Статья по теме: "Приёмы эффективной работы с обучающимися на уроках математики"
статья по математике (5, 6 класс)
В данной статье представлены эффективные приёмы, используемые мною на уроках математики в 5-6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_priyomy_effektivnoy_raboty_s_obuchayushchimisya_na_urokah_matematiki_.docx | 438.25 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном мире, в эпоху цифровой трансформации, многих областей человеческой деятельности стать образованным современным человеком можно только имея базовую математическую подготовку.
Необходимо учить детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы, а также осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.
«Учить надо не тому, что ребенок может сделать сам, а тому, что он еще не умеет, но в состоянии сделать под руководством учителя».
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
В своей работе я особое место отвожу урокам с использованием информационно-коммуникационной технологии (ИКТ). Такие уроки более интересны для учащихся, а за счет этого повышается эффективность урока.
Подготовленные заранее к уроку материалы (подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний) облегчают труд учителя.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения за счет разноуровневых заданий. Разнообразные математические тренажеры (таблица сложения-вычитания, умножения-деления) математические интерактивные игры способствуют самообразованию учащихся.
Использование интерактивной доски на уроке имеет ряд преимуществ.
Во-первых, заранее подготовленные чертежи, схемы или текст позволяют экономить время урока, что способствует повышению плотности урока.
Вся информация, появляющаяся на доске сохраняется. В случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему.
Во-вторых, благодаря наглядности и интерактивности, учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация их внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Кроме этого, подготовленные материалы можно многократно использовать, таким образом накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
Использование ИКТ даёт мне возможность решать такие важные задачи:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- усиление мотивации к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
Так как я работаю в 5-6 классах, большое внимание уделяю игровым технологиям.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Для возникновения интереса к математике следует позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль отвожу дидактическим играм на уроках математики. Обращаясь к игровым формам обучения на уроках, я вижу в них возможности эффективной организации взаимодействия с учащимися, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлеченные дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.
Цели применения математических игр:
- развитие мышления;
- углубление теоретических знаний;
- самоопределение в мире увлечений и профессий;
- организация свободного времени;
- общение со сверстниками;
- воспитание сотрудничества и коллективизма;
- приобретение новых знаний, умений и навыков;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие волевых качеств;
- контроль знаний;
- мотивация учебной деятельности
Виды математических игр: игры-упражнения; игры-путешествия; сюжетная ролевая игра; игра-соревнование.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.
Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом. Они способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.
Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.
Игровой мотив способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.
В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней.
В процессе игры осуществляется свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний. Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Пример 1. «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Пример 2.
Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.
Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
В своей работе я использую групповые технологии. Класс делю на группы для решения определенных задач. Каждая группа получает задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или с моей помощью. Задания могут быть одинаковыми или дифференцированными. Таким образом создаются условия для развития познавательной самостоятельности учащихся. С помощью взаимодействия в процессе выполнения группового задания формируются коммуникативные умения и интеллектуальные способности обучающихся.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Во время повторения изученного материала учащимся предлагаю работать в статической или динамической паре. Это позволяет в короткий срок опросить весь класс. При этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам математики. Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.
При организации групповой работы учитываю личностные взаимоотношения между учащимися. Примерно половину группы составляют учащиеся, которые способны успешно заниматься самостоятельной работой. В ходе работы учащиеся обсуждают ход и результаты работы, обращаются за советом друг к другу.
Работа в группах обычно имеет более высокие результаты по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы.
Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. При этом и ученик-консультант получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
При оценке деятельности учащегося в группе использую оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.
Применение групповой работы при обучении математике эффективно. Она способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. При совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
Существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Выбор той или иной технологии зависит от возраста и состава учащихся, уровня подготовленности, темы занятия и пр. Самым рациональным является использование на уроке нескольких технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"
Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания....
Статья на тему "Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии"
Работая по данной проблеме я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными....
Статья по теме : "Приёмы повышения мотивации на различных этапах урока"
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хоро...
Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»
Материал предназначен для учителей, работающих в старших классах коррекционных школ 8 вида....
Статья на тему:«Приёмы визуализации на уроках истории(из опыта работы учителя)»
В статье рассматриваются приёмы визуализации на уроках истории, исходя из особенностей восприятия информации современными школьниками, для того чтобы в доступной и понятной форме доносить до учащихся ...
Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".
Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися...
Статья на тему «Система работы по повышению качества знания у обучающихся на уроках математики»
Можно использовать данный материал на семинарах и подготовке к урокам математики...