Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"
методическая разработка

Усимова Наталья Александровна

Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся»

Цель:  выявить направления взаимодействия учителя и родителей при  формировании жизненных компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: 

-информировать родителей об изменениях в содержании образования;

-ознакомить с особенностями  реализации нового содержания образования в условиях школы;

-подготовка детей к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, взаимодействию с окружающими.

Ход собрания:

Слайд 1.

      Добрый вечер, уважаемые родители!

      Одной из основных задач школы является подготовка детей к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, взаимодействию с окружающими. Нарушения развития ребёнка создают специфические проблемы адаптации в жизни, затрудняют процесс социализации.

      Социальная адаптация детей связанна с включением их в общественную жизнь и их устройством в быту.

Слайд 2. 

Это требует формирования у детей таких социальных качеств, как:

- коллективизм;

- умение общаться со своими сверстниками и взрослыми;

-знание правил поведения в общественных местах и в быту.

      Такая работа проводится нами с самого первого дня пребывания детей в школе. Большинство из детей до прихода в школу, находились вне коллектива или в малой группе. Поэтому одни дети замыкаются в себе, другие никак не могут расстаться со своим «я». С первого дня мы учим их жить в коллективе, считаться с мнением и интересами других детей и взрослых. Об уровне социальной адаптации ребенка мы можем судить по характеру взаимоотношений его со сверстниками, по отношению к труду, по развитию культурных интересов и потребностей.

        В связи с этим особенно важным является формирование у детей такого вида социально – бытового взаимодействия как деловое общение. Именно в процессе делового общения  дети получают жизненно-необходимые знания и умения.

      Навыки делового общения формируются учителем, воспитателем, совместно с родителями, а значит на уроках, во внеурочной деятельности и дома. С этой целью Министерством просвещения Российской Федерации утвержден Стандарт образования детей с ограниченными возможностями здоровья, который определяет, что кроме знаний по учебным предметам обязательным является развитие у детей навыков жизненной компетенции.

       Что же такое жизненная компетенция? Слайд 3.

        А это не что иное, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. То есть это специальная работа по введению ребенка в сложную предметную и социальную среду, расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Поэтому важно учить детей быть коммуникабельными, разумно активными, уметь обращаться за помощью и принимать ее, воспитывать хорошие привычки и культурное поведение.

       Итак, основным направлением работы педагогов школы является практическая подготовка детей к жизни, поэтому всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.

      Слайд 4. Представленные на слайде жизненные компетенции в полной мере обеспечивают подготовку детей к самостоятельной жизни.

Остановимся на содержании работы наиболее важных из них.

Жизненные компетенции:

Слайд 5. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я".

     Для успешного осознания своей индивидуальности, пола, особенностей, важную роль играют предметы «Человек». Приобщение детей к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» дети начинают понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. На уроках мы учимся ухаживать за собой, за одеждой, обувью, стирать мелкие вещи. Учимся быть красивыми и аккуратными. При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия учителя и родителей.  Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания, чтобы ребенок был более самостоятельным.

Слайд 6.Формирование уважительного отношения к окружающим.

     При анализе художественных произведений по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», при инсценировке  сказок,  мы обсуждаем поведение героев, «примеряем» его на себя, выбираем возможные варианты поведения для той или иной жизненной ситуации. Затем наблюдаем за взаимодействием детей с окружающими в реальной жизни, пытаемся проанализировать ситуацию, найти правильное ее решение.

     Таким образом, формируется уважительное отношение ребенка к окружающим его детям и взрослым. Задача семьи при чтении книг, при просмотре художественного фильма или мультфильма при анализе житейских ситуаций, так же проводить оценку поведения героев и участников.

Слайд 7.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    Предметы «Окружающий природный мир», занимают особое место среди учебных предметов. Поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. На уроках мы изучаем растительный и животный мир, представления о родном городе, его культуре, современной жизни. Получая представления о социальной жизни, в которую дети включены, они учатся соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и общепринятыми нормами поведения. Учатся ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы их жизни и здоровью, в частности, учатся быть внимательными и осторожными на улице, дома, в школе. Так формируется представление детей об окружающем мире.

           В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, дети нередко попадают в ситуации, требующие от них использования математических знаний. Поэтому важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, каналах телевизионных передач и многое другое. Этому мы учимся на предмете «Математические представления», а родителям важно закреплять данные навыки.

       Так и происходит адаптация в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Слайд 8. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

        В рамках предмета «Окружающий социальный мир» мы посещаем много экскурсий.  Например, в магазин, где дети знакомятся с профессиями, с различными видами магазинов, их товарами, изучают механизм взаимодействия продавцов и покупателей, в торговом зале, на кассе непосредственно учатся общаться с продавцами, также мы ходим на экскурсии в аптеку, на почту, на вокзал. В классе мы играем в ролевые игры, где воспроизводим материалы экскурсий.

После проведенных экскурсий важно на практике закреплять полученные знания. Увидеть положительное и отрицательное в общении детей могут, конечно, родители, т.к. вы можете эту работу проделывать чаще, приучать детей самостоятельно что-нибудь покупать в магазине, на почте, в аптеке.

         Таким образом, дети овладевают доступными социальными ролями покупателя, пассажира, зрителя и т.д.

Слайд 9. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

         На предмете «Профильный труд» в старших классах мы изучаем цветоводство, учимся ухаживать за комнатными растениями. Мы с детьми трудимся и на клумбах возле школы. У вас у многих, дома тоже имеются цветы, пусть дети сами вам покажут всю технологию ухода. Кроме того, вы можете давать ребенку какие-нибудь поручения при работе в саду, на участке.

      На уроках домоводства при изучении раздела «Приготовление пищи», дети учатся сервировать стол, используя столовые приборы, готовить простейшие блюда, делать бутерброды.

Так развивается их самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Слайд 10-12. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

      Навыкам общения и совместной деятельности дети учатся не только на уроках, но и во внеурочное время на внеклассных мероприятиях это – праздники, чаепития, походы в кино и театры, спортивные соревнования. Детям очень нравится, когда родители принимают активное участие в подготовке их проведения – это способствует сплочению школьного детско-родительского коллектива. Именно в совместных делах мы учимся сотрудничать, находить выходы из спорных ситуаций.

     

        Таким образом, формирование жизненной компетенции детей является важной задачей взаимодействия семьи и школы, способствующей подготовке детей к самостоятельной жизни.

Слайд 13. Большое спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средст...

Родительское собрание"Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ ребёнка"

Родительское собрание"Связь семьи и школы в формировании ЗОЖ ребёнка"...

Формирование жизненных компетенций учащихся на уроках математики

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.Многие выпускники школ оказываются беспом...

Методика формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ в процессе их танцевальной деятельности

В современном обществе проблемы потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, приспособления их в жизни и социального функционирования приобретают большую социальную значимо...

Роль педагогического коллектива школы в формировании жизненных компетенций обучающихся с УО в условиях реализации ФГОС.

Формирование жизненно - важных компетенций можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, обучения и развития всех участниковобразовательных отношений....

Доклад на МО учителей-предметников «Использование проектных технологий на уроках математики в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ»

Метод проектирования в обучении математике помогает использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, и, таким образом, в определённой мере гот...