Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и актуальные вопросы преподавания математики при реализации ФГОС.
статья по математике
V
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anatatsiya.docx | 12.32 КБ |
obuchenie_i_vospitanie_obuchayushchihsya.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы обучающегося, имеющие особую специфику, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. Особые образовательные потребности учащихся разнообразны и требуют от системы школьного образования предоставления особых образовательных программ, учебных материалов, услуг.
Предварительный просмотр:
Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и актуальные вопросы преподавания математики при реализации ФГОС.
Практико-ориентированная работа.
- Развитие личности как педагогическая проблема.
- Какие задачи решает индивидуальный образовательный маршрут.
- Алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального маршрута
- Основные характеристики индивидуальной образовательной программы (ИОП).
«Развитие личности как педагогическая проблема»
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Но прежде, чем рассматривать эти условия, обозначим основные понятия по теме: человек, личность, индивид, индивидуальность.
Человек, это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, Он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, предопределенный историческими условиями жизни общества.
Понятие индивид- лишь предполагает принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.
В тоже время понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Учёные утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают.
В зарубежной педагогике и психологии по проблеме развития личности выделяются три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, всё поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.) Все явления общественной жизни, как считают представители этого направления, естественны для простых людей, у которых от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя долг патриота, борца и просто гражданина. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, неудовлетворение естественных потребностей замещает занятием каким -либо видом деятельности.
Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе своей жизни постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному движению от низшего уровня организации к высшему. В этом процессе происходит переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание влияет на личность и создает условия для ускорения социализации.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях её деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера.
Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношении с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. При развитии личности происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Возникают противоречия между новым и старым в процессе обучения и воспитания, но они выступают движущими силами развития личности.
К таким противоречиям относятся:
-противоречие между новыми потребностями, порождёнными деятельностью и возможностями их удовлетворения;
-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
-противоречия между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутицкий).
Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребёнок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Одно противоречие сменяется другим- развитие продолжается.
Как соотносятся воспитание и формирование личности?
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом и будет существовать, пока существует общество. Чем сложнее человеческий социум и человеческая жизнь в целом, тем важнее роль воспитания в жизни общества и отдельной личности. Формирование и развитие личности есть результат социализации человека в общество, благодаря его усвоению и воспроизводству им социального опыта. В процессе социализации человек осваивает и творчески применяет накопленного человечеством. Под опытом понимается всё, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества:
- знания о природе, обществе, человеке;
- умения интеллектуальной и практической деятельности;
- ценности и ценностно-смысловые ориентации (моральные, эстетические, правовые и др. требования, предъявляемые обществом к человеку) и определяющие его отношение к миру, природе, обществу, другим людям и самому себе;
- социально одобряемые модели поведения.
Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер. Нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительно степени это зависит от типа воспитания.
Социализация может быть стихийной и относительно управляемой. Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание)
Относительно управляемая социализация в современной педагогике понимается как образование.
Образование– это процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах личности, общества и государства.
В процессе обучения человек осваивает в основном 1и 2 компоненты социального опыта.
В процессе воспитания– в основном 3 и 4 компоненты.
Таким образом, воспитание можно рассматривать как часть целостного педагогического процесса, направленного на создание условий, обеспечивающих формирование и развитие ценностно- смысловой, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Целенаправленная социализация призвана решать условно выделенные три группы задач:
естественно-культурные (достижения уровня физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые) и социально-психологические. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, её самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением. Решение этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Не решение этих задач либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.
Роль обучения в развитии личности
От решения проблемы соотношения обучения и развития личности зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Обучение–взаимодействие между учащимися и обучающими, это способ осуществления педагогического процесса по развитию личности через организованное усвоение обучающимся научных знаний, способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней внутренней активностью ученика, в результате которой происходит усвоение человеческого опыта.
Развитие– два разных и взаимосвязанных явления:
-биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;
-психическое (в частности, умственное) развитие как определённая динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
Точки зрения на соотношение обучения и развитие:
-обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса, но обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. Не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения;
-не разделение обучения и развития, а отождествление;
-объединяют первые две точки зрения и дополняют их положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразование.
Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.
Уровни развития (Выготский):
-актуальное развитие как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно;
-более высокий уровень (зона ближайшего развития).
Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.
2. Какие задачи решает индивидуальный образовательный маршрут?
Сегодня по отношению к детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы обучающегося, имеющие особую специфику, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. Особые образовательные потребности учащихся разнообразны и требуют от системы школьного образования предоставления особых образовательных программ, учебных материалов, услуг.
В эти условия входят:
-определённые организационные формы обучения;
-определённая система обучения;
-содержание индивидуально-групповых занятий;
-индивидуальный образовательный маршрут;
-специальная подготовка педагогических кадров.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:
-в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
-слабоуспевающие обучающиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях;
-Обучающиеся находящиеся на длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе;
-обучающиеся с ОВЗ.
Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться для любого обучающегося с разными образовательными возможностями и способностями. Образовательные маршруты могут быть кратковременными и долгосрочными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика, способствует формированию познавательного интереса к предмету, умения получать знания и применять их на практике. Индивидуальные образовательные маршруты составляются учителем для самореализации ученика как в урочное, так и во внеурочной деятельности, либо по двум направлением одновременно. В урочной деятельности способы работы разнообразны как со слабыми обучающимися, так и учащимися с повышенной мотивацией. Я предлагаю индивидуальные задания по карточкам. Есть карточки для ликвидации пробелов по западающим темам, карточки эталоны-образцы решений.
Для учащихся 8-9 классов подобраны мною и распечатаны задания по всем темам алгебры и геометрии из открытого банка заданий ОГЭ по математике. Учащиеся самостоятельно дома решают эти задания в отдельно отведённой тетради. На групповых занятиях я проверяю решения и провожу коррекцию, находим лучшие решения. С учащимися 7,8,9,10,11 классов провожу дифференцированный контроль по геометрии. На «3» достаточно знать определения и формулировки теорем и применять их в процессе решения не сложных задач. На «5» надо уметь доказывать теоремы и решать задачи с подробным обоснованием. А это и есть продвижение по своему индивидуальному образовательному маршруту.
Дорожная карта при подготовке к ГИА, которую подготовили наши учителя-предметники, тоже индивидуальный образовательный маршрут. Образовательный маршрут не только реализует индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и отслеживает, корректирует работу по устранению пробелов в знаниях обучающихся, позволяет подготовится к успешной сдаче выпускных экзаменов. А обучающимся с повышенной мотивацией ИОМ поможет раскрыть свои таланты и определиться в выборе дальнейшего пути.
Дети с особыми образовательными потребностями особенно нуждаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ, пришедшего в общеобразовательную школу, администрация и междисциплинарная команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения решают следующие задачи:
- Определение индивидуальных потребностей ребёнка в тех или иных материально-технических ресурсах.
- Определения формы обучения ребёнка, режима пребывания в школе, общей учебной и внеурочной нагрузки;
- Определение объёма, содержания–основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка и его семьи. Определение стратегии коррекционно-развивающей работы ребёнка. Определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личного развития ребёнка, степени его адаптации в среде сверстников.
- Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, школа опирается на данные комплексной психолого-педагогической диагностики, которые позволяют прогнозировать степень освоения ребёнком основной образовательной программы в разных предметных областях. Решается вопрос о системе оценивания достижений ребёнка в учебной деятельности.
- Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов.
- Определение способствующей включению ребёнка в социум стратегии организации образовательного процесса.
- Определение стратегии включения ребёнка с ОВЗ в общественную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий.
Существуют также дополнительные задачи:
- Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребёнка и его семьи в школе.
- Определение стратегии и тактики взаимодействия с семьёй ребёнка на разных этапах его обучения.
- Определение формы и содержания рубежной аттестации ребёнка при переходе им на следующую ступень образования, а также форм итоговой аттестации.
- Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребёнка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации.
- Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребёнка на разных этапах его развития.
- Работа с детским коллективом- класса, школы, способствующая максимально полному принятию ребенка с ОВЗ на разных этапах возрастного развития.
Для построения индивидуального образовательного маршрута принципиально необходимы:
-ступенчатая диагностика;
-индивидуальный подбор педагогических технологий;
-систематический контроль и корректировка;
-наблюдение;
-пошаговая фиксация достижений обучающегося.
- Алгоритм деятельности в рамках разработки и реализации индивидуального маршрута
Структура индивидуального маршрута для конкретного ребёнка включает в себя:
-комплексную диагностику;
-разработку индивидуального образовательного маршрута;
-характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Общий алгоритм деятельности команды в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута:
- Администрация школы вместе с координатором по инклюзии определяет к какому учителю и в какой класс поступает ребёнок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду. Заключается договор с родителями.
- Планирование индивидуально образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа информации о ребёнке и его семье. Изучается документация: заключение ПМПК, медицинская карта, возможно-психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами образовательных учреждений.
- Разработку индивидуального образовательного маршрута и ИОП предваряет диагностический этап, в процессе которого учитель и специалисты психолого-педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. Основная задача комплексной диагностики-определить, какие образовательные потребности есть у ребёнка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными.
- Разработка ИОП на заседании Психолого-медико-педагогического консилиума школы.
- Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка на определённый период времени.
- Анализ результатов деятельности учителей и специалистов- динамика психического и физического развития ребёнка, уровня его адаптации в школьной среде.
- Постановка задач на последующий период.
- Основные характеристики индивидуальной образовательной программы (ИОП)
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. ИОП- документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определённой ступени образования.
Индивидуальная образовательная программа является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута в рамках ОУ.
Индивидуальная образовательная программа должна обладать следующими характеристиками:
-наличие диагностического блока; наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающий успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
-обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
-возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
-ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Любая программа, а значит и индивидуальная образовательная программа должна быть утверждена руководителем, в соответствии с нормативными требованиями. В ИОП устанавливают соответствие цели и содержания программы, времени её реализации. В программах имеет место согласование её содержания с родителями в направлении выполнения своих обязанностей по воспитанию детей.
Определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребёнка. Индивидуальная образовательная программа должна обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Структура индивидуальной образовательной программы (вариант):
- Титульный лист.
- Пояснительная записка:
-общие сведения о ребёнке;
-цель и задачи психолого-педагогического сопровождения;
-основания разработки индивидуальной программы;
-заключение по результатам психолого-педагогического обследования ребёнка специалистами;
-ответственные за составление и реализацию индивидуальной программы.
3. Содержание программы:
-медицинское сопровождение;
-психолого-педагогическое сопровождение.
-направление деятельности музыкального руководителя;
-направления деятельности инструктора по физической культуре.
4. Работа с родителями.
5. Заключение и рекомендации.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП
Индивидуальная образовательная программа реализуется через Индивидуальный образовательный план- корректируемая часть Индивидуальной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося, воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие). Большое значение при проектировании структурно-содержательной модели индивидуальной образовательной программы в некоторых её вариантах придается осознанному определению обучающимся цели и ценностей образования на основе образовательного выбора. Данный подход не может использоваться для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанными с возрастом ребёнка, структурой его нарушения и сохранностью интеллектуальной сферы.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП:
- Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребёнка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения выступает обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПК;
- Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по ИОП;
- Наличие подготовительных педагогических кадров.
Индивидуальная образовательная программа (план) в рамках образовательного учреждения для ребёнка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.
Этапы разработки ИОП
Этап | «Шаги проектирования ИОП» | Содержание деятельности |
Предвари- тельный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребёнка и запроса родителей | Администрация школы вместе с координатором по инклюзии -определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребёнок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; -если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов; -Заключается договор с родителями- проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребёнке и его семье. Изучение документации. Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПК, Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д. |
Оценка требований ФГОС и ОП | ||
Диагностика | Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования | Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по возможности комплексно). Подготовка заключений о психологических особенностях ребёнка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае- определить, какие образовательные потребности есть у ребёнка на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. Организация деятельности ПМПК: обсуждение заключений специалистов, принятие решения о необходимости разработки ИОП. |
Описание необходимых ребёнку с ОВЗ специальных образовательных условий с учётом возможностей и дефицитов | ||
Разработка | Проектирование необходимых структур составляющих ИОП | Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПК. При необходимости- привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве. |
Определение временных границ реализации ИОП | ||
Четкое формулирование цели ИОП (совместно с родителями) | ||
Определение круга задач в рамках реализации ИОП | ||
Определение содержания ИП (коррекционный, образовательный компоненты) | ||
Планирование форм реализации разделов ИОП | ||
Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности | ||
Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы | ||
Реализация | Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; - организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребёнка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы. | |
Организация деятельности ПМПК по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребёнка; -внесение корректив в ИОП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».
«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...
«Дорожная карта» по курсу «Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Название мероприятияРешаемые задачиСроки проведенияОтветственныеОжидаемый результат1Разработка и утверждение плана-графика («дорожной карты») по обеспечению реализации образования воспитан...
Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияЦели:•оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся;•открыть перед юн...
Актуальные вопросы преподавания математики в контексте компетентностного подхода.
Понятия “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно, в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского ...
Статья "Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...
«Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
laquo;Инклюзивное образование» применительно к музыкальному развитию дошкольников - это такой процесс воспитания и обучения, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психич...
Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"
Отчет о проведении семинара-практикума "Актуальные вопросы преподавания математики в условиях перехода к Профессионалитету"...