Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования.
материал
Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования. Выступление на Вебинаре.
как в условиях реалзации ФГОС второго покаления повысить профессиональный рост учителя биологии
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формирует учитель.
Введение в педагогическую науку и терминологию понятия «компетентность» обусловлено значительным расширением представлений о новых образовательных целях.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие, в том числе, и в ситуации осуществления профессиональной деятельности и оценки своей готовности к обучению в учебном заведении, при необходимости ориентироваться на рынок труда, в системе общего образования.
Компетентностный учитель умеет активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности.
2 слайд (Цель ФГОС – развитие личности – компетентностный подход в образовании)
Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены следующие характеристики выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ п. Высокогорный
Профессиональная компетентность учителя
биологии в условиях реализации ФГОС
Основного Общего образования
Учитель биологии
высшая категория
Гунькина Н.А.
Введение
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формирует учитель.
Введение в педагогическую науку и терминологию понятия «компетентность» обусловлено значительным расширением представлений о новых образовательных целях.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие, в том числе, и в ситуации осуществления профессиональной деятельности и оценки своей готовности к обучению в учебном заведении, при необходимости ориентироваться на рынок труда, в системе общего образования.
Компетентностный учитель умеет активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности.
2 слайд (Цель ФГОС – развитие личности – компетентностный подход в образовании)
Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены следующие характеристики выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Для того чтобы эти характеристики нашли воплощение в выпускнике основной общеобразовательной школы, её обучающийся должен овладеть личностными, предметными и метапредметными результатами усвоения основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы,способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.К предметным результатам относятся освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применениюв учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Образовательные стандарты ориентированы на формирование универсальных учебных действий, включение в контекст обучения решения значимых жизненных задач, создание индивидуальных образовательных программ и признание решающей роли учебного сотрудничества. Заложенные в ФГОС результаты усвоения основной общеобразовательной программы основного общего образования позволяют сделать вывод, что для достижения поставленных образовательных результатов необходимо перестроить работу системы основного общего образования на основе компетентностного подхода.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Большинство исследователей сходятся в том, что компетенция – это заранее заданное социальное требование (норма), профессиональная или функциональная характеристика, ожидаемые результаты обучения. В отличие от компетенции компетентность предполагает наличие опыта деятельности человека в профессиональной, социально и личностно значимой сфере, который основывается на личностных качествах человека (ценностно-смысловых ориентациях, знаниях, умениях, навыках, способностях). Таким образом, компетентностный подход возник как альтернатива абстрактно-теоретическим знаниям, которые обучающиеся получают в школе, как обучение использованию полученных знаний в разных жизненных ситуациях. Наличие реальной действительности и умения действовать в этой действительности – необходимое условие развития компетентности.
В педагогической и методической литературе существуют различные классификации компетенций
Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
В современной школе «Ключевые компетенции» были определены следующим примерным перечнем ключевых компетенций. Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения - улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом (2.9.3 ФГОС ООО).
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира (2.9.4, 2.9.11 ФГОС ООО).
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания (2.9.10 ФГОС ООО).
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире (2.10.11.ФГОС ООО).
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области (2.9.7 ФГОС ООО).
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности (2.10.8, 2.10.9 ФГОС ООО).
3 слайд (компетентносный подход в образовательном процессе учреждения)
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» целевая направленность современной школы связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Формирование личности, характеризующейся не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора позволит гармонизировать отношения ученика с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.
Современные школы ищут различные пути реализации данных функций. Одни из них ориентируются на традиционные требования и условия (обучение знаниям, умениям и навыкам), другие пытаются реализовывать индивидуальные пути в личностно-ориентированной парадигме целевых изменений современного образования (формирование теоретического мышления и деятельностного содержания). Самые яркие их них: Школа человечности (в основе опыт Ш.А. Амонашвили), Адаптивная школа (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде), Русская школа (И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина) и другие.
Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области эффективных средств и методов развития личности ученика посредством формирования компетенций убеждают в наличии многообразия решения данной проблемы.
Я выделила на слайде четыре подхода на мой взгляд на решение этого вопроса
В основе всех этих подходов, новообразований в учебном процессе отводится учителю. ОН ПРОВОДНИК.
4 Слайд (педагог – субъект организации ФГОС)
На сегодняшний день наблюдаются различные системы обучения. Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей, выбрать необходимые технологии для эффективного развития внутренних ресурсов ребенка. Раскрыть необходимые качества социализированной личности.
Ведь современный ученик - это тот, кто не только владеет знаниями, но может их применять на практике. Самостоятельно находить источник информации необходимый современному человеку. На сегодняшний день существует более ста теорий личности, каждые из которых раскрывает данное понятие
Возьмём понятие
Личность - 1) человек, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении (М.В. Гамезо).
Эта теория позволяет нам рассмотреть педагогический процесс с точки зрения формирования ученика как личности, наделения его теми качествами, которые так необходимы человеку.
Совсем недавно педагогика рассматривала обучение с двух противоположных систем обучения традиционного и развивающего, сегодня ФГОС второго поколения позволяет нам применять новые технологии обучения и информацию подавать не в готовом виде и по образцу, а использовать критическое мышление учащихся, проблемное обучение.
Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития.
Подводя итоги мы можем сделать вывод, о том что внедрение новых ФГОС это прежде всего технологии, обеспечивающие формирования личности через деятельность
Все эти новшества в современном образовании должен внедрять педагог – как субъект реализации в образовательном процессе ориентируясь на результат своей деятельности, используя учебные универсальные действия в решении задач воспитания и социализации.
5 СлайдЛичностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности(прочитать слайд)
Частично в предыдущем слайде мы отмечали ряд моментов связанных с личностными качествами педагога как субъекта образовательного процесса.В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять толерантность.У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений,творческая активность.
Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.
Этот слайд я бы отнесла в большей степени к у чителям – классным руководителям. Такой объём общения и с детьми и с родителями, знание основных закономерностей семейных отношений позволяет мобилизованно, эффективно работать педагогу. На моём сайте нс портал и учпортфолио имеются несколько систем воспитательной работы. В них можно проследить изменения, произошедшие в системе образования за последние 10 лет. (дальше в моей презентации указаны мои сайты)
6 СлайдКомпетенции учителя
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Учитель является главным звеном образовательного процесса. От его профессионализма, эрудированность, умения понять ребенка, увлечь учащихся в путешествие страну знаний во многом зависит будущее нашей страны. Учитель должен стать для своих учеников примером во всем.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предъявляют к учителю новые требования, которые предполагают непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения.
Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.
Но образ успешного учителя глазами детей и учителей отличаются.
Учащиеся на первое место ставят доброжелательность и понимание, умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение. В современном образовательном процессе личностные качества учителя для учеников выходят на первый план. И достаточно часто ученики любят предмет именно того учителя, который оценен высоко учениками как личность.
Сами педагоги же считают главными, в первую очередь, профессиональные качества, такие как знание предмета, умение доходчиво объяснить материал, владение различными педагогическими приемами, стремление к новациям в обучении.
В соответствии с ФГОС в современной школе меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.
Учитель должен быть профессионалом. Профессионально компетентный учитель на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Компетентность –это обладание педагогом способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Это понятие выражает личные возможности учителя, которые позволяют ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.
На сайте школы имеются мои открытые уроки, где я применяю современныеметоды (компетенции) на уроках биологии, географии.
7 СлайдСредний тестовый балл по результатам итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ
В качестве примера я привела сдачу ЕГЭ по предметам биологии и географии. Материал взят с аттестации
«Результаты мониторинга итоговой аттестации по предмету выпускников 11-х классов общеобразовательных организаций,
8 СлайдСтепень выраженности мотивации на приобретение знаний по биологии в средних и старших классах 2016-2019 год ( методика М.Р. Гинзбурга)
В течение нескольких лет провожу диагностику «Степень выраженности мотивации на приобретение знаний по биологии» с целью выявления уровня мотивации учащихся к изучению биологии.
Учащиеся имеют высокую мотивацию на приобретение знаний по биологии
9 СлайдПрофессиональные роли педагога
Учитель - предметник
Основная наша роль - это учитель предметник. Основной документ, который мы знаем и в своей работе его применяем - это должностная инструкция. Мы знаем и выполняем её. Но в свете новообразований инструкция пополняется и изменяется.
Приведу пример по многочисленным курсам: инклюзивное образование, оказание первой помощи и т.д. поле деятельности педагога сильно расширилось
Учитель – наставник
За мою педагогическую деятельность я была неоднократно наставником у молодых учителей. В нашей школе существовала школа молодого учителя, где были закреплены опытные учителя к молодым. Я сама прошла эту школу опыта. Молодых учителей много было. Сейчас это редкость. В этом году я являюсь наставником у молодого педагога. Нами совместно разработан план работы на год (на моём сайте он имеется http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna
)
В 2021 году начнется апробация новой системы аттестации школьных учителей. Будут введены квалификационные категории "учитель-методист" и "учитель-наставник". Запущено общественное обсуждение внедрения новых квалификационных категорий.
10 СлайдУчитель - тьютор
О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе. Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) - это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.
Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед.. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.
В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка.
В 2015 году в школе организовано дистанционное сопровождение старшеклассников. Мною было по желанию зарегистрировано по предметам биология, география одиннадцать человек. Для ребят это необычно, интересно. Постоянно не все ещё работают, но начало положено.
Я, как учитель – тьютор, способствую проявлению и реализации учебной инициативы, организую коммуникации с учащимися, направленные на анализ выбора, результатов, корректировку учебных планов.
Задачи, которые я ставлю перед собой состоят в следующем:
- оказывать помощь в достижении наилучшего образовательного результата;
- «отслеживать» ход обучения;
- консультировать и поддерживать индивидуальное образовательное движение ученика;
- оказывать помощь в создании портфолио учащегося;
- поддерживать в ученике заинтересованность в обучении биологии на протяжении всего периода обучения в группе
11СлайдМетодическое сопровождение педагога
Зачитываю слайд
Самореализация педагога может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем качеств.
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным.
Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
«Признание профессиональным сообществом высокой квалификации педагогического работника»
-являюсь членом жюри при проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, биологии, химии с 2014г
-являюсь секретарём аттестационной комиссии в школе с 2013-2017г
-являюсь членом ГЭК на ЕГЭ и ОГЭ в 2018г
- членом комиссии по урегулированию споров 2019г
-руководитель школьного объединения «Эколог» 1999 – 2018г http://wiki.ippk.ru/index.php/
«Награды и поощрения педагогического работника за личный вклад в повышение качества образования, успехи в профессиональной деятельности»
Имеюзвание, грамоты, благодарственные письма, поощрения, по профилю работы:
-почётный работник Народного образования
-победитель нацпроекта «Образование» 2007г
-благодарственное письмо губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева
Грамоты:
-две грамоты министерства Хабаровского края
-органов местного самоуправления
-органов районной власти
-органов Управления образованием
-Министерство спорта Российской Федерации
-Общероссийский профсоюз образования
-книга «Учитель в судьбе края»
Грамоты, поощрения разных уровней http://nsportal.ru/albom/2013/07/15/gunkina-nina-alekseevna/moi-nagrady?page=0%2C1
Повышение профессионльной компетентности
«Непрерывность образования педагогического работника»
Год повышения квалификации | Наименование образовательного учреждения | Форма, название образовательной программы, семинаров, конференций | Часы | Способы и результаты реализации новых знаний |
08.11-11.11 2016г | ХАКАИРО | «Совершенствование предметной и методической компетентности педагогов в контексте итоговой аттестации выпускников (география)». | 32 | Широко применяю полученные знания при подготовке и проведении уроков и внеклассной и внеурочной деятельности |
25.11-30.11. 2017г | «Национальное общество технологий в образовании». | «Дистанционная программа профессионального развития для учителей «Маршрут в будущее». | 7 | Использую в работе МО, МС школы |
13.12 – 06.12. 2017г | ХАКАИРО | «Смена образовательных парадигм ФГОС ОО в географическом образовании современной школы» | 72 | Применяю полученные знания в учебной работе, внеурочной деятельности, школьном объединении «Эколог» |
28.04. – 11.05 2017г | Центр дополнительного профессионального образования «Престиж» | «Навыки оказания первой помощи». | 56 | Применяю полученные знания в экстренных ситуациях, работая детском учреждении |
30.04 - 30.05 2017г | Центр педагогических инноваций и развития образования «Новый век» | «Применение специальных федеральных государственных образовательных стандартов (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» | 108 | Ежедневно применяю полученные знания при подготовке и проведении уроков биологии, географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья |
19.12 – 18.01 2018г | ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки». | «Современный урок биологии в контексте реализации ФГОС» | 72 | Широко применяю полученные знания при подготовке и проведении уроков биологии, географии |
07.10 – 09.10 2019г 10.10 – 12.10 2019г | ХАКАИРО | «Учебные проекты старшеклассников и их педагогическое сопровождение» | 24 | Широко применяю полученные знания при подготовке к научно – практическим конференциям, конкурсам, проведении уроков географии, внеурочной деятельности, школьном объединении «Эколог» |
ХАКАИРО | «Диагностика образовательных результатов ФГОС ОО в едином образовательном пространстве» | 24 | Использую диагностические знания при проведении входных контрольных работ, олимпиад, ВПР |
Получается за три последних года я прошла 8 курсов.
В этом учебном году я уже прошла 2 курсовые подготовки:
- Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в образовательной организации
- Технологии разработки и использования PISA - заданий в обучении: методический практикум
- Сейчас на курсах обучаюсь
12СлайдПовышение профессиональной компетенции педагога
Работа учителя в соцсетях: участие в профессиональных клубах, ассоциациях, сетевых сообществах, членствах и т.д.
- Проект форестАгенство США по международному развитию
- Работа с издательским центром Вентана- Граф
- Являюсь членом РАУГ
- Являюсь действительным членом Некоммерческого партнёрства «Содействие химическому и экологическому образованию»
- Участник проектно – творческой сессии: «Современные географические исследования глазами школы и науки»
13 СлайдОрганизация работы по формированию распространения перспективного педагогического опыта.
Разработала и обосновала рабочие образовательные программы в соответствии с условиями применения, целями данной образовательной организации, запросами родителей, обучающихся с особыми образовательными потребностями
- Сотрудничаю с Хабаровским краевым институтом развития образования
Предоставила материал на Всероссийский сминар – совещание «Образование без границ: языквая, экологическая, инженерная культура в контексте предметного содержания»
- Обмен опытом в работе регионального отделения Российской Ассоциации учителей географии по внеурочной деятельности учащихся по изучению географии своего края.
- Издательский центрВентана– Граф обмен опытом «Системно – деятельностный подход в обучении географии на уроках и внеурочной работе: традиции и инновации».
- Календарно-тематическое планирование биология 8 класс «Человек»
- Технологическая карта урок географии 7 класс по теме «Евразия. Географическое положение».
Это не окончательный список работ. Я распространяю педагогический опыт с 2006 года
2006 году выступала на коллегии в министерстве края по обмену опытом «Экологическое образование. Работа школьного объединения «Эколог»
. Опыт работы внесён в банк данных педагогического опыта:
-образовательной организации;
-ХАБАВИКИhttp://wiki.ippk.ru/index.php/
14 СлайдОсновные пути развития профессиональной компетентности педагога
(продолжение)
Работа в МО 26 лет являюсь руководителем Циклического методического объединения. (на сайтах http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevnahttp://uchportfolio.ru/s86386147/?page=3383 )
15 СлайдРазвитие профессиональной компетентности учителя
Зачитать слайд с коментариями
16Слайд
Открытые уроки
Приняла участие во Всероссийском конкурсе Ассоциации творческих педагогов в номинации «Лучшие условия для обмена опытом и профессионального развития»
Лауреат рейтинга топ – 500 образовательных организаций МБОУ СОШ п. Высокогорный (урок имеется на сайте школы)
17 - 18 Слайд
За свою педагогическую деятельность я много печаталась в краевом эколого биологическом журнале «Эгбо»
Мои последние печатные издания
- Хабаровский краевой институт развития образования.
Рабочая тетрадь Экологическая культура – приоритет современного развития
- Министерство образования и науки Хабаровского края
«Системно – деятельностный подход в обучении географии на уроках и внеурочной работе: традиции и инновации»
19 Слайд
Профстандарт–это не должность, а образ жизни
Зачитать слайд
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования
Прошла курсы по теме:
Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов).Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию активности.
— знание теоретического материалапо психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;
— владение методами диагностики индивидуальных особенностей (совместная работа со школьным психологом);
— использование знаний по психологии в организации учебного процесса;
— разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;
— владение методами социометрии;
учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;
мною разработаны индивидуальные программы по биологии и географии для учащихся VIII вида
Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников является составной частью разработки индивидуальных программ, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.
20 Слайд
В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:
Осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатков предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним.
Педагогу приходится постоянно принимать решения:
— как установить дисциплину;
— как мотивировать активность;
— как вызвать интерес у конкретного ученика;
— как обеспечить понимание и т. д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.
При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные.
— знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;
— владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;
— владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;
— знание критериев достижения цели;
— знание нетипичных конфликтных ситуаций;
— примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;
— развитость педагогического мышления.
Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений. Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения индивидуально, позитивный настрой педагога.
Учительобеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.
21 Слайд Мой опыт работы с одарёнными детьми
Приняла участие в конкурсе. Разработала программу. Программа имеется на сайте http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna
22 Cлайд Краевая межведомственная программа «Одарённые дети» Министерство образования Хабаровского края
ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 1 – й выпуск
Моя ученица Фомина Ольга была занесена в книгу. Она была приглашена в Москву на очный тур «Хранители Земли» с проектом «Восстановление леса после пожара в Хабаровском крае», где заняла первое место.
23 СлайдРезультаты педагогической деятельности
Перед вами таблица показателей результативности работы учителя
Серебрянные медали 2017 года Елшина Александра и Логачёва Елизавета сдавали биологию, показали хорошие результаты и обучаются в медицинских высших учебных заведениях.
24 СлайдУчитель - исследователь
Зачитать слайд
С 1999 по 2017 год я являлась руководителем школьного объединения «Эколог». Мы с ребятами принимали участие в научно исследовательских проектах. На моих сайтах кого заинтересует выложена результативность этой огромной работы.
http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevnahttp://uchportfolio.ru/s86386147/?page=3383 )
25 СлайдХарактеристика современного урока
26 СлайдОбъекты оценки результатов профессиональной деятельности педагогов. Зачитать слайд
Портфолио учителя (на моём сайте)
27 СлайдРазвитие детских коллективов школьное объединение «Эколог»
(зачитать слайд)
28 Слайд участие воспитанников и педагога в конкурсах, фестивалях, соревнованиях за последние три года
29 Слайд
Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов
(зачитать слайд) это как итог работы учителя биологии, моей работы
В заключении хочу сказать, как учитель отработавший в школе 38 лет
Труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, – учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» – ключевым.
Выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Литература:
1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. – 2003. - № 10.
Зимняя И.А.Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования/ И.А.ЗимняяИнтернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5.
3. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 дек. 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни. – Режим доступа: http://adukatar.net/?page_id=141.
4. Селевко Г.К. Компетентности и их классификации // Народное образование. - 2004. - №4.
5. Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416с.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
7. Федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.- Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/543.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...
Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
Проектирование урока по биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Проектирование урока по биологии в 5 классев условиях реализации ФГОС основного общего образования...
Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии в условиях реализации ФГОС основного общего образован...