Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и актуальные вопросы преподавания математики при реализации ФГОС.
статья по математике

Горбачёва Светлана Владимировна

V

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatatsiya.docx12.32 КБ
Файл obuchenie_i_vospitanie_obuchayushchihsya.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

             Аннотация

 Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы обучающегося, имеющие особую специфику, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. Особые образовательные потребности учащихся разнообразны и требуют от системы школьного образования предоставления особых образовательных программ, учебных материалов, услуг.



Предварительный просмотр:

Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и актуальные вопросы преподавания математики при реализации ФГОС.

Практико-ориентированная работа.

  1. Развитие личности как педагогическая проблема.
  2. Какие задачи решает индивидуальный образовательный маршрут.
  3. Алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального маршрута
  4. Основные характеристики индивидуальной образовательной программы (ИОП).

              «Развитие личности как педагогическая проблема»

           Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

          Но прежде, чем рассматривать эти условия, обозначим основные понятия по теме: человек, личность, индивид, индивидуальность.

Человек, это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, Он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, предопределенный историческими условиями жизни общества.

         Понятие индивид- лишь предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

В тоже время понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

            Учёные утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают.

           В зарубежной педагогике и психологии по проблеме развития личности выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, всё поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.) Все явления общественной жизни, как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, неудовлетворение естественных потребностей замещает занятием каким -либо видом деятельности.

           Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе своей жизни постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному движению от низшего уровня организации к высшему. В этом процессе происходит переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание влияет на личность и создает условия для ускорения социализации.

              Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях её деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера.

           Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношении с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.  При развитии личности происходят не только  количественные изменения, но и качественные преобразования. Возникают противоречия между новым и старым в процессе обучения и воспитания, но они выступают движущими силами развития личности.

           К таким противоречиям относятся:

-противоречие между новыми потребностями, порождёнными деятельностью и возможностями их удовлетворения;

-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

-противоречия между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутицкий).

            Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребёнок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Одно противоречие сменяется другим- развитие продолжается.

Как соотносятся воспитание и формирование личности?

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество. Чем сложнее человеческий социум и человеческая жизнь в целом, тем важнее роль воспитания в жизни общества и отдельной личности. Формирование и развитие личности есть результат социализации человека в общество, благодаря его усвоению и воспроизводству им социального опыта. В процессе социализации человек осваивает и творчески применяет накопленного человечеством. Под опытом понимается всё, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества:

  1. знания о природе, обществе, человеке;
  2. умения интеллектуальной и практической деятельности;
  3. ценности и ценностно-смысловые ориентации (моральные, эстетические, правовые и др. требования, предъявляемые обществом к человеку) и определяющие его отношение к миру, природе, обществу, другим людям и самому себе;
  4. социально одобряемые модели поведения.

     Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер. Нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительно степени это зависит от типа воспитания.

Социализация может быть стихийной и относительно управляемой. Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание)

Относительно управляемая социализация в современной педагогике понимается как образование.

Образование это процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах личности, общества и государства.

В процессе обучения человек осваивает в основном 1и 2 компоненты социального опыта.

В процессе воспитания– в основном 3 и 4 компоненты.

Таким образом, воспитание можно рассматривать как часть целостного педагогического процесса, направленного на создание условий, обеспечивающих формирование и развитие ценностно- смысловой, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Целенаправленная социализация призвана решать условно выделенные три группы задач:

естественно-культурные (достижения уровня физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые) и социально-психологические. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, её самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением. Решение этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Не решение этих задач либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

                    Роль обучения в развитии личности

От решения проблемы соотношения обучения и развития личности зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Обучение–взаимодействие между учащимися и обучающими, это способ осуществления педагогического процесса по развитию личности через организованное усвоение обучающимся научных знаний, способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней внутренней активностью ученика, в результате которой происходит усвоение человеческого опыта.

Развитиедва разных и взаимосвязанных явления:

-биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;

-психическое (в частности, умственное) развитие как определённая динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Точки зрения на соотношение обучения и развитие:

-обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, но обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения;

-не разделение обучения и развития, а отождествление;

-объединяют первые две точки зрения и дополняют их положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразование.

Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский.  Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.

Уровни развития (Выготский):

-актуальное развитие как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно;

-более высокий уровень (зона ближайшего развития).

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

2. Какие задачи решает индивидуальный образовательный маршрут?

              Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы обучающегося, имеющие особую специфику, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. Особые образовательные потребности учащихся разнообразны и требуют от системы школьного образования предоставления особых образовательных программ, учебных материалов, услуг.

В эти условия входят:

-определённые организационные формы обучения;

-определённая система обучения;

-содержание индивидуально-групповых занятий;

-индивидуальный образовательный маршрут;

-специальная подготовка педагогических кадров.

            Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:

-в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;

-слабоуспевающие обучающиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях;

-Обучающиеся находящиеся на длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе;

-обучающиеся с ОВЗ.

             Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться для любого обучающегося с разными образовательными возможностями и способностями. Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика, способствует формированию познавательного интереса к предмету, умения получать знания и применять их на практике. Индивидуальные образовательные маршруты составляются учителем для самореализации ученика как в урочное, так и во внеурочной деятельности, либо по двум направлением одновременно. В урочной деятельности способы работы разнообразны как со слабыми обучающимися, так и учащимися с повышенной мотивацией. Я предлагаю индивидуальные задания по карточкам. Есть карточки для ликвидации пробелов по западающим темам, карточки эталоны-образцы решений.

Для учащихся 8-9 классов подобраны мною и распечатаны задания по всем темам алгебры и геометрии из открытого банка заданий ОГЭ по математике. Учащиеся самостоятельно дома решают эти задания в отдельно отведённой тетради. На групповых занятиях я проверяю решения и провожу коррекцию, находим лучшие решения. С учащимися 7,8,9,10,11 классов провожу дифференцированный контроль по геометрии. На «3» достаточно знать определения и формулировки теорем и применять их в процессе решения не сложных задач. На «5» надо уметь доказывать теоремы и решать задачи с подробным обоснованием. А это и есть продвижение по своему индивидуальному образовательному маршруту.

Дорожная карта при подготовке к ГИА, которую подготовили наши учителя-предметники, тоже индивидуальный образовательный маршрут. Образовательный маршрут не только реализует индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и отслеживает, корректирует работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся, позволяет подготовится к успешной сдаче выпускных экзаменов. А обучающимся с повышенной мотивацией ИОМ поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути.

             Дети с особыми образовательными потребностями особенно нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте.

             Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ, пришедшего в общеобразовательную школу, администрация и междисциплинарная команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения решают следующие задачи:

  1. Определение индивидуальных потребностей ребёнка в тех или иных материально-технических ресурсах.
  2. Определения формы обучения ребёнка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеурочной нагрузки;
  3. Определение объёма, содержания–основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка и его семьи. Определение стратегии коррекционно-развивающей работы ребёнка. Определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личного развития ребёнка, степени его адаптации в среде сверстников.
  4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики, которые позволяют прогнозировать степень освоения ребёнком основной образовательной программы в разных предметных областях. Решается вопрос о системе оценивания достижений ребёнка в учебной деятельности.
  5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.
  6. Определение способствующей включению ребёнка в социум стратегии организации образовательного процесса.
  7. Определение стратегии включения ребёнка с ОВЗ в общественную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.

Существуют также дополнительные задачи:

  1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребёнка и его семьи в школе.
  2. Определение стратегии и тактики взаимодействия с семьёй ребёнка на разных этапах его обучения.
  3. Определение формы и содержания рубежной аттестации ребёнка при переходе им на следующую ступень образования, а также форм итоговой аттестации.
  4. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребёнка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации.
  5. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребёнка на разных этапах его развития.
  6. Работа с детским коллективом- класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития.

Для построения индивидуального образовательного маршрута принципиально необходимы:

-ступенчатая диагностика;

-индивидуальный подбор педагогических технологий;

-систематический контроль и корректировка;

-наблюдение;

-пошаговая фиксация достижений обучающегося.

  1. Алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального маршрута

                  Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка включает в себя:

-комплексную диагностику;

-разработку индивидуального образовательного маршрута;

-характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

              Общий алгоритм деятельности команды в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута:

  1. Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет к какому учителю и в какой класс поступает ребёнок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Заключается договор с родителями.
  2. Планирование индивидуально образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа информации о ребёнке и его семье. Изучается документация: заключение ПМПК, медицинская карта, возможно-психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами образовательных учреждений.
  3. Разработку индивидуального образовательного маршрута и ИОП предваряет диагностический этап, в процессе которого учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Основная задача комплексной диагностики-определить, какие образовательные потребности есть у ребёнка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.
  4. Разработка ИОП на заседании Психолого-медико-педагогического консилиума школы.
  5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка на определённый период времени.
  6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов- динамика психического и физического развития ребёнка, уровня его адаптации в школьной среде.
  7. Постановка задач на последующий период.

  1. Основные характеристики индивидуальной образовательной программы (ИОП)

      Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. ИОП- документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определённой ступени образования.

Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута в рамках ОУ.

            Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками:

-наличие диагностического блока; наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающий успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;

-обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;

-возможность адаптации программы к меняющимся запросам;

-ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие индивидуальных особенностей учащихся.

               Любая программа, а значит и индивидуальная образовательная программа должна быть утверждена руководителем, в соответствии с нормативными требованиями. В ИОП устанавливают соответствие цели и содержания программы, времени её реализации. В программах имеет место согласование её содержания с родителями в направлении выполнения своих обязанностей по воспитанию детей.

             Определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребёнка. Индивидуальная образовательная программа должна обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Структура индивидуальной образовательной программы (вариант):

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка:

-общие сведения о ребёнке;

-цель и задачи психолого-педагогического сопровождения;

-основания разработки индивидуальной программы;

-заключение по результатам психолого-педагогического обследования ребёнка специалистами;

-ответственные за составление и реализацию индивидуальной программы.

3. Содержание программы:

-медицинское сопровождение;

-психолого-педагогическое сопровождение.

-направление деятельности музыкального руководителя;

-направления деятельности инструктора по физической культуре.

4.  Работа с родителями.

5.  Заключение и рекомендации.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП

            Индивидуальная образовательная программа реализуется через Индивидуальный образовательный план- корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося, воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие). Большое значение при проектировании структурно-содержательной модели индивидуальной образовательной программы в некоторых её вариантах придается осознанному определению обучающимся цели и ценностей образования на основе образовательного выбора. Данный подход не может использоваться для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанными с возрастом ребёнка, структурой его нарушения и сохранностью интеллектуальной сферы.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП:

  1. Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребёнка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения выступает обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПК;
  2. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по ИОП;
  3. Наличие подготовительных педагогических кадров.

Индивидуальная образовательная программа (план) в рамках образовательного учреждения для ребёнка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.  

                                            Этапы разработки ИОП

Этап

«Шаги проектирования ИОП»

Содержание деятельности

Предвари-

тельный

Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей

Администрация школы вместе с координатором по инклюзии

-определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребёнок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду;

-если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов;

-Заключается договор с родителями- проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребёнке и его семье.

Изучение документации.

Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПК, Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.

Оценка требований ФГОС и ОП

Диагностика

Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования

Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по возможности комплексно).

Подготовка заключений о психологических особенностях ребёнка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае- определить, какие образовательные потребности есть у ребёнка на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.

 Организация деятельности ПМПК: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки ИОП.

Описание необходимых ребёнку с ОВЗ специальных образовательных условий с учётом возможностей и дефицитов

Разработка

Проектирование необходимых структур составляющих ИОП

Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПК. При необходимости- привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.

Определение временных границ реализации ИОП

Четкое формулирование цели ИОП (совместно с родителями)

Определение круга задач в рамках реализации ИОП

Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты)

Планирование форм реализации разделов ИОП

Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности

Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы

Реализация

Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом;

- организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребёнка;

- организация мониторинга эффективности коррекционной работы.

Организация деятельности ПМПК по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребёнка;

-внесение корректив в ИОП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».

«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...

«Дорожная карта» по курсу «Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Название мероприятияРешаемые задачиСроки проведенияОтветственныеОжидаемый результат1Разработка и утверждение плана-графика («дорожной карты») по обеспечению реализации образования воспитан...

Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияЦели:•оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся;•открыть перед юн...

Актуальные вопросы преподавания математики в контексте компетентностного подхода.

Понятия “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно, в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского ...

Статья "Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ  в условиях  инклюзивного образования...

«Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

laquo;Инклюзивное образование» применительно к музыкальному развитию  дошкольников - это такой процесс воспитания и обучения, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психич...

Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"

Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"...