РП ОВЗ Математика 5-6 класс (Мерзляк)
рабочая программа по математике (5, 6 класс)

Хасанова Анфиса Абубакировна

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ovz_matematika_5-6_klass_merzlyak.docx108.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования (ФГОС)

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Адаптированная рабочая программа

по математике

 ученика  5г класса

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                      Составила:

                    Хасанова А.К учитель математики

               первой  квалификационной категории,

                 

                 

           

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
  • формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
  • формирование основ учебной деятельности;
  • создание специальных условий для получения образования   в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП ООО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
  • формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
  • выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ТНР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
  • предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
  • участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

При составлении адаптированной  программы учитывалась специфика состояния здоровья обучающихся, их  психофизические особенности,  возможности и потребности получения образования, особенности познавательной деятельности обучающихся, направлена на успешную социализацию детей, на разностороннее развитие личности обучающихся, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК.

     Программа коррекционной работы по предмету математика,  предназначена для  коррекции предметных  навыков и умений детей  с  ОВЗ , с учетом  особенностей  их  психофизического  и  речевого  развития,  индивидуальных возможностей,  обеспечивающая  коррекцию  нарушений  развития  и  социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП. Коррекционная программа разработана в соответствии с требованиями   Федерального  государственного образовательного  стандарта  общего  образования  обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья.      Приказ   Минобрнауки  России от 19 декабря 2014г.  № 1598 (в части требованиям к предметным результатам);                                          Федеральным государственным стандартом ООО, индивидуальным учебным планом учащегося с ЗПР.

Основной задачей обучения математике является обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

Важнейшими коррекционными задачами курса математики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике. В связи с этим в программу внесены некоторые изменения: увеличено количество часов на повторение пройденного материала, увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные.

Учитывая психологические особенности и возможности детей с ОВЗ, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у школьников умения учиться и закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. 

Общая характеристика курса математики в 5–6 классах

Содержание математического образования в 5–6 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Наглядная геометрия», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а так же приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.

Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.

Содержание раздела «Наглядная геометрия» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.

Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 5,6 классах отводится по 5 часов в неделю, всего 175 часов в год. Согласно календарному учебному графику учебный год в МАОУ «СОШ №1»  длится 35 учебных недели, поэтому данная программа в 5 классах рассчитана на 175 часов по 5 часов неделю, в 6 классах рассчитана на 175 часов по 5 часов неделю.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту основного общего образования. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека

Курс математики 5–6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а так же учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.

Практическая значимость школьного курса математики 5–6 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7–9 классах, а так же для изучения смежных дисциплин.

Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приемы, как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

 Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, на пример решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, под хода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. :Вентана-Граф, 2015. — 112 с.) и УМК:

1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.

2. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатовобучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении  задач.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  4. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  5. развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  6. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  7. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  8. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  9. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  10.  умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
  11.  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
  • задавать множества перечислением их элементов;
  • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать логически некорректные высказывания.

Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
  • использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
  • сравнивать рациональные числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура,точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

История математики

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)

Элементы теории множеств и математической логики

  • Оперировать понятиями: множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность,
  • определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств; задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать логически некорректные высказывания;
  • строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.

Числа

  • Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
  • понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
  • выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
  • использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, суммы и произведения чисел при выполнении вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
  • выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
  • упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей;
  • находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении зада;.
  • оперировать понятием модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
  • выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
  • составлять числовые выражения и оценивать их значения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Уравнения и неравенства

  • Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.

Статистика и теория вероятностей

  • Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое,
  • извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
  • составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.

Текстовые задачи

  • Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
  • использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
  • знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
  • моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
  • выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
  • исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
  • решать разнообразные задачи «на части»,
  • решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
  • осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
  • решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
  • решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

  • Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Арифметика

Натуральные числа

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел. Округление натуральных чисел.

Координатный луч.

Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.

Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.

Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.

Решение текстовых задач арифметическими способами.

Дроби

Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.

Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические  десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби

Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.

Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.

Решение текстовых задач арифметическими способами.

Рациональные числа

Положительные, отрицательные числа и число 0. Противоположные числа. Модуль числа.

Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.

Координатная прямая. Координатная плоскость.

Величины. Зависимости между величинами

Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости.

Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.

Числовые и буквенные выражения. Уравнения

Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.

Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.

Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи

Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.

Среднее арифметическое. Среднее значение величины.

Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.

Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.

Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.

Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

Математика в историческом развитии

История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Математика 5 класс (175 ч, 5 часов в неделю)

Номер

урока

Содержание учебного
материала, кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Повторение (5 ч.)

Действия с многозначными числами

Формулировать свойства сложения и вычитания чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

Числовые и буквенные выражения. Сравнение

Уравнение

Задачи на движение

Входная контрольная работа

Глава 1

Натуральные числа (20 ч.)

Ряд натуральных чисел

Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их.

Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур.

Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.

Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки

Применение свойств натурального ряда

Цифры. Десятичная запись натуральных чисел

Чтение и запись  больших натуральных чисел.

Десятичная запись натуральных чисел

Отрезок. Длина отрезка

Задачи на измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Ломаная. Длина ломаной

Отрезок. Длина отрезка. Ломаная

Плоскость.

Прямая. Луч

Плоскость. Прямая. Луч. Решение задач

Шкала.

Координатный луч

Изображение точек на координатном луче

Сравнение натуральных чисел

Решение задач на сравнение натуральных чисел

Повторение и систематизация
учебного материала

Контрольная работа № 1. Натуральные числа

Анализ контрольной работы

Глава 2

Сложение и вычитание натуральных чисел (33 ч.)

Сложение натуральных чисел.

Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.

Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника.

Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов.

Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии

Свойства сложения натуральных чисел.

Применение свойств сложения к упрощению выражений

Решение задач на сложение натуральных чисел.

Вычитание натуральных чисел

Свойства на вычитание натуральных чисел

Применение свойств свычитания к упрощению выражений

Решение задач на вычитание натуральных чисел

Числовые и буквенные выражения.

Формулы

Повторение и систематизация учебного материала

Контрольная работа № 2. Сложение и вычитание натуральных чисел

Анализ контрольной работы

Уравнение. Корень уравнения

Решение уравнений

Практикум по решению уравнений

Угол. Обозначение углов

Угол. Равенство углов

Виды углов. Измерение углов

Измерение углов. Практическая работа

Построение углов.

Построение углов. Практическая работа

Решение задач на нахождение градусной меры угла.

Многоугольники. Периметр многоугольника

Равенство фигур.

Треугольник и его виды

Треугольник и его виды. Практическая работа

Решение задач на нахождение элементов равнобедренного и равностороннего треугольников

Прямоугольник. Свойства прямоугольника

Ось симметрии фигуры

Повторение и систематизация
учебного материала

Контрольная работа № 3. Треугольник и прямоугольник.

Анализ контрольной работы

Глава 3

Умножение и деление
натуральных чисел (37 ч.)

Умножение.

Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий.

Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа.

Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни единицы  площади через другие.

Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур.

Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.

Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выражать одни единицы  объёма через другие.

Решать комбинаторные задачи с помощью перебора  вариантов  

Свойства умножения.

Вычисление значений буквенного выражения

Решение задач на умножение.

Сочетательное свойство умножения

Распределительное свойство умножения

Применение свойств умножения при упрощении выражений

Деление.

Свойства деления.

Решение простейших уравнений

Решение задач на деление

Решение задач на движение

Деление с остатком

Буквенное правило деления с остатком

Решение задач на деление с остатком

Степень числа

Нахождение значения выражения, содержащих степень числа

Повторение и систематизация учебного материала

Контрольная работа № 4

Анализ контрольной работы

Площадь.

Свойства площадей

Площадь прямоугольника

Решение задач на площадь прямоугольника

Прямоугольный параллелепипед.

Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Пирамида. Виды пирамид

 Понятие объёма

Свойства объёма фигур

Объём прямоугольного параллелепипеда

Решение задач на вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда

Понятие комбинаторной задачи

Способы решения комбинаторных задач

Решение комбинаторных задач

Повторение и систематизация учебного материала

Контрольная работа № 5

Анализ контрольной работы

Глава 4

Обыкновенные дроби (18 ч.)

Понятие обыкновенной дроби

Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа.

Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби

Изображение дробей на координатном луче

Решение задач на нахождение дроби от числа

Решение задач на нахождение числа по дроби

Решение задач на дроби

Правильные и неправильные дроби.

Сравнение дробей

Решение задач на сравнение дробей .

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Дроби и деление натуральных чисел

Смешанные числа

Преобразование неправильной дроби в смешанное число

Преобразование смешанного числа в  неправильную дробь

Сумма и разность смешанных чисел

Повторение и систематизация учебного материала

Контрольная работа № 6

Анализ контрольной работы

Глава 5

Десятичные дроби (48 ч.)

Представление о десятичных дробях

Распознавать десятичную дробь. Читать и записывать десятичную дробь. Сравнивать десятичные дроби. Складывать и вычитать, умножать и делить десятичные дроби.

Чтение и запись десятичных дробей

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной

Правило сравнения десятичных дробей

Сравнение десятичных дробей

Решение задач на сравнение десятичных дробей

Понятие приближенного значения числа

Округление чисел.

Прикидки.

Сложение десятичных дробей

Вычитание десятичных дробей

Примеры на сложение и вычитание десятичных дробей

Решение уравнений

Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей

Повторение и систематизация учебного материала

Контрольная работа № 7

Анализ контрольной работы

Правило умножения десятичных дробей на 10, 100 и т.д.

Правило умножения десятичных дробей

Правило умножения десятичных дробей на 0,1; 0,01 и т. д.

Свойства умножения десятичных дробей

Применение свойств умножения десятичных дробей

Решение задач на умножение десятичных дробей

Преобразование выражений, содержащих умножение десятичных дробей

Правило деления десятичных дробей на натуральное число

Правило деления десятичных дробей на 10, 100 и т.д

Правило деления десятичных дробей  на десятичную дробь

Решение уравнений

Преобразование обыкновенной дроби в десятичную

Решение примеров на все действия

Решение задач на деление десятичных дробей

Повторение и систематизация учебного материала

Контрольная работа № 8

Анализ контрольной работы

Среднее арифметическое.

Среднее значение величины

Решение задач на среднее арифметическое и среднее значение величины

Понятие процента.

Нахождение процентов от числа

Запись процентов в виде десятичной дроби

Решение задач на  нахождение процентов от числа

Правило нахождения числа по его процентам

Задачи на нахождение числа по его процентам

Практикум по решению задач на нахождение числа по его процентам

Решение задач на проценты

Повторение и систематизация учебного материала

Контрольная работа № 9

Анализ контрольной работы

Повторение и систематизация
учебного материала (14 ч.)

Повторение. Сложение и вычитание   натуральных чисел

Повторение. Умножение и деление натуральных чисел

Итоговая контрольная работа

Повторение. Степень числа.

Повторение. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел

Повторение. Угол. Многоугольники. Треугольник

Повторение. Сравнение обыкновенных дробей

Повторение. Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Повторение. Сравнение десятичных дробей

Повторение. Округление чисел

Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей

Повторение. Умножение и деление десятичных дробей

Повторение. Все действия с дробями

Повторение. Задачи на проценты

Всего:    175 часов

Математика 6 класс (175 ч, 5 часов в неделю)

Номер

параграфа

Содержание учебного
материала

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Повторение (6 ч)

Действия с натуральными числами

Формулироватьправила сложения и вычитания обыкновенных и десятичных дробей, умножения и деления десятичных дробей, решать задачи на дроби и проценты.

Действия с обыкновенными дробями

Действия с десятичными дробями

Задачи на дроби

Проценты. Задачи на проценты.

Входная контрольная работа

Глава 1

Делимость натуральныхчисел

 (18 ч.)

Делители числа.

Формулировать определения понятий: делитель, кратное, простое число, составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10.

Описывать правила нахождения наибольшего общего делителя (НОД), наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел, разложения натурального числа на простые множители

Кратные числа.

Признаки

делимости на 10, на 5 и на 2

Признаки

делимости на 10

Применение признаков делимости при решение задач

Признаки делимости на 9 и на 3

Признаки делимости. Решение задач.

Делимость натуральных чисел

Простые и составные числа

Разложение составного числа на простые множители

Делитель. Общий делитель.

Наибольший общий делитель

Нахождение наибольшего общего делителя нескольких чисел

Кратные. Общее кратное

Наименьшее общее кратное

Нахождение наименьшего общего кратного нескольких чисел

Обобщающий урок по теме

« Делимость натуральных чисел»

Контрольная работа № 1

Глава 2

Обыкновенные дроби (38 ч)

Работа над ошибками. Равные дроби.

Формулировать определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа. Применять основное свойство дроби для сокращения дробей. Приводить дроби к новому знаменателю. Сравнивать обыкновенные дроби.  Выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями.

Находить дробь от числа и число по заданному значению его дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби

2

Основное свойство дроби

Сокращение дробей

 Преобразование дробей с помощью основного свойства  

Решение задач на основное свойство дроби

Наименьший общий знаменатель

Приведение дробей к общему знаменателю.

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

Сравнение дробей с разными знаменателями

Различные приёмы сравнения дробей

Сложение и вычитание дробей

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Задачи на сложение и вычитание дробей.

Обобщающий урок по теме

«Сложение и вычитание дробей»

Контрольная работа № 2  

Работа над ошибками. Умножение обыкновенных дробей

 Задачи на умножение дробей.

Умножение  смешанных дробей

Задачи на умножение смешанных дробей

Нахождение дроби от числа

Решение задач на нахождение дроби от числа

Решение задач на нахождение процента  от числа

Обобщающий урок по теме

« Умножение  дробей»

Контрольная работа № 3

Работа над ошибками. Взаимно обратные числа

Деление обыкновенных дробей

Решение задач на деление дробей

Деление смешанных дробей

Решение задач на деление смешанных дробей

Нахождение числа по значению его дроби

Решение задач на нахождение числа по значению его дроби

Задачи на нахождение числа по его процентам

Преобразование обыкновенных дробей

в десятичные

Бесконечные периодические десятичные дроби

Десятичное приближение обыкновенной дроби

Решение задач на десятичное приближение обыкновенной дроби

Обобщающий урок по теме

« Деление дробей»

Контрольная работа № 4

Глава 3

Отношения и пропорции (28 ч.)

Работа над ошибками. Понятие отношения

Формулировать определения понятий: отношение, пропорция, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Применять основное свойство отношения и основное свойство пропорции. Приводить примеры и описывать свойства величин, находящихся в прямой и обратной пропорциональных зависимостях. Находить процентное отношение двух чисел. Делить число на пропорциональные части.

Записывать с помощью букв основные свойства дроби, отношения, пропорции.

Анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм. Представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.

Приводить примеры случайных событий. Находить вероятность случайного события в опытах с равновозможными исходами.

Распознавать на чертежах и рисунках окружность, круг, цилиндр, конус, сферу, шар и их элементы. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Строить с помощью циркуля окружность заданного радиуса. Изображать развёртки цилиндра и конуса. Называть приближённое значение числа π. Находить с помощью формул длину окружности, площадь круга

Вычисление отношений

Пропорции .Основное свойство пропорции

Пропорции. Решение уравнений.

Решение задач с помощью пропорции

Разные  задачи с помощью составления пропорции

Процентное отношение двух чисел

Решение задач на процентное отношение двух чисел

Решение текстовых задач на процентное отношение

Обобщающий урок по теме

« Отношения и проценты»

Контрольная работа № 5

Работа над ошибками. Прямая и обратная пропорциональные зависимости

Решение задач на прямую  и обратную пропорциональные зависимости

Деление числа в данном отношении

Окружность и круг

Построение треугольника по трём сторонам

Длина окружности.

 Площадь круга

  Длина окружности. Площадь круга

Цилиндр и  конус

Шар и сфера

Столбчатые диаграммы

Круговые диаграммы

Случайные события. Вероятность случайного события

 Вероятность достоверного  события

Случайные, достоверные и невозможные события

Обобщающий урок « Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Контрольная работа № 6

Глава 4

Рациональные числа
и действия над ними (70 ч.)

 Работа над ошибками. Положительные и отрицательные числа

Приводить примеры использования положительных и отрицательных чисел. Формулировать определение координатной прямой. Строить накоординатной прямой точку с заданной координатой, определять координату точки.

Характеризовать множество целых чисел. Объяснять понятие множества рациональных чисел.

Формулировать определение модуля числа. Находить модуль числа.

Сравнивать рациональные числа. Выполнять арифметические действия над рациональными числами. Записывать свойства арифметических действий над рациональными числами в виде формул. Называть коэффициент буквенного выражения.

Применять свойства при решении уравнений. Решать текстовые задачи с помощью уравнений.

Распознавать на чертежах и рисунках перпендикулярные и параллельные прямые, фигуры, имеющие ось симметрии, центр симметрии. Указывать в окружающем мире модели этих фигур. Формулировать определение перпендикулярных прямых и  параллельных прямых. Строить с помощью угольника перпендикулярные прямые и параллельные прямые.

Объяснять и иллюстрировать понятие координатной плоскости. Строить на координатной плоскости точки с заданными координатами, определять координаты точек на плоскости. Строить отдельные графики зависимостей между величинами по точкам. Анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. п.)

Множества  положительных и отрицательных чисел

Координатная прямая

Изображение положительных и отрицательных чисел точками на координатной прямой

Числовые множества

Целые числа.

Рациональные числа

Противоположные числа

Множество рациональных чисел

Модуль числа

Свойства модуля

Сравнение  целых чисел

Сравнение рациональных чисел

Разные способы сравнения чисел

Обобщающий урок « Целые и рациональные числа.»

Контрольная работа № 7

Работа над ошибками. Сложение целых чисел

Сложение рациональных чисел

Сложение целых и  рациональных чисел с разными знаками

Разные  задачи на сложение рациональных чисел

Свойства сложения целых чисел

Свойства сложения рациональных чисел

Вычитание целых чисел

Вычитание рациональных чисел

Свойства вычитания рациональных чисел

Решение уравнений на сложение и вычитание рациональных чисел

Сложение и вычитание рациональных чисел

Контрольнаяработа № 8

Работа над ошибками. Правило умножения целых чисел

Умножение целых чисел

Умножение рациональных чисел

Разные задачи на умножение рациональных чисел

Переместительное и сочетательное свойства умножения.

Переместительное и сочетательное свойства умножения. Коэффициент

Применение свойств умножения для упрощения выражений

Распределительное свойство умножения

Вынесение общего множителя за скобки

Преобразование числовых выражений на основе распределительного свойства умножения

Использование свойств действий при вычислениях

Правило деления целых чисел

Деление целых чисел

Деление рациональных чисел

Разные задачи на деление рациональных чисел

Все действия с рациональными числами

Контрольнаяработа № 9

Работа над ошибками. Уравнение и его корни

Решение уравнений

Правила преобразования уравнений

Применение преобразований  при решении уравнений

Составление уравнения по условию задачи

Решение задач на отношения и процентное содержания  с помощью уравнений

Решение задач на движение с помощью уравнений

Решение задач на части с помощью уравнений

Решение задач с помощью уравнений

Обобщающий урок « Уравнения»

Контрольная работа  № 10 

Работа над ошибками. Пересекающиеся прямые

Перпендикулярные прямые

Разные способы  построения  перпендикулярных прямых

Осевая  симметрия

Центральная симметрии

Задачи на осевую и центральную симметрию

Параллельные прямые

Свойства параллельных прямых

Что такое координаты

  1. \

Понятие системы координат на плоскости

Координатная плоскость

Графики

Графики. Чтение графиков.

Обобщающий урок «Прямые на плоскости и в пространстве»

Контрольная работа № 11

Повторение и систематизация
учебного материала (15 ч.)

Работа над ошибками. Действия с обыкновенными дробями

Действия с десятичными дробями

Признаки делимости

Сложение и вычитание дробей

Умножение дробей

Деление дробей

Все действия с дробями

Отношения и пропорции

Действия с положительными и отрицательными числами

Действия с рациональными числами

Итоговая контрольная работа

Решение уравнений

Решение задач с помощью уравнений

Координатная плоскость

Построение фигур по координатам

Всего:     175 часов

Материально-техническое обеспечение

1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.

2. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 5-6 классы Мерзляк А.Г.

Рабочая программа составлена по УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Рабинович Е.М,  5-6классы по  5часов в неделю...

рабочая программа по математике 5-6 класс Мерзляк

Рабочая программа расчитана на 5 часов в каждом классе....

Рабочая программа по математике 5-6 классы (Мерзляк)

Цели реализации программы:          - развитие личности школьника средствами математики,          - подготовка...

рабочие программы по математике 5, 6 класс, Мерзляк

5 часов в неделю.Использование печатных рабочих тетрадей....

Рабочая программа по математике 5-9 класс Мерзляк А.Г.

Многоуровневая рабочая программа по математике 5-9 класс...

Рабочая программа по математике для 6 класса Мерзляк

Данная рабочая программа  составлена на основе  программы по математике для 5-6 классов общеобразовательных учреждений авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский М. С. Якир, Е. В. Буцко, 2019 го...