Рабочая программа "Этика семейной жизни" 10-11 кл
рабочая программа (10, 11 класс)
- формировать у учащихся нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;
- формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
- способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и поведения в поликультурном мире;
- способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП "Этика семейной жизни" 10-11 кл | 89.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27»
городского округа «город Якутск»
677015, г. Якутск, ул. Семена Данилова, 34, тел/факс 33-21-71, http://school27.yaguo.ru
www.school27.yaguo.ru, ИНН: 1435123715/КПП: 143501001
Утверждаю: И.о.директора МОБУ СОШ№27 ГО «город Якутск» Васильева Т.М.. 31. 08. 2021 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Этика семейной жизни»
Для 10-11 классов
на 2021-2022 учебный год
Скрябина И.Л., руководитель кружка
Пояснительная записка
Программа составлена на основании программно-методического обеспечения для 10-11-х классов пособие для учителя/ В. Гребенникова "Основы семейной жизни" под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 с учетом ФГОС среднего (полного) общего образования.
Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.
Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Программа «Этика семейной жизни» направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи с учетом построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.
Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.
Программа рассчитана на 70 учебных часов.(2 года)
Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами ролевых игр.
Срок обучения: 70 учебных недель
Режим занятий: 1 час в неделю
Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами ролевых игр, самодиагностика, групповые дискуссии.
В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.
Задача состоит в том, чтобы ориентировать учащегося на осознание и принятие традиционных ценностей семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества.
Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса.
Курс “Этика семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.
В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.
Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать учащимся представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.
Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения
Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.
Цели программы: сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной активизации жизненного самоопределения в соответствии с общечеловеческими ценностями, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.
Задачи программы:
- формировать у учащихся нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности;
- формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
- способствовать развитию толерантного сознания, эстетического отношения и поведения в поликультурном мире;
- способствовать формированию ответственного отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с учащмися, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.
Формы итогового контроля: презентация проектов в совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «не зачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.
Предполагаемый результат
- повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
- формирование ценностей семьи и личностного роста;
- первичное самоопределение в семейной сфере;
- повышение социально-психологической компетентности учащихся.
Учебно-тематическое планирование курса «Этика семейной жизни» для 10-11 классов
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Введение. Цели и задачи курса «Этика семейной жизни» | 1 час |
I | Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества | |
1 | Семья в различных культурах | 4 часа |
2 | Нравственные нормы брака в христианской культуре | 4 час |
II | Личность и семья | |
1 | Психология личности | 5 часа |
2 | Роль семьи в воспитании личности | 6 часа |
III | Особенности межличностных отношений юношества | |
1 | Психология межличностных отношений | 4 часа |
2 | Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек | 4 часа |
3 | Культура воздержания | 4 часа |
4 | О товариществе и дружбе | 4 часа |
5 | Любовь как высшее человеческое чувство | 4 часа |
IV | Брак и семья | |
1 | Что такое готовность к браку | 5 час |
2 | Здоровье супругов и будущего потомства | 6 час |
3 | Семья и ее функции | 6 час |
4 | Особенности молодой семьи | 6 час |
5 | Этапы развития семьи | 6 час |
6 | Итоговое занятие | 1 час |
Итого: | 70 часов |
Содержание тем учебного курса
Введение
Содержание, цели и задачи курса “Этика семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.
Количество часов для изучения 1 час
Раздел первый
Семья в свете духовно - нравственных и культурных традиций общества.
1. Семья в различных культурах.
Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.
Количество часов для изучения 3 часа
2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.
Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья - “малая Церковь”, глава которой - муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.
Народные традиции русской православной семьи.
Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.
Количество часов для изучения 3 часа
Раздел второй
Личность и семья
1. Психология личности.
Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.
Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.
Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.
Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.
Количество часов для изучения 3 часа
2. Роль семьи в воспитании личности.
Важнейшая задача семьи - формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.
Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.
Количество часов для изучения 2 часа
Раздел третий
Особенности межличностных отношений юношества
1. Психология межличностных отношений.
Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.
Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.
Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.
Количество часов для изучения 2 часа
2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.
Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность
Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши - оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.
Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.
Девушка и юноша - будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.
Количество часов для изучения 3 часа
3. Культура воздержания.
Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.
Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.
Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.
Количество часов для изучения 2 часа
4. О товариществе и дружбе.
Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ - человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба - высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.
Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.
Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.
Количество часов для изучения 2 часа
5. Любовь как высшее человеческое чувство.
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.
Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.
Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства - симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.
Воспитание культуры чувств - дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие - полнота мудрости.
Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.
Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).
Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.
Количество часов для изучения 2 часа
Раздел четвертый
Брак и семья
1. Что такое готовность к браку.
Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.
Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.
Количество часов для изучения 2 часа
2. Здоровье супругов и будущего потомства.
Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).
Количество часов для изучения 3 часа
3. Семья и ее функции.
Основная функция семьи - продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.
Количество часов для изучения 3 часа
4. Особенности молодой семьи.
Супружество - новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.
Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.
Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др. )
Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.
Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия - начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.
Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.
Количество часов для изучения 2 часа
5. Этапы развития семьи.
Средний и старший супружеский возраст. Эволюция отношений и чувств в разные периоды супружества.
Количество часов для изучения 1 час
6. Итоговое занятие. Защита проектов «Моя семья».
Количество часов для изучения 1 час
Список литературы.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
- Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.
- Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М.: Педагогика, 2006.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
- Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.: Просвещение, 2009.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг
Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Назначение курса “Основы семейного воспитания” для специальности 050709 Преподавание в начальных классах в том, чтобы будущие педагоги овладели теоретическими знаниями и практическ...
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Рабочие материалы к уроку по теме "Семейный бюджет"
Представлены материалы для самостоятельного ознакомления учащихся по теме "Бюджет. Семейный бюджет" 9 классе коррекционной школы VIII вида. Рабочие материалы включают в себя теоретические вопрос...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ЮНОГО БЕЛГОРОДЦА ( 5 КЛАСС) МИР СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА И МАСТЕРА
Увлекательное путешествие в мир русской семьи. Работы современных белгородских художников помогут вам окунуться в реку народного добра, а мир русской семьи никого не оставит равнодушным. Увлекате...