Рабочая программа "Основы социальной жизни"
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОАУ
СОШ №15
- Положения о программе учебных предметов, учебного плана МОАУ СОШ№15
- на 2021-2022 учебный год;
Главная цель изучения предмета в старших классах- подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи изучения курса:
-расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.
Специальная задача: коррекция и речи и мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 15 городского округа
города Райчихинска Амурской области
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей истории и обществознания от 25.08.2021г., протокол №1 ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора по УВР МОАУ СОШ № 15 ___________Е.П.Тузова 25.08.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ СОШ № 15 _____________ В.В.Неценстрик 25.08.2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ДЛЯ 6 КЛАССА
Составитель :
учитель
истории и
обществознания
Вальберт И.Д.
2021/2022 уч. год.
Пояснительная записка. 6 класс
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОАУ
СОШ №15
- Положения о программе учебных предметов, учебного плана МОАУ СОШ№15
- на 2021-2022 учебный год;
Главная цель изучения предмета в старших классах- подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи изучения курса:
-расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.
Специальная задача: коррекция и речи и мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Общая характеристика учебного предмета.
Специфика обучения заключается в том, что обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. В связи с этим, программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений (в течение всего времени изучения предмета с 5 по 10 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище»,
«Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
Описание места учебного предмета.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ, практических работ, текущих и итоговых контрольных работ.
Личностные и предметные результаты. Личностные результаты
№ | Критерии | Индикаторы |
1 | Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину | Элементарные знания о своем родном крае, его истории и культуре |
Понимание связи с близкими, друзьями, одноклассниками, с Родиной. | ||
Выполнение поручений в семье, в школе. | ||
2 | Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | Овладение элементарными навыками самообслуживания |
Выполнение поручений в семье, в школе (заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.). | ||
Способность дать знать о недомогании, о том, что тревожит, пугает вербальными и невербальными средствами. | ||
3 | Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | Умение ориентироваться в устройстве школьной жизни (пространство школы, расписание и т.п.) |
Понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей | ||
4 | Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия | Способность обращаться за помощью |
Умение вести разговор (начать, поддерживать, завершить) | ||
5 | Проявление готовности к самостоятельной жизни | Адекватность бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды |
6 | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (обращение, вежливые слова) |
7 | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Проявление доброжелательности в отношении к окружающим людям |
8 | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Бережное отношение к природе (животным, растениям) |
Предметные результаты.
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
Личная гигиена | ||
Знать |
правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
|
доброкачественных продуктов;
обязанности между членами семьи.
бытовыми электроприборами.
|
Уметь | 1. Соблюдать правила личной гигиены дома, в школе. 2.Пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки.
безопасности.
должности.
|
пригородных поездов.
|
Содержание учебного предмета.
№ раздела | Название раздела | Содержание раздела | Количество часов |
1 | Личная гигиена | Закаливание организма. Правила и приемы закаливания. Правила и приемы ухода за органами зрения. Влияние наркотиков и токсических веществ на организм человека. Практические работы: Уход за глазами. Просмотр учебного кинофильмам о влияние наркотиков и токсических веществ на организм человека. | 5 |
2 | Одежда и обувь | Значение внешнего вида человека. Поддержание одежды в порядке. Правила и приемы ручной стирки хлопчатобумажных тканей. Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом. Практические работы: Пришивание пуговиц. Стирка изделий из х/б тканей. Глажение носовых платков, салфеток. | 3 |
3 | Питание | Гигиена приготовления пищи. Блюда из круп. Блюда из яиц. Блюда из овощей. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами. Составление рецепта приготовления блюда. Практические работы: Приготовление каши. Приготовление варёных яиц и омлета. Приготовление отварного картофеля. Мытье посуды. | 7 |
4 | Семья | Семья. Место работы. Права и обязанности каждого члена семьи. | 2 |
5 | Культура поведения | Правила поведения в общественных местах. Сюжетная игра «Посещение театра» | 1 |
6 | Жилище | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Практическая работа: Сухая и влажная уборка. | 2 |
7 | Транспорт | Городской транспорт. Пригородные поезда. Расписание. Направления. Экскурсия на вокзал. | 2 |
8 | Торговля | Магазины промышленных товаров. Экскурсия. Специализированные магазины промышленных товаров. Их отделы. | 2 |
9 | Средства | Основные средства связи. Их назначение. | 3 |
связи | Почта. Виды почтовых отправлений. Экскурсия. Виды писем. Порядок их отправления. Практическая работа: Написание адреса на конверте. | ||
10 | Первая помощь | Виды первой помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи (помощь на дому, скорая помощь, амбулаторная, стационарная). Виды медицинских учреждений. Экскурсия в аптеку. Работники медицинских учреждений, их обязанности. | 5 |
11 | Учреждения, организации и предприятия. | Дошкольные и школьные учреждения. Их назначение. | 2 |
Итого: | 34 |
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ раздела | Название раздела | Основные виды учебной деятельности |
1 | Личная гигиена | Слушание рассказа учителя. Рассказ учащихся о самостоятельном пользовании личными вещами. Участие в беседах по темам уроков. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическими материалами. Просмотр видеороликов, презентаций на темы урока. Практические работы. Участие в беседе о ходе выполнении практических работ. Анализ выполнения практических работ. |
2 | Одежда и обувь | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом.Просмотр презентации. Практические работы. Участие в беседе о ходе выполнении практической работы. Анализ выполнения практической работы. |
3 | Питание | Слушание рассказа учителя. Работа с дидактическим материалом. Выполнение записей в тетради. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в рабочей тетради. Инструктаж «Соблюдение ТБ при использовании режущих предметов». Практические работы. Участие в беседе о ходе выполнении практических работ. Анализ выполнения практических работ. |
4 | Семья | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. Практическая работа. |
5 | Культура поведения | Слушание рассказа. Ответы на вопросы учителя. Участие в беседах. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. |
6 | Жилище | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. Ответы на вопросы учителя. Практическая работа. Участие в беседе о ходе выполнении практических работ. Анализ выполнения практических работ. |
7 | Транспорт | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. Просмотр презентаций. Практические работы. Участие в беседе о ходе выполнении практических работ. Анализ выполнения практических работ. |
8 | Торговля | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. Разыгрывание сюжетных ситуаций. Экскурсия. |
9 | Средства связи | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. Просмотр презентаций, видеороликов. Практические работы. Участие в беседе о ходе выполнении практических работ. Анализ |
выполнения практических работ. | ||
10 | Первая помощь | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. Просмотр презентаций, видеороликов. Практические работы. Участие в беседе о ходе выполнении практических работ. Анализ выполнения практических работ. |
11 | Учреждения, организации и предприятия | Слушание рассказа учителя. Участие в беседах. Ответы на вопросы учителя. Выполнение записей в тетради. Работа с дидактическим материалом. Просмотр презентаций. |
Календарно-тематический планирование.
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока |
Раздел 1. Личная гигиена-5 часов. | ||
1 | 1 | Вводный урок. ТБ в кабинете СБО. Закаливание организма. Правила и приемы закаливания. |
2 | 2 | Диагностическая контрольная работа. |
3 | 3 | Правила и приемы ухода за органами зрения. Пр. р. Уход за глазами. |
4 | 4 | Влияние наркотиков и токсических веществ на организм человека. Пр.р. Просмотр учебного кинофильма. |
5 | 5 | Обобщающий урок по теме «Личная гигиена». |
Раздел 2. Одежда и обувь-3 часа. | ||
6 | 1 | Значение внешнего вида человека. Поддержание одежды в порядке. Пр. р. Пришивание пуговиц. |
7 | 2 | Правила и приемы ручной стирки хлопчатобумажных тканей. Пр.р. Стирка изделий из х/б тканей. |
8 | 3 | Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом. Пр.р. Глажение носовых платков, салфеток. |
Раздел 3. Питание-7 часов. | ||
9 | 1 | Гигиена приготовления пищи. Блюда из круп. Пр.р. Приготовление каши. |
10 | 2 | Блюда из яиц. Пр. р. Приготовление варёных яиц и омлета. |
11 | 3 | Блюда из овощей. Пр.р. Приготовление отварного картофеля. |
12 | 4 | Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами. Пр.р. Мытье посуды. |
13 | 5 | Контрольная работа за I полугодие. |
14 | 6 | Составление рецепта приготовления блюда. |
15 | 7 | Обобщающий урок по теме «Питание». |
Раздел 4. Семья-2 часа. | ||
16 | 1 | Семья. Место работы. |
17 | 2 | Права и обязанности каждого члена семьи. |
Раздел 5. Культура поведения-1 час | ||
18 | 1 | Правила поведения в общественных местах. Сюжетная игра «Посещение театра». |
Раздел 6. Жилище. | ||
19 | 1 | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. |
20 | 2 | Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Пр.р. Сухая и влажная уборка. |
Раздел 7. Транспорт-2 часа. | ||
21 | 1 | Городской транспорт. |
22 | 2 | Пригородные поезда. Расписание. Направления. Экскурсия на вокзал. |
Раздел 8. Торговля-2 часа. | ||
23 | 1 | Магазины промышленных товаров. Экскурсия. |
24 | 2 | Специализированные магазины промышленных товаров. Их отделы. |
Раздел 9. Средства связи-3 часа. |
25 | 1 | Основные средства связи. Их назначение. |
26 | 2 | Почта. Виды почтовых отправлений. Экскурсия. |
27 | 3 | Виды писем. Порядок их отправления. Пр.р. Написание адреса на конверте. |
Раздел 10. Первая помощь-5 часов. | ||
28 | 1 | Виды первой помощи: доврачебная и врачебная. |
29 | 2 | Виды врачебной помощи (помощь на дому, скорая помощь, амбулаторная, стационарная). |
30 | 3 | Виды медицинских учреждений. Экскурсия в аптеку. |
31 | 4 | Работники медицинских учреждений, их обязанности. |
32 | 5 | Обобщающий урок по теме «Первая помощь». |
Раздел 11. Учреждения, организации и предприятия-2 часа. | ||
33 | 1 | Контрольная работа за II полугодие. |
34 | 2 | Дошкольные и школьные учреждения. Их назначение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни"
Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа курса "Основы социальной жизни" для детей с ОВЗ
Данная рабочая программа ориентирована на интеграцию ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников, в жизненном пространстве....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1))....
Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни»
Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные.Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национ...
Адаптированная рабочая программа курса "Основы социальной жизни"
Адаптированная рабочая программа курса "Основы социальной жизни" составлена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)...
Рабочая прогрмма по предмету основы социальной жизни
Программа предназначена для индивидуального обучения обучения в коррекционной школе...
Рабочая программа по " Основам социальной жизни" (ФГОС)
Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни" в 5 классе. Она разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью , вариант 1...