неправильную дробь в смешанную, а смешанную, наоборот, в неправильную?

Примеры на слайде (Слайд 3).

Перевести в смешанную дробь:        19/7

Перевести в неправильную дробь:       53/7

Сравните дроби:                 9/4   и   9/6  ;              9/4   и   9/6;

Как переводить неправильную дробь в смешанную? (числитель дели мна знаменать, дальше выделяем целую часть, т.е. частное, дальше в числителе пишем остаток, а знаменатель не меняется).  А как смешанную в неправильную? Сравнение дробей (целую часть умножаем на знаменатель, к полученному произведению складываем числитель, знаменатель так и остается) (Ответы на слайде 4)

1) 6/13+5/13 = 6+5/13=11/13

2) 6/13−5/13=6−5/13=1/13

3) 47/19+33/19=(4+3)7+3/19=710/19

4) 47/19+33/19 = (4−3)7−3/19=14/19

 А теперь вспомним как скадывать и вычитывать обыкновенные дроби и смешанные дроби. (Примеры на слайде 5) Как складываем обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями? (складываем числители, знаменать остается неизменным). Вычитываем точно так же.

А как складываем смешанные дроби с одинаковыми знаменателями? (складываем целые части отдельно, дробные части тоже отдельно). И дробная часть обьязательно какая должна быть? (правильная). Если дробная часть получается неправильной, то мы обьязательно приводим к смешанной. Вычитываем точно так же. (Ответы на слайде 6)

Хорошо, вспомнив как складываются и вычитываются наши дроби, мы купили билет до Гаваи.

  1.  Постановка целей и задач. (3 мин)

Мы вспомнили как складывать и вычитывать дроби. И как вы думате, какая сегодняшняя тема? (Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей с одинаковыми знаменателями) Улучшим и закрепим все полученные знания по нашей теме, т.е. будем решать задачи. (Слайд 7-  тема урока). Перед вами лежат листы, на листах будете писать свои баллы за каждые решенные примеры на каждом этапе нашего урока, а в конце по этим баллам выставлю ващи оценки. За Покупку билета 1 балл ставят ......

  1.  Этап проверки принятой гипотезы.

Итак, мы купили билет до Индии, теперь нам нужно поехать в Кызыл. Чтобы поехать в Кызыл, нам нужно решить некоторые примеры для того, чтобы укрепить ваши знания. (Пример на слайде 7)

  1. Выполните действие. Верхнюю полосу решим на доске. Нижнюю будете решать самостоятельно. Решили? Давайте поменяетесь тетрадями и проверите друг друга. (Слайд 8) (Ответы на слайде 9)

Решив первое задание, приехали в Кызыл. Молодцы!

За полет из Тоора-Хема в Кызыл 1 балл ставят....

  1.  Обобщение и систематизация полученных знаний. (5 мин)

Дальше нам нужно сесть в самолет и полететь в Москву сначала. Но для этого нам нужно выполнить следующее задание - решить задачу. Задачу решаете, сообща с соседом по парте. (слайд 10)

Задача.  Пятиклассники решают полететь в Индию и для того, чтобы полететь туда, дорога должна занять 3 суток. Их маршрут таков: из Тоора-Хема до Кызыла - суток, из Кызыла до Москвы -   ч, из Москвы до Индии с пересадкой 1 суток и  ч. На сколько меньше времени они потратят, чем должны были?

  1.  =  ч

Ответ: на 1/ 2 - это половина сутки, т.е. 12 часов. Мы выполнили задание, а значит мы приехали в Москву. (слайд 11)

За полет из Кызыла в Москву 1 балл ставят себе.....

 

  1.  Физминутка (2 мин)

Теперь, чтобы пересесть на другой самолет, давайте сделаем разминку, ребята.

Включается видеофайл (слайд 12).

За пересадку поставьте 1 балл...

  1.  Обобщение и систематизация полученных знаний. (продолжение) (7 мин)

Итак, мы пересели на другой самолет, но чтобы долететь наконец-таки до Индии, нам опять же нужно выполнить задания. Следующие задания - решить уравнения. Ребята, а что значит решить уравнение? (Найти корень) (слайд 13)

Решаем примеры на доске, первое решим вместе, а остальные 2 - решают на доске желающие.

 Пример:

  1. ;

  ;

  1.  ;  

;    

  1.  ;

 ;

 

 

Молодцы, ребята! Мы приземлились в Индии.

За полет из Москвы до Индии 1 балл ставят ......

  1.  Рефлексия. (3 мин)

Ребята для того, чтобы оценить уровень полученных знаний давайте ответим на вопросы.

- Как складываются и вычитываются обыкновенные дроби?

- Как складываются и вычитываются смешанные дроби?

- Как переводим неправильную дроб в смешанную?

- Как смешанную переводим в неправильную?

- Какие  трудности были?

- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

В готовы к контрольной работе. (слайд 14)

Итак, ребята, достаньте карточки. Давайте оценим нашу сегодняшнюю работу. Посчитайте сколько в итоге у вас баллов. По этим баллам я выставлю оценки. Дорисуйте смайлика. (слайд 15)

  1.  Информация о домашнем задании (2 мин)

Мы наконец-то прилетели в Индию. А теперь, чтобы отдохнуть с чистой совестью и душой, вы должны мне сделать дома домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание: №785, 787(2) стр. 200  

Дополнительно: повторить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями(слайд16).

Выставление оценок и стикеров.

Спасибо за урок! (слайд 17)

Лист оценки учащегося

ФИ путешественника _______________________________________

Покупка билета

(0-1 балл)

Тоора-Хем - Кызыл

(0-1 балл)

Кызыл - Москва

(0-1 балл)

Пересадка

(0-1 балл)

Москва - Индия

(0-1 балл)

Итог

рефлексия

Лист оценки учащегося

ФИ путешественника _______________________________________

Покупка билета

(0-1 балл)

Тоора-Хем - Кызыл

(0-1 балл)

Кызыл - Москва

(0-1 балл)

Пересадка

(0-1 балл)

Москва - Индия

(0-1 балл)

Итог

рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...

Технологическая карта урока по математике по теме "Сложение и вычитание с одинаковыми знаменателями"

Технологическая карта урока по математике в 5 классе, включая этапы уроков....

Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)

Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит  систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...

Технологическая карта к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме свойства квадратного корня».

laquo;Обобщение и систематизация знаний по теме свойства квадратного корня»Повторение и обобщение материала по применению свойств арифметического квадратного корня....

Технологическая карта урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс

Технологическая карта урока химии  "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс...