Роль педагогического коллектива школы в формировании жизненных компетенций обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС.
статья по математике
Формирование жизненно - важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участников
образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
ДОКЛАД
«Роль педагогического коллектива школы в формировании жизненных компетенций обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС»
(Выступление на педагогическом совете)
Подготовила:
учитель математики
Е.Н.Красюкова
2022г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы. АООП – это программа, которая учитывает особенности обучающихся с умственной отсталостью, их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся, формирование и развитие их жизненных компетенций в разных социальных сферах. В соответствии с ФГОС педагогический коллектив нашей школы занимается формированием жизненно важных компетенций, которые помогут ребёнку с УО более успешно интегрироваться в окружающую среду. Жизненная компетенция – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми обучающимися в обыденной жизни.
Освоение адаптированной основной образовательной программы общего образования обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Личностные и предметные результаты являются предметом оценки эффективности деятельности школы, предметом оценки репутации каждого отдельного педагога и всего коллектива в целом. А значит, формирование и достижение личностных и предметных результатов - задача и ответственность всего педагогического коллектива.
Основными направлениями коррекционной работы педколлектива в сфере развития жизненных компетенций для детей с интеллектуальными нарушениями являются:
- Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
- Овладение навыками коммуникации.
- Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
- Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Жизненно - важные компетенции - это качественный набор умений умственно отсталых детей бережно, с любовью, вниманием и заботой относиться к животному и растительному миру, толерантное, уважительное отношение, проявление чувства сострадания, оказание помощи, конструктивное, бесконфликтное общение детей, умение сотрудничать и вступать в социальные контакты с окружающими, адаптация к новым условиям.
В процессе непосредственно образовательной деятельности дети активно сотрудничают друг с другом и со взрослыми, адекватно реагируют на просьбы взрослого и с удовольствием выполняют их, что лежит в основе жизненно - важных компетенций.
При работе с детьми педагоги нашей школы формируют компетенции:
- ценностно-смысловые;
- учебно-познавательные
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые.
Обучение отвечает потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. Дети могут проявлять старательность и усидчивость, педагоги их учат планировать, контролировать собственные действия. В результате целенаправленного обучения у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.
При планировании уроков, внеурочной деятельности, режимных моментов педагоги учитывают значимость формируемых компетенций, стремятся к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится и где сможет применить полученные знания. Объяснение материала строится так, чтобы обучающиеся поняли, как действовать, получая удовлетворение от умственного и трудового процесса, чтобы в конце занятия могли оценить результат труда, его практическую значимость. Систематическое выполнение заданий способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим, а также формированию общественно значимых мотивов деятельности. Без ощущения радости от выполненной работы, невозможно достижение плодотворных результатов. Поэтому важная педагогическая задача состоит в оказании помощи, направленной на приобретение ими компетентности, которая поможет им ориентироваться в жизненных ситуациях. Конечно, мы с вами понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека.
Но конечная цель работы всего педагогического коллектива по формированию жизненно - важных компетенций у детей с умственной отсталостью - научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными членами общества.
Если умственно отсталый ребёнок не будет хорошо адаптирован к окружающему социуму, у него, как правило, могут возникнуть проблемы с социальным поведением. Вот почему формирование жизненно важных компетенций у умственно отсталого ребёнка выступает на первый план. Работа по формированию жизненно важных компетенций в школе-интернате организована по режиму. Основная цель работы педколлектива - отработка жизненно - важных моментов, компетенций в условиях школы-интерната.
Педагогический коллектив создает облик школы. Школа становится большой воспитательной силой, если педагогический коллектив сохраняет непреходящие духовные ценности - в убеждениях, взглядах, традициях, привычках учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми.
Важным и необходимым является внедрение передового опыта обучения и воспитания, когда опыт отдельных педагогов становится достоянием всего коллектива. Над формированием жизненно важных компетенций работает не один педагог или классный руководитель, а все специалисты школы-интерната, помогая при этом друг другу, дополняя друг друга. Каждый педагог включает в план работы разнообразные методы и формы для отработки умений и навыков. Важна координация деятельности и взаимодействие всех структур образовательного учреждения по формированию жизненно - важных компетенций. Основные моменты, которые прослеживаются в планах педагогов, обсуждаются на педсоветах, методических объединениях - как лучше, эффективнее организовать эту работу.
Ежедневная, кропотливая работа развивает в детях чувство ответственности, организаторские способности, умение сделать анализ, добиваться намеченной цели. Планомерная и системная работа по формированию жизненно - важных компетенций всего педагогического коллектива приводит к качественным изменениям личности воспитанников.
Целенаправленное преодоление и ослабление недостатков у детей повышают эффективность обучения и воспитания детей и облегчают процесс овладения необходимыми для ученика знаниями, умениями, навыками, способствуют формированию и развитию жизненных компетентностей детей и становлению личности в целом.
Формирование жизненно - важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участников
образовательных отношений.
Конечная цель слаженной работы специалистов школы - достижение максимально возможных положительных результатов в формировании жизненно - важных компетенций. Поэтому всему педагогическому коллективу школы необходимо в процессе обучения создавать такие условия, чтобы каждый ученик показал себя с лучшей стороны, чтобы знал, что его деятельность была нужна ему самому и окружающим людям.
Вывод. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания, развития личности ребенка, формирования жизненных компетенций необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.
2. Бородина В.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: педагогические технологии: учебно - методическое пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Бородина.- Челябинск: Цицеро, 2012.-216 с.
3. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
4. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигрофенопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2014. – 199 с. – (Коррекционная педагогика).
5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. ИЗД.2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002.
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 180 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа «Формирование исследовательской компетенции у учащихся в условиях реализации ФГОC»
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учи...
Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"
Статья на тему "Формирование метапредметных компетенций по математике в условиях реализации ФГОС"...
Роль интеграции науки и практики в контексте преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС
СТАТЬЯ В СБОРНИКЕ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)...
Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"
Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования.
Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования. Выступление на Вебинаре.как в условиях реалзации ФГОС второго покаления повысить профессиональный...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС
В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, ...