Педагогический проект «Формирование навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения»
проект по математике (5 класс)

Если организовать     процесс обучения табличному умножению с применением нестандартных средств обучения,  то  это  будет  способствовать  формированию  у школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл almyasheva_ya.n._met.razrabotka_konkurs.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шарагайская средняя общеобразовательная школа

Педагогический проект «Формирование навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения»

Выполнил: Альмяшева Ярославна Николаевна,

учитель математики

Шарагай, 2020г.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

Паспорт проекта        3

Обоснование необходимости проекта        4

Гипотеза проекта        5

Цели и задачи проекта        5

Участники проекта        5

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА        6

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей        6

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта        7

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА        7

Показатели и критерии успешности выполнения проекта        7

Оценка рисков        8

Дальнейшее развитие проекта        8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        11

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        11

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        12


ВВЕДЕНИЕ

Паспорт проекта

Площадка реализации проекта

МБОУ Шарагайская СОШ

Автор проекта

Альмяшева Ярославна Николаевна

Гипотеза проекта

Если организовать     процесс обучения табличному умножению с применением нестандартных средств обучения,  то  это  будет  способствовать  формированию  у школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения.

Цели и задачи проекта

 Цель: обосновать и апробировать необходимость разработки методики, позволяющей сформировать навыки табличного умножения путём использования  нестандартных средств обучения.

Задачи: 

- выявить трудности у учащихся при изучение таблицы умножения;

- изучить литературу по теме исследования;

- апробировать  методику формирования навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения.

Участники проекта

МБОУ Шарагайская СОШ – учащиеся 5 класса.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

(этапы проекта, основные работы в проекте)

Первый этап– поисковый.

Выявление трудностей при изучении таблицы умножения.

Совершенствование теоретических знаний

Второй этап-апробация.

Проведение внеклассного мероприятия «Черти, считай, запоминай!» с учащимися 5 класса.

Вовлечение учащихся 5 класса.

Систематизация работы над проектом.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты — улучшение качества и скорости решения примеров при устном счёте у пятиклассников.

Долгосрочные:

1. Результативность участия учеников в различных мероприятиях, требующих  математической подготовки.

2. Использование данного способа приведет к способности самостоятельно и диалектично мыслить (способности соединять, казалось бы, несоединимое), проявлять инициативу и познавательный интерес, отстаивать собственную точку зрения.

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Формирование  у  школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения

Дальнейшее развитие проекта

  1. распространение опыта на ШМО, КМО, РМО.
  2. участие в различных методических конкурсах;

Практическая значимость проекта

Собранный материал поможет развитию у младшего школьника гибкости мышления.

Обоснование необходимости проекта

Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования. Перед современной школой ставятся задачи неуклонно повышать качество образования, качество усвоения фундаментальных знаний основ наук. К такому роду знаний относится знание таблицы умножения. Причём современному человеку нужно не просто знать таблицу умножения, но и уметь применять эти знания на практике, т.е. необходимо сформировать навыки табличного умножения у каждого человека уже в младшем школьном возрасте.  Чтобы прочно сформировать навыки умножения, чтобы научить использовать их в жизни, нужно построить процесс обучения математике так, чтобы каждому ребёнку было интересно изучать таблицу умножения, а для этого необходимы приёмы, активизирующие его познавательную деятельность в соответствии с его познавательными возможностями. Причём, деятельность нужно организовать так, чтобы у ребёнка формировался навык применения таблицы умножения в различных ситуациях, т.е. чтобы у него формировался универсальный навык применения знаний таблицы умножения.

Таким образом, в современных условиях внедрения нового стандарта ФГОС НОО при изучении детьми таблицы умножения каждый учитель должен организовать их деятельность так, чтобы они не просто заучивали табличные случаи, а чтобы умели объяснять смысл выполняемого действия, чтобы умели применять знания нахождения результата табличного умножения, т.е. чтобы при изучении таблицы  умножения формировалось «умение учиться», как требует того стандарт.    

          В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения особое место отведено «универсальным учебным действиям». В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться.

Изучая таблицу умножения, младшие школьники получают знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления. Далее при изучении математики в среднем звене и в старших классах школы табличные случаи умножения используются при решении задач и при формировании вычислительных навыков выполнения устных и письменных приёмов.

В условиях реализации ФГОС особую ценность сегодня приобретает развитие у младшего школьника гибкости мышления, способности самостоятельно и диалектично мыслить (способности соединять, казалось бы, несоединимое), проявлять инициативу и познавательный интерес, отстаивать собственную точку зрения. Особое внимание нужно уделять формированию умения нестандартно, творчески мыслить. С этой целью при обучении младших школьников учителя начальных классов предпринимают попытки использовать при изучении таблицы умножения  интересные игры, средства обучения, исторические сведения.

Гипотеза проекта

Если организовать     процесс обучения табличному умножению  с применением нестандартных средств обучения,  то  это  будет  способствовать  формированию  устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения.

Цели и задачи проекта

Цель: обосновать и апробировать необходимость разработки методики, позволяющей сформировать навыки табличного умножения путём использования  нестандартных средств обучения.

Задачи: 

  1. выявить трудности у учащихся при изучение таблицы умножения;
  2. изучить литературу по теме исследования;
  3. апробировать  методику формирования навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения.

Участники проекта

МБОУ Шарагайская СОШ – учащиеся 5 класса.


ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

  1. Выявление трудностей при изучении таблицы умножения. Создание мотивационной среды.  (Приложение1)

Проанализировав результаты анкетирования, я заметила, что не все ребята знают таблицу умножения, причем при изучении таблицы умножения ребята использовали разные способы запоминания. Большинство опрошенных ребят испытывали трудности при изучении таблицы умножения, и наиболее сложным для ребят оказалось умножение на  7,8 и 9.  

  1. Проведение внеклассного мероприятия «Черти, считай, запоминай!» с учащимися 5. (Приложение3)
  2. Проведение опроса.

Для выявления основных трудностей в заучивании таблицы умножения был проведён опрос с целью выявления учащихся, у которых  трудности по данной теме.

В опросе приняли участие  9 человек. Были заданы 15 примеров на знание таблицы умножения. Результаты опроса отображены в Приложении 2.

  1. Вовлечение учащихся 5 класса. Устный счёт на уроках математики с применением нестандартных средств обучения.

Нестандартными средствами обучения будем считать геометрические фигуры прямоугольника и квадрата различных размеров, с палеткой для измерения площади.

 Например: прямоугольник со сторонами 3см и 9 см выглядит так:

Одна из задач учащихся - среди множества показать прямоугольник или квадрат с определёнными сторонами и найти площадь. А также часто решаются обратные задачи: назвать стороны и показать прямоугольник или квадрат с определённой площадью.

Косвенной задачей является возможность учащихся самим начертить геометрические фигуры.

Кроме того, учащиеся быстрей запоминают квадраты чисел до двадцати при использование геометрических фигур разных цветов.


Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты — улучшение качества и скорости решения примеров при устном счёте у пятиклассников.

Долгосрочные:

1. Результативность участия учеников в различных мероприятиях, требующих  математической подготовки.

2. Использование данного способа приведет к способности самостоятельно и диалектично мыслить (способности соединять, казалось бы, несоединимое), проявлять инициативу и познавательный интерес, отстаивать собственную точку зрения.

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Формирование  у  школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения.

Оценка рисков

Риски проекта

Меры их минимизации

Возникновение дефицита времени

Анализ и корректировка дальнейшей работы

Малое применение данной методики при изучение тем, не связанных с площадью

Использовать на этапе повторения

Дальнейшее развитие проекта

На основе этого проекта предполагается:

-  участие в различных методических конкурсах;

-  распространение опыта на ШМО, КМО, РМО.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования навыков табличного умножения  — одна из актуальных. Это обосновано тем, что именно начальная школа должна заложить основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на последующих этапах обучения.

Проанализировав результаты анкетирования, я заметила, что не все ребята знают таблицу умножения, причем при изучении таблицы умножения ребята использовали разные способы запоминания. Большинство опрошенных ребят испытывали трудности при изучении таблицы умножения, и наиболее сложным для ребят оказалось умножение на  7,8 и 9.

Проведенное внеклассного мероприятия «Черти, считай, запоминай!» с учащимися 5 класса позволило увидеть заинтересованность детей данной методикой.

Устный счёт на уроках математики в пятом классе с применением нестандартных средств обучения стал быстрее и качественнее.

Косвенной задачей является возможность учащихся самим начертить  геометрические фигуры.

Кроме того, учащиеся быстрей запоминают квадраты чисел до двадцати при использование геометрических фигур разных цветов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Демин, М Межпланетный рыцарский турнир. Умножай — раскрашивай — побеждай! Урокеры. Таблица умножения / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017г.
  2. Лонг Линетт, Великолепное умножение / М.: Поппури, 2017г.
  3. Морозова, Ж.М. "Карточки-тренажеры. Умножаем и запоминаем" /  М.: Маленький Гений-Пресс, 2017.
  4. Никитина Е. Математика. Учим таблицу умножения /  М.: Стрекоза, 2016. — 32 с.— ISBN 978-5-9951-1123-8.
  5. Самсонова, Л.Ю. Табличное умножение ко всем действующим учебникам / М.: Экзамен, 2018. – 96с.
  6. Дмитриева, О.И. Тренажер. Таблица умножения 2-3 классы"/ М.:  Экзамен, 2018 г.
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Математика. 2-3 классы. Табличное умножение и деление. Более 800 примеров для вычисления / Тетрадь для многоразового использования. — М.: АСТ, Клевер-Медиа-Групп, 2014. — 17 с.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543
  10. Шклярова Т.В. Как я учила мою девочку таблице умножения /5-е изд., стереотип. — М.: Грамотей, 2014. — 112 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

Вопросы:

1. Знаешь ли ты таблицу умножения:

   а) да             б) нет            

2. Испытывал (ла) сложности при изучении таблицы умножения:        

    а) да             б) нет          

3. Каким способом ты учил(ла) таблицу умножения:

    а) учил (ла) на слух

    б) запоминал (ла) зрительно

    в) записывал (ла)

4. Умножение на какое число показалось тебе самым сложным:

    а) на «4»

    б) на «5»

    в) на «6»

    г) на «7»

    д) на «8»

    е) на «9»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты проса

 

первоначальный опрос

повторный             опрос

0 ошибок

3

6

1 ошибка

1

1

2 ошибки

2

2

3 и более

3

0

ИТОГО:

9

9


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Внеклассное мероприятие по математике « Черти, считай, запоминай!»

Тип урока

Изучение нового материала

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений об общих и отличительных признаках прямоугольника и квадрата.

Планируемые результаты

Цели:

Познавательные умения:

— определять геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник) и обосновывать своё мнение;

— определять  различие прямоугольника и квадрата и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

— выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УДД

1.Мотивация к учебной деятельности

- Дети, улыбнитесь, повернитесь, поприветствуйте друг друга.

Присаживайтесь на свои места.

Повернитесь вы друг к другу,

Улыбнитесь вы друг другу.

За руки возьмитесь

И ещё раз улыбнитесь.

Проверяют готовность к уроку

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний

Работа с карточками.

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Называют фигуру и доказывают свой выбор.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи

Работа с карточками. Назовите «лишнюю» фигуру среди данных геометрических фигур. .По какому признаку можно объединить оставшиеся фигуры? Как вы думаете, над какой темой  мы сегодня будем работать на уроке?-

- Поставьте перед собой цель.

- Давайте уточним тему урока.

Называют треугольник, оставшиеся фигуры четырехугольники. Формулируют тему урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4. Освоение нового материала

Давайте запишем тему урока.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

- Для того чтобы пойти дальше давайте вспомним что такое – четырехугольник?

- А сколько углов и сторон у четырехугольника?

- Чтобы достигнуть намеченных целей мы должны пройти все задания.

- Итак задание первое.

- Постройте прямоугольник с помощью угольника?

- Как проверить, что углы прямые?

- Какие действия вы будите выполнять с помощью линейки?

- Теперь мы с вами знаем, что такое прямоугольник и квадрат, и какие у них общие и отличительные признаки.

- Переходим к следующему заданию.

Обучающиеся формулируют тему урока, совместно с учителем ставят цели на урок

- Нужно доказать если среди них такие, у которых все углы прямые.

Воспользоваться угольником, прикладывая его прямой угол к фигурам- Нам надо узнать, чем прямоугольник отличается от квадрата, а чем они похожи

Дети высказывают свои предположения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка

- Мы с вами немножко устали, проведем физминутку? Встаньте возле рабочего места.

Мы устали чуточку

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай дружок.

Прямо спину ты держи

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

5.Первичное закрепление

- Переходим к следующему заданию.

- У вас на столе лежат альбомные

листочки. Начертите самостоятельно квадрат. С помощью чего вы будете чертить?

- Молодцы! Переходим дальше, задание третье.

- У вас на столах есть заготовленные модели прямоугольника. Предлагаю вам отрезать от модели прямоугольника часть, чтобы она была квадратом, одна сторона которого равна одной из сторон прямоугольника.

- Очень хорошо.

- А сможете ли вы самостоятельно начертить прямоугольник, который не является квадратом? Начертите. Закрасьте, пожалуйста, часть этого прямоугольника так, чтобы закрашенная часть была квадратом.

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Самоконтроль и самопроверка

- Ребята,  у нас осталось последнее задание.

- Сосчитайте сколько квадратов.

- Сосчитайте число маленьких квадратов.

-Сколько здесь больших квадратов, состоящих из девяти маленьких?  

-Сосчитайте сколько прямоугольников

 -Сосчитайте число маленьких квадратов в прямоугольнике.

-Как можно ещё найти количество маленьких квадратов в фигурах?

-Когда мы узнаём количество маленьких квадратов, что мы находим?

Самостоятельное выполнение  в тетради.

Самопроверка.

Взаимопроверка

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

6.Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала

Ребята, а где вы можете встретиться с прямоугольником и квадратом

Дети высказывают свои предположения.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Давайте подведем итоги.

- Чем похожи прямоугольник и квадрат?

- Чем отличается прямоугольник от квадрата?

- Найдите правильное утверждение: любой квадрат прямоугольник – любой прямоугольник квадрат.

- Что мы узнали? (общие и отличительные признаки прямоугольника и квадрата).

- Что мы запомнили? (определения – что такое прямоугольник и квадрат).

- Чему научились? (построение с помощью линейки прямоугольника и квадрата на  листе бумаги).

Оценивают свою деятельность.

Вспоминают цели, поставленные на уроке, и делают вывод о том, достиг ли урок своих целей.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных деятельностно-развивающих методов обучения для выработки практических умений у учащихся при формировании навыков табличных случаев умножения и деления

Раннее ознакомление и введение данного вида задачь поможет учашемуся с проблемами в развитии преодолеть и справиться с трудностями окружающей их экономической действительности....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)

Образовательная  технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...

Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»

В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...

Педагогический проект «Формирование соци-альных навыков у детей с ОВЗ через создание уюта в жилом помещении»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАСегодня в мире растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Для многих из них детские дома, школы-интернаты ст...

Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."

В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы   активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...