Педагогический проект «Формирование навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения»
проект по математике (5 класс)
Если организовать процесс обучения табличному умножению с применением нестандартных средств обучения, то это будет способствовать формированию у школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
almyasheva_ya.n._met.razrabotka_konkurs.docx | 48.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шарагайская средняя общеобразовательная школа
Педагогический проект «Формирование навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения»
Выполнил: Альмяшева Ярославна Николаевна,
учитель математики
Шарагай, 2020г.
Оглавление
Обоснование необходимости проекта 4
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей 6
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта 7
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 7
Показатели и критерии успешности выполнения проекта 7
ВВЕДЕНИЕ
Паспорт проекта
Площадка реализации проекта | МБОУ Шарагайская СОШ |
Автор проекта | Альмяшева Ярославна Николаевна |
Гипотеза проекта | Если организовать процесс обучения табличному умножению с применением нестандартных средств обучения, то это будет способствовать формированию у школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения. |
Цели и задачи проекта | Цель: обосновать и апробировать необходимость разработки методики, позволяющей сформировать навыки табличного умножения путём использования нестандартных средств обучения. Задачи: - выявить трудности у учащихся при изучение таблицы умножения; - изучить литературу по теме исследования; - апробировать методику формирования навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения. |
Участники проекта | МБОУ Шарагайская СОШ – учащиеся 5 класса. |
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей (этапы проекта, основные работы в проекте) | Первый этап– поисковый. Выявление трудностей при изучении таблицы умножения. Совершенствование теоретических знаний Второй этап-апробация. Проведение внеклассного мероприятия «Черти, считай, запоминай!» с учащимися 5 класса. Вовлечение учащихся 5 класса. Систематизация работы над проектом. |
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта | Краткосрочные результаты — улучшение качества и скорости решения примеров при устном счёте у пятиклассников. Долгосрочные: 1. Результативность участия учеников в различных мероприятиях, требующих математической подготовки. 2. Использование данного способа приведет к способности самостоятельно и диалектично мыслить (способности соединять, казалось бы, несоединимое), проявлять инициативу и познавательный интерес, отстаивать собственную точку зрения. |
Показатели и критерии успешности выполнения проекта | Формирование у школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения |
Дальнейшее развитие проекта |
|
Практическая значимость проекта | Собранный материал поможет развитию у младшего школьника гибкости мышления. |
Обоснование необходимости проекта
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования. Перед современной школой ставятся задачи неуклонно повышать качество образования, качество усвоения фундаментальных знаний основ наук. К такому роду знаний относится знание таблицы умножения. Причём современному человеку нужно не просто знать таблицу умножения, но и уметь применять эти знания на практике, т.е. необходимо сформировать навыки табличного умножения у каждого человека уже в младшем школьном возрасте. Чтобы прочно сформировать навыки умножения, чтобы научить использовать их в жизни, нужно построить процесс обучения математике так, чтобы каждому ребёнку было интересно изучать таблицу умножения, а для этого необходимы приёмы, активизирующие его познавательную деятельность в соответствии с его познавательными возможностями. Причём, деятельность нужно организовать так, чтобы у ребёнка формировался навык применения таблицы умножения в различных ситуациях, т.е. чтобы у него формировался универсальный навык применения знаний таблицы умножения.
Таким образом, в современных условиях внедрения нового стандарта ФГОС НОО при изучении детьми таблицы умножения каждый учитель должен организовать их деятельность так, чтобы они не просто заучивали табличные случаи, а чтобы умели объяснять смысл выполняемого действия, чтобы умели применять знания нахождения результата табличного умножения, т.е. чтобы при изучении таблицы умножения формировалось «умение учиться», как требует того стандарт.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения особое место отведено «универсальным учебным действиям». В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться.
Изучая таблицу умножения, младшие школьники получают знания табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления. Далее при изучении математики в среднем звене и в старших классах школы табличные случаи умножения используются при решении задач и при формировании вычислительных навыков выполнения устных и письменных приёмов.
В условиях реализации ФГОС особую ценность сегодня приобретает развитие у младшего школьника гибкости мышления, способности самостоятельно и диалектично мыслить (способности соединять, казалось бы, несоединимое), проявлять инициативу и познавательный интерес, отстаивать собственную точку зрения. Особое внимание нужно уделять формированию умения нестандартно, творчески мыслить. С этой целью при обучении младших школьников учителя начальных классов предпринимают попытки использовать при изучении таблицы умножения интересные игры, средства обучения, исторические сведения.
Гипотеза проекта
Если организовать процесс обучения табличному умножению с применением нестандартных средств обучения, то это будет способствовать формированию устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения.
Цели и задачи проекта
Цель: обосновать и апробировать необходимость разработки методики, позволяющей сформировать навыки табличного умножения путём использования нестандартных средств обучения.
Задачи:
- выявить трудности у учащихся при изучение таблицы умножения;
- изучить литературу по теме исследования;
- апробировать методику формирования навыков табличного умножения с применением нестандартных средств обучения.
Участники проекта
МБОУ Шарагайская СОШ – учащиеся 5 класса.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
- Выявление трудностей при изучении таблицы умножения. Создание мотивационной среды. (Приложение1)
Проанализировав результаты анкетирования, я заметила, что не все ребята знают таблицу умножения, причем при изучении таблицы умножения ребята использовали разные способы запоминания. Большинство опрошенных ребят испытывали трудности при изучении таблицы умножения, и наиболее сложным для ребят оказалось умножение на 7,8 и 9.
- Проведение внеклассного мероприятия «Черти, считай, запоминай!» с учащимися 5. (Приложение3)
- Проведение опроса.
Для выявления основных трудностей в заучивании таблицы умножения был проведён опрос с целью выявления учащихся, у которых трудности по данной теме.
В опросе приняли участие 9 человек. Были заданы 15 примеров на знание таблицы умножения. Результаты опроса отображены в Приложении 2.
- Вовлечение учащихся 5 класса. Устный счёт на уроках математики с применением нестандартных средств обучения.
Нестандартными средствами обучения будем считать геометрические фигуры прямоугольника и квадрата различных размеров, с палеткой для измерения площади.
Например: прямоугольник со сторонами 3см и 9 см выглядит так:
Одна из задач учащихся - среди множества показать прямоугольник или квадрат с определёнными сторонами и найти площадь. А также часто решаются обратные задачи: назвать стороны и показать прямоугольник или квадрат с определённой площадью.
Косвенной задачей является возможность учащихся самим начертить геометрические фигуры.
Кроме того, учащиеся быстрей запоминают квадраты чисел до двадцати при использование геометрических фигур разных цветов.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты — улучшение качества и скорости решения примеров при устном счёте у пятиклассников.
Долгосрочные:
1. Результативность участия учеников в различных мероприятиях, требующих математической подготовки.
2. Использование данного способа приведет к способности самостоятельно и диалектично мыслить (способности соединять, казалось бы, несоединимое), проявлять инициативу и познавательный интерес, отстаивать собственную точку зрения.
ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Показатели и критерии успешности выполнения проекта
Формирование у школьников устойчивых универсальных навыков выполнения табличного умножения.
Оценка рисков
Риски проекта | Меры их минимизации |
Возникновение дефицита времени | Анализ и корректировка дальнейшей работы |
Малое применение данной методики при изучение тем, не связанных с площадью | Использовать на этапе повторения |
Дальнейшее развитие проекта
На основе этого проекта предполагается:
- участие в различных методических конкурсах;
- распространение опыта на ШМО, КМО, РМО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования навыков табличного умножения — одна из актуальных. Это обосновано тем, что именно начальная школа должна заложить основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на последующих этапах обучения.
Проанализировав результаты анкетирования, я заметила, что не все ребята знают таблицу умножения, причем при изучении таблицы умножения ребята использовали разные способы запоминания. Большинство опрошенных ребят испытывали трудности при изучении таблицы умножения, и наиболее сложным для ребят оказалось умножение на 7,8 и 9.
Проведенное внеклассного мероприятия «Черти, считай, запоминай!» с учащимися 5 класса позволило увидеть заинтересованность детей данной методикой.
Устный счёт на уроках математики в пятом классе с применением нестандартных средств обучения стал быстрее и качественнее.
Косвенной задачей является возможность учащихся самим начертить геометрические фигуры.
Кроме того, учащиеся быстрей запоминают квадраты чисел до двадцати при использование геометрических фигур разных цветов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Демин, М Межпланетный рыцарский турнир. Умножай — раскрашивай — побеждай! Урокеры. Таблица умножения / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017г.
- Лонг Линетт, Великолепное умножение / М.: Поппури, 2017г.
- Морозова, Ж.М. "Карточки-тренажеры. Умножаем и запоминаем" / М.: Маленький Гений-Пресс, 2017.
- Никитина Е. Математика. Учим таблицу умножения / М.: Стрекоза, 2016. — 32 с.— ISBN 978-5-9951-1123-8.
- Самсонова, Л.Ю. Табличное умножение ко всем действующим учебникам / М.: Экзамен, 2018. – 96с.
- Дмитриева, О.И. Тренажер. Таблица умножения 2-3 классы"/ М.: Экзамен, 2018 г.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Математика. 2-3 классы. Табличное умножение и деление. Более 800 примеров для вычисления / Тетрадь для многоразового использования. — М.: АСТ, Клевер-Медиа-Групп, 2014. — 17 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543
- Шклярова Т.В. Как я учила мою девочку таблице умножения /5-е изд., стереотип. — М.: Грамотей, 2014. — 112 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Вопросы: |
1. Знаешь ли ты таблицу умножения: а) да б) нет |
2. Испытывал (ла) сложности при изучении таблицы умножения: а) да б) нет |
3. Каким способом ты учил(ла) таблицу умножения: а) учил (ла) на слух б) запоминал (ла) зрительно в) записывал (ла) 4. Умножение на какое число показалось тебе самым сложным: а) на «4» б) на «5» в) на «6» г) на «7» д) на «8» е) на «9» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты проса
| первоначальный опрос | повторный опрос | |
0 ошибок | 3 | 6 | |
1 ошибка | 1 | 1 | |
2 ошибки | 2 | 2 | |
3 и более | 3 | 0 | |
ИТОГО: | 9 | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Внеклассное мероприятие по математике « Черти, считай, запоминай!»
Тип урока | Изучение нового материала |
Педагогическая цель | Создать условия для формирования представлений об общих и отличительных признаках прямоугольника и квадрата. |
Планируемые результаты | Цели: Познавательные умения: — определять геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник) и обосновывать своё мнение; — определять различие прямоугольника и квадрата и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм. — выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: — выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УДД |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Дети, улыбнитесь, повернитесь, поприветствуйте друг друга. Присаживайтесь на свои места. Повернитесь вы друг к другу, Улыбнитесь вы друг другу. За руки возьмитесь И ещё раз улыбнитесь. | Проверяют готовность к уроку Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация опорных знаний | Работа с карточками. Какие геометрические фигуры вы знаете? | Называют фигуру и доказывают свой выбор. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи | Работа с карточками. Назовите «лишнюю» фигуру среди данных геометрических фигур. .По какому признаку можно объединить оставшиеся фигуры? Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?- - Поставьте перед собой цель. - Давайте уточним тему урока. | Называют треугольник, оставшиеся фигуры четырехугольники. Формулируют тему урока | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы |
4. Освоение нового материала | Давайте запишем тему урока. - Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? - Для того чтобы пойти дальше давайте вспомним что такое – четырехугольник? - А сколько углов и сторон у четырехугольника? - Чтобы достигнуть намеченных целей мы должны пройти все задания. - Итак задание первое. - Постройте прямоугольник с помощью угольника? - Как проверить, что углы прямые? - Какие действия вы будите выполнять с помощью линейки? - Теперь мы с вами знаем, что такое прямоугольник и квадрат, и какие у них общие и отличительные признаки. - Переходим к следующему заданию. | Обучающиеся формулируют тему урока, совместно с учителем ставят цели на урок - Нужно доказать если среди них такие, у которых все углы прямые. Воспользоваться угольником, прикладывая его прямой угол к фигурам- Нам надо узнать, чем прямоугольник отличается от квадрата, а чем они похожи Дети высказывают свои предположения | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Физминутка | - Мы с вами немножко устали, проведем физминутку? Встаньте возле рабочего места. Мы устали чуточку Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай дружок. Прямо спину ты держи На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись. | ||
5.Первичное закрепление | - Переходим к следующему заданию. - У вас на столе лежат альбомные листочки. Начертите самостоятельно квадрат. С помощью чего вы будете чертить? - Молодцы! Переходим дальше, задание третье. - У вас на столах есть заготовленные модели прямоугольника. Предлагаю вам отрезать от модели прямоугольника часть, чтобы она была квадратом, одна сторона которого равна одной из сторон прямоугольника. - Очень хорошо. - А сможете ли вы самостоятельно начертить прямоугольник, который не является квадратом? Начертите. Закрасьте, пожалуйста, часть этого прямоугольника так, чтобы закрашенная часть была квадратом. | Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Самоконтроль и самопроверка | - Ребята, у нас осталось последнее задание. - Сосчитайте сколько квадратов. - Сосчитайте число маленьких квадратов. -Сколько здесь больших квадратов, состоящих из девяти маленьких? -Сосчитайте сколько прямоугольников -Сосчитайте число маленьких квадратов в прямоугольнике. -Как можно ещё найти количество маленьких квадратов в фигурах? -Когда мы узнаём количество маленьких квадратов, что мы находим? | Самостоятельное выполнение в тетради. Самопроверка. Взаимопроверка | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
6.Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала | Ребята, а где вы можете встретиться с прямоугольником и квадратом | Дети высказывают свои предположения. | |
7. Итог урока. Рефлексия деятельности. | - Давайте подведем итоги. - Чем похожи прямоугольник и квадрат? - Чем отличается прямоугольник от квадрата? - Найдите правильное утверждение: любой квадрат прямоугольник – любой прямоугольник квадрат. - Что мы узнали? (общие и отличительные признаки прямоугольника и квадрата). - Что мы запомнили? (определения – что такое прямоугольник и квадрат). - Чему научились? (построение с помощью линейки прямоугольника и квадрата на листе бумаги). | Оценивают свою деятельность. Вспоминают цели, поставленные на уроке, и делают вывод о том, достиг ли урок своих целей. | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных деятельностно-развивающих методов обучения для выработки практических умений у учащихся при формировании навыков табличных случаев умножения и деления
Раннее ознакомление и введение данного вида задачь поможет учашемуся с проблемами в развитии преодолеть и справиться с трудностями окружающей их экономической действительности....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)
Образовательная технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...
Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Создание педагогических условий для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...
Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»
В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...
Обобщение педагогического опыта "Формирование навыков критического мышления у обучающихся через интерактивные формы обучения на уроках истории и обществознания"
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания...
Педагогический проект «Формирование соци-альных навыков у детей с ОВЗ через создание уюта в жилом помещении»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАСегодня в мире растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Для многих из них детские дома, школы-интернаты ст...
Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."
В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...