Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»
проект (7 класс) на тему
Создание педагогических условий для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dutova.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГАОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат г. Котовска»
Педагогический проект
«Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Автор:
Дутова Татьяна Сергеевна, воспитатель
2014 г.
Актуальность
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выделяет одним из основных направлений «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся»
- 100% воспитанников группы имеют слабое психофизическое здоровье: 36% имеют III группу здоровья, 64% имеют II группу здоровья
- Негативные ценности и отрицательные образцы поведения в семье
Противоречия
Между
- Высоким запросом общества на здоровье как доминантную основополагающую ценность и низким уровнем здоровья у воспитанников с ОВЗ
- Необходимостью приобщения школьников к ценностям здоровья и недостаточным вниманием к решению валеологического воспитания в образовательной практике
- Пониманием родителями значимости формирования в воспитании основ ЗОЖ и недостаточным уровнем знаний у них по вопросам воспитания здорового ребенка
Проблемы
- Слабое психофизическое здоровье воспитанников с ОВЗ
- Низкий уровень компетентности в вопросах здорового образа жизни у подростков с ОВЗ и их родителей
- «Перегруженность» воспитанников отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения в семье
- Низкая доля воспитанников, посещающих спортивные кружки и секции
- Слабая двигательная активность воспитанников
Теоретические положения
- Культура здорового образа жизни личности (С.О. Авчинникова, Т.М.Алимова, Р.А.Ахундов и др.)
- Пути и способы сохранения и сбережения здоровья обучающихся в условиях педагогического процесса (И.П.Абаскалова, В.Ф.Базарный, Г.К.Зайцев и др.)
- Валеологическое образование школьников (С.Д.Дерябо, Г.К.Зайцев, М.Л.Кузнецова и др.)
- Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий (Т.В.Ахутина,Р.А.Лаишев, В.И.Ковалько, А.В.Родионов, Н.К.Смирнов и др.)
Цель
Создание педагогических условий для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате
Задачи
- Сформировать осмысленное отношение к своему здоровью,
как к важной жизненной ценности
- Организовать активный спортивный досуг
- Вовлечь воспитанников в спортивные секции
- Организовать просветительскую работу с воспитанниками, их родителями совместными усилиями педагогов, специалистов, медицинских работников
- Включить здоровьесберегающие технологии во все режимные моменты коррекционно – воспитательного процесса
Новизна проекта
- Организация системы работы по формированию ЗОЖ воспитанников группы
- Внедрение новых форм работы по данному направлению
Участники проекта
Руководитель группы: Дутова Татьяна Сергеевна (воспитатель).
Рабочая группа: педагог – психолог, социальный педагог,
педагог – организатор, медицинские работники, учитель физкультуры, родители.
Благополучатели: воспитанники группы № XI (обучающиеся 7специального класса VII вида).
Сроки реализации проекта
- Подготовительный этап - сентябрь 2013г.
- Основной этап – с октября 2013г. – по апрель 2014г.
- Заключительный этап – май 2014г.
Планируемые результаты
- Перемещение ценности «здоровье» в шкале ценностных ориентаций на более высокий уровень
- Уменьшение числа пропусков уроков по болезни
- Увеличение доли воспитанников, посещающих кружки и секции спортивной направленности
- Увеличение доли воспитанников, охваченных физкультурно – оздоровительными мероприятиями в течение проекта
- Повышение уровня двигательной активности подростков с ОВЗ
- Отсутствие вредных привычек
Подготовительный этап
- Изучение теоретического и практического материалов по проблеме
- Создание рабочей группы
- Разработка плана мероприятий
- Подготовка диагностического инструментария и проведение первичной диагностики
- Разработка критериев эффективности проекта
Критерии эффективности
- Уровень компетентности воспитанников в вопросах ЗОЖ
- Число пропущенных уроков по болезни (на одного обучающего в год)
- Доля воспитанников, посещающих спортивных кружков и секций
- Доля воспитанников, охваченных физкультурно –
оздоровительными мероприятиями в течение учебного года
- Уровень двигательной активности подростков с ОВЗ
- Отсутствие вредных привычек
Основной этап
- Система работы по формированию ЗОЖ в группе
- Методы мотивации и стимулирования воспитанников
- Формы работы
Система работы по формированию ЗОЖ в группе
- Выбор оптимального режима занятий и создание гигиенических условий жизнедеятельности
- Создание благоприятной психологической атмосферы
- Создание условий для физической активности детей
- Индивидуально – дифференцированный подход к каждому воспитаннику
- Использование здоровьесберегающих технологий обучения
- Пропаганда здорового образа жизни
Методы мотивации и стимулирования воспитанников
Познавательные
- Опора на жизненный опыт
- Учет познавательных интересов
- Создание проблемных ситуаций
Эмоциональные
- Поощрение
- Создание ситуации успеха
- Создание эмоционального фона для успешной работы обучающихся
Социальные
- Создание ситуации взаимопомощи
- Развитие желания быть полезным школе
- Развитие эмпатии по отношению друг к другу
- Заинтересованность в результатах коллективной работы
Формы работы
Проектная и исследовательская деятельность: «Я познаю себя - я познаю мир», «Осторожно, еда», «За здоровьем в лес», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Мой режим дня», «Путь, ведущий к здоровью».
Праздники: День здоровья, Будьте здоровы! Огонек здоровья. Путешествие в страну здоровья. КВН «Наше здоровье».
Оздоровительные мероприятия: Веселые старты. Зимние забавы. Неделя спорта. Утренняя зарядка. Физкультминутки. Спортивный час (прогулки, подвижные игры). Участие в школьных и областных соревнованиях.
Конкурсы, акции: Всероссийский конкурс рисунков «Каникулы без компьютера». Конкурсы рисунков и плакатов: «Спорт в моей семье», «Я и спорт», «Правильное питание и витамины». Акции: «Мы выбираем спорт», «Уберем поляну вместе». Конкурс «Дорога и мы».
Клуб «Мое здоровье»: Обучающиеся тематические занятия по ЗОЖ, ПДД
Встречи с медицинскими работниками, учителем физкультуры, инспектором ГИБДД, социальным педагогом. Проведение совместных мероприятий с родителями по укреплению здоровья детей: «Папа, мама я – спортивная семья», походы, экскурсии, совместная организация каникулярного отдыха детей. Обобщение семейного опыта.
Работа с родителями: Родительские собрания. Индивидуальные и групповые консультации. «Почтовый ящик». Выпуск стенгазет, фотовыставки.
Привлечение к участию в проектной деятельности.
Заключительный этап
- Итоговое воспитательное занятие «Сохраним и приумножим свое здоровье»
- Диагностирование результатов
- Выводы
- Востребованность проекта
Распространение опыта
- Размещение материалов в сети Интернет
- Выступления на ШМО, педсоветах
- Участие в областных научно – практических семинарах
Востребованность проекта
- Материалы проекта опубликованы в педагогических сообществах сети Интернет и активно используется в работе другими педагогами
- Проект может быть реализован в любых специальных (коррекционных) общеобразовательных школах
Информационные источники
- Влокова С.С. «Как воспитать здорового ребенка», Киев, 1991
- Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», М.ВАКО, 2004
- Змановский Ю.Ф. «Воспитание детей здоровыми», -М, 1989
- Якунчев М.А.. Голышенков С.П. «Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона», Саранск: «Красный октябрь», 2004
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002
- Здоровое поколение: Программа уроков здоровья и нравственности для учащихся 1–11 классов средней общеобразовательной школы: учебное пособие, Издательство: ФЛИНТА, 2011 г.
Интернет ресурсы:
http://it-n.ru – «Сеть творческих учителей»
http://ipk.admin.tstu.ru/ - сайт института повышения квалификации работников образования
http://www.openclass.ru/ - «Открытый класс»
http://pedsovet.org/ - «Педсовет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в условиях школы-интерната"
Безопасность жизни и деятельности— насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общего...
Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"
В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...
Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов
Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...
Воспитание здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов
Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...
Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"
Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...
Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...
- Мне нравится (1)