Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок математики в 5 классе Учитель: Тутаева Т.В.
МОУ СОШ №3 ГО Саранск
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Обучающие: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и научиться применять его при решении примеров, задач, уравнений
Развивающие: формировать навыки анализа, сравнения, обобщения
Воспитательные: развивать интерес к математике и математические способности, формировать у учащихся честность и объективность, воспитывать личность, способную самостоятельно принимать решение.
Планируемые результаты:
Предметные - знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров, задач, уравнений.
Метапредметные
уметь выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; уметь обрабатывать информацию; уметь оценивать результаты своей деятельности; уметь приводить свои примеры.
Личностные
умение работать в паре, умение слушать товарища, вести диалог, аргументировать свой ответ.
Метод обучения: частично-поисковый метод
Технология обучения: технология проблемно- диалогического обучения
Оборудование: интерактивная доска, меловая доска, проектор
Используемые материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н. Я. и др., «Мнемозина» 2015, конспект урока, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_matematika_tutaeva_t.v.doc | 643 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе Учитель: Тутаева Т.В.
МОУ СОШ №3 ГО Саранск
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Обучающие: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и научиться применять его при решении примеров, задач, уравнений
Развивающие: формировать навыки анализа, сравнения, обобщения
Воспитательные: развивать интерес к математике и математические способности, формировать у учащихся честность и объективность, воспитывать личность, способную самостоятельно принимать решение.
Планируемые результаты:
Предметные - знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, уметь применять их при решении примеров, задач, уравнений.
Метапредметные
уметь выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; уметь обрабатывать информацию; уметь оценивать результаты своей деятельности; уметь приводить свои примеры.
Личностные
умение работать в паре, умение слушать товарища, вести диалог, аргументировать свой ответ.
Метод обучения: частично-поисковый метод
Технология обучения: технология проблемно- диалогического обучения
Оборудование: интерактивная доска, меловая доска, проектор
Используемые материалы: учебник «Математика 5» Виленкин Н. Я. и др., «Мнемозина» 2015, конспект урока, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
Учитель приветствует учащихся. Учащиеся приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Показывают готовность к уроку.
Формируемые УУД: развитие умения организовывать рабочую среду, развитие доброжелательности.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать благоприятную обстановку на уроке, повторить изученный материал прошлого урока.
Учитель: У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. После решения каждой задачи - оцените свою работу.
Учитель: Давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке?
Учащиеся: На прошлом уроке мы узнали, что дроби бывают правильные и неправильные. Мы сравнивали их, также сравнивали с единицей, отмечали на луче точки с дробными координатами.
Учитель: Давайте вспомним: какая дробь называется правильной и какая неправильной, что мы называем числителем и знаменателем дроби. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
Учашиеся вспоминают определения правильных и неправильных дробей, числителя и знаменателя. Вспоминают правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Формируемые УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание.
Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», выявить затруднения. Принятие цели урока учащимися и определение темы урока.
Работа на интерактивной доске.
1.Прочитайте дроби. Распределите их по двум столбцам:
1. правильные, 2. неправильные. Обоснуйте свой выбор.
Учащиеся по одному выходят и переносят дробь в нужный столбец и доказывают свой выбор: числитель меньше знаменателя – правильная дробь, числитель больше или равен знаменателю - неправильная.
Выполняют задание на доске, аргументируя свой ответ.
2. Задание на интерактивной доске. Расположить дроби в порядке возрастания.
Учащиеся сравнивают дроби с равными знаменателями. Располагая их в порядке возрастания.
3. Задача на нахождение суммы дробей с одинаковыми знаменателями (слайд).
Прямоугольник разделен на 10 равных квадратов. Петя закрасил 3 квадрата, затем Валя еще 4 квадрата. Какую часть прямоугольника они закрасили?
Как узнать? Какая проблема возникает? Сформулируйте проблемный вопрос. Что для этого нужно сделать?
Учащиеся: Надо узнать, сколько всего квадратов закрасили. Для этого надо сложить закрашенные квадратики. Складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
Учитель: Что мы должны научиться делать?
Учащиеся: Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.
Учитель: Какая же тема сегодняшнего урока?
Учащиеся: Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Учитель: Попробуйте сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями?
Учащиеся: Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тем же.
Учитель: Прочитаем это правило по учебнику.
Как вы думаете, как можно записать правило с помощью букв?
Учащиеся читают правило по учебнику и проговаривают вполголоса в парах.
Учитель: Как вы думаете, как можно записать правило с помощью букв?
Один ученик записывает на доске, остальные записывают в тетрадь
Формируемые УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и товарищами, анализ объектов с целью выделения признаков. Развивается умение анализировать, сравнивать. Регулятивные: целеполагание.
4. Выявление места и причины затруднения
Цель: Обеспечение мотивации учения. Обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»).
Учитель предлагает задачу: Батон разрезали на 10 равных частей. На тарелку положили 8 долей. За обедом съели 4 доли. Сколько долей осталось на тарелке после обеда?
Какая проблема возникает?
Учащиеся: как вычесть из одной дроби другую.
По аналогии с суммой вычисляют разность дробей с разными знаменателями.
Делают вывод:
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитаем числитель вычитаемого, а знаменатель оставляем тот же.
Учитель: Как вы думаете, всегда ли можно вычесть из одной дроби другую?
Учащиеся: Числитель первой дроби должен быть больше числителя второй.
Учитель. Запись на доске , a > c.
Формируемые УУД: умение ставить проблему.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Учитель: Повторим, как найти сумму дробей с одинаковыми знаменателями?
Учащиеся проговаривают правило.
Учитель: Составьте задачу по схеме и решите ее
Решают самостоятельно, сверяют с доской.
Решение: участка засажено хвойными. Ответ: 6/8.
Самопроверка по слайду.
Учитель: если в ответе получаем числитель равный знаменателю? Как в этом случае запишем ответ?
Предположения учащихся: если в ответе получается дробь, в которой числитель и знаменатель равны, то получаем единицу, т.е. целое. (Торт, батон и т.д.)
Для подтверждения предположений работаем в парах: учитель предлагает задачу.
В первый день вспахали поля, а во второй день – поля. Какую часть поля вспахали за два дня?
Учащиеся решают предложенную учителем задачу. Делают вывод: действительно: если в ответе получается дробь, в которой числитель и знаменатель равны, то эта дробь равна 1
Учитель: Какую же часть поля вспахали за два дня?
Учащиеся: 1, т.е. все поле.
Формируемые УУД: построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы, решение проблемы Регулятивные: прогнозирование.
6.Реализация построенного проекта.
Учитель: Придумайте аналогичную задачу.
Проверяют придуманные задачи.
Учитель: Теперь решим уравнения с дробями. Что для этого нужно вспомнить?
Учащиеся: Как найти неизвестные компоненты при сложении и вычитании.
Проговаривают правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.
Учитель: решите уравнения на слайде
1) , 2)
Первое уравнение решают самостоятельно, проверяют ответ на слайде.
Второе уравнение 1 ученик решает у доски, комментируя каждое действие. Ответ проверяем на слайде.
Формируемые УУД: выражение своих мыслей с достаточной точностью; работая по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: Выявление пробелов первичного осмысления изученного, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий.
Работа с учебником.
Задача №1006
Масса станка равна т., а масса его упаковки т. Найдите массу станка вместе с упаковкой?
Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.
(т) масса станка вместе с упаковкой.
Ответ: т
Самопроверка по слайду.
Задача № 1008 (решить самостоятельно).
(слайд) Одна бригада получила т гвоздей, а вторая - на т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада?
Учитель: Как найти, сколько тонн получила вторая бригада, если говорится в задаче «на меньше»?
Учащиеся делают вывод: если говорится в задаче «на меньше» - выполняют вычитание.
(т) гвоздей получила вторая бригада.
Ответ: т.
Взаимопроверка в парах. Слайд.
Выполните действие: слайд
Взаимопроверка по записи на слайде
Одновременно один человек у доски выполняет задание на нахождение значения буквенного выражения.
Формируемые УУД: выполнение действий по алгоритму, контроль, коррекция, оценка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: Выявить качество усвоения знаний, а также выявить недостатки в знаниях, установить причины выявленных недостатков.
Слайд. Самостоятельная работа
Вариант I.
1.Выполнить действия
1) 2)
2. Катя проехала на велосипеде км, а Валентин км. На сколько километров больше проехал Валентин?
Вариант 2.
1. Выполнить действия
1) 2)
2. Расстояние от поселка до станции равно км, а от поселка до озеракм. На сколько километров одно расстояние больше другого?
Самопроверка по слайду.
1 вариант.
1) = 2)
2. (км) –больше проехал Валентин
Ответ: км.
2 вариант
1) = 2)
2. (км) –на столько расстояние от поселка до станции больше.
Ответ: км.
Формируемые УУД: контроль, коррекция, оценка, осознание уровня усвоения; самоопределение.
9. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Оценить работу отдельных учащихся и работу класса в целом.
Фронтальный опрос.
Учитель:
Что изучили сегодня на уроке?
Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями?
Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Что еще узнали сегодня нового?
Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель оценивает некоторых учащихся.
Формируемые УУД: оценка- осознание уровня и качества усвоения.
10. Рефлексия.
Цель: Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса в целом.
Учитель: Какую цель вы поставили в начале урока? Вы достигли цели урока? Проанализируйте результат своей работы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Заполните таблицу, которую вы получили в начале урока.
Учащиеся оценивают себя.
Формируемые УУД: умение оценивать себя, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
11. Запись домашнего задания.
Цель: Обеспечить понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
1. № 1040, 1041(д, з), 1042(а)
2. Составить задачу на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями в два действия. Только для желающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Предмет: Математика (5 класс)Цели урока:научить использовать правила сложения и вычитан...
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей
Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...
Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»
Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...
Разработка урока и презентация по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Здесь представлена сценарий урока, конспект, технологическая карта урока и презентация урока в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....
Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...
Урок математики, 6 класс, тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цель (цели)Создать условия для освоения правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.Личностные:Развитие логического мышления, культуры речи; качеств личности, обеспечивающих спосо...
Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.
Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....