Проектная работа «Формирование исследовательской компетенции у учащихся в условиях реализации ФГОC»
проект по литературе по теме

Селютина Наталья Александровна

В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

      Среди основополагающих умений  и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:

– творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;

– критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;

– умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

– межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения;

– умение ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы;

– направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;

– социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет формирование исследовательской компетенции у учащихся.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

Высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. 

Именно в этом и заключается актуальность выбранной мной темы, которая продиктована требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения современной научно - методической, педагогической литературы раскрыть сущность формирования исследовательской компетенции у учащихся.

Задачи:

– формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся

на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации  индивидуальных творческих запросов;

– совершенствование организации учебно - воспитательного процесса;

– формирование исследовательской, проектировочной культуры педагогов;

– изменение методов, технологий обучения, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообразованию учащихся в условиях введения ФГОС.

         Ожидаемые результаты:

– совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений;

– обеспечение высокого качества образования;

– формирование учебно – познавательной мотивации  учащихся на основе организации проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskoy_kompetentsii.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Большенагаткинская Ссредняя общеобразовательная школа

МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Проектная работа

«Формирование исследовательской компетенции

у учащихся в условиях реализации ФГОC»

Выполнила:

Селютина Н.А.,

зам. директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                     3

ФОРМИРОВАНИЕ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ                 

У УЧАЩИХСЯ  В  УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС                             6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                     20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК                                                     22

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

      Среди основополагающих умений  и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:

– творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения;

– критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах;

– умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

– межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения;

– умение ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы;

– направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую;

– социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет формирование исследовательской компетенции у учащихся.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.

Высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. 

Именно в этом и заключается актуальность выбранной мной темы, которая продиктована требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе изучения современной научно - методической, педагогической литературы раскрыть сущность формирования исследовательской компетенции у учащихся.

Задачи:

– формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся

на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации  индивидуальных творческих запросов;

– совершенствование организации учебно - воспитательного процесса;

– формирование исследовательской, проектировочной культуры педагогов;

– изменение методов, технологий обучения, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообразованию учащихся в условиях введения ФГОС.

        Ожидаемые результаты:

– совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников общеобразовательных учреждений;

– обеспечение высокого качества образования;

формирование учебно – познавательной мотивации  учащихся на основе организации проектной и исследовательской деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?

В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС 2 поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.

Например, со школьниками, интересующимися биологией, можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Акцентировать внимание школьников можно и на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и т.п. К чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко все новым жертвам?

Деятельность учащихся рекомендуется (ФГОС 2 поколения) ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.

Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:

 • видеть проблему;

• уметь выдвигать гипотезу;

• уметь наблюдать;

• уметь проводить эксперимент;

• уметь объяснять увиденное, делать выводы.

Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеурочной деятельности.

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Мне видятся следующие направления работы:

I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

 б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;

II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться».

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

• критического мышления;

• информационной культуры;

• творческих и коммуникативных способностей;

• умения ставить цели и пути их реализации.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:

• должен быть подготовлен к данной деятельности;

• видеть проблему;

• самостоятельно ставить задачи;

• планировать и оценивать свою работу;

• быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Условия формирования исследовательских умений.

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить

ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

– умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);

– умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации);

– умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение);

– умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика.

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

      Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы. С моей точки зрения, в зависимости от объекта исследования, ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

    1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.  

    2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.

    3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологи-ческие подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение 60-х годов XIX века в жизни и литературе».

    4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно - публицистического очерка.

    5. Метод проектов. Выполнение специально подобранных заданий, реализация проекта требует от школьников применения различных способов познавательной деятельности.

       Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования,

выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

       Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

       В 5-6 классах исследовательская работа проводится, как правило, в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Учитель предлагает предмет исследования, во время проведения работы направляет и координирует деятельность учащихся.

       В 7-8 классах работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.

       В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально (основной упор делается на индивидуальную работу). Как правило, задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

Примерная тематика исследовательских работ:

Класс 5-ый.          

• Художественные особенности русской народной сказки (на примере нескольких сказок).

• Урок-исследование. Тайна баллады Гёте «Лесной царь» (перевод В.А. Жуковского).

• Цветовая гамма в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Класс 6-ой      

• «Это многих славный путь…» Стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник».

• Урок-исследование. На чем держится мир? (на примере рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»).

Класс 7-ой      

• Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

• Значение эпилога в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

• Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко).

Класс 8-ой      

• Общее и различное в характере Гринева и Швабрина.

• Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и «Князе Серебряном» А.К. Толстого.

Класс 9-ый      

• Особенности    поэзии     А.С.    Пушкина    и М.Ю. Лермонтова.

• Урок-исследование «Чичиков в гостях у Коробочки».

• «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина.

Класс 10-й

• Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений).

• Портретная живопись в романе И.А. Гончарова  «Обломов».

• «Мысль семейная» в «Войне и мире» (Ростовы, Болконские, Курагины).

Класс 11-й    

• Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне».

• Мифологический подтекст романа Е.И. Замятина «Мы» (борьба добра и зла, свободы и несвободы; становление и рождение в муках души человека).

• Советская действительность в романах И. Ильфа и Е. Петрова.

• «С душою светлою, как луч…»: Особенности лирики Н. Рубцова.

В среднем звене можно проводить такие типы уроков: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ).

       Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», найти материал о Бородинском сражении, подготовить сообщения о героях этого сражения, найти стихотворения, посвященные войне 1812 года (В.А. Жуковский, «Певец во стане русских воинов»; Ф. Глинка «Стихи генералу Раевскому»;

П. Вяземский «Поминки по Бородинской битве»).

       Говоря о связи литературы и лингвистики, хочу заметить, что в литературе, по существу, нет такого художественного текста, в котором не было бы фактов, требующих лингвистического комментария. Любое, даже самое простое и бесхитростное по языку произведение содержит в себе нечто нам непонятное. Мелкие «подводные камешки» языковой материи попадаются даже тогда, когда произведение написано совсем недавно, нашими современниками, о наших заботах и радостях.

       Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов. Например, работу с архаизмами в отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (посещение Чичиковым Плюшкина); или работу с непонятными словами в рассказах А.П. Чехова.

       В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность.

       Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

Так, для будущих историков и философов особенно привлекательны темы, интегрирующие разные области знаний, например: «Революция в восприятии русских писателей (М. Пришвина и И. Бунина) и философов (сб. «Вехи»). Ученики с лингвистическими особенностями и предпочитающие кропотливую работу с текстом с удовольствием занимаются сравнением художественных переводов. Например, сравнением различных переводов «Слова о полку Игореве»: древнерусского текста, переводов Н. Заболоцкого и Д. Лихачева. Старшекласснику, увлекающемуся психологией, можно предложить анализ особенностей восприятия одного художественного произведения читателями-одноклассниками. Можно также предложить проанализировать биографию писателя с точки зрения психологии. Например, по теме «Флегматичность И.А. Гончарова». Результат – не только приобретение новых знаний, но и получение выводов, имеющих определенное научное значение.

      Приобретенный за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературы позволил выработать ее алгоритм. Прежде всего, после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом. Для этого провести сначала несколько занятий творческой группы, на которых актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как метод выбора связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того произведения.

      Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята, таким образом, не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

      Как уже говорилось ранее, современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию, находить ответ на поставленный вопрос. Один из путей решения этой проблемы – использование технологий метода проектов. Проект является элементом исследовательской деятельности учащихся, составной частью современных педагогических технологий. Отличительная особенность проекта состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности (проект – буквально «брошенный вперед») и на

самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования.

       Условиями проектной деятельности является посильная возможность сбора информации; темы проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках (хотя в учебник могут быть включены задания для проектной работы).

       Как и любая технология, метод проектов включает определенные этапы. Разные авторы дают детализацию этапов разной степени. Наиболее лаконичный вариант представляет три этапа:

• организационно-подготовительный (учитель объясняет тему, цель работы, формирует группы, выдает и объясняет задание; ученики осознают цель, уточняют информацию, обсуждают задание);

• поисково-исследовательский (учитель наблюдает, консультирует, советует, помогает учащимся по их просьбе; ученики выполняют исследование и работают по заданиям);

• итоговый (учитель руководит проведением конференции, участвует в анализе, аргументирует оценку, подводит итоги; ученики защищают проект, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу, подводят итог).

       Проекты бывают разные: прикладные, исследовательские, информационные, ролевые и игровые. Остановимся на исследовательском проекте. Он предполагает творческую деятельность с заранее неизвестным результатом работы. Например, задание по теме: «Емельян Пугачев – герой положительный или отрицательный?» Учащиеся самостоятельно подбирают материал о восстании казаков на Урале, определяют его цели, причины поражения, ищут исторические сведения о герое, сопоставляют исторические факты с художественным произведением, анализируют поведение героев в повести «Капитанская дочка» и делают выводы.

      Метод проектов, несомненно, перспективен как новая эффективная деятельность. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению и воспроизведению, метод может быть применен любым учителем в своей школе или классе.

      Проект как метод тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.

В проектной работе используется как учебное, так и внеурочное время. Деятельность учителя незаметна, и создается впечатление, что всю работу учащиеся выполняют самостоятельно. Но это не так. Только при четкой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные смогут выполнить работу до конца. Как правило, усилия тратятся не напрасно. Эффективность и результативность проектной деятельности очевидны.

              Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся должна стать необходимым элементом на уроках литературы как в старшем, так и в среднем звене.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

    Проектно - исследовательская деятельность школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

     Проектно - исследовательская деятельность для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

    Таким образом, проектно-исследовательская деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. [Текст] / М.: Просвещение, 2011.

2. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Якушевский, В.Н., Рождественская, О.А., Вольская,  Н.В.Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля [Текст]: Практико-ориентированная монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

4. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28.

5. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.

6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

9. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать активизации и поддержки интеллектуальной, поисковой, исследовательской и творческо...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. ...

10 ПРАВИЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

С 2007 года я использую в своей практике исследовательские методы обучения, и за эти годы сформировалась определенная система. Предлагаю Вашему вниманию несколько правил, которые могут помочь в осущес...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения?Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у ве...