Рабочая программа Математика для жизни "
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)
Программа направлена на формирование функциональной грамотности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_dlya_zhizni_5_klass.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ___________ /__ЧернышковаН.П._______________/ Протокол № 1 от «22 » августа 2022г | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ___________ /__АлсаеваС.А._________________/ Приказ №__1_____ от «22» августа 20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
5 класс
Основное общее образование
Элективный курс
«Математика для жизни»
х.Леонов 2022г
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
элективного курса
«Математика для жизни»
5 класс 2022-2023учебный год
Учитель: Рябухина Галина Владимировна, высшая категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «22 » августа 20 22г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2021г), на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников,лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса.
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции.
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
- развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
- развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
- развитиеспособности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы:самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться с 5 по 9 класс. Изменяется практическое содержание тематических разделовв зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные
будут сформированы:
- формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
- оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные
- находит и извлекает информацию в различном контексте;
- объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
- анализирует и интегрирует полученную информацию;
- формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
- делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
обучающийся научится:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в различном контексте;
- применятьполученныепредметные знания для решения разного рода проблем и практических задач;
- формулировать проблему на основе анализа ситуации;
- анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
- оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания;
- интерпретировать и оцениватьполученные результаты в различном контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
- оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные пути их решения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Модуль: Креативное мышление (8ч.) Понятие креативного мышления. Креативные решения проблем. Креативное самовыражение. Создаем рисунки. Создам тесты.Решение естественно- научных проблем. Решение социальных проблем.
Модуль: Основы финансовой грамотности (8ч.) Финансовая грамотность современного человека. Семейный бюджет. Расходы и доходы. Акции в магазине. Кредит и рассрочка. Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции. Фальшивые деньги. Обмен валюты. Личные сбережения. Финансовая безопасность. Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование.
Модуль: Основы математической грамотности (10ч.) Математическая грамотность. Учимся для жизни. Ситуация «Поступление в предпрофильный класс». Ситуация «Новая квартира». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Вязаные вещи». Ситуация «Новое дорожное покрытие».
Модуль: Глобальные компетенции (8ч.) Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?». Человек и природа. Здоровье. Традиции и обычаи. Права человека. Семья. Образование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Вводный урок. Что такое креативно мышление.Знакомимся с креативными решениями различных проблем | 1 |
2 | Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки | 2 |
3 | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | 2 |
4 | Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. | 1 |
5 | Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. | 1 |
6 | Подведем итоги. Творческая работа | 1 |
7 | Финансовая грамотность современного человека | 1 |
8 | Семейный бюджет. Расходы и доходы | 1 |
9 | Акции в магазине. Кредит и рассрочка | 1 |
10 | Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции | 1 |
11 | Фальшивые деньги. Обмен валюты | 1 |
12 | Личные сбережения. Финансовая безопасность | 1 |
13 | Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование | 1 |
14 | Математическая грамотность. Учимся для жизни | 1 |
15 | Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» | 1 |
16 | Ситуация «Новая квартира» | 1 |
17 | Практическая работа | 1 |
18 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 |
19 | Практическая работа | 1 |
20 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 |
21 | Практическая работа | 1 |
22 | Ситуация «Новое дорожное покрытие» | 1 |
23 | Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» | 1 |
24 | Человек и природа | 1 |
25 | Здоровье | 1 |
26 | Традиции и обычаи | 1 |
27 | Права человека | 1 |
28 | Семья | 1 |
29 | Образование | 1 |
30 | Практическая работа | 3 |
всего | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||
Модуль: Креативное мышление | |||||||
1. | Вводный урок. Что такое креативно мышление. Знакомимся с креативными решениями различных проблем | Диалог Групповая работа | 07.09.2022г. | ||||
2. | Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. Креативное самовыражение. Создаем рисунки | Групповая работа | 14.09.2022г | ||||
3 | Креативное самовыражение. Создаем рисунки | Работа в парах Аналитическая беседа | 21.09.2022г | ||||
4 | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | Групповая работа | 28.09.2022г. | ||||
5 | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | Работа в парах Аналитическая беседа | 05.10.2022г. | ||||
6 | Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. | Работа в парах | 12.10.2022г. | ||||
7 | Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. | Круглый стол | 19.10.2022г. | ||||
8 | Подведем итоги. Творческая работа | Диалог Индивидуальная работа | 26.10.2022г. | ||||
Модуль: Основы финансовой грамотности | |||||||
9 | Финансовая грамотность современного человека | Аналитическая беседа | 02.11.2022г | ||||
10 | Семейный бюджет. Расходы и доходы | Работа в группах | 16.11-2022г. | ||||
11 | Акции в магазине. Кредит и рассрочка | Круглый стол | 23.11-2022г. | ||||
12 | Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. Инвестиции | Дискуссия | 30.11-2022г | ||||
13 | Фальшивые деньги. Обмен валюты | Работа в парах | 07.12-2022г. | ||||
14 | Личные сбережения. Финансовая безопасность | Аналитическая беседа | 14.12.2022г. | ||||
15 | Налоговая система. Государственное и негосударственное страхование | Работа в группах | 21.12.2022г. | ||||
16 | Практическая работа | Индивидуальная работа | 28.12.2022г | ||||
Модуль: Основы математической грамотности | |||||||
17 | Математическая грамотность. Учимся для жизни | Аналитическая беседа | 11.01.2023г. | ||||
18 | Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» | Групповая работа | 18.01.20232г. | ||||
19 | Ситуация «Новая квартира» | Групповая работа | 25.01.2023г | ||||
20 | Практическая работа | Мини-проект | 01.02.2023г. | ||||
21 | Ситуация «Вязаные вещи» | Групповая работа | 08.02.2023г | ||||
22 | Практическая работа | Мини-проект | 15.02.2023г. | ||||
23 | Ситуация «Вязаные вещи» | Групповая работа | 22.02.2023г. | ||||
24 | Практическая работа | Мини-проект | 01.03.2023г. | ||||
25 | Ситуация «Новое дорожное покрытие» | Групповая работа | 22.03.2023г | ||||
26 | Практическая работа | Мини-проект | 29.03-2023г. | ||||
Модуль: Глобальные компетенции | |||||||
27 | Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» | Аналитическая беседа | 05.04.2023г. | ||||
28 | Человек и природа | Круглый стол | 12.04.2023г. | ||||
29 | Здоровье | Работа в группах | 19.04.2023г. | ||||
30 | Традиции и обычаи | Дискуссия | 26.04.2023г. | ||||
31 | Права человека | Круглый стол | 03.05.2023г. | ||||
32 | Семья | Работа в группах | 10.05.2023г. | ||||
33 | Образование | Работа в парах | 17.05.2023г. | ||||
34 | Практическая работа. Итоговый урок | Индивидуальная работа Аналитическая беседа | 24.05.2023г. |
Электронные образовательные ресурсы:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy
https://events.prosv.ru/uploads/2021/08/additions/nimCpWYqRvLbuFHapH4u8UWbJjeBbx59qDVjuOOY.p
df
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
Подходы к конструированию заданий:
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%9C%D0%90_2019_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика 5, 6 " класс. Учебник "Математика". Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков
Рабочая программа к учебнику "Математика 5,6", автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год...
Рабочая программа «Математика для 5 класса» составлена на основе программы «Математика» (М.Н.Перова, В.В.Эк)
рабочая программа для 5 класс 8 вид...
рабочая программа внеурочного курса "Жизнь замечательных людей"
рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь замечательных людей" для 6-8 классов с учетом ограничений в связи с эпидемиологической обстановкой...
Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)
Рабочая программа. Математика. 5-9 классы. (учебник: Математика 5-6 кл. • Виленкин, Н. Я.; Алгебра 7-9 кл. •Ю. М. Колягин; Геометрия 7-9 кл. • Л. С. Атанасян)...
Рабочая программа "Основы социальной жизни"
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе:Адаптированной основной общеобразовательной програм...
Рабочая программа «Основы безопасности жизни и здоровья детей»
Целью обучения предмета «Основы безопасности жизни и здоровья детей» является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное по...
Рабочая программа "Этика семейной жизни" 10-11 кл
формировать у учащихся нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;формировать уваж...