Методическая разработка по теме "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики".
методическая разработка по математике
Данный материал представляет приемы по обучению навыку понимания задачи обучающимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики».
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
Y – YI классы
- выделение главного в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст.
YII – YIII классы
- умение составить план прочитанного;
- воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение пользоваться образцами решения задач;
- запоминание определений, формул.
IX – XI классы
- работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
- использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
- конспектирование новой темы.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? |
2. Приём «Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
3. Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
4. Приём«Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?»
5. Приём «Верите ли вы…»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Приём «Верю- не верю». В начале изучения темы «Углы» в 5 классе можно предложить учащимся поиграть в игру «Верю - не верю»:
- Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
- Угол – это геометрическая фигура.
- Угол состоит из двух пресекающихся прямых
- Бывают углы остроумные и тупые
- Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
- Равные углы – это те, у которых равны стороны
- Бывает угол прямой
- Угол может быть тощим
- Острый угол – это угол, который меньше прямого
Библиографический список:
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
4. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
Методическая разработка № 2.
Роль учителя в обучении смыслового чтения на уроках математики.
Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.
Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:
- технологии проблемного обучения;
- интерактивных технологий;
- технологии критического мышления.
С текстом на уроках математики мы работаем, решая задачи, изучая новый
материал, правила.
Учитель должен организовать систематическую работу с учебником
математики на каждом уроке по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и
понимания книг необходимо начинать с 1-го класса и проводить в системе,
усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.
Дети уже в 1 классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие,
вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой.
Формируя универсальные учебные действия учащихся, учитель, прежде всего, развивает личность ребёнка, даёт ему возможность самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетентности, учит правильной организации усвоения материала, т.е. умению учиться.
Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над
решением текстовых задач на уроках математики.
Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача.
Ребёнку необходимо:
–ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл,
находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить
необходимую единицу информации в тексте);
–преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому;
–решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие
полного или частичного понимания текста;
–на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность.
1 этап – Работа до чтения.
На этом этапе работы с текстом учебника необходимо внутренне включить
каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться.
Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе при
изучении нового материала – это прием «Банк идей (гипотез)», куда ученики
«складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться. Учитель при этом вывешивает заготовленные записи высказываний учеников на доску (или записывает), чтобы в конце урока проверить, верны или нет были выдвинутые ими гипотезы.
Прием “Верные или неверные утверждения”, или “Верите ли Вы?” может
быть началом урока, когда учащиеся, выбирая “верные утверждения” из
предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку,
систему правил).
Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения,
обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст
параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно.
Это само чтение. При изучении нового материала (введением новых терминов, знакомстве с правилами) необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника.
3 этап – Работа после чтения.
Работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.
Формированию смыслового чтения текста будет способствовать, например,
выполнение такого задания: «Найди ошибку». Самое большое двузначное число – 100 –можно разделить на 2, 3, 4 и 5.
Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у детей перед глазами. Дети должны найти все допущенные ошибки. Некоторые из этих ошибок «лежат на поверхности». Например, 100 – это не двузначное, а трехзначное число. Другие требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа. Выполняя деление методом
подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3. (33∙3=99 – это меньше 100,34∙3=102 – это больше 100).
Смысловое чтение как обще учебное мета предметное умение формируется
сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения
правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
«Смысловое чтение на уроках математики при решении задач.»
Цель современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
В классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задачи. Дети затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам.
Можно сделать вывод, что неумение работать с текстом на уроках математики– это проблема, стоящая во главе обучения решению задач.
Мы должны научить своих учеников:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию (найти главные слова, задать вопросы);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её недостоверность.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Формируются вышеперечисленные универсальные учебные действия при использовании приёмов смыслового чтения. Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.
Один из приёмов смыслового чтения –
«составление краткой записи условия задачи».
При осуществлении этого приёма у учащихся формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
При составления краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, схематических чертежей, таблиц.(слайды)
Эффективным приёмом является «Составление вопросов к задаче».
Происходит анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче. (пример)
Важно проводить систематическую работу с учебником математики.
Тексту отводится приоритетная роль. Текст читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, учащиеся дискутируют, сочиняют.
Можно использовать различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения.
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом/формулой.
2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной
последовательности.
2) «собери» правило, алгоритм.
3) «найди ошибку»
Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
Литература:
- Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. / Загашев И. О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. – СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003. – 192 с.
- Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Сметанникова Н. Н. – М: Баласс, 2011. – 128 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики"
Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откли...
Доклад. Приемы смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики и физики
Методическая статья...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Учебно-методическое пособие дает рекомендации по применению методик смыслового чтения при работе с текстом на уроках математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербург...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Материал содержит информацию о междисциплинарной учебной программе, предусмотренной новыми образовательными стандартами «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Описаны варианты...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики
Рассказывается о том, какие приемы развития смыслового чтениея применяют на уроках математики. Как работать с текстом ....
«Развитие смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории посредством технологии критического мышления».
Статья о развитии смыслового чтения на уроках истории...