ФИО учителя | Тютина Наталья Владимировна |
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Тема урока | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока | - Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
- Повторить и закрепить: сравнение десятичных дробей; представление смешанного числа в виде десятичной дроби.
|
Термины и понятия | Дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, правильная дробь, неправильная дробь, сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями. |
Формы работы | Групповая, фронтальная, индивидуальная. |
Ресурсы | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2014; презентация к уроку; раздаточный материал (карточки). |
Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: отработать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Складывают и вычитают дроби с одинаковыми знаменателями | Личностные - ппроявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в деятельности. Регулятивные – составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные – умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
|
Организация пространства |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
1. Организационный момент |
Включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями. | Учитель настраивает на урок. Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками. - Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…)
Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами. С собой на охоту мы возьмём свои знания и смекалку. - А что есть общего между охотником и математикой? Без чего они не могут обойтись? (Дробь)
- Какие дроби мы начали изучать на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).
- Какие операции с дробями мы научились делать? (записывать дроби, читать обыкновенные дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями).
- Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении дробей? (Научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби).
- Ребята, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.)
- Как сформулируем тему нашего урока? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)
- Открываем тетради, записываем: число, классная работа и тему нашего урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
- Посмотрите, у вас у каждого на партах лежит карточка с изображением на ней орешка знаний. Давайте попробуем каждый «расколоть» свой орешек и добудем новые знания.
- Давайте прочитаем слова, которые помогут нам двигаться вперёд, добывая новые знания: «Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!»
Прежде чем открывать новые знания, давайте вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: обыкновенные дроби, числитель дроби, знаменатель дроби, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения; Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями; | - Прочитайте дроби (на слайде)
. - Заполните таблицу на карточках (учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем сверяют ответы с ответами на слайде).
Дробь | Числитель | Знаменатель | Правильная (+) Неправильная (-) | Двадцать одна тридцать вторая | 21 | 32 | + | Тринадцать девятнадцатых | 13 | 19 | + | Сорок восемь тридцать третьих | 48 | 33 | _ | Сто пятьдесят восемьдесят третьих | 155 | 83 | - | Пять двести сорок седьмых | 5 | 247 | + |
Оцените себя: кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5». - Сравните дроби устно, запишите только результаты (на слайде)
1. 2. 3. 4. 5. 6. Самопроверка по образцу: <>>>=< Оцените себя: кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5» |
3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. |
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока. | - Ребята, посмотрите внимательно на эти фигуры и ответьте на вопросы (на слайде)
- Какая часть каждой фигуры закрашена: красным? зеленым? красным и зеленым цветами? не закрашена?
- Проверьте себя
- Сможете ли вы без фигур выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей? (Нет, надо знать правило сложения и вычитания.)
|
4. Построение проекта выхода из затруднения |
Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. | - Давайте соберём правило (алгоритм) сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. (Работа в группах с карточками)
Исследуйте страницу 155 учебника, проверьте, правильно ли мы сформулировали правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; Учащимся предлагаются схемы сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;: - Посмотрите внимательно на схемы сложения и вычитания. Есть ли вопросы по их использованию? (Нет)
|
5. Первичное закрепление во внешней речи. |
Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. | - Где можно применить действия с десятичными дробями? (при решении примеров, уравнений, задач)
Решение примеров Примеры №1011 (дети решают примеры на доске по очереди) Кто правильно решает, тот ставит «5» на орешке. |
6. Динамическая пауза. |
Сменить вид деятельности учащихся, подвести учащихся к решению практических задач. | - А теперь давайте немного отдохнём – поиграем в анаграммы (на слайде)
1. Как называется столица нашей Родины? (Москва) 2. Символ Москвы (Кремль) 3. Количество башен в Московском Кремле? (двадцать) 4. Как называется главная башня Кремля? (Спасская) 5. Название часов на Спасской башне? (куранты) |
7. Включение в систему знаний |
Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания при решении задач, тренировать навыки использования нового содержания знания. | - Учитель предлагает учащимся решить задачи:
1) №1005 (14/16 кг) Ребята решают самостоятельно. Затем один ученик комментирует решение с места. Ребята сверяют ответ. Если верно, то «5» на орешке. - №1006 (96/100 т), №1008 (4/10 поля).
Решение задачи один ученик проводит на меловой доске. Если верно, то «5» на орешке. |
8. Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
Проверить свое умение применять алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении уравнений | Самостоятельная работа Ребята самостоятельно выполняют задания, затем проверяют в парах по ключу. (Ключи на слайде) Кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5» |
9. Рефлексия деятельности на уроке: |
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать домашнее задание. | - Что нового вы сегодня узнали?
- Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?
- Какие знания использовались для достижения цели?
- Всё ли у вас получалось?
- В чём были затруднения?
- Справились ли вы с трудностями?
Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я посмотрю ваши ответы. Откройте дневники, запишите домашнее задание: п.26 №1039, №1041(а – г), №1042. Ребята, давайте подведём итог. Подсчитаем пятёрки на орешке. Сколько у каждого? Охота удалась? (да) Давайте прочитаем слова на слайде: Орешек знаний твёрд, но мы его сумели расколоть!
Выставление отметок за урок: 5 пятёрок на орешке и более – отметка «5», 4 пятёрки на орешке – отметка «4», 3 пятёрки на орешке – отметка «3». |