Статья на тему:«Приёмы визуализации на уроках истории(из опыта работы учителя)»
статья по истории (7, 8, 9, 10 класс)

В статье рассматриваются приёмы визуализации на уроках истории, исходя из особенностей восприятия информации современными школьниками, для того чтобы в доступной и понятной форме доносить до учащихся материал и способствовать повышению познавательной активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizualizatsiya.doc_1.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева

Евгения  Александровна

учитель

                                                                        ГБОУ СОШ №187 Красногвардейского района

        Санкт-Петербурга

 ТЕМА:«Приёмы визуализации на уроках истории(из опыта работы учителя»

Сегодня педагоги имеют дело с детьми нового поколения, которые появились на свет в эпоху глобализации и бурного развития компьютерных технологий. Интернет для них является пространством обитания. Они привыкли быть в Сети, с ними всегда смартфоны и для них это естественная часть жизни. Это имеет свои плюсы и минусы. Педагоги и психологи отмечают, что  дети могут хорошо работать с различными источниками информации, при этом желательно, чтобы она была яркой, зрелищной, наглядной. Они с лёгкостью выполняют нестандартные творческие задания(презентации, рисунки, схемы). Однако, при этом очень часто за красивой картинкой мы видим неглубокое, поверхностное знание. И не смотря на изобилие информации память их стала хуже, а клиповое мышление пришло на смену понятийному (словесно-логическому), что и мешает глубокому освоению изучаемого материала.

Как же сделать процесс обучения более эффективным? Как помочь детям лучше усваивать учебный материал? Эти вопросы продолжают волновать многих учителей.

Я считаю, что необходимо использовать особенности восприятия информации современными школьниками и использовать это в своей работе. Психологи отмечают, что   что 80% современных школьников являются визуалами, это означает, что ведущим каналом восприятия является зрение, они лучше запоминают информацию через наглядные пособия, схемы, таблицы, рисунки.

Существует множество приёмов визуализации, рассмотрим те, которые я использую на уроках истории.

Составление схем, таблиц на основе текста позволяют хорошо структурировать учебный материал, подходят для работы с большим объёмом информации. На своих уроках я часто использую приём кластера. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного исторического факта.  Например, при изучении темы «Социальная структура российского общества второй половины XVIII века» ученикам  предлагается вспомнить, что им известно о категориях граждан, проживавших в России при ПетреI. Учащиеся предлагают свои варианты ответа, которые в зависимости о правильности помещаются в схему-кластер. Далее учитель отмечает, что в положении основных сословий произошли большие изменения, попробуем их найти познакомившись с текстом учебника. В схему добавляются новые данные. Желательно  выделять их другим цветом. Этот прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя главное.    

Кластер хорошо используется при работе с понятиями, когда с помощью схемы мы раскрываем его основные признаки.  Например, при изучении термина мануфактура, ученикам предлагается прочитать отрывок из баллады о суконщике Джеке из Ньюбери, найти черты предприятия нового типа и составить кластер к этому понятию.  Примером может быть следующая схема.

Разделение                                        Наёмный труд

труда

                           Мануфактура                            Предприятие

Ручнойтруд                        

                      Более крупная

                      чем ремесленная мастерская

Как же научить учащихся составлять сложные схемы? Начинать эту работу нужно с построения и объяснения простых схем(социальная структура общества, органы власти, направления внешней политики). На втором этапе учим правильно читать схемы, напоминаем, что это нужно делать в одном направлении: либо начинать от главного факта, то есть от целого, либо от второстепенных, тогда вы будете идти от частного к общему. На третьем этапе  учащиеся могут приступить к самостоятельному составлению схем. Например, при изучении реформ управления Петра  I ученикам можно предложить выполнить следующее задание: государственные учреждения(местные, центральные, высшие) представляли собой сооружения, подобное сужающейся пирамиды, на вершине которой находился самодержец. Осуществляющий верховную неограниченную власть. Попробуйте изобразить графически систему государственной власти при Петре 1. Можно усложнить задание и предложить ученикам выделить, что нового появилось в центральных и местных органах управления  при Петре1. Объяснить, чем вызваны эти изменения. Это задание более сложное, подразумевает анализ изученного материала, сопоставления двух  систем управления и поиск закономерных причин этих изменений. Учащимся нужно вспомнить множество понятий таких как Земский собор, приказы, боярская дума и др. Учитель может организовать систему подсказок, например подобрать иллюстрации и  вопросы к ним, которые помогут в решении этой сложной задачи. Например картина художника С.Иванова «В приказе московских времен», напомнит учащимся о работе приказной системы 17 века, большая очередь из страждущих, куча бумаг-символ приказной волокиты, гусь в палате и мешки в руках очередников - «поминка», взятка. Обращая внимание учащихся на эти и другие проблемы становятся понятными причины реформ и новшества, появившиеся в их результате(вместо приказов появились коллегии, которые работали по строгому  регламенту, с чётким распределением функциональных обязанностей и др). Более традиционная форма визуализации - использование таблиц(причинно-следственных, событийных, хронологических, синхронистических, сравнительных). Например, при изучении какого-либо события.  На уроке в 6 классе по теме «Столетие бедствий» дети работали  таблицей, в которой часть ячеек уже была заполнена(т.н. шахматная таблица), черты  характеристики им нужно сформулировать самостоятельно, с подсказками учителя, а затем по образцу, заполненных ячеек закончить таблицу.

Черты характеристики

Жакерия

1358

Восстание Уотта Тайлера

1381

Общие черты и отличия

1.

Грабежи, высокие налоги; поражения армии во время войны.

Схожие причины.

2. Цели

Равенство всех англичан, снижение налогов

3. Участники, лидер

Крестьяне, Уотт Тайлер

4.

Крестьяне жгут, грабят земли феодалов в районе Парижа. Расправа с лидером восстания.

Формы борьбы похожи. Но в Англии, крестьяне захватили столицу и выдвинули программу.

Расправа с лидером

Составление схемы или таблицы помогает совершенствовать умение выделять главные и второстепенные факты, способствует активному осмыслению исторической информации.

Среди средств визуализации особое место занимают иллюстрации. Современные учебники истории снабжены множеством  интересных иллюстраций, которые являются прекрасным дополнением изучаемого материала. Изображения, относящаяся к теме урока, не должны остаться не разобранными, т. к. сами учащиеся часто забывают к ним обратиться.  По своему содержанию они могут быть посвящены памятникам материальной культуры, истории повседневности, историческим событиям, явлениям, изображать портреты выдающихся личностей, карикатуры. Существует много интересных приёмов в работе с иллюстрацией среди них можно отметить: составление рассказа по содержанию изображения, объяснение сюжета иллюстрации, «оживление картинки», сопоставление двух  иллюстрации по одному сюжету, ответы на вопросы, поставленные учителем. В то же время мы должны уйти за рамки содержания изображения, подумать о ценности данного источника информации, если это картина, то в чём её смысл, значимость для нас, возможно подумать об общественной  позиции автора картины. Таким образом иллюстрация может выступать как самостоятельный источник информации, равнозначный печатным текстам. Репродукции картин известных художников можно использовать на разных этапах урока. В качестве примера можно привести работу с картиной художника И.Е Репина «Арест пропагандиста» при изучении темы революционное народничество. Использовала её в заключительной части урока, для того чтобы проиллюстрировать тему одиночества русского революционера, его оторванность от тех, кому он отдаёт свою жизнь. Прежде чем приступить к работе с  картиной необходимо сообщить учащимся её название, автора произведения, исторический контекст. Далее организуется беседа по вопросам к картине:1) Где происходит действие картины? 2) Что происходит? 3) Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины? Полицейские? Крестьяне? Какими изобразительными средствами это подчёркнуто?4)Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить подобное отношение к ходоку в народ?5) На чье стороне симпатии Репина?6) Можно ли по сюжету картины определить как полиция узнала о пропагандисте? 7) Есть ли на картине люди, сочувствующие пропагандисту, и возможно готовые продолжить его дело 8)Что нового Вы узнали об атмосфере общественной жизни, в которой находилась Россия 9) Можно ли считать, что эта картина является историческим источником? В конце обобщаем ответы учащихся и делаем вывод о том, что наладить диалог с крестьянами революционерам так и не удалось, деятельность пропагандистского крыла народничества зашла в тупик. Какие выводы могли сделать руководители организации из сложившейся ситуации? Предположите как могла измениться тактика революционеров в дальнейшем? Последний вопрос плавно переключает нас на деятельность террористической организации народовольцев, с которой знакомимся на следующем уроке.

Политическая карикатура всегда была одним из важнейших средств агитации. Она так же, как картина или плакат, представляет собой исторический документ, характеризующий историческую эпоху изобразительными средствами. Карикатура как средство обучения наиболее соответствует уровню мышления учащихся старших классов, которые стремятся критически подходить ко многим  вопросам истории. Особенность карикатуры от других

визуальных источниковне ставит задачу отобразить жизнь такой какой

она естьполная свобода фантазии художникавсегда есть мораль, вывод, который художник подсказывает зрителюхудожник-карикатурист пристрастен, так как выражает свое мнение. И это мнение нам необходимо узнать.

Карикатуры, представленные в школьных учебниках, часто посвящены внешней политике. Например, карикатура на англороссийскую дружбу - Спасите меня от моих друзей». Карикатура времён Большой игры, опубликованная в лондонском сатирическом журнале «Панч» 30. 11. 1878.

Началом длительного геополитического соперничества двух стран, вошедшего в историю под названием «Большая игра» или «Война теней», послужило столкновение интересов империй в среднеазиатском регионе. Движущим мотивом Англии противостоять России, являлся страх потерять «крупнейший бриллиант британской короны» – Индию, которая кроме собственных территорий, включала в себя в XIX веке земли современного Бангладеш, Бирмы и Пакистана. Именно из-за этого, любые русские попытки проявить себя в этом регионе, встречались англичанами в штыки. Однако у России имелся свой план, который она не собиралась менять в угоду официальному Лондону. В него входили решения укрепить обороноспособность южных границ за счёт создания управляемых «буферных зон», утвердиться на среднеазиатских рынках для сбыта товаров и закупок дешёвого сырья, необходимого быстро развивающейся промышленности, установить контроль над племенами и ханствами опять же для расширения торговли, доступности к хлопку и повышения приграничной безопасности.

Вопросы для обсуждения с классом : 1. Узнаёте ли вы персонажи? Благодаря чему? 2. Обратите внимание на дату создания карикатуры. Какое событие или явление воспроизводит карикатура? 3. Определите символы, использованные автором

Использование карикатур на уроке истории открывает огромные возможности для развития творчества учащихся (создание проблемной ситуации, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание учениками собственных карикатур). Именно с целью развития творческого мышления предлагаем озвучить рисунок, устроить спор двух художников, воспроизвести диалог «героев» карикатуры, взять интервью у художника-карикатуриста. Работа с карикатурой способствует политическому образованию и воспитанию подрастающего поколения. Уроки с использованием политической карикатуры оставляют глубокий след в памяти учащихся. Идейно-политическая направленность карикатур формирует у учащихся образ эпохи, предоставляет информацию для размышлений о том или ином историческом периоде.

Современные ИКТ дают возможность учителю использовать различные фильмы, презентации, аудио и видеофрагменты. Они безусловно оживляют урок, делают его более насыщенным позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению исторических представлений. Прежде чем просматривать фильм или видеофрагмент ученики получают опережающее задание. Например, вопросы

для учеников 10 класса к фильму «Судьба человека»:

1)Название фильма (фрагмента):__

2) Год выпуска: ___

3) Режиссер

4) Содержание(кратко)

5) Реально ли отражает фильм события войны?

6) Какова основная идея фильма?

7) Какое отношение вызывает у вас главный герой картины?

Иногда фильмы бывают достаточно продолжительными по времени, что не соответствует времени урока. Поэтому лучшим решением этой проблемы будет показ отдельных отрывков или эпизодов на усмотрение учителя с последующим обсуждением. Просмотр может стать формой домашнего задания. Большой интерес у учащихся вызывают фильмы, построенные на документальной основе. Сериал «Рюриковичи», «Романовы», «Великие битвы России» производство ООО «Стар Медиа», фильмы Л. Парфёнова «Российская империя XVIII – начала XX века», «Русско- японская война» и др.

Эти фильмы я неоднократно использовала на своих уроках, они привлекают большое внимание школьников, стимулируют познавательную активность, помогают почувствовать дух времени и неразрывную связь с прошлым.

Современный урок истории нельзя представить без презентаций. Они помогают решить множество задач — сделать урок более наглядным, систематизировать материал, организовать интеллектуальную деятельность учащихся. Презентации наполнены различным содержанием- иллюстрациями, видеофрагментами, аудиозаписями, викторинами, тестами и различными заданиями для учеников. В качестве домашних заданий, ученики с радостью выполняют проекты презентаций по различным темам. При этом обязательно необходимо напомнить учащимся основные критерии работы. Примером может служить следующая памятка:

1.Содержание презентации – 2 балла

-соответствие заданной тематике.

-соблюдение структуры, логика изложения материала.

-интересные факты.

-тезисное изложение материала.

2. Визуализация текста – 1,5 балла.

-соответствие текста и изображений на слайде.

-все изображения, таблицы, диаграммы подписаны.

-отсутствие перезагруженности слайда.

3. Количество слайдов – 1 балл.

-обычно не менее 10 и не более 20 слайдов (если нет других требований).

4. Оформление презентации – 0,5 балла.

-классическое (спокойный цвет штор (предпочтителен белый цвет), минимум или отсутствие анимации, читабельный текст (размер шрифта не менее 24-28 пт), текст должен быть хорошо виден на фоне выбранных штор).

Активно использую на уроках презентации, взятые из Интернета, часто создаю их сама с помощью программы Power Point.

Сегодня на помощь педагогам приходят различные образовательные платформы, такие как Я- класс, Учи.ру , Яндекс.Учебник и многие другие. Они содержат  видеоуроки по различным темам, тренировочные задания, позволяют учителям анализировать и отслеживать успеваемость учеников. Столкнувшись с дистанционным обучением я выбрала для своей работы платформу РЭШ(Российская электронная школа). Видеоурок длится 7-15 минут, учащимся можно предложить различные задания, например, выписать основные тезисы, составить вопросы или план по заданной теме. Это похоже на лекцию с использованием презентации, однако саму лекцию читает ведущий видеоурока,  поясняет и расставляет акценты. Это позволяет учащемуся глубже осмыслить представляемый материал и запомнить его через выполнение различных заданий. В дальнейшем эти образовательные платформы можно использовать на обычных уроках.

В качестве заданий на своих уроках я также использую рисунки, плакаты, поделки, создание фотоколлажа. Например, составить и красочно оформить родословное древо своей семьи, нарисовать ленту времени, как  вариант графического изображения информации. Необычное задание вызывает большой интерес у школьников, позволяет им почувствовать себя  исследователями, развивает творческие способности и имеет большой воспитательный ресурс(Приложение 1) Создание коллажа из серии вчера-сегодня, когда ученики находят заданный экспонат - сооружение, памятник и накладывают новое изображение на старое, сравнивая прошлое и настоящее. Иногда можно сделать настоящее открытие, например узнать, что церковь  Успения Пресвятой Богородицы на Волковском кладбище была частично разрушена большевиками и стала частью завода Монументскульптура (Приложение2)

Таким образом, использование приёмов визуализации позволяет учитывать особенности восприятия информации современными школьниками, в доступной и понятной форме доносить до них материал, тем самым повышать познавательную активность, делать урок ярким, динамичным и разнообразным. При этом значимой, по прежнему, остаётся роль учителя на уроке, который создаёт условия для самостоятельной критической мыслительной деятельности учащихся.

Источники и литература:

1. Гаврилова Г. Некоторые особенности работы с политической карикатурой Журнал «История. Всё для учителя!»  № 4 (16) апрель 2013 г.

2. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №6(20). Декабрь 2012 www.grani.vspu.ru

3. Роль визуализации в школьном образовании. Санкт-Петербургский образовательный вестник,1-2016

4. Теория и методика преподавания истории, Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., 2003.

5.Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях   Короткова М.В, Студеникин М.Т. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...

Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)

 Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....

Статья. Воспитание ученика как активного участника образовательного процесса. Из опыта работы учителя математики.

В статье предлагаются формы и методы работы с учащимися, позволяющие "разбудить" ученика, превратив его  в активного сознательного участника образовательного процесса....