Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Тютина Наталья Владимировна

Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutina._konspekt_uroka.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

с применением технологии системно-деятельностного подхода в обучении

по теме «Сложение и вычитание дробей с

одинаковыми знаменателями»

Тютина Наталья Владимировна

учитель математики МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района


Технологическая карта урока

ФИО учителя

Тютина Наталья Владимировна

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

  1. Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения  и вычитания десятичных дробей.
  2. Повторить и закрепить: сравнение десятичных дробей; представление смешанного числа в виде десятичной дроби.

Термины и понятия

Дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, правильная дробь, неправильная дробь, сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями.

Формы работы

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы  

Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов,  А.С. Чесноков,  С.И. Шварцбурд,   учебник  для  5   класса  общеобразовательных  учреждений – М.: Мнемозина,  2014; презентация к уроку; раздаточный материал (карточки).

Цели  деятельности  учителя

Главная  дидактическая  цель:  отработать  навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;  способствовать  развитию  математической  речи,  оперативной  памяти,  произвольного  внимания,  наглядно-действенного  мышления;  воспитывать  культуру  поведения  при  фронтальной  работе,  индивидуальной  работе.

Формировать  УУД:

Личностные:  способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

Регулятивные:  умения  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать  по  коллективно  составленному  плану;  оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной  ретроспективной  оценки.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его   завершения  на  основе  его  оценки  и  учета  характера   сделанных  ошибок;   высказывать  свое  предположение.    Самооценка – способность  осознать  то,  что  уже  усвоено,  и  то,  что  еще  нужно  усвоить,  способность  осознать  уровень  усвоения.  

Коммуникативные:  умения  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  

Познавательные:  умения  ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Складывают и вычитают дроби с одинаковыми знаменателями

Личностные - ппроявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в деятельности.

Регулятивные – составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные –  умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций

Организация пространства

Цель деятельности

Совместная деятельность

1. Организационный момент

Включить учащихся в учебную деятельность;

определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями.

Учитель настраивает на урок.

Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками.

  • Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…)

Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами.

С собой на охоту мы возьмём  свои знания и смекалку.

  • А что есть общего между охотником и математикой? Без чего они не могут обойтись? (Дробь)
  • Какие дроби мы начали изучать на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).
  • Какие операции с дробями мы научились делать? (записывать  дроби, читать обыкновенные дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями).
  • Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении  дробей? (Научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби).
  • Ребята, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать  дроби с одинаковыми знаменателями.)
  • Как сформулируем тему нашего урока? (Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми  знаменателями)
  • Открываем тетради, записываем:  число, классная работа и тему нашего урока «Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями».
  • Посмотрите, у вас у каждого на партах лежит карточка с изображением на ней орешка знаний. Давайте попробуем каждый «расколоть»  свой орешек и добудем новые знания.
  • Давайте прочитаем слова, которые помогут нам двигаться вперёд, добывая новые знания: «Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!»

Прежде чем открывать новые знания, давайте вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями;

актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: обыкновенные дроби, числитель дроби, знаменатель дроби, сравнение дробей с  одинаковыми знаменателями;

зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями;

  • Прочитайте дроби (на слайде)

.

  • Заполните таблицу на карточках (учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем сверяют ответы с ответами на слайде).

Дробь

Числитель

Знаменатель

Правильная (+)

Неправильная (-)

Двадцать одна тридцать вторая

21

32

+

Тринадцать девятнадцатых

13

19

+

Сорок восемь тридцать третьих

48

33

_

Сто пятьдесят восемьдесят третьих

155

83

-

Пять двести сорок седьмых

5

247

+

Оцените себя:

      кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5».

  • Сравните дроби устно, запишите только результаты (на слайде)

1.                      2.                       3.     

         4.                          5.                         6.         

Самопроверка по образцу: <>>>=<

Оцените себя:

      кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5»

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

согласовать цель и тему урока.

  • Ребята, посмотрите внимательно на эти фигуры и ответьте на вопросы (на слайде)
  • Какая часть каждой фигуры закрашена: красным? зеленым? красным и зеленым цветами? не закрашена?

   

  • Проверьте себя
  • Сможете ли вы без фигур выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей? (Нет, надо знать правило сложения и вычитания.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

  • Давайте соберём правило (алгоритм) сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. (Работа в группах с карточками)

Исследуйте страницу 155 учебника, проверьте, правильно ли мы сформулировали правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

Учащимся предлагаются схемы сложения и вычитания дробей  с одинаковыми знаменателями;:

  • Посмотрите внимательно на схемы сложения и вычитания. Есть ли вопросы по их использованию? (Нет)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

  • Где можно применить действия с десятичными дробями? (при решении примеров, уравнений, задач)

Решение примеров

Примеры №1011 (дети решают примеры на доске по очереди)

Кто правильно решает, тот ставит «5» на орешке.    

6. Динамическая пауза.

Сменить вид деятельности учащихся, подвести учащихся к решению практических задач.

  • А теперь давайте немного отдохнём – поиграем  в анаграммы (на слайде)

1. Как называется столица нашей Родины? (Москва)

2. Символ Москвы  (Кремль)

3. Количество башен в Московском Кремле?  (двадцать)

4. Как называется главная башня Кремля? (Спасская)

5. Название часов на Спасской башне? (куранты)

7.  Включение в систему знаний

Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания при решении задач, тренировать навыки использования нового содержания знания.

  • Учитель предлагает учащимся решить задачи: 

1) №1005 (14/16 кг)

Ребята решают самостоятельно.

Затем один ученик комментирует решение с места. Ребята сверяют ответ.  

      Если верно, то «5» на орешке.

  1. №1006 (96/100 т), №1008 (4/10 поля).

Решение задачи один ученик проводит на меловой доске.

      Если верно, то «5» на орешке.

8. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Проверить свое умение применять алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении уравнений

Самостоятельная работа

  • Решите уравнения №1018.

Ребята самостоятельно выполняют задания, затем проверяют в парах по ключу. (Ключи на слайде)

Кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5»

9. Рефлексия деятельности на уроке:

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

оценить собственную деятельность на уроке;

обсудить и записать домашнее задание.

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?
  • Какие знания использовались для достижения цели?
  • Всё ли у вас получалось?
  • В чём были затруднения?
  • Справились ли вы с трудностями?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её.  После уроков я посмотрю ваши ответы.

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

     п.26 №1039,  №1041(а – г), №1042.  

Ребята, давайте подведём итог. Подсчитаем пятёрки на орешке. Сколько у каждого?

Охота удалась?    (да)        

 Давайте прочитаем слова на слайде:

Орешек знаний твёрд, но мы его сумели расколоть!

Выставление отметок за урок:

5 пятёрок на орешке  и более – отметка «5»,

4 пятёрки на орешке – отметка «4»,

3 пятёрки на орешке – отметка «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Конспект урока и презентация на тему:  Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.  Предмет: Математика  (5 класс)Цели урока:научить использовать правила сложения и вычитан...

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

Разработка урока и презентация по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Здесь представлена сценарий  урока, конспект, технологическая карта урока и презентация урока в 5 классе по теме  "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

Урок математики, 6 класс, тема: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Цель (цели)Создать условия для освоения  правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.Личностные:Развитие логического мышления, культуры речи; качеств личности, обеспечивающих спосо...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....