Проектирование учебного занятия на основании ПРП, УМК по математике Н.Я. Виленкин 6 класс по теме "Признаки делимости на 2 , на 5 и на 10."
методическая разработка по математике (6 класс)
Разработка урока по теме "Признаки делимости на 2 , на 5 и на 10."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Признаки делимости на 2 , на 5 и на 10." | 343.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование учебного занятия на основании ПРП, УМК по математике Н.Я. Виленкин 6 класс
по теме "Признаки делимости на 2 , на 5 и на 10."
Выполнила
Грибова Елена Владимировна
МБОУ "Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова"
Цель урока:
создать условия для совершенствования практических навыков деления чисел на 2, 5, 10, применение признаков делимости в измененных условиях и нестандартных ситуациях.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: моделируют ситуацию, иллюстрирующую признаки делимости и умение определять кратность чисел на 2, 5, 10, выбирают алгоритм решения нестандартной задачи.
Метапредметные
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления, контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: развивают самостоятельность, логическое и критическое мышление, внимательность, учатся применять признак делимости чисел на 2, 5, 10, извлекают необходимый материал из текста.
Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда.
Личностные: формируют внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе,
дают позитивную самооценку результата учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
№ п/п | Этап урока | Решаемая задача (для учителя) | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1 | Адаптационный этап | |||||
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Проверка дз. | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Проверка дз. | Фронтальная | Приветствует. Настраивает на урок, объясняя правила поведения на уроке. Учитель в устной форме проверяет дз, опрашивает несколько учеников. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Демонстрируют готовность к уроку. Ученики объясняют решение заданий из д.р. | ||
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Индивидуальная | 1. Организует письменную и устную работы. 2.Организует проверку ответов, если кто-то решил неправильно, то обсуждают решение учащегося с неправильным ответом. | 1. Решают примеры письменно самостоятельно. Затем с места объясняют свое решение.Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. 2.Учащиеся поднимают руки и говорят ответ ; класс слушает ответы учащихся; -осуществляют выбор правильного решения; - объясняют(по вызову учителя) причины своего выбора. | ||
2 | Основной этап | |||||
Постановка учебной задачи, мотивация. | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Фронтальная | Проводит беседу о том, что знают ли они как быстро можно определить, делится то или иное число на 2, на 5 и на 10. Создает проблемную ситуацию. 1.Скажите, как можно быстро определить делится ли число на 10, на 2, на 5? 2. Проблема: Можно ли определить, на какие числа делится число 123456, не выполняя деления столбиком? 3. тогда на этом уроке что будем делать? | Исходя из проблемы урока, формулируют учебную задачу урока. Делятся мнениями на поставленную проблему. 1.приводят свои примеры. 2. рассуждают. 3. Делают вывод. Цель урока: мы будем говорить о том, как быстро определить делится ли число на2,5,10 не выполняя деления столбиком. | ||
Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Фронтальная, индивидуальная | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1.Попробуем проанализировать числа, которые делятся на 2. Возможно ли выполнить деление: 18:2=?; 26:2=?; 34:2=? 57:2=? Какую закономерность вы видите? Что можно сказать о последней цифре делимого? Задания с корзинами. 2.запишите признак делимости на 2. Как такие числа называются? 3. Выполните задание: Скажите, какие числа делятся на 2. 123, 14567, 826, и тд. 4. Далее попробуем выявить признак делимости на 5. 5. Попытайтесь сформулировать признак делимости на 5 самостоятельно. Проверим. Задачи с корзинами 6. Выполните задание в тетрадях(1): Из чисел 72, 312, 525, 480, 1196, 1230, 785Выписать, те которые а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 2 и на 5. Из этого задания выявляется признак делимости на 10.Задачи с корзинами 7. Сформулируйте и запишите в тетрадях. 8. Выясним признак делимости на 4; на 25. | Коллективно составляют план достижения цели и определяют средства, взаимодействуя с учителем (алгоритм, модель и т.д.) 1.Говорят свои мнения, выводят закономерность и делают вывод. 2. Записывают правило в тетрадях. Четные и нечетные. 3. Отвечают и объясняют свой выбор ответа, тем самым закрепляют признак делимости на 2. 4. Выводят закономерность и также как п.1. делают вывод. 5. Пытаются сформулировать признак делимости и проверяют с признаком, который записан на доске. 6. Делают самостоятельно в тетрадях, закрепляя признаки делимости на 2, на 5 и выявляют признак делимости на 10. 7. Сформулируют признак делимости на 10 и записывают в тетрадях. 8. Используя признаки делимости на 2, на 5 и на 10 выясняют признаки делимости на 4 и на 25. ( последние 2 цифры) | ||
Физкультминутка | Смена деятельности | Проводится физкультминутка. Бысто встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись, Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели встали. И на месте побежали. | Выполняют движения | |||
Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Парная Фронтальная | Организует парную работу: Учебник стр.108 номер 371. Организует устную работу(на доке задания) | Применяют новый способ. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Самопроверка. Выполняют устные задания, повторяя признаки делимости. | ||
Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль | Индивидуальная , | 1.Организует проверочную работу (выполняют тест)(2): 1.Какое из данных чисел делится на 2? А)125; б) 156; в) 1321. 2.Среди чисел найдите те, которые делятся на 2 и на 5: А) 175 б)390 в)222 3. Какую цифру нужно поставить вместо * в числе 1123*5, чтобы полученное число делилось на 25? А) 0 б)2 в)3. 4.Какое из данных чисел делится на 4? А)122 б)346 в)1324 5.Какое из данных чисел, кратное 5, нужно поставить вместо ***** в неравенство 1 326 А)12460 б)12465 в) 12461 2. Организуется взаимопроверка и дается критерий выставления оценок. | 1.Каждый сам выполняет задание. 2. Меняются тетрадями с соседями по парте. Выставляют оценки по количеству правильных ответов. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | ||
Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 2.Домашняя работа: Учебник стр.108 №371, 372, 373. Выучить признаки. Задача творческая(по желанию) Незнайка, любитель фантазировать, вообразил себя писателем. Он решил написать сказку в стиле русских народных сказок. "Жили – были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несёт каждое второе яичко простое, а каждое пятое – золотое". Может ли такое быть? Ответ: Нет! Так как номер яйца не должен быть одновременно кратен 2 и 5 . | Познавательные: самостоятельное выполнение заданий Личностные: формирование внимательности, аккуратности, требовательного отношения к своей работе и к себе | |||
3 | Творческий этап | |||||
Подведение итогов | Благодарит детей за урок, оценивает их работу на уроке «Назовите тему урока. Какие задачи мы должны были решить? Что узнали нового?Какие остались вопросы?Что хотелось бы узнать? Сформулируйте признаки делимости на 2, на 5, на 10. Назовите сходство признаки делимости на 2, на 5, на 10. Чем они отличаются?» -Что мы хотели выяснить на уроке? -что нам удалось узнать? -Мы ответили на поставленный вопрос? | Отвечают на вопрос учителя | ||||
Рефлексия | Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. «Момент истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы | Индивидуальная | 1. Организует рефлексию: -Что будем делать завтра? -Как вы оцениваете свою работу на уроке? Оцени свою работу на уроке. Нарисуйте соответствующий значок у себя на карточке. | 1.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия 2.На карточке рисуют соответствующий значок(смайлик) |
- Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Посмотрите, все ли необходимое для работы имеется у вас на партах?
Если все в порядке и вы готовы, тогда начнем урок.
Урок математики мы начинаем,
Еще одну тайну сегодня узнаем.
Не отвлекайся, внимательным будь –
За новыми знаньями двинемся в путь.
Проверка домашнего задания.
-Урок мы начнем с проверки домашнего задания.
-Справились ли вы с №785?
-Что нужно было сделать в этом номере?
- (Выяснить, верны ли утверждения).
- Хорошо, давайте проверим, как вы рассуждали. Зачитываем утверждение, говорим, вернО ли оно, и объясняем, почему вы так решили.
Верно ли, что:
15+25 делится на 5? | а) Верно, так как первое слагаемое 15 делится на 5 – будет 3, и второе слагаемое делится на 5 – будет 5. |
250 – 68 делится на 25? | б)Неверно, так как уменьшаемое 250 делится на 25 - будет 10, а вычитаемое 68 не делится на 25 нацело. |
360-40 делится на 2? | в)Верно, так как уменьшаемое 360 делится на 2 – будет 180, и вычитаемое 40 делится на 2 – будет 20. |
540+95 делится на 10? | г)Неверно, так как первое слагаемое 540 делится на 10 – будет 54, а второе слагаемое 95 не делится на 10 нацело. |
4142+82 делится на 41? | д)Неверно, так как первое слагаемое 4142 не делится на 41 нацело. (82:41 = 2) |
1050-84 делится на 21? | Верно, так как 1050:21 = 50 84:21 = 4 |
- Какими правилами вы пользовались при выполнении этого задания?
- (Признаки делимости суммы и разности)
- Кто может сформулировать признак делимости суммы?
- (Если каждое слагаемое делится на некоторое число, то и их сумма делится на это число)
- А теперь сформулируйте признак делимости разности?
- (Если и уменьшаемое, и вычитаемое делятся на некоторое число, то и разность делится на это число)
- Справились ли вы с №781 (а,б) , который выполняли письменно?
- Что нужно было сделать в этом номере?
- (Показать, что дроби можно сократить на 5 и на 7)
Покажите пожалуйста на доске, как вы справились с этим заданием. Остальные сверяют свои работы с написанным на доске.
Все верно. Садитесь, тоже проверьте свои работы.
Ребята, посмотрите, как девочки выполнили задание.
Есть ли у вас вопросы? Может быть, у кого-то по-другому?
Если вопросов нет, и у вас все также, то можете сдавать тетради.
Во вторых тетрадях записываем число, классная работа.
2.Актуализация знаний.
Сократить дробь, не выполняя вычислений.(самостоятельно).
-
- Основной этап.
Постановка учебной задачи, мотивация.
- Сегодня на уроке вас,ребята, ожидают новые открытия. Но прежде чем мы перейдем к новой теме, предлагаю вам выполнить еще одно задание на применение признаков делимости суммы и разности.
Скажите, как можно быстро определить делится ли число на 10, на 2, на 5?
Проблема: Можно ли определить, на какие числа делится число 123456, не выполняя деления столбиком?
тогда на этом уроке что будем делать?
На доске записаны пары выражений. Ваша задача – определить, какое из двух выражений в одном случае кратно 2, в другом -5, а в третьем -10?
Делится ли на 2? | Делится ли на 5? | Делится ли на 10? |
18534+17251- нет,т.к. 18534:2=9267, 17251:2= 8625,5 | 41215-38760 – да, т.к. 41215:5 = 8243 38760:5 = 7752 | 95860+83910 – да, т.к. 95860:10 = 9586 83910:10 = 8391 |
13476-11560 – да, т.к. 13476:2 = 6738 11560:2 = 5780 | 16833+17415 – нет, т.к. 16833:5 = 3366,6 17415:5 = 3483 | 15394-11520, нет, т.к. 15394:10 = 1539,4 11520:10 = 1152 |
- Вы молодцы! Хорошо знаете признаки делимости суммы и разности и умеете ими пользоваться. Однако, несмотря на это, справиться с заданием ОЧЕНЬ быстро не у всех получилось, т.к. деление в столбик заняло некоторое время. А ведь это задание можно было выполнить вообще без вычислений!!! Не верите? Это действительно так. Оказывается, существуют признаки, по которым можно определить, делится ли число на 2, 5 и 10 без выполнения вычислений. Для этого достаточно лишь взглянуть на число, каким бы большим оно ни было.
А вам бы хотелось научиться подобным хитростям?
В таком случае запишем тему нашего урока:
«Признаки делимости на 2, 5 и 10»
- А какие цели мы определим для себя в связи с темой урока? Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Мы должны узнать, что это за признаки и научиться их применять.)
- Верно. Итак, цели нашего урока:
Изучить признаки делимости на 2, на 5, на10;
Научиться применять признаки делимости при выполнении упражнений.
Совместное исследование проблемы.
Попробуем проанализировать числа, которые делятся на 2.
Возможно ли выполнить деление:
18:2=?;
6:2=?;
34:2=?
57:2=?
Какую закономерность вы видите?
Что можно сказать о последней цифре делимого?
Давайте попробуем выяснить, когда число делится на 2?
В синюю коробку отправляем числа, которые не делятся на 2. В красную коробку - те числа, которые делятся на 2 без остатка.
40,31,22,13,34,15,26,37,68,79
31:2=15 (ост.1) | 40 |
13:2 = 6 (ост. 1) | 22 |
15:2= 7 (ост.1) | 34 |
37:2= 18 (ост.1) | 26 |
79:2 = 39 (ост.1) | 68 |
Что общего в записи этих чисел? Какими цифрами заканчиваются числа из красной корзины?
- (0,2,4,6,8- четные цифры)
Сделаем вывод: когда число делится на 2?
- (Число делится на 2, если его последняя цифра четная.)
Запишите признак делимости на 2. Как такие числа называются?
Выполните задание: скажите, какие числа делятся на 2: 123, 14567, 826, и т д.
Далее попробуем выявить признак делимости на 5.
Попытайтесь сформулировать признак делимости на 5 самостоятельно.
Работаем по тому же принципу. Распределяем числа в два мешка. В голубой отправляем те числа, которые не делятся на 5. В красный - те числа, которые на 5 делятся. 42, 45, 94,90, 55, 37, 23, 60, 35, 80.
42:5 =8 (ост.2) | 45 |
94:5 = 18 (ост.4) | 90 |
37:5 = 7 (ост.2) | 55 |
23:5 = 4(ост.3) | 60 |
35 | |
80 |
Что общего в записи чисел, которые оказались в красном мешке?
- (Последней цифрой этих чисел является 5 или 0)
Сделаем вывод: когда же число делится на 5?
- (Число делится на 5, если его последняя цифра 5 или 0.
Выполните задания в тетради.
Из чисел 72, 312, 525, 480, 1196, 1230, 785Выписать, те которые а) делятся на 2; б) делятся на 5; в) делятся на 2 и на 5.
Давайте попробуем выяснить, когда число делится на 10 без остатка? Даны числа: 20,62,54,60,11,230,46,423,500,350.
Распределите эти числа в две корзины. В голубую – те числа, которые не делятся на 10 нацело, в красную – те числа, которые можно разделить на 10 без остатка.
Не делятся на 10 | Делятся на 10 |
62 | 20 |
54 | 60 |
11 | 230 |
46 | 500 |
423 | 350 |
Посмотрите внимательно на числа, которые оказались в красной корзине.. Что общего в записи этих чисел?
- (Все они оканчиваются цифрой нуль).
Сделаем вывод. Когда число делится на 10?
- (Число делится на 10, если оно заканчивается цифрой 0.)
Итак, обобщим. Закончите предложения:
Если последняя цифра числа четная, то оно делится на 2.
Если последняя цифра числа 5 или 0, то оно делится на 5.
Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 10.
Выясним признак делимости на 4; на 25.
Физкультминутка.
Бысто встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись, Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели встали.
И на месте побежали.
Применение общего способа действия для решения частных задач.
Организуется парная работа:
Учебник стр.108 номер 371.Учащиеся решают задания, осуществляют самопроверку.
Теперь мы знаем признаки делимости на 2, 5 и 10. Осталось лишь научиться ими пользоваться.
Устная работа:
Даны числа: 6538, 173, 6780, 8977, 7935, 9391, 1032, 1260, 2465, 3876, 544, 1289.
Назовите из них те, которые:
а) кратны 2
б) кратны 5
в) кратны 10
г) кратны 2, но не кратны 5 (число должно оканчиваться любой четной цифрой, кроме нуля)
д)кратны 5, но не кратны 2(число должно оканчиваться только цифрой 5)
е) не кратны ни 2, ни 5.
Объясните свой выбор.
Контроль на этапе окончания учебной темы.
- Мы много тренировались, выполняя задания на доске и работая вместе. Теперь выполним небольшую проверочную работу чтобы выяснить, насколько хорошо вы усвоили новую тему.
- 1.Какое из данных чисел делится на 2?
- А)125; б) 156; в) 1321.
- 2.Среди чисел найдите те, которые делятся на 2 и на 5:
- А) 175 б)390 в)222
- 3. Какую цифру нужно поставить вместо * в числе 1123*5, чтобы полученное число делилось на 25?
- А) 0 б)2 в)3.
- 4.Какое из данных чисел делится на 4?
- А)122 б)346 в)1324
- 5.Какое из данных чисел, кратное 5, нужно поставить вместо ***** в неравенство 1 326
- А)12460 б)12465 в) 12461
- Выполним самопроверку. (Ответы на слайдах)
- Есть ли среди вас такие, кто выполнил задание без ошибок?
- Есть ли среди вас такие, кто выполнил задание с одной ошибкой? (двумя?)
Какого рода эта ошибка? На какой признак делимости?
(Какими новыми знаниями вы пользовались при выполнении этого задания?)
Информация о домашнем задании.
Учебник стр.108 №371, 372, 373.
Выучить признаки.
Задача творческая(по желанию)
Незнайка, любитель фантазировать, вообразил себя писателем. Он решил написать сказку в стиле русских народных сказок. "Жили – были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Курочка несёт каждое второе яичко простое, а каждое пятое – золотое". Может ли такое быть?
Ответ: Нет! Так как номер яйца не должен быть одновременно кратен 2 и 5 .
3.Творческий этап.
Подведение итогов.
Учитель благодарит детей за урок, оценивает их работу на уроке
«Назовите тему урока.
Какие задачи мы должны были решить? Что узнали нового?Какие остались вопросы?Что хотелось бы узнать? Сформулируйте признаки делимости на 2, на 5, на 10.
Назовите сходство признаки делимости на 2, на 5, на 10.
Чем они отличаются?»
- При выполнении каких заданий теперь вы сможете применить эти признаки? (При сокращении дробей, при выполнении деления и умножения обыкновенных дробей)
Рефлексия
Что будем делать завтра?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Оцени свою работу на уроке.
Нарисуйте соответствующий значок у себя на карточке.
У все получилось. Я доволен своей работой. |
У меня не все получилось, но я доволен своей работой |
Я хорошо знаю теоретический материал. Но в практической работе у меня получилось не все. |
Мне было сложно и малопонятно |
Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету Немецкий язык (второй иностранный)
Представлен план учебного занятия по немецкому языку (второй иностранный) для обучающихся 5 класса. План разработан в свете требований обновленного ФГОС 2021 года....
Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
Практическая работа № 4 «Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету »Предмет, класс,УМК : Русский язык, 5 класс, УМК Т. А. Ладыженской,...
"Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету" .УМК "Русский язык" Т.А.Ладыженская 5 класс.Тема "Правописание корней с чередованием лаг-лож"
Разработка урока по русскому языку....
В помощь учителю ФК - Лях В.И., Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Физическая культура» для 5 класса
Новый ФГОС 2021 года - Проектирование учебного занятия...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по разделу технология. 6 класс. Декоративно- прикладное творчество.
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по разделу технология. 6 класс. Декоративно- прикладное творчество. Тема урока "Декоративно- прикладное творчес...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы на примере УМК «Математика» Н. Я. Виленкин и др. 5 кл.
практическая работа № 4 КПК...
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык». 6 класс Правописание Н и НН в именах прилагательных
Тема урока: Правописание Н и НН в именах прилагательных Основное содержание урока: имя прилагательное, словообразование имён прилагательных, правописание -н- и -нн- в именах прилагательных. Тип ур...