«Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
статья

«Инклюзивное образование» применительно к музыкальному развитию  дошкольников - это такой процесс воспитания и обучения, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных особенностей, включены в общую систему музыкального развития и обучаются со своими сверстниками (не имеющими инвалидность, отклонения) в одних и тех же дошкольных общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые  образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное воспитание дошкольников с ОВЗ  в условиях инклюзивного образования»

Педагог дополнительного образования Михайлова   Татьяна Витальевна

«Инклюзивное образование» применительно к музыкальному развитию  дошкольников - это такой процесс воспитания и обучения, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных особенностей, включены в общую систему музыкального развития и обучаются со своими сверстниками (не имеющими инвалидность, отклонения) в одних и тех же дошкольных общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые  образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Наш детск посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Им необходима коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствует самовыражению и самореализации. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Одной из основных задач музыкальной деятельности является оздоровление детей, причем, не только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.

Решению задач музыкального образования детей с ОВЗ помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности. Основной формой являются музыкальные занятия, но не менее важна и индивидуальная работа педагога с детьми с ОВЗ, в ходе которой решаются многие проблемы, такие как:

• непроизвольность движений;

• боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

• речевые нарушения или отсутствие речи;

• замкнутость, неактивность детей;

• неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Образовательная область «Музыка» органично проникает во все другие образовательные области.

Взаимодействие образовательных областей

Физическое развитие

Речевое развитие

Социально- коммуникативное

развитие

Познавательное

развитие

Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности Музыкальное сопровождение различных видов детской деятельности и двигательной активности. Обучение релаксации и саморегуляции на основе музыкотерапии

Развитие дикции, артикуляции, выразительности пения. Обогащение и расширение словарного запаса для закрепления результатов восприятия музыки. Практическое овладение детьми нормами речи.

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, Формирование этических и эстетических ценности в реализации различных видов музыкальной деятельности

Расширение кругозора в области музыки; формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства (опера, балет, мюзикл, симфоническая, народная музыка)

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой, принципы построения которой для инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности заключаются в следующем:

• соответствии содержанию общеобразовательной программы;

• усвоении детьми программы на разном уровне их образовательных возможностей;

• коррекции и компенсации нарушенных функций в специально организованной музыкальной деятельности.

Особенности детей с ОВЗ выражаются в эмоционально-волевой незрелости, отставании разной степени выраженности психомоторного, когнитивного и креативного развития, проявлениях социальной дезадаптации. При создании АОП необходимо решать не только общеразвивающие, но и в обязательном порядке коррекционные задачи:

обогащать словарь детей и учить их вербально передавать свои чувства, настроения и переживания;

• учить детей просодическим навыкам речи, интонированию и голосоведению через элементарную певческую деятельность; развивать чувство ритма;

 • учить выразительности движений и побуждать детей к самовыражению через создание музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;

• расширять опыт владения разнообразными действиями с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и др.);

Содержание адаптированной образовательной программы (АОП) в образовательной области «Музыка» осуществляется в различных видах музыкальной деятельности: пении, восприятии музыки, ритмике, музицировании. Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ отражается в рабочих программах педагога во всех разделах программы.

Задачи раздела «Восприятие»

 • знакомить с музыкальными произведениями, обогащать музыкальными впечатлениями;

• развивать музыкальные способности и навыки культурного слушания музыки;

• развивать способность различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

• развивать способность эмоционально воспринимать музыку.

Задачи раздела «Пение»

• формировать у детей певческие умения и навыки;

• развивать музыкальный слух: различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности;

• развивать певческий голос, укреплять и расширять его диапазон.

Задачи раздела «Музыкально-ритмическое движение»

• развивать музыкально-ритмическое чувство и в связи с этим ритмичность движений;

• обучать детей согласованию движений с характером музыкального произведения;

• обучать детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

• развивать художественно-творческие способности.

Задачи раздела «Музицирование»

• развивать волевые качества: настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

• развивать сосредоточенность, памяти, творческие способности;

• знакомить с детскими музыкальными инструментами и приемами игры на них.

Задачи раздела «Творчество»: песенное, музыкальноигровое, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах

• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

Принимая во внимание, что у детей с ОВЗ часто нарушена речь, у них наблюдаются отклонения в двигательной сфере, задача педагога состоит в том, чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. Для этого осуществляются следующие условия: дифференцированный подход к детям, преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизация самостоятельных проявлений детей в музыкальной деятельности и творчестве. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия детей с ОВЗ в коллективных танцах реализуется возможность быть включенными в основную группу детей. В играх происходит формирование чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы) используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют под тихую музыку легкие движения флажками, опустив руки вниз перед собой; под громкую музыку дети выполняют сильные взмахи флажками над головой.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения, развивая движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики.

Упражнения на развитие чувства темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений - медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа. У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Упражнения на развитие координации движений и речи (логоритмические) Речевой материал необходимо подбирать, исходя из коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения). Особенностью этих игр является то, что все они могут сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности. Но это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие:

  • Развивать внимание и память, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • Развивать координацию движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т.д.
  • Развивать дыхание при игре на духовых инструментах.
  • Развивать музыкально – ритмическое чувство. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

Упражнения на развитие дыхания. Эти упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.

Упражнения на развитие голоса.

Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки имеет целью развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

Примеры  упражнений.

Упражнение 1. Дети сидят на стульях. Пропевание гласных звуков а-э-и-о-у и слогов ма-мэ-ми-мо-му по гамме с изменением силы голоса и тональности.

Упражнение 2. И. п. - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада на слоге ма (музыкальное сопровождение ре-ми-ре-до-ми-ре) с изменением тональности.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Эти упражнения способствуют выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения гласных звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся движения рук.

Состав детей с ОВЗ в группах комбинированного вида, как правило, неоднородный, что, в свою очередь, обуславливает сложность организации образовательного процесса. Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, имеющими определенные проблемы в развитии, я использую в своей работе систему музыкально-дидактических игр, основанных на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в воспитательно-образовательном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. Использование большого количества наглядных материалов облегчает детям понимание того или иного аспекта музыкальной деятельности. К ним можно отнести различные мультимедийные пособия и игры, просмотр видео.

Большое внимание нужно уделять самостоятельной деятельности детей в центрах музыкальной активности: обучению играм с музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими пособиями. Согласно плану рабочей программы музыкальный руководитель ежемесячно обновляет музыкальную предметно-развивающую среду в каждой группе: добавляя аудио материал для слушания и рисования, новые дидактические игры, задания для музыкального творчества. Музыка, рекомендованная для прослушивания может, использоваться в НОД во время рисования, в словесных, подвижных, театрализованных играх.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

материал, раскрывающий значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Работа с семьёй: направления, формы и методы приемлемые в условиях инклюзивного образования

Работа с семьей, где воспитываются дети с ОВЗ.ОПЫТ РАБОТЫ: «ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....