Статья "Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
статья

Артемова Мария Владимировна

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ  в условиях  инклюзивного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_nsportal.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ  в условиях  инклюзивного образования

В настоящее время в условиях инклюзии в дошкольных общеобразовательных учреждениях  и в начальных классах общеобразовательных школ обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ). Они имеют особые образовательные потребности. Многие из них нуждаются в логопедической помощи, так как нередко имеют серьезные недостатки в развитии речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи,  со сниженным слухом, с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями часто оказывается недостаточно развитым фонематический слух. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед логопедами, является формирование у них фонематического восприятия. Нарушения звукоразличения у воспитанников с ОВЗ создают трудности в их речевом развитии. Но особенно актуальна данная проблема в период обучения грамоте, так как недостатки фонематического восприятия становятся серьёзным препятствием в овладении навыками письма и чтения. А впоследствии фонематическое недоразвитие речи может привести к фонематической дислексии и акустической дисграфии.

Нарушение дифференциации фонем проявляется в смешении звуков в устной речи, в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв при письме. Наиболее часто у детей с ОВЗ страдает дифференциация следующих оппозиционных звуков: звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш), твердых и мягких, свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, ч-ц), аффрикат и звуков, входящих в их состав (ц-с, ч-т’, ч-щ). Работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. [2, с. 133].

Логопедическая работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков проводится поэтапно.

 На первом этапе уточняется слуховой и произносительный образ каждого из смешиваемых звуков. Работа осуществляется в следующей последовательности. Сначала уточняется артикуляция звука с опорой на сохранные анализаторы. Например, при уточнении правильной артикуляции звука з необходимо  обратить внимание на его произнесение: губы растянуты в улыбке, зубы сближены, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильных ощущений уточняется, что при произнесении звука з образуется холодная струя воздуха (она ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту), голосовые складки дрожат (вибрация их ощущается ладонью, прижатой к горлу). Слуховой образ звука з сравнивается с образом неречевого звука (так звенит комарик). Затем необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет разные слоги, обучающиеся должны хлопнуть в ладоши или поднять флажок или букву, если услышат слог с заданным звуком. Далее формируется умение определять наличие звука в слове. Детям предлагаются слова, включающие данный звук и не имеющие его. Причем исключаются слова со звуками, смешиваемыми в произношении и сходными акустически. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Буква вводится лишь после узнавания звука в различном звуковом окружении. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме. [2, с. 135]

Для определения наличия звука в слове предлагаются упражнения:

1. Назвать картинки, из них отобрать только те, в названии которых есть заданный звук. Картинки на смешиваемые звуки не включаются.

2. Логопед называет ряд слов. Ребенку необходимо  услышать слово с заданным звуком и поднять соответствующую букву.

3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых есть соответствующий звук. Картинки при этом не называются. Это задание более сложное, так как при его выполнении ребенок опирается не на артикуляцию звука или его слуховое восприятие, а на представления о нем.

4. Придумать слова, которые включают заданный звук.

5. Записать слова в 2 столбика:  с заданным звуком и без него.

6. Выделить слова с заданным звуком из предложения.

Совершенствование слухового различения звуков будет более успешным, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Поэтому необходимо настойчиво вырабатывать у детей умение определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, перед каким звуком, после какого звука.

На втором этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков  в слуховом и произносительном плане. Начинается работа с дифференциации изолированных звуков. Сравниваются акустические и артикуляционные признаки оппозиционных звуков. Например, при дифференциации звуков с и ш  с опорой на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука ш губы округлены и выдвинуты вперед (обозначаем кружком), а при произношении звука с губы растянуты в улыбке (обозначаем графически). Кончик языка при звуке с находится за нижними зубами (стрелочка вниз), а при звуке ш кончик языка поднимается к верхним бугоркам (стрелочка вверх). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука ш  теплая, широкая, а при произношении звука с – узкая, холодная. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки соотносим с неречевыми. При закреплении предлагается определить звук по беззвучной артикуляции,  повторить звук, произнесенный логопедом, без опоры на зрительное восприятие (нижняя часть лица закрыта); «произнести нужный звук с опорой на кисть руки: если кисть руки поднимается вверх, то произносится звук ш, если кисть руки опускается вниз, то произносится звук с.[1, с.287] Аналогично проводится работа с опорой на стрелочки вверх и вниз,  на карточки с изображениями улыбки и кружка.

Дифференциация звуков в слогах осуществляется на основе слухового и произносительного сопоставления. В качестве заданий детям предлагается: поднять нужную букву при произнесении логопедом слогов; преобразовать слоги, заменяя звук оппозиционным; произнести или прочитать слоговой ряд.

Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Рекомендуются упражнения на определение наличия смешиваемых звуков в словах, их местоположения в слове. Детям также предлагаются задания на распределение картинок, слов по группам (в соответствии с заданными оппозиционными звуками), упражнения на выбор нужной буквы, пропущенной в слове. Особое внимание уделяется словам-квазиомонимам (мишка-миска). Определяется  значение каждого из слов, сравнивается их звучание, уточняется различие. Для закрепления даются предложения, которые нужно дополнить словами-квазиомонимами.

Умение различать оппозиционные звуки отрабатывается также в предложениях и связной речи. Наряду с упражнениями репродуктивного характера даются творческие задания: по сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова с оппозиционными звуками, придумать рассказ по серии картинок c использованием слов со смешиваемыми звуками.

Таким образом, логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ выполняется поэтапно. Формирование умения различать оппозиционные звуки осуществляется в строгой последовательности, по принципу от простого к сложному, начиная с дифференциации изолированных звуков и заканчивая самостоятельными связными высказываниями.

Список литературы

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа)....

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА   учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны...

Опыт работы по развитию фонематического восприятия у детей. Теоретическая база.

В презентации представлена теоретическая база исследования....

Этапы работы по развитию фонематического восприятия

Цель работы – представить наиболее продуктивные методы и приёмы работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников , имеющих фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, использу...

"Умные ладошки" Развитие пространственного и фонематического восприятия у обучающихся в коррекционной школе

Как объединить в процессе коррекционно-развивающего обучения движение и речь? На эти вопросы отвечает авторская технология динамического моделирования звукобуквенной и слоговой структуры слова "Л...