Статья по теме : "Приёмы повышения мотивации на различных этапах урока"
статья (5 класс) на тему
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хорошо учиться.
Мотивация — это стремление человека сделать хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация — это включение в деятельность учения, учебную деятельность. С первых дней обучения, учителю нужно организовать учебную деятельность так, чтобы у учащегося возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» и создать условие для формирования учебной мотивации. Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащегося любопытство — причину познавательного интереса.
Одной из проблем своей педагогической деятельности, считаю создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у своих учеников, так как учебная мотивация-необходимое условие дальнейшего успешного обучения.
На своих уроках на этапе вызова (мотивации) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающися в пространство учебной деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_irina_1.ppt | 1.16 МБ |
seminar_irina.odt | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация- это стремление человека сделать хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Учебная мотивация-это включение в деятельность учения.
Приём «Верю-не верю» Утверждения До После Текст состоит из предложений. К тексту нельзя придумать название. Все предложения в тексте имеют свои границы. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. Текст можно разделить на части. Каждая часть текста записывается с красной строки.
Поставить существительное в начальную форму Определить род Мужской род Женский род Средний род -а, -я -а,-я Ь -о , е 1 скл . 2скл . 1скл. 3 скл. 2скл.
«Бортовой журнал» Что мне известно по данной теме. Что нового я узнал из текста.
1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. Приём Чтение с остановками.
«Плюс- минус-интересно» Плюс Минус Интересно Всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. Всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным. Все любопытные факты, о которых узнали на уроке.
«Синквейн» Лягушка-хвастунишка. Изобретательница, самовлюблённая. Придумала, летела, упала. Хвастовство может погубить мечту. Горе-путешественница. Высоцкий Кирилл.
«Синквейн» Лягушка. Умная, хвастливая. Думала, летала, хвасталась. Сказка ложь да в ней намёк. Путешественница. Зыкова Вероника
«Синквейн» Лягушка. Хвастливая, любопытная. Придумала, полетела , загордилась. Кто хвалится, тот с горы свалится. Терпение. Дик Данил
Предварительный просмотр:
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хорошо учиться.
Мотивация — это стремление человека сделать хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация — это включение в деятельность учения, учебную деятельность. С первых дней обучения, учителю нужно организовать учебную деятельность так, чтобы у учащегося возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо» и создать условие для формирования учебной мотивации. Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащегося любопытство — причину познавательного интереса.
Одной из проблем своей педагогической деятельности, считаю создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у своих учеников, так как учебная мотивация-необходимое условие дальнейшего успешного обучения.
На своих уроках на этапе вызова (мотивации) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающися в пространство учебной деятельности на уроке.
На данном этапе ставится задача не только активизировать , заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что сама по себе станет серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
На этом этапе использую приём «Верю-неверю». У каждого учащегося на парте лежит заранее подготовленная таблица с утверждениями. Если согласны с утверждением, то вписывают в поле «начало урока» ответ «да», если не согласны, то вписывают в поле ответов «нет». Дальше учащимся задаю вопросы:
- Какие вопросы и трудности возникли при выполении данной работы?
- К этим утверждениям вернёмся в конце урока и попытаемся ответить на возникшие вопросы.
Данный приём используется на стадии вызова и рефлексии. У учащихся с помощью этого приёма формируется умение соотносить известные факты.
Например на уроке русского языка при изучении темы «Текст».
Утвержджения:
Утверждения | До | После |
1. Текст состоит из предложений. | ||
2. К тексту нельзя придумать название. | ||
3.Все предложения в тексте имеют свои границы. | ||
4.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. | ||
5. В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится. | ||
6. Текст можно разделить на части. | ||
7. Каждая часть текста записывается с красной строки. |
Данный приём можно использовать и на литературном чтении, и на окружающем мире, и на математике.
Использую приём «Кластеры» (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
«Грозди»- графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.
Этот приём можно использовать на уроках естественного и гуманитарного циклов. Например на уроке русского языка по теме «Склонение имён существительных»
- Сколько склонений у имён существительных?
- Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
Поставить существительное в начальную форму
Определить род
м.р ж.р ср.р
окончание окончание окончание оканчивается окончание
-а,-я нулевое -а,-я Ь -о,-е
1 скл. 2 скл. 1 скл. 3 скл. 2 скл.
Приём «Бортовой журнал».
Что мне известно по данной теме. | Что нового я узнал из текста. |
Левая колонка заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, сосвоим личным опытом.
На этапе осмысления, идёт непосредственная работа с информацией, причём приёмы и методы позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. На стадии осмысления информационная функция меняется, ведущей задачей становится приобретение новых знаний. Значение мотивационной функции остаётся ведущим, на стадии вызова важно сохранить интерес к изучаемому, не забыть о поставленных учеником на стадии вызова целях, предъявленных запросах.
На данном этапе могу использовать приём «чтение текста с остановками» . На стадии вызова происходит коструирование предлагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия, прогноз содержания и проблематики. На стадии осмысления идёт чтение текста с отрывками с обсуждением каждого: «что будет дальше и почему?». На стадии рефлексии осмысление текста как единого целого.
При работе с текстом небольшого объёма использую прием «зигзаг-2». На стадии осмысления класс делится на группы. Рабочая группа получает текст и просматривает его. Группе предлагается пять различных вопросов по данному тексту. «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные группы». «Экспертная группа» обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для рабочей группы. На стадии рефлексии эксперты вернувшись в рабочие группы отвечают на свои вопросы. Идёт взаимообучение.
Например на уроке окружающего мира по теме «Как человек воспринимает окружающий мир».
Класс разделился на пять групп по 5 человек. Каждая группа получила вопросы на карточках определённого цвета.
- Для чего нужно зрение?
- Как устроено ухо человека?
- Что такое обоняние?
- Сколько вкусов различает человек?
- Помогает ли осязание воспринимать мир?
Учащиеся взяли по карточке и изучили текст в родной группе, подчёркивая ответы на свои вопросы. Затем при помощи цветовых карточек собрались в экспертные группы, где происходило обсуждение. Вернувшись в родную группу, эксперты в порядке следования цветов знакомят товарищей с ответами на вопросы.
Обычно вконце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали , и того как работали, т. е. каждый оценивае свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
На данном этапе могут использоваться следующие приёмы:
Приём «Плюс-минус-интересно». Этот приём позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Этот приём можно использовать как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.
Плюс | Минус | Интересно |
Всё что погравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. | Всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, непонятным. | Все люботные факты, о которых узнали на уроке. |
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знание, воображение.
Например на уроке литературного чтения по теме «Лягушка Путешественница».
Лягушка-хвастунишка.
Изобретательная ,самовлюблённая.
Придумала, летала, упала.
Хвастовство может погубить мечту.
Горе-путешественница.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный , кропотливый, целенаправленный. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость, успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики».
Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики»....
Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "
В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....
Выступление по теме "Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках географии и биологии."
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить&ra...
Выступление по теме «Пути повышения мотивации учебной деятельности на уроках химии»
Народная мудрость гласит : "немотивированный ученик просто не хочет учиться" или "ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить".Эта пословица п...
Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся на различных этапах урока (из опыта работы)
Выступление на МО учителей естественно-математических наук...
Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии
Типовые задания с приемами учебной мотивации на различных этапах урока географии...