Рабочая программа Математика для жизни "
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)

Рябухина Галина Владимировна

Программа направлена на формирование функциональной грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_dlya_zhizni_5_klass.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

___________ /__ЧернышковаН.П._______________/

Протокол № 1

от «22 » августа 2022г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор

___________ /__АлсаеваС.А._________________/

Приказ №__1_____

от «22» августа 20 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

5 класс

Основное общее образование

                                                     Элективный курс

                                                     «Математика для жизни»

х.Леонов 2022г                    

Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

                                                     элективного курса

«Математика для жизни»

5 класс 2022-2023учебный год

Учитель: Рябухина Галина Владимировна,  высшая категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «22 » августа 20 22г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа элективного составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2021г), на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников,лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.

Цель программы:

развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Задачи программы:

  • развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
  • развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
  • развитиеспособности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
  • развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).

Формы работы:самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться с 5 по 9 класс. Изменяется практическое содержание тематических разделовв зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Личностные

будут сформированы:

  • формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
  • оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.

Метапредметные

  • находит и извлекает информацию в различном контексте;
  • объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
  • анализирует и интегрирует полученную информацию;
  • формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
  • делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.

Предметные

обучающийся научится:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;

обучающийся получит возможность:

  • находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
  • применятьполученныепредметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
  • формулировать проблему на основе анализа ситуации;
  • анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
  • оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
  • интерпретировать и оцениватьполученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
  • оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты.Решение естественно- научных проблем. Решение социальных проблем.

Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.

Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».

Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Вводный урок. Что такое креативно мышление.Знакомимся с креативными решениями различных проблем

1

2

Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки

2

3

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

2

4

Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

1

5

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.

1

6

Подведем итоги. Творческая работа

1

7

Финансовая грамотность современного человека

1

8

Семейный бюджет. Расходы и доходы

1

9

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

1

10

Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции

1

11

Фальшивые деньги. Обмен валюты

1

12

Личные сбережения. Финансовая безопасность

1

13

Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование

1

14

Математическая грамотность. Учимся для жизни

1

15

Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»

1

16

Ситуация «Новая квартира»

1

17

Практическая работа

1

18

Ситуация «Вязаные вещи»

1

19

Практическая работа

1

20

Ситуация «Вязаные вещи»

1

21

Практическая работа

1

22

Ситуация «Новое дорожное покрытие»

1

23

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?»

1

24

Человек и природа

1

25

Здоровье

1

26

Традиции и обычаи

1

27

Права человека

1

28

Семья

1

29

Образование

1

30

Практическая работа

3

всего

34 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Модуль: Креативное мышление

1.

Вводный урок.

Что такое креативно мышление.

Знакомимся с креативными решениями различных проблем

Диалог

Групповая работа

07.09.2022г.

2.

Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки

Групповая работа

14.09.2022г

3

Креативное самовыражение. Создаем рисунки

Работа в парах

Аналитическая беседа

21.09.2022г

4

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

Групповая работа

28.09.2022г.

5

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

Работа в парах Аналитическая беседа

05.10.2022г.

6

Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

Работа в парах

12.10.2022г.

7

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.

Круглый стол

19.10.2022г.

8

Подведем итоги. Творческая работа

Диалог Индивидуальная работа

26.10.2022г.

Модуль: Основы финансовой грамотности

9

Финансовая грамотность современного человека

Аналитическая беседа

02.11.2022г

10

Семейный бюджет. Расходы и доходы

Работа в группах

16.11-2022г.

11

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

Круглый стол

23.11-2022г.

12

Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции

Дискуссия

30.11-2022г

13

Фальшивые деньги. Обмен валюты

Работа в парах

07.12-2022г.

14

Личные сбережения. Финансовая безопасность

Аналитическая беседа

14.12.2022г.

15

Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование

Работа в группах

21.12.2022г.

16

Практическая работа

Индивидуальная работа

28.12.2022г

Модуль: Основы математической грамотности

17

Математическая грамотность. Учимся для жизни

Аналитическая беседа

11.01.2023г.

18

Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»

Групповая работа

18.01.20232г.

19

Ситуация «Новая квартира»

Групповая работа

25.01.2023г

20

Практическая работа

Мини-проект

01.02.2023г.

21

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

08.02.2023г

22

Практическая работа

Мини-проект

15.02.2023г.  

23

Ситуация «Вязаные вещи»

Групповая работа

22.02.2023г.

24

Практическая работа

Мини-проект

01.03.2023г.

25

Ситуация «Новое дорожное покрытие»

Групповая работа

22.03.2023г

26

Практическая работа

Мини-проект

29.03-2023г.

Модуль: Глобальные компетенции

27

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?»

Аналитическая беседа

05.04.2023г.

28

Человек и природа

Круглый стол

12.04.2023г.

29

Здоровье

Работа в группах

19.04.2023г.

30

Традиции и обычаи

Дискуссия

26.04.2023г.

31

Права человека

Круглый стол

03.05.2023г.

32

Семья

Работа в группах

10.05.2023г.

33

Образование

Работа в парах

17.05.2023г.

34

Практическая работа. Итоговый урок

Индивидуальная работа

Аналитическая беседа

 24.05.2023г.

 

Электронные образовательные ресурсы:

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy

https://events.prosv.ru/uploads/2021/08/additions/nimCpWYqRvLbuFHapH4u8UWbJjeBbx59qDVjuOOY.p

df 

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

  Подходы к конструированию заданий:

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%9C%D0%90_2019_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков

Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...

рабочая программа внеурочного курса "Жизнь замечательных людей"

рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей" для 6-8 классов с учетом ограничений в связи с эпидемиологической обстановкой...

Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)

Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)...

Рабочая программа "Основы социальной жизни"

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе:Адаптированной    основной    общеобразовательной     програм...

Рабочая программа «Основы безопасности жизни и здоровья детей»

Целью обучения предмета «Основы безопасности жизни и здоровья детей» является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное по...

Рабочая программа "Этика семейной жизни" 10-11 кл

формировать у учащихся нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;формировать уваж...