Урок по теме " Действия с натуральными числами"
методическая разработка по математике (5 класс)

Трофимова Елена Николаевна

Обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass_.docx61.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Действия с натуральными числами»

 Обобщающий урок в 5 классе

     Цели урока:

  • систематизация знаний обучающихся по теме урока, обобщение наиболее важных понятий, закрепление навыков решения различных заданий.
  • развитие умения слушать и слышать, вступать в диалог, самостоятельности и мышления ребенка средствами своего предмета.
  • организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):

предметных

  • владеть базовым понятийным аппаратом по теме «Натуральные числа и действия с ними»;
  • владеть навыками вычислений с натуральными числами;
  • уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
  • уметь находить неизвестные компоненты основных действий с натуральными числами.

метапредметных

  • уметь работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);
  • уметь распознавать верные и неверные утверждения и решения;
  • уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • уметь видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
  • развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;
  •  понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении  математических заданий;
  •  понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.
  • учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять  самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.

Личностных

  • уметь строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи; 
  • формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, уметь работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формировать стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;
  • формировать  стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
  • развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

аннотация

Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий.

Технологии, применяемые на уроке:

• технология игрового обучения;

• технология проблемного обучения;

• технология личностно – ориентированного обучения;

• • технология здоровьесберегающего обучения;

• технология обучения в сотрудничестве.

Методы:

По источникам знаний: практический, наглядный, словесный;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений;

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах,  самостоятельная работа.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал

Ход урока.    

  1. Организационный момент.

                                                                                                                   

- Здравствуйте, дорогие ребята! Пожалуйста, присаживайтесь. Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать?

        Начать урок я хочу с такого  вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал – Бируни(записано на доске):

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».  

Пусть  слова  Ал- Бируни станут девизом нашего урока.

     А слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости.

Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике.

В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания.

  1. Актуализация знаний (Определение темы урока совместно с учащимися)

Давайте теперь определим, о чем пойдет речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока) 

Тема урока определим с вами при помощи ребуса и вопросов-ответов.

А  скажите, какие числа мы изучали на уроках математики в I четверти?

И назовем мы тему нашего урока «Действия с натуральными числами».

Запишите в тетради число и тему урока: «Действия с натуральными числами».

Ребята, а что мы будем делать на уроке? Значит, какова же наша  с вами цель урока?

Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с натуральными числами, их свойств, решение уравнений и задач.

  1. Устная работа.

Итак, как обычно выполним сейчас устный счет.

  Умениями вычислять люди овладевали постепенно, а сегодня выполнение арифметических действий с числами диктует сама жизнь.

Вычислительная цепочка:

http://ulava.ucoz.ru/Kartinki/M_5kl_Andersen/risunok1.jpg

А сейчас давайте с вами  повторим теорию. Проведем теоретическую разминку.

Теоретическая разминка

Какие числа называются натуральными?

Нуль является натуральным числом?

Самое маленькое натуральное число.

Что называется уравнением?

Сколько цифр вы знаете?

Наименьшее трехзначное число.

Что значит решить уравнение?

Когда произведение равно нулю?

Что больше 2 м или 201 см?

Какие арифметические законы вы знаете?

На что показывает разность двух чисел?

  1. Закрепление изученного материала

Следующий этап нашего урока – диктант.

Математический диктант

1 вариант

  1. Результат сложения    (сумма)
  2. Результат деления   (частное)
  3. Как называется число из которого вычитают?   (уменьшаемое)
  4. На какое число нельзя делить?  (на нуль)
  5. Компоненты сложения   ( слагаемые и сумма)
  6. Формула для нахождения площади прямоугольника   (S=ab)
  7. Формула для нахождения периметра квадрата  (P=4a)

2 вариант

 

  1. Результат вычитания  (разность)
  2. Результат умножения  (произведение)
  3. Как называются числа, которые складывают?  (слагаемые)
  4. Что получится при делении любого числа на 1?  (само это число)
  5. Компоненты умножения  (множители, произведение)
  6. Формула для нахождения периметра прямоугольника  (P=2(a+b))
  7. Формула для нахождения площади  квадрата  (S=aa)

Выполняют взаимопроверку.

5.Работа в парах
Ответы расставить в порядке  убывания и вы узнаете название птицы

 Вычислить наиболее удобным способом ( в парах):

23+11+47+29=110              П

276+118+324= 718             Ш

2*9*5*5*4=1800                 Ь

8*4*125*25=100000           В

90*25+10*25=2500             Л

(100-3)*11=1067                 Д

123*27-23*27=2700            А

21*12=252                           Е

48*13=624                           Н  

Зашифровано слово «вальдшнеп». Это птица, которая летает медленнее всех птиц.

– Мы вспомнили с вами как выполняются действия с натуральными числами, законы арифметических действий.

-Перейдем к решению уравнений.

6.Решите уравнения. Выпиши их ответы в порядке возрастания, и ты узнаешь название птицы, клюв которой больше головы

1.  13+ х∙ 80=333                  4;    

 2.  (2+y)-54=162                  214;

3. 181-x:12 =145                  72;

 4. 3х – 150=153                  101;

 5. х ∙0 = 12089                    нет решения;

 6. x+8x= 90                        10;

7. 30х – 150=150                 10    

8. 5 ∙ 5x= 100                       4.

КЛЮЧ

т

у

у

а

к

н

т

4

10

10

101

72

214

4

Тукан –одна из самых странных на вид птица. У нее огромный клюв, размеры которого часто превышают размеры его головы. По форме она напоминает клешню рака и окрашена в яркие цвета- желтые, оранжевые

7.Физкультминутка

Итак, пришла пора размяться нам физически. Учитель читает стихотворение, учащиеся выполняют произвольные упражнения по смыслу    

Из-за парт мы вместе

Встали

И на месте зашагали.

А  потом мы улыбнулись,

Выше- выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Самая большая птица

Страус самая большая в мире птица. Высота страуса около 3м, вес 135кг, диаметр глаза-5см. Страус откладывает самые большие в мире яйца, диаметром 10-15см, длиной15-20см.

Задача

      Яйцо страуса, весит в 20 раз больше куриного яйца.

 Сколько весит яйцо страуса, если куриное яйцо на 1425г весит меньше, чем    страусиное.

              Решение:

    Яйцо куриное -х г

    Яйцо страуса – 20х г

Так как куриное яйцо на 1425г весит меньше, чем страусиное, тогда получим уравнение:

20х-х=1425;

19х=1425;

х=1425:19

х=75 (г) весит куриное яйцо;

Так как яйцо страуса, весит в 20 раз больше куриного яйца, получаем

20*75=1500 (г) весит яйцо страуса.

ОТВЕТ: 1500г

 

    Самая маленькая птица

     Самая маленькая птица на Земле - колибри.  Вес  колибри всего 1,6—1,8 грамм, а  

Колибри  - одно из самых удивительных существ на нашей планете. Она единственная умеет летать назад. Полёт их чрезвычайно быстрый (до 80 км/ч) В состоянии покоя сердце колибри бьется с частотой 500 ударов в минуту, а во время физической активности (полёта) 1200 и более.

Задача

Страус и колибри вместе весят 176002 г.

Сколько весит колибри , если страус в 88000 раз тяжелее колибри.

                                Решение:

               Колибри – х г

              Страус – 88000х г

  Так как страус и колибри вместе весят 176002г , составим уравнение:

х+88000х=176002;

88001х=176002;

х=176002:88001;

х=2(г) весит колибри.

ОТВЕТ: 2 г

9 .Самостоятельная  работа.

1 вариант.  Из шкурок какого зверька сшилась королевская мантия?

                       256+44*(135-86)=

 2312-соболь                   2412 -горностай                  2402-белка        

       

2 вариант.    Самая ядовитая змея –это….

                     344+56*(153-95)=

    3590-гюрза             3592-тигровый питон          3502-анаконда

                               

3 вариант.       Какой кошке поклонялись древние индейцы?

                           (1239+601)*(1528-1448)=            

    147300-ягуар         147200 –гепард      148200 -рысь                                                                                                

 4 вариант.      Какой зверь самый чистоплотный?                                            

                           1203-1143*1176+394=

94 300-ёж                        95 200- заяц                94 200- барсук

   Самостоятельные  работы сдаются, называется ответ в каждого  варианта.  После каждого ответа на доске проявляется  красочное изображение, соответствующее правильному ответу.

 

10. Подведение итогов урока, рефлексия

   Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с натуральными числами, закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог. Вам надо продолжить следующие фразы:

  1. Сегодня на уроке я узнал…
  2. Теперь я умею…
  3. Было интересно…
  4. Знания, полученные сегодня на уроке пригодятся мне…

Итак, ребята, сегодня у нас прошел необычный урок математики.  Кроме математики, мы сегодня прикоснулись и к  другому учебному предмету. Какому?(биология).  Решая задачи, уравнения, выполняя действия с натуральными числами , мы узнали интересные факты о представителях животного мира (о птицах и животных).

11. Домашнее задание

Задача 1. Размести 8 козлят и 9 гусей в пяти хлевах так, чтобы в каждом хлеве были и козлята и гуси, а число их ног равнялось 10 (1,2-1 козленок и 3 гуся, 3,4,5 – 2 козленка и 1 гусь).

Задача 2. Муравей проехал на гусенице некоторое расстояние за 28 минут. За сколько минут муравей проедет на жуке расстояние  в 4 раза большее, если скорость жука в 7 раз больше скорости гусеницы? ( 16 минут)

Задача 3. Масса слонихи со слоненком 7 т 200 кг. Какова масса слоненка, если он легче слонихи в 5 раз?

Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Действия с натуральными числами".

Обобщающий урок с применением авторской презентации....

Урок по теме «Действия с натуральными числами»

Урок соревнование по теме "Действия с натуральными числами"...

Урок на тему "Действия с натуральными числами"

Урок-путешествие к острову Натуральных чисел, содержит в себе занимательный материал на повторение действий с натуральными числами....

Урок математики в 5-м классе "Мы обретаем ту силу,что преодолели" (обобщающий урок по теме "Действия с натуральными числами"

Цель урока: дать Ребенку радость умственного труда от того,что он сумел преодолеть трудности, проявить себя, увидеть красоту мысли при решении интересных задач....

Обобщающий урок по теме: Действия с натуральными числами. Урок – путешествие « Сколько красы на Руси»

Методическая разработка представляет собой  урок по теме: « Действия с натуральными числами». Рекомендуется  учителям математики, работающим в 5-х классах.Урок обобщения и систематизации зна...

Обобщающий урок по теме «Действия с натуральными числами. Олимпийское движение»

Обобщающий урок по теме «Действия с натуральными числами. Олимпийское движение»Урок, способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий: Тип урока: Обобщающий урок...

Урок по теме "Действия с натуральными числами"

Урок по теме "Действие с натуральными числами"...