Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС
статья

Чулякмина Мадина Исхаковна

В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, дисциплинированность, гибкость в мышлении. Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС никак лучше отражают данную потребность и задают вектор развития для педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные компетенции современного педагога в условиях реализации ФГОС

Чулякмина Мадина Исхаковна,

учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №7

В современной школе учитель должен постоянно развиваться, осваивать новые педагогические техники и приемы, при этом обладать такими качествами как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, дисциплинированность, гибкость в мышлении. Помимо личностных качеств учитель должен обладать профессиональными качествами: научная увлеченность, широкий культурный кругозор, ораторское искусство, педагогическое мастерство и другие. Так, мы видим, что личность учителя составляет сложный комплекс знания своего предмета и профессиональными навыками. В связи с этим в новых государственных стандартах ФГОС предусмотрены определенные профессиональные компетенции педагога, которые включают требования к вышеперечисленным умениям и навыкам учителя для достижения качества выполняемой деятельности.  Рассмотрим их подробнее.

Одной из первых компетенций является предметная, которая требует у учителя четкого владения своим предметом, а также методологию и методику преподавания его. Рассмотрим данную компетенцию на примере учителя истории и обществознания. Учитель должен владеть не только теорией по своему предмету, но и теорией взаимодействия общества и природы и природы, культуры и бытия. Овладение знаниями об основных этапах событий истории мира и России, способность применять понятийный аппарат исторического знания, определение и обоснование своей точки зрения на то или иное событие, а также способность применять исторические и историко-культурные знания на практике.

Следующей компетенцией является общепедагогическая компетенция, которая требует теоретических и практических знаний в области психологии, психофизиологии обучающихся. Данная компетенция включает в себя диагностику учащимися совместно с учителем достигнутых результатов, а также планирование его дальнейшего обучения. Обязательное использование иных источников информации помимо учебника. От учителя также требуется планировать образовательный процесс исходя из общего уровня подготовленности учащихся и их психологических особенностей. Организация викторин, конкурсов, олимпиад – все это отражает общепедагогическую компетенцию.

Профессионально-коммуникативная компетенция учителя требует от него овладение эффективными навыками общения. Она позволяет учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, успешно взаимодействовать с обучающимися, становиться наставником для них. Также ораторское мастерство учителя позволяет ему доступно, эффективно, увлекательно донести информацию до учащихся.

Согласно ФГОС СОО и ООО управленческая компетенция также необходима учителю в осуществляемой деятельности. Это подразумевает под собой умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. Педагог должен уметь отбирать содержание материала, приемов, методов и средств обучения, организовывать деятельность учащихся, где ведущая роль в познании отводится им, а сам учитель не превращается в «говорящую голову». И, конечно, учитель должен уметь проводить самоанализ своей деятельности для корректировки образовательной траектории.

Еще одна из компетенций, которая необходима учителю- инновационная. Она подразумевает под собой способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, критическому мышлению. Учитель должен подходить творчески к работе, быть креативным и предприимчивым, в какой-то степени новатором.

Рефлексивная компетенция, пожалуй, одна из самых главных компетенций в деятельности учителя. Она позволяет педагогу обобщить свою работу, увидеть со стороны свою деятельность, провести анализ проблемы собственного профессионально-личностного роста и выстроить дальнейшую траекторию действий и заниматься самосовершенствованием.

И последняя, информационно-коммуникативная компетенция учителя по ФГОС требует от него высокий уровень владения ИК- технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса. В современной школе стремительно развивается цифровизация образования, учителю необходимо следить за тенденциями в образовании, «идти в ногу со временем», использовать эффективные электронные ресурсы в образовательном процессе.

Таким образом, мы видим, что современный учитель по ФГОС – это творческая индивидуальность, обладающая вышеперечисленными компетенциями. Данные компетенции необходимо развивать и улучшать в течение всей педагогической деятельности. Они позволяют учителю быть всесторонне-развитой личностью, высоким профессионалом своего дела.

Список использованной литературы

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия, 2005. — 208 с.
  2. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня.- 2006. - № 8.- С. 20-26.
  3. Зубарева Г.Е. Системно-деятельностный подход как необходимое условие перехода к новой системе работы. – Казань, 2013. – 413 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г.№ 413-ФГОС СОО [Электронный ресурс]. URL: http:// https://fgos.ru/(дата обращения 07.11.2021).
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 07.11.2021).
  6. Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина

"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. БаландинаСамообразование педагога-целенапр...

Доклад на тему "Профессиональная подготовка педагога в условиях реализации ФГОС ООО"

В   нашу  систему   образования    уже  прочно   вошел   Федеральный   государственный образовательный стандарт и неведомая р...

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования.

Профессиональная компетенция учителя биологии в условиях реализации ФГОС Основного общего образования. Выступление на Вебинаре.как в условиях реалзации ФГОС второго покаления повысить профессиональный...

Особенности профессиональной деятельности современного учителя в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта

Профессиональная деятльность учителя в условиях реализации ФГОС. Использование информационных технологий  в учебном процессе....